Что сочинил моцарт. Болезнь и смерть


Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков, его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.

Раннее детство

В городе Зальцбурге, бывшем на тот момент столицей Зальцбургерского архиепископства, на улице Гетрайдегассе в доме 9 появился на свет музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт. Это произошло 27 января 1756 года. Папа Вольфганга, Леопольд Моцарт, служил в придворной капелле у местного князя-архиепископа композитором и скрипачом. Мама малыша, Анна Мария Моцарт (девичья фамилия Пертль), была дочерью комиссара-попечителя Санкт-Гильгенской богодельни, она родила всего семь детей, но живыми остались лишь двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна.

То, что малыши одарены от природы музыкальным талантом, было заметно с самого раннего детства. Девочку уже в семилетнем возрасте отец стал обучать игре на клавесине. Это занятие нравилось и маленькому Вольфгангу, ему было только 3 годика, а он уже садился за инструмент после сестры и развлекался, подбирая созвучные мелодии. В таком раннем возрасте он мог по памяти проиграть на клавесине некоторые фрагменты услышанных им музыкальных пьес. Отец был впечатлён способностями своего сына и стал разучивать с ним менуэты и пьесы на клавесине, когда мальчику было чуть больше 4-х лет. Уже через год Вольфганг сочинял свои первые маленькие пьесы, а отец записывал за ним. А к шести годам, кроме клавесина, мальчик самостоятельно научился играть на скрипке.

Отец очень любил своих детей, и они платили ему взаимностью. Для Марии Анны и Вольфганга папа стал самым хорошим человеком в их жизни, воспитателем и учителем. Брат с сестрой ни разу в своей жизни не посещали школу, при этом получили отличное образование на дому. Маленький Моцарт в полной мере увлекался тем предметом, который изучал в данный момент. К примеру, когда он обучался арифметике, весь дом, стол, стены и стулья исписывались мелом, кругом были только цифры, в такие моменты он даже на время забывал о музыке.

Первые путешествия

Леопольд мечтал, чтобы его сын стал композитором. По старинному обычаю, будущие композиторы сначала должны были зарекомендовать себя в качестве исполнителя. Чтобы мальчику начали покровительствовать известные дворянские особы, и в дальнейшем без проблем можно было бы получить хорошую должность, отец Моцарт принял решение устроить детский гастрольный тур. Он повёз детей путешествовать по княжеским и королевским европейским дворам. Эта пора странствий продлилась почти 10 лет.

Первая такая поездка состоялась зимой 1762 года, отец с детьми отправился в Мюнхен, жена осталась дома. Это путешествие продлилось три недели, успех чудо-детей был громким.

Отец Моцарт укрепился в своём решении возить детей по Европе и на осень запланировал поездку в Вену всей семьёй. Этот город был выбран не случайно, в то время именно Вена слыла культурным европейским центром. До поездки оставалось ещё 9 месяцев, и Леопольд начал усиленно готовить детей, особенно сына. В этот раз он сделал ставку не на успешную игру мальчика на музыкальных инструментах, а на так называемые эффекты, которые зрители воспринимали куда воодушевлённее, чем саму музыку. К этой поездке Вольфганг научился играть на затянутых материей клавишах и с повязкой на глазах, при этом он не делал ни единой ошибки.

Когда наступила осень, вся семья Моцартов отправилась в Вену. На почтовом корабле они плыли по Дунаю, делали остановки в городах Линце и Ибсе, давали концерты и везде слушатели были в восторге от маленького виртуоза. В октябре слава о талантливом мальчике докатилась до императорского величества, семье был назначен приём во дворце. Встретили их вежливо и тепло, концерт, который давал Вольфганг, длился несколько часов, после чего императрица даже разрешила ему посидеть у себя на коленях и поиграть со своими детьми. Для будущих выступлений она подарила юному дарованию и его сестре красивую новую одежду.

Каждый день после этого Леопольд Моцарт получал приглашения выступить на приёмах у высокопоставленных лиц, он принимал их, маленький уникальный мальчик выступал по несколько часов. В середине зимы 1763 года Моцарты вернулись в Зальцбург, и после небольшого перерыва началась подготовка к следующему путешествию в Париж.

Европейское признание юного виртуоза

Летом 1763 года началось трёхлетнее путешествие семейства Моцартов. По пути в Париж было множество концертов в разных городах Германии. В Париже юное дарование уже ждали. Знатных лиц, желающих послушать Вольфганга, было очень много. Именно здесь, в Париже, мальчик сочинил свои первые музыкальные произведения. Это были четыре сонаты для клавесина и скрипки. Его пригласили выступить в версальском королевском дворце, куда семья Моцартов прибыла накануне Рождества и провела там целых две недели. Они даже присутствовали на торжественном новогоднем пиршестве, что было особенной честью.

