Скульптор мартос биография. Значение мартос иван петрович в краткой биографической энциклопедии


Эволюция творчества И.П. Мартоса последовательно отражает все этапы развития классицизма, начиная с раннего, кончая поздним и возникновением новых тенденций, близких романтизму.

Мартос учился в АХ (1764-73) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773- 79), изучал технику рубки в мраморе у итальянского скульптора К. Альбачини. Первое из известных произведений Мартоса - бюст дипломата графа Н. И. Панина (1780) -исполнено в традициях древнеримского портрета, что не характерно для раннего периода творчества скульптора. Его лучшие произведения тех лет проникнуты светлым ощущением гармонии мира, свойственным греческой скульптуре. Мартос создал целое направление в русской мемориальной пластике конца XVIII в., отличающееся глубиной интимных переживаний. Лирический талант Мартоса наиболее полно раскрылся в надгробиях С. С. Волконской, М. П: Собакиной (оба 1782), Е. С. Куракиной (1792), выполненных в традициях раннего классицизма. Тонкая одухотворенность, чувство просветленной скорби придают особую нежность печально склоненным фигурам плакальщиц. Сложные многофигурные композиции объединены соразмерностью пропорций и живой, естественной согласованностью ритмов.

В начале XIX в. в творчестве Мартоса все отчетливее проявляются черты строгого классицизма с его монументальностью форм, замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества, разума, совершенства. В надгробии Е. И. Гагариной (1803) скульптор впервые обращается к изображению самой умершей, прославляя ее благородство и красоту, уподобляя ее античной богине.

Наиболее многогранно его талант монументалиста раскрылся в работах для Казанского собора, возведенного архитектором А. Н. Воронихиным (1801-11). Мартос исполнил статую Иоанна Крестителя, стоящую в нише центрального портика, грандиозный 15-метровый фриз "Истечение Моисеем воды из камня", небольшие барельефы над окнами и 5-метровую коленопреклоненную фигуру архангела Гавриила для фасада (не сохранилась). Эти произведения - блестящий пример русского классицизма начала XIX в. В спокойных, уравновешенных композициях скульптор достигает редкой стройности классических пропорций, целостности и значительности замысла.

Чрезвычайным событием в русском искусстве было открытие в 1818 г. в Москве на Красной площади памятника Минину и Пожарскому. Над его созданием Мартос трудился более десяти лет. Скульптору удалось с убедительной силой передать патриотический подъем русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812 г. Сохраняя условность образов, Мартос смог привнести в них национальное своеобразие. Скульптурная группа обладает композиционной цельностью. Традиционно классическому жесту Минина, протягивающего меч Пожарскому, скульптор придал глубокий смысл: это призыв следовать велению долга, встать на защиту Отечества. На постаменте памятника - барельефы, посвященные героическому подвигу русского ополчения. Высоким гражданским пафосом, грандиозностью замысла памятник Мартоса знаменовал этап расцвета русского классицизма.

В своих работах 1820-х гг. Мартос предвосхищает романтические тенденции скульптуры последующего десятилетия. Он создает памятники, которые во многом определяют образный строй городов: герцогу Э. Ришелье в Одессе (1923-28), Александру I в Таганроге (1828-31, не сохранился), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (1830-е). Один из лучших - памятник М. В. Ломоносову в Архангельске (1826-29). Мартос сыграл определяющую роль в формировании творчества многих русских скульпторов XIX столетия. Он более пятидесяти лет преподавал в АХ (1779-1835), с 1814 г. был ее ректором.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804-18. Бронза, латунь, гранит


Надгробие С. С. Волконской. 1782. Мрамор


Надгробие княгини Е. С. Куракиной. 1792. Гипс


Портрет графа Н. И. Панина. 1780. Отлив 1912 г. Гипс

Мартос Иван Петрович

М артос, Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под руководством Р. Менгса. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. , и поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу, но менее холодно-отвлеченного, чем произведения Торвальдсена и Кановы, искусства Мартоса. Особенно хороши его нежно-грустные надгробные скульптуры. В ряду его работ главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", в аттике одного из проездов колоннады этого храма; памятники императору Павлу I, великим княгиням и Елене Павловнам, в дворцовом парке Павловска; монумент и , в Москве (1804 - 18); колоссальная бронзовая статуя , в зале московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала; памятники императору Александру I в Таганроге, герцогу в Одессе, князю в Херсоне, в Архангельске; надгробные памятники Турчанинову, княгине Гагариной и княгине Куракиной в Александро-Невской лавре, княгине Волконской и Собакиной - в Московском Донском монастыре, декоративная статуя "Актеон" (несколько реплик). Скульптуры Мартоса гравированы . - Ср.

(1835-04-17 )

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835) - русский скульптор -монументалист, академик Императорской Академии художеств .

Биография

Могила Мартоса на Лазаревском кладбище Адександро-Невской лавры Санкт-Петербурга

Иван Мартос родился в 1754 году в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного дворянина.

Умер Мартос в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище .

Видео по теме

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге .;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска ;
  • скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка ;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818) ;
  • мраморная статуя Екатерины II , в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге ;
  • памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
  • памятник князю Потемкину в Херсоне ;
  • памятник Ломоносову в Холмогорах ;
  • надгробие Прасковьи Брюс ;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре ;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре ;
  • «Актеон»;
  • Памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ ;
  • надгробие С. С. Волконской (1782)
  • надгробие М. П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е. С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина
  • надгробие Н. И. Панина (1788)

    Надгробие М. П. Собакиной (1782)

    Надгробие С. С. Волконской (1782)

Семья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне Львовне , фамилия которой неизвестна. Она умерла 6.01.1807 г. от чахотки в возрасте 43 лет . Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова , милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинкой . Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел барон Пётр Клодт фон Юринсбург). Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать Клодту. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту жениться на её племяннице Ульяне Спиридоновой (1815-1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817-1819)

Иван Петрович Мартос (1754 – 1835)

Иван Петрович Мартос известен замечательным памятником на Красной площади в Москве – Минину и Пожарскому, поставленному в 1818 году в честь освобождения русских земель от польских войск в начале XVII века. Мы же обратимся к произведениям этого скульптора, выполненным ещё в рассматриваемую нами эпоху.

