Определяется ли характер человека генетикой? Характер в наследство: влияние генов на наше поведение.


Насколько генетика определяет личность человека? Велика ли роль воспитания и образа жизни в становлении характера или в любых условиях его черты заложены генетически? Эти вопросы интересовали и ученых, и обычных людей. Изучить влияние генов не так-то просто, но к некоторым однозначным выводам специалисты все-таки пришли. Интересно, в какой степени ваш генотип определяет вашу личность? Мы подобрали несколько интересных фактов, которые объясняют генетические и приобретенные различия людей.

«Весь в отца»: влияние генов на характер человека

То, что гены во многом определяют внешность человека уже никто не сомневается. На кого похож, на маму или на папу? — это самый популярный вопрос, который слышат родители. Так почему же характер не может наследоваться так же, как и цвет глаз или строение тела? Оказывается, может.

Однако, влияние генов на характер не прямое, т. е. нет гена доброты или гена жадности. Но они определяют чувствительность к гормонам, а те уже «рулят» нашими эмоциями. Так, ген DRD4 определяет чувствительность нейронов к дофамину (гормон радости, предвкушения, азарта). Вариантов (аллелей) этого гена много, их даже разделили на группы: 2R, 3R, 4R ... 11R. У кого-то чувствительность к дофамину будет низкая, такой человек может всю жизнь прожить на одном месте, для него сменить привычное окружение — стресс. У кого-то — наоборот — чувствительность к дофамину будет высокая. Носитель такого типа гена DRD4 будет постоянно искать приключений и перемен.

Гены, определяющие чувствительность к окситоцину, ответственны за эмпатию, чувство родства, привязанность. А те, что определяют чувствительность к тестостерону «решают» насколько вы агрессивны. Кроме гормональной настройки, гены еще и влияют на синтез ферментов, а те, в свою очередь, участвуют во многих процессах в организме. Например, доказано влияние генов на окисление альдегида. Да, того самого, который образуется после употребления алкоголя и влияет на степень опьянения. Поэтому кого-то «вырубает» после одной стопки, а кто-то может пить литрами.

Как же передается набор генов, можно ли повлиять на его формирование? Генотип человека определяется в момент зачатия. Яйцеклетка и сперматозоид — носители парных хромосом, которые, сливаясь, обмениваются своими частями случайным образом. В результате получается уникальный набор генов. Поэтому у родителей могут быть абсолютно разные дети и внешне, и по характеру. Но все равно они наследуют те или иные черты, просто с разной степенью вероятности. И, да, повлиять на эту вероятность ученые пока не могут.

Основные мифы о генетике: на что гены не влияют

Получается, если влияние генов так велико, то от нас ничего не зависит? Это не я лентяй, это у меня генетика такая — уже можно так говорить? Нет, на самом деле гены лишь устанавливают некоторые рамки, но не диктуют каждый наш шаг. А на некоторые аспекты и вовсе не влияют. Ниже несколько примеров, когда гены ни при чем:

    Волевые решения. Гены могут определить склонность к курению или алкоголизму, но не они мешают вам бросить. Каждый человек может отказаться от вредных привычек, просто не каждый хочет.

    Продолжительность жизни. Ученые оценили влияние генов на этот фактор в 7%. Остальные 93% зависят целиком от образа жизни.

    Развитие онкозаболеваний . Предрасположенность к тем или иным видам ракам может передаваться по наследству, это факт. Но далеко не ко всем видам рака. Генетическую причину развития доказали только у 10% обнаруженных опухолей.

    Спортивные достижения. Тип фигуры гены определят, но кубики пресса они за вас не накачают. Даже если в вашей семье три поколения спортсменов, это не значит, что ваши показатели в спорте — без регулярных занятий — будут выше, чем у сверстников.

    Любовь к порядку. А также пунктуальность, ответственность, вежливость и многие другие черты личности, которые целиком зависят от среды обитания и воспитания. Пример родителей для детей очень важен, и никакие гены не научат складывать вещи и здороваться с бабушками у подъезда. Только мама и папа.

Исследование влияния генов на характер и черты личности начались относительно недавно. И хотя ученые отводят генетическому фактору большую роль, они не устают повторять, что от самого человека зависит многое. И генетическая предрасположенность — это только предрасположенность.

Сложный вопрос, на который так и не находится однозначного ответа.

  • Характер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

  1. Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;
  2. Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
  3. Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и не сдержанность - свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков.

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis - “природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia - “гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить, что характер не определяется генетикой. А вот темперамент не изменить, к слову, что может сказаться на характере человеке.

Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом.

Влияют ли гены на поведение человека? А как же! Бывает, заботливая мамочка воспитывает ребенка, контролирует каждый его шаг, заставляет учиться в школе, всеми силами пытается вырастить из него доброго и честного человека, но… В подростковом возрасте он грубит матери и прогуливает уроки. В юности пьет, курит, ворует и дерется. Что скажут о таком ребенке бабушки на лавочках у подъезда?

«Да уж, против генов не попрешь , – горестно вздохнут они, разведя руками, – отец сидит, и этот когда-нибудь сядет ».

Бывают и обратные примеры. Некоторые родители пускают ребенка на самотек, не занимаясь его воспитанием или образованием. Но он учится, работает над собой, приспосабливается к обществу. Затем оканчивает институт, находит работу, заводит семью, воспитывает детей. В общем, живет полной социальной жизнью.

Ни в коем случае вышеприведенные примеры не означают, что воспитывать ребенка не нужно. Родители играют немаловажную роль в становлении человека, как личности. Но влияние на социальное поведение генов бесспорно. И противостоять ему бывает весьма трудно.

Что передается с генами?