Такое количество концертов сказалось на материальном благополучии семьи, у Моцартов было достаточно денег, чтобы нанять корабль и отправиться на нём в Лондон, где они пробыли почти пятнадцать месяцев. Здесь состоялись очень важные в жизни юного Моцарта знакомства:

  • с композитором Иоганном Христианом Бахом (сыном Иоганна Себастьяна), он давал мальчику уроки и играл с ним в четыре руки;
  • с итальянским оперным певцом Джованни Манцуолли, который обучал ребёнка пению.

Именно здесь, в Лондоне, у юного Моцарта появилось непреодолимое желание сочинять. Он начал писать симфонические и вокальные музыкальные произведения.

После Лондона Моцарты девять месяцев провели в Голландии. За это время мальчик написал шесть сонат и одну симфонию. Домой семья вернулась лишь в конце 1766 года.
Здесь, в Австрии, Вольфганга уже воспринимали как композитора, и ему давались заказы на написание всевозможных торжественных маршей, хвалебных песен, менуэтов.

С 1770 по 1774 год композитор несколько раз путешествовал в Италию, здесь им были написаны такие знаменитые оперы:

  • «Митридат, царь Понтийский»;
  • «Асканий в Альбе»;
  • «Сон Сципиона»;
  • «Луций Сулла».

На пике музыкального пути

В 1778 году от лихорадки умерла мама Моцарта. А в следующем 1779 году в Зальцбурге его взяли на работу придворным органистом, он должен был писать музыку к воскресным церковным пениям. Но правящий в то время архиепископ Коллоредо был скуп по натуре и не слишком восприимчив к музыке, поэтому отношения между ним и Моцартом не сладились изначально. Вольфганг не стал терпеть плохого отношения к себе, уволился со службы и уехал в Вену. Это был 1781 год.

Осенью 1782 года Моцарт женился на Констанции Вебер. Его отец категорически не воспринимал этот брак всерьёз, ему казалось, что Констанция выходила замуж по какому-то тонкому расчёту. В браке у молодой супружеской пары было рождено шесть детей, но живыми остались лишь двое – Франц Ксавер Вольфганг и Карл Томас.

Отец Леопольд никак не хотел воспринимать Констанцию. Молодые вскоре после свадьбы поехали к нему в гости, но это не помогло сблизиться ему со своей невесткой. Также холодно приняла Констанцию и сестра Моцарта, что до глубины души обидело жену Вольфганга. Она до конца жизни так и не смогла их простить.

В музыкальной карьере Моцарта наступил пик. Он по-настоящему находился в зените славы, за свои музыкальные сочинения получал большие гонорары, у него было много учеников. С женой в 1784 году они поселились в шикарной квартире, где даже позволяли себе держать всю необходимую прислугу – парикмахера, повара, служанку.

К концу 1785 года Моцарт закончил работу над одной из самых известных своих опер – «Свадьба Фигаро». Премьера состоялась в Вене. Опера хорошо принималась зрителями, но назвать премьеру грандиозной было нельзя. А вот в Праге у этого произведения успех был ошеломляющим. Моцарта пригласили в Прагу на Рождество 1786 года. Он поехал вместе с женой, там им оказывали очень тёплый приём, постоянно супруги ходили на вечеринки, обеды и другие светские мероприятия. Благодаря такой популярности, у Моцарта появился новый заказ на оперу по пьесе «Дон Жуан».

Весной 1787 года умер отец, Леопольд Моцарт. Смерть так сильно потрясла молодого композитора, что многие критики сходятся во мнении о том, что эта боль и печаль проходит через всё произведение «Дон Жуан». Осенью Вольфганг с женой вернулись в Вену. У него появилась новая квартира и новая должность. Моцарт был принят на работу камерным императорским музыкантом и композитором.

Последние творческие годы

Однако постепенно публика начала терять интерес к произведениям Моцарта. Поставленная в Вене пьеса «Дон Жуан» полностью провалилась. В то время, как у соперника Вольфганга, композитора Сальери, новая пьеса «Аксур, царь Армуза» прошла с успехом. Всего 50 дукатов, полученных за «Дон Жуана» поставили материальное положение Вольфганга в тупик. Жене, измученной постоянными родами, требовалось лечение. Пришлось сменить жильё, в пригороде оно стоило значительно дешевле. Положение становилось плачевным. Особенно, когда Констанцию пришлось отправить в Баден по рекомендации врачей для лечения язвы голени.

