Национальность аварец характеристика. Аварцы – прошлое и настоящее


5 сентября 2016

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?

Это коренное население Кавказа, проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность - аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже "верховные".

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство - одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные "вольные сообщества". Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Видео по теме

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Кавказской Албании. Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение арабской письменности, жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают уважение к старшим не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто "главнее", всегда идёт справа, а муж - впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы - крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.

Ава́рцы (самоназвание - аварал , ма’арулал )- крупнейший народ современного .

Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в , и других субъектах , а также в (главным образом, Белоканский и Закатальский районы), (кварельские аварцы) и . За пределами России наиболее многочисленой аварской диаспорой является диаспора в Турции (примерно 20 поселений). Исконная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Аварское и Андийское Койсу, Каракойсу.

Язык

В пределах России среди аварцев широко распространён (к началу русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Верующие аварцы - премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть "еврейский хан"), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить "звёзды Давида", что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Происхождение и история

Хунз - кавказские хуны «Земли Трона»

Возможно, одними из предков аварцев были, проживавшие в эпоху на территории современного Дагестана, в том числе и там, где в средневековый период локализована Авария, племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Что же касается, например, слова «лег», то в аварском языке это обозначение «зависимого, рабского сословия» (лагъ - «раб, холоп»). Кроме того, у легов есть прямые потомки - Дагестана. Каспии же, согласно античным источникам, жили не в горах, а на побережье Каспия. Вместе с тем, на протяжении всей истории аварского народа, его политическим, духовно-культурным центром была территория нынешнего Хунзахского района, с одноимённым населённым пунктом, который переводится с аварского как «у хунов». Хунзах - столица «земли трона» («ард ас-сарир») и «провинции Авар» («вилайат Авар») средневековых источников.

Антропология

Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского балкано-кавказской (памиро-альпийской) . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опушенным вариантом. Волосы преимущественно темно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете глазной радужины преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые ученые считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к до н.э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, - более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов группы и . По его мнению, - территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Дебец Г. Ф. засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до , высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

О значении этнонима авар

Ма"арулал

По мнению лингвиста-кавказоведа Микаилова К. Ш., отождествление этнического термина ма"арулал с аварским словом ме"ер «гора» не выдерживает критики и является ничем иным как плодом народной этимологии. Широко распространённое и безоговорочно воспринимаемое многими мнение о том, - пишет Казбек Микаилов, «что основа магIарулал происходит от аварского же мегIер „гора“, а магIарул-ал „аварцы“, мол, естественно, означает „горцы“, „жители гор“. Забывая, правда, при этом, что соседями аварцев-горцев являются такие же, как и они народы. Там и лакцы, и андийские и цезские народности, и арчинцы, и даргинцы. То есть все - горцы . Значит, признак проживания, обитания в горах для этого случая не является релевантным, выделяющим, противопоставляющим, важным». В свою очередь Абдуллаев И. Х., на основании детального структурно-морфологического анализа лакского этнонимического термина для аварцев - „ярусса“ приходит к увязке корневого элемента яр < *ял с понятием „верх, верхний“ именно в социальном значении, то есть «хунзахцев стали называть по правителемя („верховные“), резиденция которых была в Хунзахе, а возникшее местное название Ярттащи , появление которого связано с верховными правителями и их местопребыванием, с течением времени стало ассоциироваться с хунзахцами, их обществом и самим аулом. В дальнейшем появляется и параллельная, но более этнонимичная форма ярусса , перешедшая на всех аварцев». С ним поностью согласен историк Б. М. Атаев.