По генам передается не все, но очень и очень многое. Это внешность человека, его интеллект, уровень тревожности, отношение к людям, самооценка. Конечно, далеко не все приходит к человеку от родителей с генами. Недостаточно получить хороший интеллект, его нужно еще и развивать. Приложив некоторые усилия, можно снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Используя различные методики воспитания, можно изменить даже отношение человека к людям.

И все-таки, влияние генов остается большим. Вспомните начальную школу. Некоторые из ваших одноклассников схватывали все на лету, а другие не могли решить даже простейшую задачу по математике, несмотря на многочасовые усилия. Один человек, попадая в сложную ситуацию, ломается, а другой выходит из нее победителем и становится лишь сильнее. То же самое касается отношения к другим людям. Человеку можно привить определенную модель поведения, но в критических условиях он все равно проявит свои врожденные качества.

В настоящее время считается доказанным, что с генами передается склонность к:

  • алкоголизму;
  • асоциальному поведению;
  • нарушению закона;
  • суициду;
  • психическим расстройствам.

Если отец алкоголик, то сына тоже может постичь эта же участь. Причем, даже в том случае, если его воспитали в чужой семье, и примера пьющих родителей перед глазами не было. С генами передается склонность к нарушению закона и асоциальному поведению. Ученые даже установили влияние генов на определенные виды преступлений. У отца-вора сын тоже может иметь склонность к воровству, но не к убийствам или мошенничеству.

Степень влияния генов на поведение человека

Установленная связь генов и поведения человека не говорит о том, что будущее каждого из нас предопределено. Если отец сидит в тюрьме, это вовсе не значит, что сын непременно пойдет по его стопам и тоже окажется на нарах. Вполне вероятно, что этого не случится. Но сын вора с более высокой степенью вероятности окажется в тюрьме, чем сын учителя, врача или предпринимателя.

Вместе с тем, в наследовании поведения родителей имеют значения и другие, не связанные с генетикой факторы. Это:

  • бытовые условия;
  • модель социального поведения в семье;
  • уровень финансового благополучия;
  • отношения родителей друг к другу;
  • отношение родителей к посторонним людям.

В семье мальчик подражает отцу, а девочка – матери. Дети считают, что поведение в их семье – это норма. Поэтому сын алкоголика вполне может начать заглядывать в бутылку не потому, что у него «плохие гены», а лишь по той причине, что пример пьющего отца и его собутыльников ежедневно находится перед его глазами.

Гены и темперамент человека

С генами передается не только алкоголизм, склонность к суициду или преступлениям. Во многом люди ведут себя так, как им предначертано природой. Особенно это касается детей и подростков, у которых еще не сформировался характер. Наверняка вы слышали о том, что каждый человек имеет свой темперамент. Он передается только по наследству и во многом определяет поведение человека и его место в обществе.

Темперамент определяют две вещи:

1. Эмоциональная устойчивость.
2. Открытость или замкнутость.

Отсюда и четыре типа темперамента, которые формируются благодаря четырем комбинациям из двух этих факторов:

1. Холерик – это открытый, общительный, эмоционально неустойчивый человек.
2. Сангвиник – открытый человек, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью.
3. Флегматик – человек эмоционально устойчивый, но закрытый, замкнутый в себе.
4. Меланхолик – эмоционально неустойчивый и замкнутый в себе человек.

Чистых темпераментов не бывает, они всегда смешиваются. Но изменить этот набор характеристик человек не может. Получив определенный тип темперамента с генами, он проносит его через всю жизнь, и частичку его передает своим детям.

Как противостоять генам?

В настоящее время ученые еще не научились вмешиваться в генотип человека. Среди людей бытует мнение, что «плохие гены» можно исправить, изменив свое поведение. Многие считают, что если преступник адаптируется в обществе, то он не передаст своему ребенку по наследству склонность к асоциальному поведению. Это не так. Гены, будь они «плохими» или «хорошими», будут передаваться дальше, к детям, внукам и правнукам, вне зависимости от изменений в поведении их носителя.

Но с генами стоит бороться только в случае асоциального поведения человека. В иных случаях это нецелесообразно и даже вредно. Хотя многие люди пытаются противостоять своей наследственности, в итоге это приводит лишь к разочарованию. Чаще всего такое случается, когда человек пытается сменить профессию. Причем, он выбирает деятельность, для которой не подходит ни его темперамент, ни унаследованные от родителей таланты, ни модель поведения.

Вывод

Поведение человека определяется не только жизненным опытом, но и наследственностью. Влияние генов можно уменьшить, искусственно скорректировав поведение человека. Но это возможно лишь в детстве и целесообразно только при асоциальном поведении ребенка. В остальных случаях бороться со своей наследственностью не нужно. Учитывая, что изменить заложенное природой человек не может, противостояние собственным генам приведет лишь к дискомфорту, неудачам в работе и личной жизни, постоянным стрессам и депрессиям.

Источник:

Статья защищена законом об авторских и смежных правах.!

Похожие статьи:

  • Рубрики

    • (30)
    • (379)
      • (101)
    • (382)
      • (198)
    • (189)
      • (35)
    • (1369)
      • (191)
      • (243)
      • (135)
      • (134)

Что могут дать гены ребенку?

Гены - это элементы в молекуле ДНК, объединенные в цепочки. Именно они отвечают за наследственность. Каждый раз, когда гены родителей при зачатии малыша смешиваются, проводится уникальный генетический эксперимент. Этот термин принадлежит Роберту Пломину, американскому специалисту в сфере генетики поведения. По его мысли зачатие в каждом случае можно описать биологической формулой, согласно которой сперматозоид и яйцеклетка несут в себе уникальные комбинации из 23 хромосом, который случайным образом объединяются в пары. В результате такого объединения появляется генотип, являющийся уникальным генетическим кодом будущего малыша.