Мартос прошёл курс обучения в Академии художеств, после чего уехал в Италию. Продолжил обучение в Риме. Его привлекли античные надгробные памятники, и он решил работать в этом направлении, тем более, что обращение к этому жанру соответствовало настроению общества. Вернувшись в Россию в 1782 году, Мартос приступил к работе над надгробиями.

В нашем собрании представлены работы Мартоса – надгробные памятники – относящиеся, в основном, к началу 1790-х годов. К этому времени в русской, как и в европейской культуре, получили развитие новые идеи. Строгие законы классицизма, этической нормой которого было подчинение всех чувств человека разуму и преобладание государственных интересов над личными, сменились интересом к душевным движениям человека, к изображению любви к семейному очагу, памяти о близких. Это направление в искусстве и литературе получило название «сентиментализм», оно отражает взгляды французского писателя Жан-Жака Руссо, утверждавшего этическую ценность чистоты и непосредственности человеческих чувств. Именно чувство становится главной идеей изображения. Тема скульптурных произведений в это время – память о близких и родных людях – стала основной. В этом направлении и работал Мартос. Причём, сентиментальная тема оплакивания умерших включала фигуры так называемых «плакальщиц», выполненных, если внимательно посмотреть, в стиле классицизма. Они полны величия: строгие образы, обобщённые складки одеяний, скупые выразительные жесты – эти качества отличают работы Мартоса.

Надгробие княгини Е. С. Куракиной

Елена Степановна Куракина, урождённая княжна Апраксина (1735 – 1769). Дочь известного генерал-фельдмаршала Степана Фёдоровича Апраксина, участника победоносной Семилетней войны. На постаменте прямоугольной формы изображены два гения – это аллегорическое изображение сыновей княгини, оплакивающих смерть матери. Величественная фигура плакальщицы изображена над портретом умершей. Монументальность фигуры подчёркнута крупными, ниспадающими складками плаща. Фасадная точка зрения, аллегория, чёткие формы всех объёмов определяют классицистическое решение памятника.Хронос

Турчанинов Алексей Фёдорович (1704 (5?) – 1787) – крупный уральский солепромышленник и горнозаводчик, обладатель колоссального состояния. Его настоящая фамилия – Васильев. Он был воспитанником, зятем и наследником солепромышленника М.Ф.Турчанинова, и принял его фамилию. За успешное сопротивление войскам Пугачёва был возведён Екатериной II во дворянство. А.Ф.Турчанинов был благотворителем и филантропом, открыл для своих рабочих школу, библиотеку, больницу и ботанический сад.

Надгробие А.Ф.Турчанинова многофигурное, включающее портрет – мраморный бюст умершего и бронзовые фигуры Хроноса и «плакальщицы». Хронос (Крон по-гречески) – бог времени. Один из древнейших, доолимпийских богов. Отец Зевса. Мартос изобразил его крылатым, с книгой в руках. Это Книга жизни, в которой записаны деяния умершего. Хроноса в более поздние античные времена отождествляли с Сатурном.

Плакальщица

Надгробия работы Мартоса выполнены в стиле классицизма. Их объединяет строгая фронтальность, замкнутые чёткие силуэты, строгая обобщённость решения.

Памятник великой княжне Александре Павловне

Великая княжна Александра Павловна (1783 – 1801) – дочь великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, и великой княгини Марии Фёдоровны.

) - русский скульптор, представитель классицизма . Сын мелкопоместного украинского дворянина Иван Мартос в 1764-1773 годах учился в Петербургской академии художеств у Н.Ф. Жилле , А.П. Лосенко , а в 1773-1779 годах стажировался в Академии художеств в Риме. В 1779 году по возвращении в Петербург он начал преподавать, в 1782 году получил звание академика, в 1814 году стал ректором скульптуры в Петербургской академии художеств. В 1780-1800 годах И.П. Мартос изготовлял надгробные скульптуры, превратив это ремесло в искусство. Мемориальная пластика Мартоса представлена шедеврами композиционно сложных скульптурных надгробий С.С. Волконской (Третьяковская галерея), М.П. Собакиной (1782), Е.С. Куракиной (1792), Е.И. Гагариной (1803). Ранние надгробия отмечены лиричностью, более поздние - монументальностью и патетикой. Скульптор выполнил ряд портретов: бюсты Н.И. Панина в античном стиле (1780) и А.В. Паниной (1782; оба в мраморе, Третьяковская галерея).

Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому , принесшему скульптору известность, Мартос начал работать еще в 1804, с того момента, как идея о таком памятнике прозвучала в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств . На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая активность. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808, в котором также принимали участие известные скульпторы: Ф. Ф. Щедрин , И. П. Прокофьев , В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов . Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте. Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в Москву в 1818.
Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте - в центре Красной площади, повернутым к Кремлевской стене, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов , так, чтобы скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика; жест Минина обращен в сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными работами Мартоса являются памятник Павлу I (1807) в Павловске, Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-1828), памятник Александру I в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры: статуя «Актеон» для большого каскада Петергофа , золоченая бронза, 1801; рельеф «Моисей источает воду из камня» на аттике Казанского собора в Петербурге (1804-1807, известняк), бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая портик Казанского собора, а также фигуры четырех евангелистов.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...