Даосизм (основные идеи, понятия). Религия даосизм


Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

История[править | править исходный текст]

Основная статья: История даосизма

Формирование даосизма[править | править исходный текст]

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу.



Первые даосские школы[править | править исходный текст]

Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже - Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников.

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV-III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

Формирование канона[править | править исходный текст]

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

Развитие даосизма[править | править исходный текст]

Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[источник не указан 1021 день]

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма).

Позднее, в танскую эпоху Школа Небесных Наставников была воссоздана как Школа Истинного Единого (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы, и заметно ослабевшие Шанцин и Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование.

Ван Чунъян (XII век) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Таким образом в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами - Школа Истинного Единого на юге и Цюаньчжэнь на севере.

Упадок даосизма в Цинскую эпоху[править | править исходный текст]

Известно, что император Канси (1654-1722) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.

Даосизм в настоящее время[править | править исходный текст]

На территории даосского храма Чан Чунь (Вечная Весна) в Ухане

При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти ученые призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже ученые-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил свое влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.

Всекитайская Ассоциация Даосизма

Элементы учения[править | править исходный текст]

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Дао (道) - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

Дэ (德) - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным

У-вэй (無為) - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Пу - буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма[править | править исходный текст]

Даосская философия

Три сокровища (даосизм)

Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме

Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия

Даосская медитация

Даосский пантеон

Хуантинцзин - «Канон Жёлтого Двора»

Шанцин - «Школа Высшей Чистоты»

Видные фигуры в даосизме[править | править исходный текст]

Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма

Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей даосизма

Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху

Гэ Сюань - легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао

Гэ Хун - китайский даосский учёный и алхимик, внучатый племянник Гэ Сюаня, написавший энциклопедический труд Баопу-цзы по внешней алхимии

Гэ Чаофу - внучатый племянник Гэ Хуна, основатель школы Линбао

Коу Цяньчжи - реформатор Школы Небесных Наставников, впервые добившийся провозглашения даосизма государственной религией

Ян Си - даос, основатель школы Шанцин

Тао Хунцин - даосский энциклопедист, укрепивший школу Шанцин

Люй Дунбинь - легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных

Чэнь Туань - знаменитый даос с горы Уданшань, повлиявший на общественную мысль в Китае

Ван Чунъян - основатель школы Цюаньчжэнь

Чжан Саньфэн - даос с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань

Как и где возник даосизм? Чем он был изначально - философским учением или религией? Даосизм имеет преемственность в китайских религиозных представлениях, уходящих корнями в доисторические времена. Центральным текстом даосов является Дао Дэ Цзин. Книга Пути и Достоинства. Ее написал мифический философ Лао-цзы (кит. - “старый младенец"), живший в 6 веке до нашей эры. В этом трактате, как и в не менее знаменитом наследии другого китайского мудреца - Чжуан-цзы. религиозные представления преобразованы в чистую философию, где дао замещает Небесного Государя. Как религиозная школа даосизм сложился лишь к 3 веку нашей эры.

Каковы основные принципы даосизма? Основным принципом даосов является у-вэй - непротивление течению вещей и сосредоточение на внутреннем самосовершенствовании. Это способ взаимодействия с дэ - физическим проявлением запредельного пути дао. Даосская троица верховных пречистых, произведших мир, носит название Сань Гуань. Троица обозначает как запредельную реальность, закон и праведного императора, так и три стихии - небо, воду и землю. Особо почитаются Восемь Бессмертных - Ба Сянь. Они считаются некогда жившими людьми. Сам Лао-цзы провозглашается первочеловеком, в его честь возводятся храмы и приносятся жертвы.

Почему учение даосизма считается мистическим и даже шаманским? Широта учения позволила даосизму включить в себя шаманские практики, культы обмана и подкупа духов природы, представляющие собой веру остановившихся в своем развитии народностей Китая. В стремлении к бессмертию даосы изобрели алхимию в 4 веке до нашей эры. Для сравнения - в Европу алхимия пришла гораздо позже, лишь в 13 веке нашей эры. Из внутренней алхимии, где в деле наполнения тела жизненной энергией ци ведущая роль отдавалась ртути, а также употреблению различных трав, произошла знаменитая китайская медицина.

Какое отношение к даосизму имеют распространенные сегодня техники цигун, кунг-фу и фэн-шуй? Внутренняя и внешняя алхимия достижения бессмертия вместе составляют ушу. Цигун как медитативная практика дыхания и управления ци традиционно уделяет большое внимание сексу, черпанию энергии из “сокровенного женского". В монашеской среде большое распространение получил секс без эякуляции. В 8 веке, с приходом монгольской династии, даосы подвергались гонениям. В целях самосохранения они начали строить в горах монастыри и развивать боевые практики кунг-фу. которые заимствовали и буддисты. Смыслом этих практик являлась трансформация тела и сознания, обретение сверхспособностей и взращивание “внутреннего младенца" - даосского аналога души. Философские основы фэн-шуй лежат в древнем народном эпосе "Книга Перемен". Это учение посвящено правильной организации пространства, устраняющей препятствия подобной ветру циркуляции энергии ци. Оно было развито даосами и использовалось в построении ритуальных центров и оформлении личного пространства.