В 1790 году, когда жена в очередной раз была на лечении, Моцарт отправился в путешествие, как когда-то в детстве, в надежде заработать хоть немного денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако вернулся он домой с ничтожными сборами от своих концертов.

В самом начале 1791 года в музыке Вольфганга начался подъём. Он много сочинял по заказу танцы и концерты для фортепиано с оркестром, квинтеты и ми-бимоль мажоры, симфонии и оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», также писал очень много духовной музыки, а в последний год своей жизни работал над «Реквиемом».

Болезнь и смерть

Очень сильно в 1791 году ухудшилось состояние Моцарта, часто случались обмороки. 20 ноября от слабости он слёг, ноги и руки распухли до такой степени, что ими невозможно было двигать. Сильно обострились все чувства. Моцарт велел убрать даже его любимую канарейку, так как не мог выносить её пения. Еле сдерживался, чтобы не сорвать с себя рубашку. Она мешала его телу. Врачи признавали у него ревматическую воспалительную лихорадку, а также почечную недостаточность и суставный ревматизм.

В начале декабря состояние композитора стало критическим. От его тела начало исходить такое зловоние, что невозможно было находиться с ним в одной комнате. 4 декабря 1791 года Моцарта не стало. Его похоронили по третьему разряду. Гроб полагался, но могила была общей, на 5-6 человек. В то время отдельную могилу имели только очень богатые люди и представители знати.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.


Отец Моцарта, Леопольд, был композитором, придворным скрипачом, довольно известным в то время. Отец сыграл большую роль в становлении Моцарта как композитора.

Мать Моцарта – Мария Анна, в девичестве Пертль. Родила семерых детей, из которых выжили только дочь Мария Анна и сын Вольфганг. Оба обладали незаурядными музыкальными способностями.

Трехлетним ребенком Вольфганг уже подбирает на клавесине терции и секстеты. Чуть позже, в возрасте примерно пяти лет, будущий великий композитор начинает сочинять менуэты.

1762 год – Леопольд Моцарт везет своих детей в первые «гастроли». Они играют в Мюнхене, Линце, Пассау, а также в Вене, где семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет.

1763 – 1766 годы – вторая и самая долгая концертная поездка. Семья посещает Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Франкфурт, Брюссель, Париж… Маленький Моцарт уже виртуозно играл не только на клавишных инструментах, но и на скрипке. Во Франкфурте он впервые играет скрипичный концерт.

Зима 1763 – 1764 годов – в Париже изданы первые сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, это были четыре скрипичные сонаты.

1764 – 1765 годы – Лондон. Сразу же после приезда Моцарты приняты королем Георгом III. На одном из концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет считал своим учителем. В Лондоне Вольфганг сочиняет свои первые симфонии.

1766 год – возвращение в Зальцбург.

1767 – 1768 годы – поездка в Вену, где Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», мессу для хора с оркестром, концерт для трубы, симфонию К. 45а.

1769 – 1771 годы – Италия. Моцартов принимают Папа Римский, король Фердинанд IV Неаполитанский, кардинал.

Лето 1770 года – Вольфганг Амадей Моцарт получает из рук Папы Римского Климента XIV орден Золотой шпоры. В это время Моцарт учится у падре Мартини и работает над оперой «Митридат, царь Понтийский». По настоянию педагога Мартини сдает экзамен в Болонской филармонической академии и становится ее членом. Опера «Митридат, царь Понтийский» закончена к Рождеству и с успехом показана в Милане.

1771 год – написана и показана в Милане опера «Асканий в Альбе».

В этот же период императрица Мария Терезия по каким-то причинам была недовольна семьей Моцартов. Из-за этого не оправдались надежды Леопольда устроить сына на службу в Милане.

1772 год – в Зальцбурге Моцарт пишет драматическую серенаду «Сон Спициона» для инаугурационных торжеств нового архиепископа, графа Иеронима Коллоредо. Граф берет талантливого композитора к себе на службу.

1773 год – возвращение из последней, третьей поездки в Италию, где Моцартом была написана очередная опера «Луций Сулла». Семье не удается обосноваться в Вене, они живут в Зальцбурге.

Вторая половина 1770-х годов – в Зальцбурге Моцартом написаны ряд симфоний, дивертисментов, первый струнный квартет, опера «Мнимая садовница».