Продолжая эту же тему, исследователи сев.-кавказско- изоглосс высказывают серьёзное сомнение по поводу корректности тюркской этимологии элемента даг (dağ , дагъ) в названии «Дагестан». По их мнению, Даг-е-стан первоначально никак не был связан с тюркским (огузским) дагъ „гора“ и свидетельством тому следующие лексические соответствия: аварское тIох (t.oχ) "крыша, матерчатый верх головного убора, вершина" (t.ałhi "господство, верховенство"), чеченское тхов (tχov), цахурское даха (daχa) "крыша"; сюда же - древнегреческое thakos "трон, местопребывание, жилище", латинское tektum, немецкое Dach "крыша", Dekke "покрышка, покров, потолок", tag венец, tağ "купол, свод", taχt "трон". Для вышеприведённых нахско-дагестанских лексем в кавказоведении существует их доказанная исконность, в связи с чем не может быть и речи о возможном их заимствовании из тюркских языков. Арабское средневековое обозначение Аварии также «Земля Трона», а вовсе не «Страна Гор».

Государственные образования

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Сарир достиг наивысшего расцвета в - вв., являясь крупным политичеким образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали . Арабский географ и путешественник (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X в. прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите . Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами и были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономичекую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, - сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии в отличие от остального Дагестана не была затронута монгольским нашествием . В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан ( г.) сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джалал ад-Дина и его союзников - . События, связанные со вторым походом, происходили следуюшим образом: весной года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа столицу , отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельсвуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и зимой г. овладели их главным опорным пунктом - селом Кумух. Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» - это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных отношениях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. По мнению современного исследователя , правители способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV в. на древней территории … Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV в. (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

Экспансия XVI-XVII вв.

XVI-XVII вв. характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В территориальном отношении оно было довольно обширным: южная граница проходила по реке Аварское Койсу, а северная доходила до реки . В этот период продолжалось интенсивное переселение аварцев в Джаро-Белоканы. Используя благоприятный момент ослабления, а затем и распад шамхальства, аварские ханы подчинили своей власти соседние сельские общины багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев и других, за счёт которых значительно расширили свою территорию. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан Аварский (по-прозвищу «Бешеный»), правивший в 1774-1801 гг. При нём нуцальство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских «вольных обществ», так и за счёт соседней чеченской территории (прежде всего общества Чеберлой). При правлении Умма-хана Аварскому ханству дань платили грузинский царь , дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, а также вассал Турции - паша Ахалцихский. Во время военных действий союзные с хунзахским ханом общества обязаны были поставлять войско и обеспечивать его всем необходимым. Говоря о Умма-хане, Ковалевский С. С. отмечает, что он - человек больших предприятий, отважности и храбрости. Собственное его владение было небольшое, но влияние на окрестные народы «весьма сильное, так что он представляет собою как бы повелителя Дагестана». По свидетельству Я. Костенецкого, «Авария не только владела многими, теперь от неё уже зависимыми обществами, но и была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов её трепетали все соседи.

Вхождение в состав России

Конец священной войны

Царизм же не преминул извлечь ошибки из своих неудач и в корне поменял тактику, временно отказавшись от политики жёсткого колониального гнёта. В таких условиях мюридистские лозунги о необходимости ведения „священной войны“ с Россией до последнего подростка, способного держать в руках оружие, не считаясь при этом ни с какими жертвами, ни с какими потерями, - стали восприниматься горцами как сумасбродные и гибельные. Авторитет Шамиля и его наибов стал таять. Шамилю нередко приходилось воевать не только с русскими, но и со своими „фрондёрами“. Так, часть аварцев (прежде всего,- хунзахцы и чохцы) сражалась на стороне России в подразделениях горской милиции и дагестанском конном полку. После капитуляции Шамиля все аварские земли были включены в состав Дагестанской области. В г. Аварское ханство ликвидировано, на его территории образован Аварский округ. Справедливости ради, следует отметить, что несмотря на жестокие, бесчеловечные методы царского коммандования, применявшиеся ими в ходе поддавления национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, царская Россия, тем не менее, насколько это было возможным, в целом, не трогала национально-религиозных традиций этих народов. По отношению же к аварцам в Дагестане имеются многочисленные факты, свидетельствующие о наделении их такими льготами и привилегиями, которыми было обделено даже подавляющее большинство самих русских. В частности, это касается быстрого предоставления высоких воинских наград, званий, чинов. Пленённому Шамилю со стороны царя были оказаны максимальные почести. Царская администрация и русские военачальники очень высоко отзывались о Шамиля как о мужественной и порядочной личности, подчёркивали его незаурядный талант полководца и политика. Аварцы при императоре входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.