Какое положение даосизм занимает в Китае сегодня? Народная поговорка гласит: “Китаец рождается как даос, живет как конфуцианец, а умирает как буддист". В настоящее время даосизм признается традиционной религией страны, даосские храмовые комплексы активно развиваются.

Даосизм возник в Китае во 2-й половине I тысячелетия до н.э. Основателем даосизма считается Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.).

Согласно легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-цзы оставить в о себе книгу, в которой отразились бы мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов иод названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включающее 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.

В центре даосской доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное , постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао (Л.С. Васильев, с. 284).

Дао - это первооснова всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао выступает также синонимом единого мирового целого.

Дао при этом - бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Значение иероглифа «Дао» - путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить, проистекать из, держать путь из, вести за собой, течь (Лао-цзы, с. 5, комментарий переводчика).

Все в мире находится в пути, в и изменении, все непостоянно и конечно. Человек включается в это движение и этим постигает Дао, т.е живет в согласии с миром. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.

Человек, создавая общество и цивилизацию, породил множество искусственных вещей (которые не порождены Дао), стал от них зависеть, что привело к противопоставлению человека и мира и его дисгармонии.

Дао присуща благая сила дэ (добродетель), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (многообразие вещей) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

К состояниям, характеризующим Дао, относятся принципы цзы (самоестественность, спонтанность) и у-вэй (недеяние).

Принцип цзы жань указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственна и природе. Принцип цзы жань не требует от человека никаких усилий полностью покоится на собственных природных ритмах. «Цзы жань рядом, она в природе. Ее не надо логически доказывать. Правда цзы жань проста: где бы ты не был, природа воды - ЯНЬ вниз, природа огня - подниматься вверх. Человеку от этой Ювленской правды никуда не деться, он ею ежедневно питается и греется» (А.Е. Лукьянов, с. 124).

Принцип у-вэй означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы жань. Это не бездействие. Это , которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

У-вэй - это одна их характеристик Дао. «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и все совершают». (Даосские притчи, с. 1).

В более поздних вариантах даосизма появилось понятие «ци» (пневма, эфир), которое является аналогом понятия Дао. Под «ци» понимается исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, «ци» становится веществом, утончаясь - духом. В промежуточном состоянии «ци» представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений системы цигун.

В VII-VIII вв. под влиянием в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психотехнических методов созерцательной . Основное начинает уделяться приемам внутренней гармонизации, нравственному совершенствованию и практике созерцания.

Что такое Дао? . Дао ДЭ Цзин

Дао - великое Начало и Духовный путь.

Губит людей страсть к накоплению, ведь все, что

они обретают в этом —

лишь огорчения и скука

Сражаясь и побеждая, они сами вершат

похоронный обряд.

Даосизм возник раньше «Конфуцианства».

Прежде всего, так называемая секта «спокойных» в Древнем Китае призывала к усовершенствованию личности человека.

Поэтому, развитие личности человека до совершенства — считалось высшей целью жизни.

По мнению «спокойных», равновесие внутреннего мира человека может быть достигнуто только через познание внешнего мира.

Или же, изучение и знание внешнего мира определяет равновесие внутри самого человека.

Гармонию.

До настоящего времени идут споры о понятии «дао».

Исследователи отмечают, что постичь «дао» возможно лишь интуитивно.

Дао точно не переводится. Дао — закон — природа вещей.

Иероглиф «Дао » в переводе с китайского

  • — «Изначальный дух»,
  • «Духовный путь».
  • Либо Бог.

Слово «Де » —

  • «безупречность»,
  • «высшая добродетель»,
  • «духовная чистота»,
  • «сила духа».

Дао — великое Начало и Духовный путь.

Я призываю вас не слишком привязываться к аналитическому пониманию стихов Дао.

Попытайтесь принять текст подсознанием, почувствуйте энергетику стиха.

4 стих

Дао пусто,

но благодаря ему существует все на свете и не переполняется.

3 стих

Тот, кто наставляет людей: «Набирайтесь ума!» —

сам — то не может быть умным.

Когда ты действуешь свободно, без

задних мыслей, только тогда ты не связан ничем.

20 стих

Пытаясь оказать добро другим, мы

причиняем им зло,

разве не стоит нам отказаться от этого!

24 стих

Тот, кто лишь пытается начать, никогда

не начнет.

Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

Тот, кто виден всем, не может быть ясным.