Факты о генах и детях

Гены начинают проявлять себя с первых мгновений жизни малыша. Так, новорожденные младенцы не случайно чаще всего оказываются похожими на пап. Это задумано природой для того, чтобы молодой отец увидел себя в малыше - благодаря этому инстинкт отцовства формируется быстрее.

Интересны и некоторые закономерности наследования. Так, темный цвет глаз определяется доминантным, более сильным геном. Соответственно, с большей вероятностью малыш унаследует от родителей именно более темный цвет глаз. По тому же принципу наследуются вьющиеся волосы - они даются доминантным геном.

Считается, что на наследуемость черт влияет пол ребенка. Так, первенцы-мальчики больше похожи на мам, а девочки - на пап. При этом интеллект, как правило, наследуется ребенком от мамы, потому что ген, отвечающий за него, расположен в X-хромосомах. У женщин их две, а у мужчин - только одна. В то же время здесь сохраняет свое действие принцип перекрестного наследования - если у гениального отца рождается девочка, она, скорее всего, унаследует его интеллект. У мальчиков шансы на такое наследование гораздо ниже. По этой причине, если вы ищете биологического отца для рождения ребенка, совсем не лишним будет обратить внимание на уровень интелекта кандидата в доноры для зачатия.

Впрочем, могут наследоваться и рецессивные, слабые гены. К ним, например, относится ген, дающие ребенку светлые волосы. Если мама малыша брюнетка, а папа - блондин, кроха может родиться со светлыми волосами, но только при условии, что у мамы в роду были блондины.

На генетическом уровне кодируется и предрасположенность к вредным привычкам. Так, зависимость от алкоголя определяется геном, который отвечает за синтез расщепляющего спирт фермента. Если у родителей, склонных к употреблению алкоголя, ген мутировал, ребенок может унаследовать аналогичную предрасположенность.

Передается ли по наследству характер?

Пока наука не смогла точно доказать тот факт, что характер может передаваться по наследству. Тем не менее, несколько лет назад был открыт ген «агрессивности», который подтверждает эту теорию. Разумеется, многое можно списать на среду, в которой растет ребенок, а также на воспитание. Наконец, малыш может просто копировать поведение родителей, однако полностью исключать влияние генотипа нельзя. Так, уже точно установлено, что именно гены на 34% определяют то, будет ли ребенок склонен к грубому или, напротив, корректному, вежливому поведению.

Выбор профессии определяется на 40%. Лидерские качества тоже во многом являются наследуемыми.

А если ни в отца, ни в мать?

Часто бывает так, что малыш вообще не похож ни на маму, ни на папу. В этом случае вполне вероятно, что он повторяет генотип кого-то из дальних родственников. Вполне может быть, что причина непохожести в том, что сами родители сильно поменялись, повзрослев. Стоит пересмотреть детские фотографии мамы и папы - не исключено, что ребенок похож на своих родителей в то время, когда они сами были малышами. Наконец, стоит понимать, что внешность малыша меняется со временем. Часто фамильные черты начинают проявляться только через несколько лет после рождения.

На самом деле гены проявляют себя практически всегда, причем порой это бывает совершенно неожиданно. Так, в 1993-м году Дин Хеймер открыл «ген гомосексуализма», а в 2004-м он же написал работу о «гене веры в Бога». Наследуется, к примеру, и предпринимательская жилка. Так, у близнецов обычно повторяются свойственные одному из них черты. В Великобритании изучили 609 пар близнецов, и выяснилось, что если у одного из них есть способности к ведению бизнеса, то такие же способности присутствуют и у другого. Ученые уже вплотную подошли к выделению гена гениальности и практике его внедрения в генотип. Споры в этом направлении сейчас ведутся уже не о практической части, а о нравственном аспекте вопроса.

Теория о телегонии

В XIX-м веке была очень распространена теория о телегонии. Согласно ей внешность малыша определялась генами не биологического отца, а первого партнера матери. Эта теория появилась после того, как один заводчик лошадей решил скрестить кобылу и зебру. Эксперимент прошел неудачно, однако родившиеся позже от обычного коня жеребята имели характерные полоски. Тем не менее, других подтверждений эта теория не получила, и сегодня ее считают несостоятельной.

Что мы передаем по наследству детям?

Абсолютно всех родителей в той или иной степени занимает вопрос: что мы передаем по наследству детям, какие особенности внешности и характера они получат генетически?

Особенности наследования

Передаточным звеном между родителями и их детьми служат хромосомы с генами – каждый ген представляет собой отрезок ДНК, а все в совокупности они несут в себе информацию о каждом из около 3000 белков, из которых состоит организм человека. В каждой клетке человеческого тела, в том числе и в половых клетках, содержится по 46 хромосом, определяющих генотип. При зачатии будущий ребенок получает 50% генетической информации от отца и еще 50% - от матери, то есть 23 хромосомы из отцовской клетки и 23 – из материнской. Причем разделение хромосом при этом происходит совершенно случайным образом, и предугадать, какие именно признаки получит ребенок от каждого из родителей, невозможно.

Внешность

Каждая из 46 хромосом нашего «генетического набора» несет в себе целый ряд различных признаков, в том числе и определяющих внешность человека. Поэтому ребенок обычно наследует какие-то внешние признаки от отца, какие-то – от матери, а иногда бывает и так, что малыш вроде бы не похож ни на кого из родителей, но вот нос у него в точности как у дяди по отцовской линии, а подбородок и ушки – как у бабушки по материнской линии.