К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 г., - по истечении 18 лет после окончания войны, - численность аварцев достигла лишь 158, 6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184, 7 тыс. человек. Исследователями подсчитано, что, если бы не было вообще Кавказской войны, колониальной интервенции и геноцида со стороны Российской империи, то к 1860 г. численность аварцев составила бы свыше 600 тыс. человек, а нынешняя численность могла быть достигнута к 1895 году. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового и даже, - полного - исхода аварского народа в Турцию, то ей стали спешно препятствовать. Царизм с одной стороны не мог заселить аварские горы , а с другой оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов.

В составе СССР

Традиционный образ жизни

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений - тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). Средняя община включала 110-120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца - старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев - , состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась . Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Наиболее популярной и типично аварской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего - спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе - на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, - «орла с саблей».

XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< *bar < * "war ) - вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» - разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта.

Выдающиеся аварцы

Одной из наиболее ярких фигур в истории аварского народа является - уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии (1797-1871). В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица: правители Суракат, Умма-хан «Справедливый» и Умма-хан «Бешеный», имамы Гази-Мухаммед и Гамзат-бек, наибы Шамиля Хаджи-Мурад и Мухаммед-Амин Асиялав, генерал царской армии , учёные-арабисты Мухаммед Мусалав-Кудутлинский, Абубакар Аймакинский, шейх Узун-Хаджи Салтинский, внук имама Шамиля Саид Шамиль, фельдмаршал Османской империи Фазиль-паша Дагестанлы, имам Нажмудин Гоцинский, художник-политэмигрант Халил-Бек Мусаясул (Halil Beg Mussayassul , снискавший в нацистской Германии восторженную оценку как талантливый творец «истинно арийского искусства», был лично знаком с и ), генерал-полковник советской армии Магомед Танкаев, турецкий герой корейской войны 1950-1953 гг., удостоенный высокими наградами Министерства Обороны США и благодарностью от Правительства США, - Хаджи Алтынэр (чей портрет запечатлён на почтовых марках), турецкий генерал Мехди Сунгур, турецкие учёные-богословы Шерефеддин из Кикуни, Омер Зияудин Бинатлы, министр госбезопасности Турции Мехмет Гёльхан, генерал-майор КГБ Омар Муртазалиев, генерал советской армии Магомед Гитинамагомедов, профессиональные борцы греко-римкого стиля Магомед-Мама Махтилаев «Сали-Сулейман» из Телетля (по-прозвищу «Лев Дагестана», чемпион мира) и 207 сантиметровый атлет Осман из Кикуни (победитель Ивана Поддубного), пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, золотые призёры Олимпийских игр по вольной борьбе Мустафа Дагестанлы (также четырёхкратный чемпион мира),Загалав Абдулбеков,Хаджимурад Магомедов, Мурад Умаханов, Сагид Муртазалиев, Мавлет Батыров, чемпион мира по дзю-до Абдулгаджи Баркалаев, двукратный чемпион мира по профессиональной борьбе Магомедхан Гамзатханов («Волк-хан»), золотой призёр Олимпийских игр по боксу Гайдарбек Гайдарбеков, чемпион мира среди профессионалов по боксу Султан Ибрагимов, чемпион мира по тайскому боксу Магомед Исмаилов, чемпион мира по боям без правил Ибрагим Магомедов, космонавт-испытатель МАП СССР и заслуженный лётчик-испытатель РФ Магомед Толбоев, поэты Бегилав из Гергебиля, Эльдарилав из Ругуджа, Чанка из Батлаича, Гамзат из Цада, Адалло Али, турецкий журналист и прозаик Эртугрул Шевкет Авароглу.