1777 год – Моцарт увольняется со службы у архиепископа и отправляется с матерью в Париж. По пути, в Мангейме, композитор влюбляется в певицу Алоизию Вебер.

1778 год – отправив мать обратно в Зальбург, Вольфганг втайне от отца совершает со своей возлюбленной небольшое турне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской.

Этот же год – запланированная поездка в Париж все же состоялась, но была крайне несчастливой. В Париже умирает мать Моцарта, королевский двор не проявляет к композитору никакого интереса. Вольфганг уезжает из Франции, и в Мангейме узнает, что Алоизия абсолютно равнодушна к нему.

1779 год – Моцарт возвращается на прежнее место работы, но теперь служит органистом, сочиняет большей частью церковную музыку.

1781 год – в Мюнхене поставлена очередная опера, написанная Моцартом, это был «Идоменей, царь Критский». В этом же году, поссорившись с архиепископом, Моцарт оставляет службу.

1782 год – Вольфганг Амадей Моцарт женится на Констанции Вебер, сестре его первой возлюбленной и тоже певице. Констанция родила Моцарту шестерых детей, из которых выжило двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер.

Первая половина 1780-х годов – Моцарт пишет оперу «Похищение из сераля», мессу до минор (не закончена; одну из сольных партий сопрано исполняла жена композитора), Линцскую симфонию. Этот же период отмечен в жизни Моцарта как начало дружбы с Й. Гайдном.

1784 год – Моцарт вступает в масонскую ложу.

Это время считается расцветом карьеры знаменитого композитора. Одновременно у него появляются конкуренты. В итоге борьбу за славу ведут две группы композиторов, во главе которых стоят Моцарт (работал с придворным либреттистом Л. да Понте) и придворный композитор А. Сальери, который работал с либреттистом аббатом Касти – соперником да Понте.

Октябрь 1787 года – в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан». Этой постановке было суждено стать последним триумфом Моцарта.

После возвращения в Вену композитора преследуют неудачи, он закончил свою жизнь практически нищим. «Дон Жуан» проваливается в Вене. Моцарт занимает должность композитора и капельмейстера при дворе императора Иосифа II, который понимал в музыке настолько, что мог публично высказаться о том, что сочинения Моцарта «не во вкусе венцев».

1789 год – Моцарт едет в Берлин. Это была концертная поездка с целью, во-первых, заработать (у композитора уже были большие долги), во-вторых, попытать счастья при дворе короля Фридриха Вильгельма II. Ни одна из целей не была достигнута. Единственным результатом поездки стало несколько заказов на струнные квартеты и клавирные сонаты.

1791 год – Моцарт пишет оперу на немецком языке «Волшебная флейта», коронационную оперу «Милосердие Тита». Премьера последней проходит без особого успеха, как, впрочем, и премьера «Волшебной флейты». В этом же году написан концерт для кларнета с оркестром ля мажор.

1791-й год – болезнь Констанции, затем самого Моцарта, которого подкосила неудачная премьера «Волшебной флейты».

Этот же год – граф Вальзегг-Штуппах заказывает Моцарту реквием в память своей умершей жены. Вообще, этот граф отличался тем, что заказывал талантливым композиторам произведения, которые позже исполнял под своим именем. Так должно было быть и с «Реквиемом». Моцарт работал, пока его не оставили силы, но «Реквием» так и не был закончен. В конце ноября 1791 года композитор окончательно слег, но даже в этом полубредовом состоянии продолжал мысленно играть «Реквием», а пришедших навестить его друзей заставил исполнить уже готовые партии… Произведение было закончено учеником Моцарта Зюссмайером.

5 декабря 1791 года – Вольфганг Амадей Моцарт умирает в Вене. У Констанции не было ни сил, ни денег заниматься похоронами, в результате великий композитор был погребен в могиле для бедняков на венском кладбище Св. Марка. Спустя много лет могилу пытались найти, но безрезультатно.

Относительно смерти Моцарта ходило много слухов, самым распространенным из которых была история о медленно действующем яде, а в отравлении подозревали главного конкурента Моцарта, композитора Сальери. Однако факт преступления не был доказан.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.


В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.


"Счастье мое начинается только теперь ", - писал он отцу, прекратив, наконец, так тяготившую его.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу Похищение из сераля. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора еще в , так как модная в придворных кругах Австрии итальянская музыка противоречила народным вкусам. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной:
"Ужасно много нот, мой милый Моцарт " - недовольно сказал он композитору.
"Ровно столько, сколько нужно, ваше величество ", с достоинством ответил Моцарт.