Тот, кто считает себя правым, не может

стать лучше.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

Тот, кто жалеет себя, не может

совершенствоваться.

Находясь в пути, он изо дня в день предается излишествам в еде и совершает никчемные поступки, и все, что он

имеет, внушает ему отвращение,

И потому он на этом пути не обрящет

покоя.

Дао дэ цзин. Даосизм кратко суть

Дао — посвящен Дао Дэ Цзин.

Написан около 2000 лет назад в Китае.

Лао Цзы

Его имя в переводе с китайского «мудрый старец».

Образ Лао Цзы — таинственный и загадочный — биографические данные отсутствуют.

Легенда, дошедшая до нас, гласит, Лао Цзы был старше Конфуция.

Как пишут историки, Лао Цзы и Конфуций встречались несколько раз.

По преданиям Лао Цзы в возрасте 95 лет отправился в горы умирать.

В дороге его остановил китайский охранник границы, который был ярым последователем Дао. Он попросил Лао Цзы, угрожая не пропустить через границу, написать о своем учении. Лао Цзы был вынужден согласиться и написал свой знаменитый трактат Дао ДЭ Цзин.

Дао ДЭ Цзин состоит из 500 иероглифов. Само учение и название книги — это не научный труд и не произведение философии.

Основная идея Дао — естественный порядок вещей без постороннего вмешательства.

Кто не падает, тот не достигает успеха.

Пишущая братия: журналисты, комментаторы при обзоре трудов Лао Цзы, допускают искажение первоначального смысла, каждый пишущий привносит нечто свое понимание.

Труды Лао Цзы даже в нашем современном прагматическом мире через подтекст изложенного смысла своих стихов, дают нам ключ к восприятию и пониманию происходящих событий уже в наше время 21 века.

Суть идеи даосизма — утверждение — все подчиняется Дао. Из Дао все вырастает и в Дао все возвращается.

Прежде всего, ранние последователи и сам Лао Цзы призывали «назад к природе».

Поэтому даже провозглашали идею уничтожения цивилизации со всякими обрядами и обычаями, ибо это следствие вмешательства в природу.

Что такое Дао

Википедия:

В трактате Дао дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы.

В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично.

Его никто не создал, но все происходит от него.

Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное.

Дао дает начало, имя и форму всему на свете.

Даже великое Небо следует Дао.

Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.

Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ,

и если Дао все порождает,

то дэ все вскармливает.

Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей.

  • недеяние,
  • безмолвие,
  • спокойствие,
  • умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

44 стих

Знающий меру не узнает позора, умеющий вовремя остановиться,

не попадет в беду,

но сможет благодаря этому достичь,

постоянного, вечного.

58 стих

Управление ненавязчивое и скрытое делает, делает людей безыскусно простыми. Управление явное

и дотошное портит и калечит людей.

Беды и несчастья- вот что приходит

на смену благополучию.

Удача и счастье- вот что рождается в беде.

61 стих

То, что делает державу великой — это

способность развиваться и крепнуть. подобно течению реки, вбирающей в себя воды

бесчисленных рек и ручейков. Земля, на

которой мы живем -это пример мира и согласия.

Земля — это огромная самка, которая всегда пребывает

в покое и тем побеждает любого самца.

64 стих

Путь длиной в тысячу ли

начинается у тебя под ногами.

Тот, кто высчитывает, проиграет

тот, кто старается удержать, потеряет.

Вот почему мудрый

освобождаясь от привычки определять

и высчитывать, освобождается от неудач.

переставая цепляться за старое, освобождается от потерь.

Люди, имея множество дел. всегда стараются закончить их побыстрее, и

потому терпят здесь неудачу.

Кто одинаково принимает и конец,

и начало, освобождается от неуспеха в делах.

Дао — всеобщий Закон и Абсолют

71 стих

Мудрый не беспокоится ни о чем, поскольку он устал

беспокоиться

И потому он не страдает от несчастий

и бед.

75 стих

Глядя на людей, можно подумать,

что они все время голодны,

поскольку превыше всего они стремятся к

накоплению и умножению своих запасов. потому

и не могут насытиться

81 стих

Подлинные речи не изящны

Изящные речи не верны.

Хороший человек не станет спорить, слова того.

кто любит спорить — пустые

слова

Ведь только тот, кто не останавливается, ничего не теряет.»

Даосизм

На самом деле даосизм — религия, основа в которой путь движения вселенной.

Человек — часть природы и вселенной.

Дорогой друг!

Я буду вам благодарен.

С уважением Михаил Николаев

И пришедшим из Индии буддизмом составляет так называемую триаду учений (сань цзяо), которые и лежали в основе духовной культуры Китая на протяжении тысячелетий.

Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы , который в 6 в. до н.э. написал книгу "Дао Дэ Цзин ", изложив в ней основные принципы Дао.