Литература

Использованная литература

  • Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. - М.: Наука, 1988
  • Агларов М. А. Андийцы. - Махачкала: ЮПИТЕР, 2002
  • Айтберов Т. М. И аварский язык нуждается в государственной поддержке // Журнал «Народы Дагестана». 2002. №5. С. 33 - 34
  • Алексеев М. Е. , Атаев В. М. Аварский язык. - М.: Academia, 1998. С. 23
  • Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа - М.: Наука, 1974.
  • Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. Агларов М. А. - Махачкала: ДНЦ РАН ИИАЭ, 1995
  • Атаев Б. М. Аварцы: история, язык, письменность. - Махачкала: АБМ - Экспресс, 1996
  • Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). - Махачкала, 1965. С. 46
  • Гёкбёрю Мухаммед. «О великий Аллах, ты яви нам Серого Волка...» // Журнал «Наш Дагестан». 1993. №165 - 166. С. 8
  • Дадаев Юсуп. Государственный язык Имамата // Журнал «Ахульго», 2000. №4. С. 61
  • Дебец Г.Ф. Антропологические исследования в Дагестане // Труды Ин-та этнографии АНСССР. XXXIII. - М., 1956
  • Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. - М.: Наука, 1966. С. 106-107
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А. Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. - М.: Наука, 1988
  • Иоанн Галонифонтибус . Сведения о народах Кавказа (1404 г.). - Баку, 1980
  • Магомедов Абдулла. Дагестан и дагестанцы в мире. - Махачкала: Юпитер, 1994
  • Магомеддадаев Aмирхан. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и современность). Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. Книга II
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. - Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Муртузалиев Ахмед. Маршалл Мухаммад Фазиль-паша Дагестанлы // Журнал «Наш Дагестан». - 1995. №№176 - 177. С. 22
  • Мусаев М. З. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001 - 2002. №№№ 202 - 204. С. 32
  • МухIаммадова Майсарат. Аваразул бихьиназ цIар рагIараб Дагъистан (Аварскими мужчинами прославленный Дагестан). - Махачкала: Юпитер, 1999
  • Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии. - Махачкала: ЭПОХА, 2004.
  • Халилов А. М. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991
  • Четинбаш Мехди Нюзхет. След кавказского орла: последний Шамиль // Журнал «Наш Дагестан». 1995. №№178 - 179 - 180. С. 36
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994

Медиа:Sljozy serdca Gamzalav.ogg

Медиа:Avaristan.ogg

Название «аварцы» этому народу дали кумыки, от которых его усвоили русские. Тюркские слова «авар», «аварала» означают «беспокойный», «тревожный», "воинственный" и т. п. Горные соседи действительно причиняли кумыкам много беспокойств. Сами же аварцы называют себя различно, смотря по тому, откуда кто родом. Впрочем, есть у них и общее самоназвание «маарулал» - по одной версии, "горцы", по другой - "верховные" (в социальном смысле).

Исторические связи аварцев со средневековыми аварами, создателями Аварского каганата, неясны. Как свидетельствуют археологические изыскания, в аварских захоронениях на территории современной Венгрии в массе своей покоятся европеоиды, однако небольшая прослойка, судя по всему - господствующая, имеет ярко выраженные монголоидный и так называемый туранский (среднеазиатский) типы строения черепа. С учетом этих данных представляется наиболее вероятным, что аварское племенное объединение сложилось из правящей верхушки – монголоидных аваров и подчиненных им ираноязычных этносов, возможно, при участии каких-то тюркоязычных групп.

Кавказские аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Результаты же анализов mtDNA (материнской ДНК) аварцев подтверждают то, что они ближе к славянам, чем к другим народам Дагестана. Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аварцев характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы.