В.А.Моцарт Увертюра к опере Женитьба Фигаро

Еще с большим мастерством написаны три последующие оперы Свадьба Фигаро, Дон-Жуан и Волшебная флейта.

В.А.Моцарт Дуэт из оперы Волшебная флейта

Мелодичность и красота музыки этих опер, яркая выразительность, правдивость оперных персонажей вызывали неизменный восторг и восхищение. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. Особенно восторженно была принята опера Дон-Жуан, впервые поставленная в Праге.

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три последние, гениальные по своей музыке симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Иозефа Гайдна, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.

"Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал ",- сказал он отцу Моцарта.

В.А.Моцарт Квартет ре минор , посвященный Й.Гайдну.

Произведения для клавира, сонаты, концерты, которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные академии концерты.

Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

В.А.Моцарт Фантазия ре-минор для фортепиано

Счастливо в основном сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком. Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, смерть детей во время эпидемии, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Придворная знать искала в музыке легкой и поверхностной развлекательности, которая бы приятно ласкала слух, а произведения Моцарта были, по их мнению, слишком серьезны и глубоки. При дворе императора он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Он впадал все в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием (reguiem-покой) - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, заказавший Реквием, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

В.А.Моцарт Лакримоза (Слезная) из Реквиема

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Реквием написан для квартета солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанного хора и оркестра с органом. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.


Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы Волшебная флейта, которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по просьбе которого больной композитор написал эту оперу, делал немалые денежные сборы. Но о Моцарте он забыл.

Моцарт Вольфганг Амадей

Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.)

Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие составляют более 600 произведений, охватывающих практически все жанры музыкального искусства.


Моцарт обладал мощным универсальным даром музыканта, который проявил себя с раннего детства. Современники называли его «богом музыки», но этот звучный титул ничего не дал композитору: ни должной славы и понимания его творчества (они пришли лишь спустя столетия), ни богатства, ни долгих лет жизни. Он умер, не дожив до тридцати шести лет. Но как фантастично много успел создать этот гений – 20 опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, месс…

27 января 1756 г. в небольшом альпийском городе Зальцбурге родился мальчик, которого назвали Вольфгангом. Отец новорожденного, Леопольд Моцарт, происходивший из семьи простого переплетчика, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турна. В то время Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества, во главе которого стоял архиепископ.

Вольфганг (или Амадео – как звучало это имя по-итальянски) был седьмым ребенком в семье, однако почти все его братья и сестры умерли в младенчестве и в живых осталась только лишь Мария-Анна, или, как ласково звали ее домашние, Наннерль, которая была старше Моцарта на 4,5 года. Со временем отец стал учить дочь игре на клавесине, но все чаще к инструменту подходил маленький Вольфганг. К великому изумлению родителей, малыш, которому едва исполнилось 3,5 года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

Однажды 4-летний Моцарт сидел за столом и что-то старательно выводил на нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, – мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Леопольд взял лист и увидел выведенные нетвердым почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему показалось, что это детская шалость, но когда он внимательно рассмотрел написанное, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, – обратился он к окружающим, – как здесь все правильно и со смыслом!»

Вскоре дети настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что в январе 1762 г. отец принял решение совершить с ними концертную поездку. Для начала они отправились в Мюнхен, где выступили при дворе курфюрста Баварского, да так успешно, что Леопольд Моцарт принялся хлопотать об отпуске для поездки в столицу…

Выступления Вольфганга и Наннерль в Вене носили сенсационный характер. Они играли в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей, неизменно вызывая восторг публики. Однако такая жизнь была чрезвычайно тяжела для детей, которые музицировали практически без отдыха по 4–5 часов подряд. Особенно изнурительно это было для хрупкого организма маленького Моцарта. В конце концов тяжелая скарлатина обоих детей положила конец венским триумфам.

По возвращении домой отец позаботился о том, чтобы занятия брата и сестры (причем не только музыкой, но и обычными школьными предметами) шли строго и планомерно. Летом 1763 г., снова испросив отпуск у архиепископа, Леопольд предпринял с детьми более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике, Вольфганг смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Кроме того, в Париже он много сочинял. В начале 1764 г. вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны 7-летним мальчиком.