Позже его развитие продолжил мыслитель Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), именно он в 4 в. до н.э. рассказал о своем трансформационном опыте во сне, где ему приснилось, что он прекрасная бабочка, но после пробуждения задался вопросом: "Кто я? Бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы или Чжуан-цзы, которому снилась бабочка?"

Основатели даосизма

Главный учитель даосизма - Лао-цзы , Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он родился от самого себя, из себя же развернул весь этот огромный и пестрый мир, и сам же семьдесят два раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. (Это означает, что Лао-цзы жил в VI в. до н. э.) Рассказывают, что Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства , но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам труд "в пять тысяч слов". Это сочинение, обычно именуемое "Трактатом о Пути и Потенции" (Дао-Дэ Цзин), стало главным каноном даосизма.

Рядом с Лао-цзы в ряду пророков Дао стоит философ Чжуан Чжоу, он же Чжуан-цзы, который был, несомненно, реальным историческим лицом и притом одним из самых обаятельных мыслителей древнего Китая. Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до и. э. -время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков," подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы , "выходит к свету, смешиваясь с прахом". В суете будней он хранит тайну вечности; в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес.

Дао - это абсолютная истина или путь .

Оно является основой всего живого, оно управляет природой, и это способ жизни. Даосы не верят в крайности, свое внимание они акцентируют на взаимосвязи всех вещей. Не существует добра или зла, отрицательного или положительного.

Эту точку зрения иллюстрирует символ Инь-Ян. Черные - Инь, белое - Ян. Инь связано со слабостью и пассивностью, Ян с силой и активностью. Однако и в Инь существует Ян и наоборот. Вся природа балансирует между двумя энергиями.

Дао (Путь) присуща Благая Сила Дэ ("добродетель"). Дэ - одно из основных понятий Даосизма , проявление Дао во всем. Дэ определяется как наличие добродетели Пути-Дао. Дэ также иногда отождествляли с кармой.

Высшим достижением даосов считается достижение бессмертия через дыхание, медитацию, помощь другим и использование эликсиров. Даосизм воспринимает человека как микрокосм, который является вечной субстанцией.

Даосизм в Китае оказывал влияние на культуру больше 2000 лет. Его практика стала причиной зарождения таких боевых искусств, как Тай-Чи и Цигун. Даосская философия и религия нашли свое отражение во всех азиатских культурах, особенно во Вьетнаме, Японии и Кореи.

Даосизм оказал значительное влияние на искусство, литературу и многие другие сферы культурного и научного развития Китая. До сих пор он пронизывает все области жизни китайского народа. Некогда мистическое и недоступное учение встало на уровень бытового сознания.

К примеру, китайская медицина - дыхательная гимнастика, иглоукалывание (акупунктура) и прочие направления народной медицины - появились благодаря принципам и практикам Даосизма . В Китае по прежнему остается множество последователей Дао, также и во Вьетнаме, на Тайване, но установит точное число невозможно, т.к. китаец, участвующий в даоских обрядах может являться верным буддистом.

В китайском обществе даосы выступали как знатоки всякого рода магии, гаданий, медицины и знахарства, а главное - посредники между людьми и духами. Они умели отгонять демонов и призывать добрых божеств, отправлять души покойников в загробный мир и совершать много других столь нужных простым людям обрядов. Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах.

Идеология даосизма

Важнейшим положением даосизма является понятие "дао". Кроме того, важной концепцией является понятие "увэй" (недеяние).

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци", во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле;

Дэ (德) — буквально добродетель или мораль. Добродетель, данная с выше (от Дао). Не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого "арете";

У-вэй (無為) — буквально недеяние — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Даосизм остается живой религией и в настоящее время. В 1957 г. в КНР была создана Всекитайская ассоциация последователей даосизма (Чжунго Дао цзяо сехуэй). Закрытая во время «культурной революции», Ассоциация возобновила свою работу с1980 г. Ее председателем является один из старейших и авторитетнейших даосских монахов Ли Юйхан. Центр Ассоциации - Байюньгуань в Пекине, кроме него в стране действуют и другие многочисленные храмы и монастыри этой школы. Ассоциация издает свой журнал, ведет религиозную, проповедническую и научную работу. В частности, она планирует издать выполненное даосскими учеными исследование истории даосизма. Даосизм оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая, и без знания его невозможно по-настоящему понять ни литературу, ни искусство, ни традиционную науку Китая

Источники:

1. Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. — М.: Саттва, 2003. -539 с.

2. Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. СПб., 2005.- 160 с.

3. Маслов А. А. Даосские символы// Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003, с. 70-82.

4. О. Ключарева. Тайны Вселенной Дао., Наука-Пресс, 2006. - 376 с.

5. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. — М.- Л.: АН СССР, 1950. - 438 с.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...