Во всяком случае, исторические предания аварцев восходят только до IX века - времени арабского владычества в Дагестане. Впоследствии, в X-XIV веках, восточные авторы описывали владетеля исторической области Сарир, где жили аварцы, как «сильнейшего из князей Дагестана», который собирал дань с окрестных жителей деньгами, зерном, баранами, тканями, плодами и другими продуктами, даже куриными яйцами. В те время (до начала XIII в.) аварцы были христианами, но затем приняли мусульманство суннитского толка. К 1404 году относится первое достоверное упоминание этнонима "аварцы" (в сообщении Иоанна де Галонифонтибуса, который написал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи»). Аварский правитель Андуник в своем завещании 1485 года поименовал себя «эмиром вилайата Авар».

В 1741 году аварцы с помощью других горцев разбили полчища непобедимого иранского полководца Надир-шаха, который в отместку велел насыпать в Дербенте гору из человеческих глаз.


Хунзах - столица Аварского ханства


Шамиль

Россия наладила связи с аварцами с XVI века, а в 1803 году Аварское ханство добровольно вошло в состав России. Но роковые ошибки царской администрации и начавшаяся Кавказская война надолго разделил наши народы. Авария стала базой движения Шамиля. Сам Шамиль был по происхождению аварцем - он родился в 1797 году в ауле Гимры. Впрочем, Авария не сразу полностью подчинилась Шамилю: правившая тогда ханша Паху-Бике и двое ее сыновей за неповиновение были убиты, а многие аулы разорены. Имамат, сколоченный железной рукой Шамиля, стал государством с неограниченной светской и духовной властью имама, со своей администрацией, налогами, наградами и т.д. Все сторонники России были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя, - унизительного и оскорбительного для истинных мусульман».

В течение почти 25 лет Шамиль со своими наибами и мюридами боролся с огромной Российской Империей. В августе 1859 года русские войска штурмом взяли высокогорный аул Гуниб и пленили имама.

Аул Гуниб. Современный вид (панорама)

Со своей семьей он был выселен в Калугу, откуда завещал горцам верно служить русскому царю. Его призыв был услышан. При императореАлександре II аварцы входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.

Шамиль в Калуге с сыновьями, зятьями и русскими офицерами.

Аварцы - крупнейший народ современного Дагестана. В советском Дагестане аварцев даже называли титульной нацией.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность аварцев в России составляет 814 тысяч человек (рост в 4 раза за столетие) - это 9-е место после русских.

Среди них много известных людей - например, Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев.

***
Аварцы - народ-труженик. Занятые ими земли суровы и неприветливы.

Здесь практически нет пахотных земель. Однако склоны гор изрезаны уступами, которые как лоскутное одеяло покрыли все покатости и бугры. Это террасовые поля. В Аварии почти нет горы, чтобы ее не пересекали площадки террас. И каждое такое поле - это гимн человеческому труду. Чтобы сделать самую маленькую террасу, надо выровнять склон, освободить его от камней, укрепить края и принести на своей спине почву или удобрения. И уже потом жить надеждой, что поле не смоет ливень, не уничтожит обвал, и оно даст урожай.

Дом в аварском селении Бацада.

Трудные условия выживания развили в аварцах большую взаимовыручку.



Аварцы в традиционной одежде

Если в очаге одного аварца сохранилась искра огня, он передаст ее соседу, и от этой искры во всех очагах аула дружно запылают огни. В трудные минуты горцы, забывая раздоры, всегда делились куском сыра и горстью муки.

Молитвенный ковер - намазлык. XIX в. Аварская работа.

Аварцы, как правило, знают несколько языков. Более 60 % свободно говорят по-русски, еще примерно столько же изъясняются на кумыкском языке, который протяжении многих веков выступал в Дагестане в роли языка-посредника.
О величии природы Аварии и духовной красоте аварского народа очень хорошо рассказал в своем творчестве выдающийся дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Закончу его стихотворением «Родной язык»:

Так я лежал и умирал в бессилье,
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На милом мне аварском языке.