гра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Несмотря на разницу в возрасте, они вскоре стали друзьями, нередко импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух инструментах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать. Там же, в Лондоне, Моцарт написал еще 6 сонат для клавесина и взялся за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. По дороге домой Леопольд решил заехать в Голландию и Фландрию. Они побывали в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме, и повсюду успех был огромный – детям устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам, но ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его учеников, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть. «Дети мои одарены таким талантом, – писал в одном из своих писем Леопольд, – что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута – потеряна навеки… Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы – я бы умер с горя».

В конце 1766 г. семья Моцарта с триумфом вернулась в родной Зальцбург, пробыв за границей почти 3,5 года. Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми занятия на клавесине и скрипке. Кроме того, они серьезно изучали музыкальную композицию, арифметику, историю и географию. Вольфганг также осваивал латынь и итальянский язык, знание которых в те времена для музыканта было обязательным.

В 1767 г. Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юной эрцгерцогини Марии-Иозефы с неаполитанским королем. Желая воспользоваться благоприятным моментом, Леопольд выехал с семьей в столицу Австрии. Но поездка оказалась неудачной – в Вене свирепствовала страшная эпидемия оспы. Пришлось спешно вывозить детей из города и бежать в Моравию. Но было уже поздно: и брат, и сестра заболели оспой в тяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишь через 10 дней зрение стало восстанавливаться.

Только в январе следующего года семья вернулась в Вену, но интерес к игре Моцартов со стороны столичной публики теперь заметно остыл. Мало кто приглашал их в свои салоны, и только благодаря хлопотам друзей Леопольда детям удалось выступить при дворе. Сочинения Вольфганга понравились императору Иосифу II, и он выразил желание услышать одно из его новых произведений на сцене Венского оперного театра. Однако тамошние музыканты посчитали чудо-ребенка серьезным конкурентом и всячески препятствовали его продвижению. Поэтому венскому зрителю так и не суждено было увидеть оперу по пьесе «Притворная простушка» – по городу поползли слухи о том, что якобы все сочинения Моцарта написаны его отцом, который, желая сделать сыну карьеру, выдает свои работы за его творения. Театр отказал юному композитору в постановке. Это было поражением, но Вольфганг и не думал отчаиваться. По его возвращении в Зальцбург архиепископ, близко к сердцу принимавший успехи и огорчения, приказал музыкантам своей капеллы разучить и поставить оперу, отвергнутую Веной.

В 1770 г. Леопольд Моцарт повез сына в турне по Италии. Программы, с которыми выступал 14-летний подросток, поражали обширностью и сложностью. В них демонстрировалась не только техника игры на клавире, но и замечательное композиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации. В Болонье Вольфганг выдержал сложный экзамен по композиции, и местная Филармоническая академия избрала его своим членом. В свою очередь, дирекция Миланского театра заказала ему оперу «Митридат, царь Понтийский», которая потом была сыграна 20 раз подряд при переполненном зале. Не меньший успех имела двумя годами позже и вторая опера Моцарта «Лючио Силла». Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удалось.

В это время в Зальцбурге умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта. Его место занял граф Иероним Колоредо, не терпевший оперной музыки. Он полагал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как сочинение опер, да еще для заграничных театров. Моцартам было приказано спешно вернуться домой, и в марте 1773 г. Вольфганг навсегда покинул Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, осталась позади. Начинался новый этап жизни.

Моцарт был обречен на прозябание в маленьком захолустном городке. Все тяготило здесь 17-летнего юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, и чванство местной аристократии, и косность обывателей. В Зальцбурге не было ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещалось. День его начинался в приемной архиепископа, где он с другими слугами ожидал приказаний, а вечером следовало выступление в качестве клавесиниста или скрипача в закрытом концерте.

Но серьезные занятия композицией продолжались. Теперь Вольфганг писал главным образом инструментальную музыку: симфонии и сонаты, веселые дивертисменты, приветственные серенады для исполнения на открытом воздухе. Именно в эти годы постепенно формировался неповторимый моцартовский стиль. Богатые художественные впечатления сочетались в его произведениях со все более заметным проявлением творческой индивидуальности.

По приказанию архиепископа юноше приходилось сочинять много церковной хоровой музыки. Была в этом и положительная сторона: подобные произведения тут же разучивались и исполнялись, что было неплохой подготовкой для создания в будущем величественных хоровых оперных сцен… Но все же после итальянских триумфов сочинять одни лишь мессы юному гению было скучно. Лишь через пять лет с великим трудом ему удалось добиться разрешения уехать из Зальцбурга. Оставив придворную службу, Моцарт поселился в Мангейме, где познакомился с семьей переписчика нот Вебера и приобрел несколько верных и надежных друзей среди любителей искусства.