Каждый внешний признак – цвет волос, рост, цвет глаз – «кодируется» несколькими генами. Часть таких генов рецессивные (условно говоря, слабые), часть доминантные (сильные, подавляющие более «слабые»). К примеру, кареглазость определяется доминантным геном, голубоглазость – рецессивным. У кареглазых родителей вполне могут иметься «скрытые» рецессивные гены голубоглазости, поэтому у их ребенка глазки могут быть светлыми. А вот у обоих голубоглазых родителей кареглазого ребенка быть не может, поскольку все гены, определяющие цвет глаз у таких родителей, рецессивные и доминантной кареглазости у них взяться просто неоткуда.

Во многих случаях внешность ребенка определяется не только внешностью родителей, но и «наследием предков», ведь все люди несут в себе генетическую информацию многих поколений своих предков.

Черты характера и привычки

Ученые считают, что интеллектуальные способности передаются от родителей к детям по наследству: у одаренных и образованных родителей талантливые дети рождаются куда чаще. Однако нельзя говорить о том, что уровень интеллекта определяется исключительно наследственностью. Здесь очень многое зависит от круга общения, воспитания ребенка, времени, которое родители уделяют его воспитанию и обучению. Имеет значение и питание матери в период беременности, поскольку несбалансированное и неполноценное питание может сказаться на уровне умственного развития малыша.

Кроме того, по наследству с большой долей вероятности передаются музыкальные пристрастия, творческие способности, художественные вкусы. Генетика в данном случае влияет на формирование музыкального либо художественного вкуса примерно на 55%, остальное зависит от культурной среды, в которую попадает ребенок. Что касается творческих способностей, то одной наследственности здесь тоже недостаточно: чтобы ребенок вырос талантливым, родителям необходимо вовремя заметить этот талант и помочь его развитию.

По наследству передаются не только положительные черты, но и негативные: пристрастие к алкоголю, склонность к агрессии, лень. Опять же, насколько эти черты будут выражены в ребенке, во многом зависит от воспитания и круга общения, в который он попадет. Перенимают дети и активность или пассивность, уровень эмоциональности и способности к адаптации. Поэтому в процессе воспитания нужно учитывать и способности и особенности ребенка, и особенности самих родителей – ведь во многом ваше чадо является маленьким отражением вас самих.

Здоровье

Что касается здоровья, то существует целый ряд наследственных заболеваний, которые родители могут передать своим детям: дальтонизм, витилиго (проявляется в виде характерных белесых пятен на коже), сахарный диабет первого типа, бронхиальная астма, наследственная кардиомиопатия, муковисцидоз, шизофрения и пр. Очень часто по наследству передаются особенности обмена веществ (в том числе и нарушения метаболизма липидов или аминокислот в организме), склонность к некоторым сердечно-сосудистым заболеваниям, склонность к депрессивным состояниям и уровень стрессоустойчивости.

Далеко не всегда «дефектные» гены, переданные по наследству ребенку, проявляются, то есть заболеваемость не будет стопроцентной. В ряде случаев толчком к развитию заболевания служит воздействие внешних факторов: неправильное питание, экологическая обстановка, радиация, химическое отравление. Без этих воздействий заболевание может не проявиться в течение всей жизни человека, но при этом сам «дефектный» ген никуда не девается и может передаваться по наследству следующим поколениям. Это обязательно нужно учитывать людям, которые имеют какие-либо наследственные заболевания и планируют иметь детей.

Особенности работы иммунной системы также во многом обусловлены наследственностью, однако слабую иммунную систему ребенка можно «научить» эффективно защищать организм правильным питанием, оптимальным режимом и закаливанием.

Практически все проблемы с функционированием организма и психической деятельностью уходят корнями в раннее детство. И практически весь запас здоровья и жизненных сил нашего организма закладывается, опять же, в детстве. Поэтому для того, чтобы у нас были здоровые дети, активные, уверенные в себе, счастливые, нужно уделять им максимум внимания с самого момента рождения. Причем под вниманием понимается не сюсюканье с малышом и покупка ему игрушек в промышленных масштабах, а правильное воспитание, внимательное отношение к детским проблемам, заботам и тревогам, умение организовать жизнь ребенка максимально продуманно.
Здоровые дети – это наше с вами будущее, и каким оно будет, зависит только от нас. К сожалению, не все молодые родители имеют точное представление, как обращаться с ребенком, как его развивать, как следить за его здоровьем.
Мы решили помочь и молодым, и уже опытным родителям полезными советами и важной информацией. В этом разделе вы найдете много статей о здоровье ребенка, особенностях детского организма, тонкостях ухода за малышами и воспитания детей постарше.

Санатории белоруссии
Санатории Белоруссии без посредников от турфирмы Сочинские санатории
sonikstur.ru

Что определяют наши гены. Генетика человека

Фильм "Обыкновенное чудо"

Я страшный человек - коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, не я в этом виноват! Предки виноваты - вели себя как свиньи последние, а я теперь расхлебывай их прошлое. А сам я по натуре добряк и умница.
скачать видео

Фантазировать о своих возможностях, не зная ограничений – безответственно. Увлекаться психологией, забывая про физиологию и генетику – неверно. Высшее растет через низшее, и азы генетики должен знать любой психолог. Неправда, что новорожденный – это только тельце с набором генов: новорожденный – это уже член общества, это чей-то ребенок, его уже любит его мама и готов воспитывать его отец. Никто пока не знает, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но уверенно можно сказать одно: у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.

Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее).

У мужчин более изменчив генотип, у женщин - фенотип.

По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.

Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями.

Способности ребенка зависят и от возраста родителей. Гениальные дети чаще всего рождаются в паре, где матери 27 лет, отцу 38. Однако самые здоровые дети появляются у более молодых родителей, когда матери от 18 до 27. Ваш выбор? Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Можно ли утверждать, что у всех людей с детства есть природная склонность к добру, что человек по природе своей – добр? Это один из центральных вопросов, по которому не утихают споры среди психологов.