И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал. И наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не лекарь, а родной язык.

Мне дорог край, цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина весь.
Я за него погибну, где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь.

Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула
Преемника Гамзата из Цада.

Что ж, дай Бог, чтобы родная речь и родная культура помогли и нам излечить наши души.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Аварцы - самоназвание маарулал (магIарулал), буквально «горцы» - один из наиболее значительных по численности народов Дагестана. Всего их насчитывается 912 090 человек, в том числе в Дагестане 850 011. Аварский язык принадлежит к аваро-андо-цезской группе дагестанской ветви кавказских языков. Область распространения аварского языка протянулась с севера на юг полосой, разделяющей Дагестан на две части. Длина этой полосы около 170 км на юг, а наибольшая ширина - около 70 км.
Строй аварского языка характеризуется сложной системой согласных, наличием именных классов, многочисленными местными падежами, эргативной конструкцией. Для фонетики характерны подвижное ударение, играющее смыслоразличительную роль.
В состав аваро-андо-цезской группы, кроме собственно аварского языка, входят также андийские и цезские языки. Говорящее на них население Аварии родственно аварцам не только по языку, но также и по основным чертам культуры и быта, и в настоящее время объединяется с собственно аварцами. За основу литературного аварского языка взят так называемый войсковой язык - болмацI, издавна употреблявшийся при устном общении между авярцами и андо-цезами.
Первый вариант аварской письменности на кириллической основе был создан бароном петрм Карловичем Усларом в 1861 году в Тифлисе. В 1928 году было принято решение о переводе аварского языка на латиницу, а в 1938 был введён новый алфавит на русской графической основе.
Аварцы населяют в основном горную часть Дагестанской АССР: Хунзахский, Гунибский, Кахибский, Гергебильский, Гумбетовский, Чародинский, Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский, Ахвахский, Казбе-ковский, Тляратинский районы. Частично заселены аварцами Буйнакский, Левашинский и Кизилюртовский районы, а также одно селение в Рутульоком районе (Кусар). Кроме того, аварцы живут за пределами Дагестана - в Закатальском и Белоканском районах Азербайджанской ССР. Основная территория расселения аварцев со всех сторон ограничена почти замкнутыми хребтами: Андийским, Салатау, Гимринским и др. Внутри она рассекается притоками р. Сулак - четырьмя Койсу (Аварским, Казикумухским, Андийским и Кара), а также множеством горных кряжей - отрогов Главного Кавказского хребта. Труднодоступные естественные рубежи между различными частями Аварии и господство натурального хозяйства явились одной из главных причин длительной изоляции в -прошлом народностей аваро-андо-цезской группы и сохранения у них большого числа языков, диалектов и говоров.
В раннем средневековье Авария входила в состав Хазарского каганата, а после разгрома Хазарии нашими славными предками вошла в состав возникшего в одном из её осколков еврейского княжества Жъугьут с центром в первой столице Хазарии Семендере - рядом с расположенной теперь в Чечне нынешней станицей Шелковской. С XIII по XIX века существовало независимое Аварское ханство. В XVIII веке достигло пика своего могущества - в вассальной зависимости аварского хана находились джаро-белоканское общество, дербентский, кубинский, шекинский, Бакинский и ширванский ханы. Дань аварцам платили даже чечены. Ещё раньше существовал Аварский каганат, но аварцы к населявшим его аварам не имеют никакого отношения, хотя дагестанский историк Мамайхан Агларов и пытается из созвучия двух экзонимов вывести родство аваров с нынешними аварцами.

C генетической точки зрения аварцы родственны евреям - 67 % аварцев являются носителями еврейской гаплогруппы J1. Бльшинство остальных относится к числу носителей гаплогруппы J2 .