Но тяжелое материальное положение, унижение, ожидания в приемных, поиски протекции – все это вынудило молодого композитора вернуться в родной город. Архиепископ принял обратно своего бывшего музыканта, но настрого запретил ему публичные выступления. Тем не менее, в 1781 г. Вольфгангу удалось получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, он подал заявление об увольнении и получил в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения была переполнена – композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил до самой смерти.

В столице Моцарта ждали новые испытания. Аристократические круги отвернулись от бывшего вундеркинда, и те, кто еще недавно платили ему золотом и овациями, теперь считали творения музыканта чрезмерно трудными для восприятия. В 1782 г. состоялась премьера новой оперы Моцарта «Похищение из сераля», и летом того же года он женился на Констанции Вебер.

Жизнь композитора в Вене складывалась нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные частные уроки, срочное сочинение произведений «на случай», постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье 30-летнего Моцарта. «Я завален работой и очень устаю, – жаловался он в письме к отцу. – Все утро, до двух часов, даю уроки, затем мы обедаем… Только вечером могу заниматься композицией, но от нее, к несчастью, то и дело отрывают приглашения играть в концертах. Даю три абонементных концерта в зале Тратверна… Кроме того, я дал еще два концерта в театре; можете судить, сколько мне предстоит работы по композиции и по игре. Ложусь спать в 12 часов ночи, встаю в 5 часов утра…»

«От такой работы я не заржавею, не правда ли? – горько шутил Моцарт. – Мой первый концерт 17 марта прошел прекрасно; зала была полна; новый концерт (для фортепиано с оркестром) очень понравился; теперь его разыгрывают повсюду». В это время Вольфганг подружился с Иосифом Гайдном, под влиянием которого его музыка обрела новые краски и родились его первые чудесные квартеты. Но кроме блеска, ставшего уже его визитной карточкой, в сочинениях Моцарта все чаще проявляется более трагическое, серьезное начало, свойственное человеку, познавшему жизнь во всей ее полноте.

Композитор все дальше и дальше уходил от требований, которые ставили перед покорными сочинителями музыки салонные вельможи и богачи-меценаты. В этот период появилась его опера «Свадьба Фигаро», не получившая одобрения публики. По сравнению с легкими творениями Сальери и Паизиелло произведения Моцарта казались современникам запутанными и сложными.

В этой связи интересно мнение о Моцарте немецкого музыканта Диттерсдорфа, одного из его успешных соперников и друзей, которое тот высказал в разговоре с императором Иосифом: «Вне всякого сомнения, он один из величайших гениев, и до сих пор я не встречал другого композитора с таким ошеломляющим богатством идей. Хотел бы я, чтобы он не был столь богат идеями. Он не дает слушателю перевести дыхания. Ибо едва слушатель успевает заметить одну прекрасную идею, как наступает следующая, еще более прекрасная, и вытесняет предыдущую. И так далее, так что в конце концов слушатель не может вспомнить ни одну из этих красот». Действительно, слух публики был не настолько развит, чтобы воспринимать необычно богатый моцартовский аккомпанемент, его виртуозную инструментовку, острые и новые гармонии… Кроме того, первое исполнение произведения часто так и оставалось единственным, и это еще больше усложняло восприятие непривычной музыки.

Бедствия и лишения все чаще заглядывали в дом композитора: молодые супруги не умели экономно вести хозяйство. В этих тяжелых условиях рождалась опера «Дон Жуан» (1787 г.), которая принесла автору мировой успех. Рассказывают, что накануне первого представления «Дон Жуана» увертюра еще не была написана, а Моцарт беззаботно проводил вечер среди друзей. Наконец его почти силой усадили за работу; он писал всю ночь «при помощи вина и рассказов жены», так как в любую минуту был готов заснуть. Утром увертюра была сдана переписчику, а вечером сыграна с листа с большим блеском.

Нередко случалось так, что, записывая одно, гениальный композитор в то же самое время придумывал другое. Он никогда не сочинял за роялем, а по выражению жены, писал ноты «как письма». Скорость, с которой он работал, иллюстрирует следующий факт. Однажды в Вену приехала знаменитая скрипачка Стриназакки, которая по примеру почти всех заезжих артистов обратилась к Моцарту с просьбой написать арию для ее концерта. Вольфганг обещал, но, к ужасу артистки, за сутки перед выступлением работа еще даже не была начата. Композитор, успокоив ее, сел к столу, и вскоре ария была готова. Утром Стриназакки ее разучила, а вечером в театре сыграла с громадным успехом. Сам Моцарт исполнил партию фортепиано – по нотам. Но императору, смотревшему в бинокль, показалось, что на пюпитре перед автором лежит лист чистой нотной бумаги. Он призвал его в ложу и приказал показать новую арию. Моцарт протянул лист девственной чистоты: всю свою партию он сымпровизировал.