При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение - человек. Да и склонностями своими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оставлять вне своего внимания, гасить их, забывать.

Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет.

Гены определяют время, когда какой-то наш талант может проявиться. Попал в удачное время, когда гены готовы - сделал чудо. Промахнулся по времени - пролетаешь мимо. Сегодня восприимчивость ребенка к развивающим процессам высокая – он «белый лист», «впитывает только хорошее» и «очень талантлив», а спустя год: «ничего не понимает», «что в лоб, что по лбу» и «яблочко от яблони недалеко падает» (с грустью).

Гены определяют, когда у нас просыпается половое влечение, и когда оно засыпает. Гены влияют и на счастье, и на черты характера.

Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.

Агрессивность и доброжелательность. гениальность и слабоумие. аутизм или экстраверсия - передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой. И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. Человеческая генетика делает человека исключительно обучаемым существом!

Гены - носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Мужчины чаще, чем женщины, рождаются с теми или иными отклонениями: среди мужчин больше тех, кто будет очень высоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом. Похоже, что на мужчинах природа - экспериментирует. При этом, если уж мужчина таким родился, ему изменить это в течение жизни очень сложно. Мужчина привязан к своему генотипу, его фенотип (внешнее проявление генотипа) - меняется слабо.

Родился длинным - длинным и останешься. Коротышка может с помощью спорта подняться на 1-2 сантиметра, но не более.

У женщин ситуация другая. Женщины рождаются более в среднем одинаковыми, среди них биологических, генетических отклонений меньше. Чаще среднего роста, среднего интеллекта, средней порядочности, идиоток и отстоя среди женщин меньше, чем среди мужчин. Но и выдающихся в интеллектуальном или нравственном отношении - аналогично. Похоже, что эволюция, проводя на мужчинах эксперименты, на женщинах решает не рисковать и вкладывает в женщин все самое надежное. При этом индивидуальная (фенотипическая) изменчивость у женщин выше: если девочка родилась маленькой относительно других, она сумеет вытянуться на 2-5 см (больше, чем может парень). Женщины имеют большую свободу от своего генотипа, имеют большую возможность, чем мужчины, изменять себя.

Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают.

Из пшеничного зерна вырастает гордый пшеничный колос, а из саженца яблони - красивая ветвистая яблоня. Нашу суть, наши склонности и возможность реализовать себя дают нам наши гены. С другой стороны, из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется. У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит.

Человек - часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Если вам с генами повезло, вы сумели воспринять влияния ваших родителей и педагогов, выросли развитым, порядочным и талантливым человеком. Спасибо родителям! Если вам с генами повезло меньше, и вы (вдруг!) родились дауном, то в самом хорошем окружении из вас вырастет только воспитанный даун. В этом смысле наши гены - это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться - мы напрямую изменить не можем.

Много ли в нас генетически заложенного - вопрос очень спорный (взаимодействие наследственности и среды изучает психогенетика). Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.

Если вы любите своего ребенка и учитесь быть хорошим родителем и воспитателем, гарантированы ли вам успехи? Нет. Каким бы талантливым педагогом вы ни были, у вас может родиться «кислый» или трудный ребенок, с которым реально мало что можно сделать. Если вы сделаете лучшее из возможного, то сможете уменьшить неприятности людям от этого ребенка, но успеете ли вы из него вырастить достойного человека за два десятка лет его воспитания? Так получается не всегда. Человек появляется на свет со своим характером, и он бывает очень разным. Некоторые дети рождаются сразу «домашними» - характер легкий, податливый, со взрослыми дружат и их слушают. У других характер самого начала трудный: им тяжело самим, тяжело с ними.

Что это значит? Только то, что стоит приглядываться к тому или той, с кем вы собираетесь создавать семью. Обращать внимание на родственников, учитывая не только то, что с ними придется встречаться, а и то, что тот или иной характер может оказаться и у вашего ребенка. Хороших вам родственников!

Генетика бывает хорошей или плохой, и это зависит в том числе от нашего образа жизни. В благоприятных условиях и хорошем воспитательном процессе, возможная негативная предрасположенность может не реализоваться, или скорректироваться, "прикрыться" влиянием соседних разбуженных генов, а позитивная предрасположенность, иногда скрытая - проявиться. Иногда человек (ребёнок) просто не знает своих возможностей, и категорично "ставить крест", говорить, что "из этого гадкого утёнка лебедя не вырастет" - опасно.

Другая опасность, другой риск - тратить время и силы на человека, из которого путного все-таки ничего выйти не может. Говорят, что каждый может стать гением, и теоретически это так. Однако практически одному для этого достаточно тридцать лет, а другому нужно лет триста, и вкладываться в таких проблемных людей - нерентабельно. Спортивные тренеры утверждают. что именно врожденный талант, а не методика тренировок, - самый важный фактор формирования будущего чемпиона. То, что человеку дается от природы - база, на которой можно строить все остальное.

Если девушка родилась шатенкой с зелеными глазами и "предрасположенностью" к полноте, то можно, конечно, покрасить волосы и надеть цветные линзы: девушка все равно останется зеленоглазой шатенкой. А вот воплотится ли ее "предрасположенность" в пятьдесятбольшие размеры, носимые всеми ее родственницами, во многом зависит от нее самой. И уж тем более от нее самой зависит, будет ли она к сорока годам, сидя в этом пятьдесятбольшом размере, ругать государство и не сложившуюся жизнь (как это делают все её же родственницы) или найдет себе много других интересных занятий.

Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяют склонности плюс воспитание. Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого - он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет. И то, и другое соотношение - врожденная характеристика ребенка.

Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься. Начинайте! Гены задают возможности, от нас зависит, насколько мы эти возможности реализуем. Если у вас хорошая генетика, вы можете сделать ее еще лучшей и передать своим детям как самый дорогой подарок. Наша ДНК запоминает. какое у нас было детство, есть наблюдения, что генетически передаются привычки, навыки, склонности и даже манеры. Если вы выработали у себя воспитанность, красивые манеры, поставили хороший голос, приучили себя к распорядку дня и ответственности, то есть неплохая вероятность, что рано или поздно это войдет в генотип вашей фамилии.

Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности - у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Но что будет на базе этой площадки сделано - это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.

Думая о генетике, важно помнить, что человек живет и строит себя не в одиночестве. Если полагаться только на собственную генетику, можно остаться дикарем. Нас окружает культура, создававшаяся многими поколениями много сотен лет, вобравшая лучшее из генетики каждого. Нас учат, и мы можем учиться. То, что трудно в себе развить самостоятельно, может помочь развить учитель или тренер: возможно, у него именно к этому генетически заданный потрясающий талант. Люди могут помогать друг другу. Что один не сделает, сделаем вместе!

Генетику можно улучшать - пусть не всегда в своей индивидуальной судьбе, то, определенно, в судьбе своего рода. Удачной вам генетики!

Характер передается по наследству?

«Весь в отца»: гены или воспитание?

Темперамент, характер, воспитание? В каких пропорциях эти составляющие детям передаются от родителей? Можно ли говорить о том, что характер именно наследуется, а не становится результатом определенного воспитания или копирования поведения родителей?

Связь характера с биологической основой (а именно с конституцией тела) удалось проследить еще в 1964 г. Ернсту Кречмеру и Уильяму Шелдону в работе «Строение тела и характер».

На основании обследования более двух сотен пациентов, им удалось выявить четкую закономерность между конституцией тела и характером, в особенностях, когда дело касалось выраженной патологии. Далее взаимосвязь генетических предпосылок и характера исследовалась с применением близнецового метода с целью разработки аналогичной типологии для нормального характера (не психопатологического, как в случае с данными Кречмера и Шелдона).

Коэффициенты корреляции по показателям Экстраверсия/Интроверсия, Эмоциональная устойчивость/Неустойчивость:

  • Для однояйцевых близнецов, воспитывавшихся отдельно:
  • Разница в цифрах очевидна. Несложно сделать предположение о существовании врожденных особенностей в работе мозга, которые определяют дальнейшее формирование темперамента и характера человека.

    Человек выше своей биологии?

    На протяжении долгого времени такие исследования поддавались жесткой критике за попытки «биологизации личности». Поэтому важно отметить, что в них речь идет лишь о предпосылках развития характера. о биологической основе формирования характера. А уже каким человеком на основе этой «биологии» стать - личный выбор каждого.

    Точно так же, как тело человека обладает определенными, конституционально обусловленными, характеристиками, так же и нервная система индивида обладает некоторыми врожденными свойствами, которые в дальнейшем становятся базой для формирования характера.

    Что в характере передается по наследству?

  • эмоциональная теплота
  • скорость протекания нервных процессов
  • сила влечений (интенсивность реакций)
  • истощаемость
  • вязкость аффектов.
  • И. П. Павлов выделял только три врожденных параметра: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

    В современных трудах зарубежных ученых определяющая роль в наличие тех или иных свойств темперамента отводится врожденным особенностям отдельных мозговых структур.

    Различают психику ваготоников и симпатикотоников, психику с преобладанием функции коры головного мозга и психику с преобладанием функции подкорковых структур.

    Особенности функционирования головного мозга людей можно классифицировать даже по преобладанию деятельности определенных центров в восприятии окружающего мира: визуальный тип восприятия, аудиальный, кинестетический тип (Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева)

    Многие исследователи до сих пор огромное значение в формировании особенностей характера и поведения человека отводят гуморальным факторам, т. е. влиянию эндокринной системы.

    В соответствии с этими представлениями выделяют: гипотиреоидный и гипотиреоидный тип темперамента, о типе тетаноидном и типе базедовоидном, о типах гипогенитальном, гипосупраренальном, гипо- и гиперпитуитарном, но такие заключения весьма сомнительны и не подкреплены достаточным количеством достоверных данных.

    Так, по Айзенку, экстраверсия и интраверсия в характере человека зависит от способа функционирования ретикулярной формации, а показатели нейротизма – с активностью лимбической системы. Дж. Грэй, продолживший и расширивший исследования Айзенка, доказал значение особенностей строения участков коры, среднего мозга и лимбической структур в формировании свойств темперамента.

    Свойства темперамента проявляются уже в раннем детстве. Родители сразу могут отметить насколько ребенок подвижен, общителен, как быстро проходит адаптация к новым условиям, насколько быстро он устает и т.д..

    С позиции дифференциальной психологии темперамент рассматривается как базовый аспект индивидуальности, обусловленный преимущественно биологическими свойствами организма человека.

    Тем не менее, врожденные особенности функционирования нервной системы человека создают лишь базу и направления для развития характера, а в какой форме те или иные черты проявятся далее определяется воспитанием, средой развития человека.

    Так истощаемость нервных процессов, в сочетании с их силой, в зависимости от воспитания, может проявиться как чертами легкой нетерпеливости, быстрой утомляемости, когда человеку необходимы регулярные паузы в выполнении задач так и выраженной раздражительностью, грубостью и неконтролируемыми вспышками гнева и грубости по отношению к близким.

    Наследственность и психопатология

    Таким образом, очевидно, что характер человека является результатом сложного взаимодействия генетически детерминированных (врожденных) и приобретенных в процессе социального взаимодействия факторов.