Согласно чеченской хронике «Летопись племени Нахчу», аварские ханы были одного происхождения с хазарскими каганами: «Суракат и Кагар, князья еврейские. Суракат поселился в Аваре (Суракат... живший в горах, в Хунзахе), а Кагар в Чир-юрте». В хронике «История Ирхана» указано, что султан Аварии является братом кагана Хазарии.

В конце XV века, аварский язык, становится языком (болмац) межэтнических отношений для всех западных и высокогорных мелких народностей и этнических групп.
В начале XIX в. Аварское ханство и отдельные общества присоединились к России. Аварские ханы отказались поддержать Имамат Чечни и Дагестана в их антирусской войне. Временно поставленный правителем Аварии Аслан-хан-казикумухский просил направить русские войска для обороны Хунзаха, и барон Розен согласился на его просьбу ввиду стратегического значения крепостиПравда, другой знаменитый аварец Шамиль в 1840 году был провозглашён имамом Чечни. В 1841 году в Аварии вспыхнули беспорядки, возбуждённые одним из наибов Шамиля Хаджи-Муратом, изменившим присяге нашему царю, и в 1943 году столица Аварии перешла под контроль Шамиля.

В 1859 оду Хунзах был занят русским войском и в том же году Аварское ханство было восстановлено, причём ханом, по желанию князя Барятинского, был назначен родственник бывших аварских ханов Ибрагим-хан Мехтулинский, правивший ханством самовластно до 1863 года, когда он был отрешён от управления вследствие умственного расстройства. После этого Аварское ханство с присоединением к нему в 1865 году части аварского общества Хиндалал было преобразовано в Аварский округ. Что касается аварцев Азербайджана, то территория их расселения, согласно существовавшему перед революцией административному делению, входила в Закатальский округ.
Ведущими отраслями хозяйства Аварии во второй половине XIX и начале XX в. были в высокогорной части - скотоводство, ниже в горах, а также в долинах рек - земледелие (полеводство и садоводство).
Народный опыт аварских скотоводов подсказал им наиболее целесообразный для местных условий состав стада (около 70% составляли овцы, около 20% составлял крупный рогатый скот, остальное - лошади и ослы). Однако скотоводство носило экстенсивный характер (заготовка сена осуществлялась в незначительных размерах). Собственных зимних пастбищ на плоскости аварцы за редкими исключениями не имели и были вынуждены арендовать их у князей Тарковских (потомков шамхала) и других крупных землевладельцев, а также в Грузии и Азербайджане.
Неблагоприятные климатические условия и отсталая сельскохозяйственная техника ограничивали ассортимент злаков, возделывавшихся аварцами. Наиболее типичными для аварского зернового хозяйства начала XX в. были особый род пшеницы, так называемый «магар», просо «корсар», отличающееся от обыкновенного тем, что растет колосом, а не кистью, и черный горох. Кроме того, аварцы сеяли рожь, голый ячмень, яровую пшеницу, кукурузу, а также лен и коноплю.
Примитивные способы ведения хозяйства, отсталая техника, малоземелье - все это делало земледелие необычайно трудоемким процессом. Аварец на обработку одной десятины земли затрачивал более месяца, тогда как па плоскости одна десятина обрабатывалась в течение всего пяти дней.
Co второй половины XIX в. в Аварии особенно развивается торговля. В каждом сколько-нибудь значительном селении существовал местный торговец - базаргап, скупавший у односельчан товары и перепродававший их в Темир-Хан-Шуре, Петровске, Кизляре и других городах. Обычный дом аварских крестьян представлял собой четырехугольную постройку с плоской крышей. Стены его были сложены из необработанного камня различной формы, причем в качестве скрепляющего материала применялся иногда раствор местной почвы. Дом строился либо на фундаменте, либо на скалистом грунте. На степы клали одну или несколько балок, поверх которых настилали доски или жерди, а на них укладывали хворост, сено и насыпали тонкий слой земли и глины. Основные балки потолка поддерживались специальными столбами. Земляной настил тщательно утрамбовывался катком. Такая крыша нуждалась в укатывании после каждого дождя.