После премьеры «Дон Жуана», состоявшейся в Праге, австрийский император был вынужден пойти на некоторые уступки. Вольфгангу предложили занять место придворного музыканта вместо недавно скончавшегося Глюка. Однако это почетное назначение принесло композитору не много радости. Венский двор относился к нему как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывал менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов… А ведь в последние годы жизни великий композитор сочинил три симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), а также оперы «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебную флейту».

Внезапная смерть настигла Моцарта 5 декабря 1791 г. в Вене во время работы над заупокойной мессой – грандиозного произведения для хора, солистов и симфонического оркестра. Накануне к нему с просьбой написать реквием обратился одетый в черное незнакомец, который предложил щедрый аванс. Окруженный мрачной таинственностью заказ породил у мнительного композитора мысль, что это произведение он создает к своим похоронам. Позже загадка была раскрыта: некий граф Штуппах развлекался тем, что покупал у авторов различные композиции, переписывал их и выдавал за свои собственные. Потеряв в тот год жену, граф задумал почтить ее память исполнением реквиема, а заодно и присвоить очередное чужое сочинение. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Однако на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами гения эти странные обстоятельства подействовали угнетающе.

Безвременная кончина «царя музыки» от «острой сыпной лихорадки» глубоко потрясла современников. Моментально распространилась молва о том, что он был отравлен ртутью. Однако для этих слухов не было серьезных оснований. Уже в наше время ученые пришли к выводу, что непосредственной причиной смерти композитора стала стрептококковая интоксикация в сочетании с почечной недостаточностью. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг лишь ускорили трагический конец. По мнению медиков, подобное состояние могло вызвать бред и привести умирающего к мрачным мыслям об отравлении. Впрочем, есть и другие версии. Ученики композитора многое приписывали фантазиям жены Моцарта Констанции, остро нуждавшейся в деньгах. Трагическая, во вкусе века романтика с заупокойной мессой сама по себе могла послужить хорошим подспорьем при распродаже творческого наследия мужа.

Хлопоты по погребению композитора взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон Готфрид ван Свитен, который занимал, говоря сегодняшним языком, пост министра культуры империи. Однако при новом императоре барон быстро терял свое влияние и как раз в день смерти Моцарта был смещен со всех своих постов. Ван Свитен и заказал похороны друга по третьему разряду. Потрясенная смертью мужа вдова заболела и на кладбище не присутствовала. Таким образом, Моцарт был погребен в общей могиле, место которой впоследствии затерялось. В дальнейшем богач барон неоднократно обвинялся в невероятной скупости, приведшей к тому, что могила гения так и осталась неизвестной до сего дня.

Однако справедливости ради следует сказать, что в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Определенно это не были «похороны нищего», поскольку подобная процедура применялась к 85 % умерших граждан империи. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 г. проходили уже в другую эпоху и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт. Надо также сказать, что на протяжении ряда поколений тяжелые упреки предъявлялись и Констанции в связи с ее отсутствием на кладбище Св. Марка во время похорон мужа. Однако и это было тогда в порядке вещей – при отпевании дозволялось присутствовать мужчинам, а панихиды обряд не допускал. Памятник же не был установлен по той причине, что участки на кладбище использовались многократно. И получается, что нет ничего странного, а уж тем более зловещего в том, что место захоронения великого композитора неизвестно…

Вдова Моцарта еще долгие годы терпела нужду, но в 1809 г. она вторично вышла замуж за давнего и преданного друга дома, фон Ниссена, который усыновил двоих ее детей и дал им образование. Старший сын композитора, Карл, почти всю жизнь прожил в Италии и даже плохо говорил по-немецки. Он был мелким чиновником государственного контроля и отличался необыкновенной простотой и скромностью. Младший сын, родившийся за полгода до смерти отца, все же посвятил себя музыке, но хоть он и звался Вольфганг-Амадей, с именем отца на него не перешел его гений. Старший сын женат не был, младший тоже умер бездетным, и с ними прекратил свое существование род Моцарта…

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...