    При неблагоприятном совпадении обоих детерминант возможно развитие характера по психпатологическому типу. При благоприятном влиянии средовых факторов даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться и не привести к формированию психопатологических отклонений.

    Отсюда возникает вопрос о ранней диагностике предрасположенности к психопатологическому формированию характера на основании биологических врожденных особенностей психики и воспитания ребенка с учетом этих особенностей. Такой подход к воспитанию и обучению детей позволит ребенку развиваться нормально и избежать подкрепления и реализации свойственных его психике врожденных особенностей.

    Наиболее выражено влияние генетических детерминант в развитии конституциональных психопатий. Под конституциональными, или ядерными, психопатиями подразумевают лежащие глубоко в основе личности индивида, врожденные и генетически детерминированные особенности и свойства его характера, достигающие патологической степени выраженности и практически не изменяющиеся на протяжении всей жизни.

    В советской психиатрии их объясняли «врожденной неполноценностью нервной системы». Другими словами, уже тогда по необратимости и устойчивости личностных изменений была очевидна биологическая основа такого развития характера.

    Submitted by MuHyc on Tue, 2017/08/15 - 20:00

    То, насколько усердно человек учится в подростковом возрасте, напрямую сказывается на его интеллектуальных возможностях в будущем Учитесь смолоду! К такому принципу призывают специалисты из Университета Рутгерс (Rutgers University), США, на основании результатов проведенного ими исследования взаимосвязи между продолжительностью жизни нейронов головного мозга и процессом обучения. Вам будет интересно: 6 признаков, что ваш ребенок перегружен Ранее в

    Характер, наследственность и воспитание. (родительское собрание)

    Сценарий родительского собрания учителя начальных классов МБОУ Софринская средняя общеобразователь ная школа №2 Люкшовой Надежды Петровны

    Характер, наследственность и воспитание.

    Характер, наследственность и воспитание. Казалось бы, какая между ними взаимосвязь, какая взаимозависимость? Многие хотели бы знать, создается ли характер воспитанием или передается по наследству. Действительно, вопрос очень важный, правильное понимание его имеет большое значение для дела воспитания.

    Прежде всего, выясним, что такое характер и в чем он проявляется. Под характером понимают совокупность не всех, а только устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных условиях. Поскольку человек живет в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты - черствость, лживость, пассивность. В отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противоположные им отрицательные черты - зазнайство, самоунижение, самоуверенность.

    Поскольку характер влияет на поведение и поступки человека, то, разумеется, зная характер ребенка, можно в некоторой мере предугадать, как в том или ином случае он будет вести себя. Зная чуткость и отзывчивость дочери, родители ее отправляют в аптеку за лекарством. Зная, что сын везде отличается настойчивостью и трудолюбием, именно ему а не кому - то поручают ответственное задание, понимая, что он не уйдет до тех пор, пока не завершит дело.

    Характер выражает не все индивидуальные черты, а только наиболее существенные, относящиеся к моральной направленности и воле человека, поэтому нельзя считать, что дети младшего школьного возраста имеют твердо сложившийся характер. Характер их только начинает складываться, и у одних детей он более выражен, а у других еще слабо намечен.

    Некоторые родители считают, что характер передается детям по наследству. Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямым, то таким и останется. Сказать, что это ошибочное мнение недостаточно. Такой взгляд просто - напросто вреден. Потому что расслабляет волю воспитателей и вселяет неверие в силу воспитания. Родители единственное, что делают - это охают и ахают, беспомощно разводят руками, видя недостатки в характере своих детей. Сторонники теории наследственности характера не пытаются воздействовать на ребенка, так как заранее убеждены в том, что ничего из этого не получится. Еще хуже, если этим заражаются сами дети. Они не желают изменить что-то в своем характере. В оправдание же заявляют: Что я могу сделать с собой, если у меня такой характер.

    Но многочисленные примеры исправления самых трудных характеров показывают, что в формировании характера ведущая роль принадлежит воспитанию, что те или иные черты его преображаются в процессе жизни.

    По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.

    Еще в родильном доме можно заметить различное поведение детей: одни - крикливые, беспокойные, подвижные доставляют много хлопот, другие - спокойные. Это проявляются унаследованные особенности нервной системы, они наследуются от родителей так же, как черты лица, цвет волос, рост, а так же особенности сердечнососудистой системы.

    Но значит ли это, что, будучи врожденными, особенности нервной системы остаются неизменными? Конечно нет. Нервная система человека не является чем-то застывшим, под влиянием условий жизни она способна измениться, перестроится.

    Наследственные особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера. Многое будет зависеть от условий жизни и воспитания. Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью справляться даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить на это внимание, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.

    Тип нервной системы влияет на характер, а характер (т.е. возникшие в процессе воспитания новые черты) влияет на тип высшей нервной деятельности. Смысл самовоспитания в том и заключается, что сам человек, мобилизуя характер, борется со своими отрицательными природными качествами: он способен, что называется, обуздать эмоции, раздражительность.

    А ребенку должен в этом помочь взрослый, который находится с ним рядом.

    Внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

    Характер у ребенка начинает формироваться очень рано. В этот период большое воздействие на ребенка оказывает поведение родителей, их личный пример в отношении к людям, к вещам личным и общественным.

    Ребенок, подражая родителям, усваивает их черты. Воспитание старших проявляется не только тогда, когда они поучают детей. То, что родители делают, то, как они себя ведут, гораздо сильнее влияет на ребенка, чем то, что они ему говорят. Поэтому никогда мы не должны забывать о могучей силе воздействия живого примера. Если ребенок видит, что родители внимательны к людям, справедливы, добры, отзывчивы и того же требуют от него, то и он вырастет с такими чертами характера. Но если в присутствии детей отец и мать не искренни, обманывают, относятся к окружающим плохо, дети воспринимают такое поведение как должное и сами так поступают.