В нижнем этаже дома находились хозяйственные помещения - хлев, сеновал, кладовая - и зимняя жилая комната. На верхний этаж вела наружная каменная лестница. Там размещались жилые комнаты - в домах зажиточных аварцев обычно три, в бедных - одна, реже - две. Из каждой комнаты имелся выход на галерею, нависающую над первым этажом или выходящую на крышу нижнего дома. Крыша галереи поддерживалась несколькими столбами. На галерее обычно стояли деревянный резной диван и несколько маленьких скамеек.
В некоторых домах посреди комнаты на глиняном полу находился открытый очаг, над которым висела цепь для котла. Место около очага считалось самым почетным в доме, здесь стоял деревянный резной диван - место старшего в семье, на которое обычно сажали гостя. Очаг делил комнату на четыре части: в правой стороне помещались мужчины, в левой - женщины, между столбом и очагом - дети во время трапезы; место между очагом и наружной стеной дома предназначалось для хранения дров и хвороста. В старину такой дом был жилищем большой семьи, которая обозначалась тем же термином цо рукъалъул гIадамал, что и группа родственных семей. В начале XX в. в нем помещалась уже малая семья.
Национальный костюм аварца состоял из туникообразной рубахи, шаровар, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи. Своеобразна аварская шуба, имеющая небольшой воротник и узкие ложные рукава. Такая шуба носилась внакидку.
Основным элементом женского костюма было, как и у других народов Дагестана, туникообразное платье-рубаха (горде). Горде надевалось поверх длинных штанов или прямо на тело. Оно шилось из прямых полотнищ материи темных цветов (черного, синего, реже темно-красного), имело круглый вырез у шеи и прямые рукава с манжетами, застегивающимися у кисти руки. В Кахибском районе горде подпоясывали широким матерчатым поясом в виде полотенца; богатые женщины надевали металлический пояс с красивой пряжкой или кожаный с металлическими украшениями. В Хунзахском, Ботлихском и других районах богатые женщины в праздник поверх горде надевали хабало - разрезное шелковое платье, собранное в сборки у пояса, с рукавами, имеющими разрез от локтевого сгиба до кисти (одежда кумыкского типа).
Главным элементом головного убора аварки была чухта (у собственно аварцев - чухт1о) - мешочек для кос, соединенный с чепцом. Чухта надевалась низко на лоб и при помощи завязок прочно укреплялась на голове. Богатые аварки шили ее из шелка. Чухта во многих аварских селениях имела свои особенности. В ряде обществ Гунибского района лобная часть чухты имела чухтар - квадрат, на который навешивались металлические украшения или делалась художественная вышивка золотыми нитками. В Кахибском районе чухта имела еще круглые височные бляхи: большие у девушек, несколько меньшего размера у замужних женщин и маленькие у старых. Поверх чухты в Хуизахском районе в торжественных случаях надевали платок или шаль. Сохраняясь и поныне, чухта имеет в разных местностях свои специфические особенности. Различаются чухты андийцев, ботлихцев, тиндалов и других этнографических групп аварцев.
Обувью служили кожаные сапоги (чакмаби), войлочные сапоги (квасул хъитал), которые носили главным образом зимой, и шерстяные носки с толстой подошвой, особенно распространенные в Тляратинском и Цумадинском районах. Летом чаще всего носили мягкие чувяки.
Крепостное право в Аварии, как и в большинстве районов Дагестана, было отменено только в 1913 году. Феодальная знать, несмотря на упразднение в 1860-х годах ханско-бекского управления, сохраняла свои привилегии. 4Как и в большинстве других областей Северного Кавказа, в Аварии феодально-зависимое крестьянство состояло из двух основных групп: лично свободных общинников (узденей) и крепостных (райятов). Были в Аварии и домашние рабы. К числу светских феодалов принадлежали ханы, беки и чанки.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...