    Так создается иллюзия, будто характер передается по наследству от родителей к детям. В действительности же сходство характеров детей и родителей объясняется не наследственностью, а постоянным влиянием родителей на детей, постоянным личным примером.

    Однако одного хорошего примера со стороны родителей, лишь здоровой семейной атмосферы еще не достаточно для становления полноценного характера. Недостаточно только требовать от детей правильного поведения: быть организованным и аккуратным, правдивым и трудолюбивым. Главное - надо постепенно упражнять их в правильных поступках, закреплять правильные нормы поведения. Честность, чуткость, настойчивость и другие положительные черты никогда не закрепляют через слово, если мы не поставим ребенка в такие условия, в которых он бы мог их проявить.

    Опыт показывает, что немалую роль в формировании характера играет атмосфера в семье.

    Отрицательные результаты в воспитании дает и чрезмерная строгость родителей. Постоянный страх перед наказанием угнетает детей, парализует их активность, самостоятельность. Они вырастают слабохарактерными, трусливыми, беспомощными. Родителям же невдомек, что своей строгостью они убивают живую детскую мысль, потребность ребенка делиться со старшими своими маленькими думами и переживаниями. В таких условиях создаются предпосылки для развития нежелательных сторон характера: замкнутости, безынициативности.

    Нам остается ответить еще на один вопрос: почему в одной и той же семье, у одних и тех же родителей вырастают дети с разными характерами?

    Объясняется это во-первых, тем, что условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, жилищные условия и т.д.

    Родители по разному относятся к своим детям. Первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой дрожат это не может не оказать влияние на формирование характера. Но вот появляется второй, и от старшего родители требуют уступок младшему. Отношение к старшему резко меняется. Привыкший к прежнему образу жизни и к сложившимся отношениям к нему, первенец бунтует не соглашается с новыми требованьями и новым к нему отношением. Он часто взрывается, грубит родителям. У него на почве резкой перемены отношений портится характер: формируется жестокость, своеволие, развязность, безответственность. В свою очередь, младший привыкает понемногу искать выходы из притесненного положения старшего и злоупотребляет своим положением. Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

    24 марта 2019 года

    Все живые существа способны передавать своим потомкам определенные признаки и свойства. Именно этой способностью обусловлена наследственность человека, объясняющая схожесть ребенка и его родителей. При этом у малыша признаки, свойственные каждому из родителей, проявляются неодинаково. Так, например, внешне ребенок может походить на отца, а характер ему передастся от матери. Это объясняется тем, что в организме человека есть два типа генов – доминантные и рецессивные. Первые из них обязательно проявляются в процессе развития ребенка, подавляя действие вторых.

    Влияние наследственности на человека

    Гены, отвечающие за наследственность человека, передают ребенку информацию обо всех признаках предшествующих поколений. Новорожденный получает целый комплект потенциальных личных качеств, каждое из которых было свойственно либо его родителям, либо бабушкам и дедушкам, либо более отдаленным родственникам. Среди всего многообразия возможных путей развития маленького человека в жизнь претворяется только один, обусловленный доминантными генами.

    Наследственность человека отражается на его умственном и физическом развитии. При этом нельзя судить о потенциале ребенка только по его родителям. Вполне возможно, что преобладающими качествами малыша станут те, которыми отличались достаточно далекие предки. В связи с этим большой интерес представляет изучение наследственности человека, в первую очередь, с помощью составления генеалогического дерева. Оно позволяет проследить доминирующие признаки у родственных лиц в течение нескольких поколений.

    С практической точки зрения подобное исследование имеет очень большое значение для выявления различных заболеваний, передающихся в результате влияния наследственности на человека. Изучение родословной дает возможность будущим родителям еще до зачатия ребенка узнать о вероятности возникновения у него тяжелого недуга. Подобными вопросами занимается генетик – специалист по изучению наследственности человека. Он, в случае необходимости, разрабатывает способы диагностики и профилактики возможной патологии.

    Наследственность человека и среда

    Каждый ребенок, появляясь на свет, имеет множество различных задатков, обусловленных наследственностью человека. Далеко не все из них могут проявиться в полной мере. Индивидуальный процесс развития зависит не только от генетических факторов, но и от социальных условий, в которых развивается малыш. Для полноценной реализации любого потенциального качества необходимо соответствующее воспитание и обучение. Таким образом, наследственность человека и среда его существования должны находиться в состоянии гармонии.

    Факторы окружающего ребенка мира играют существенную роль в обеспечении растущего организма всеми необходимыми условиями для развития. Правильное, адекватное воспитание, а также обучение, направленное на полноценное раскрытие врожденных задатков, позволяют сформировать на их основе те или иные способности. Если же наследственность человека не подкрепляется необходимыми социальными условиями, природные возможности не получают дальнейшего развития. В то же время, в результате систематических занятий, побуждающих к определенной деятельности, у ребенка могут развиться достаточно хорошие способности даже при отсутствии, казалось бы, необходимых задатков.

    Взаимосвязь между наследственностью человека и средой, окружающей его, просматривается и в таких показателях, как, например, масса тела и рост. Данные параметры, конечно, во многом зависят от природных возможностей. Однако немаловажное значение имеет качество питания и образ жизни ребенка.

    Генетическая предрасположенность, или наследственность человека, является лишь потенциальным фактором к формированию и развитию каких-либо качеств, свойств, заболеваний. Выявить природные особенности можно с помощью родословной, учитывающей наличие доминантных и рецессивных генов. В зависимости от условий внешней среды у ребенка эта предрасположенность может получить дальнейшее развитие или же остаться в зачаточном состоянии.

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...