Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц. Познавательно-речевое развитие дошкольников


С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?

Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.

Наши губы, язычок

Все время занимаются.

Знать им нужно как

Звуки получаются!

Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].

Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?

А зубы открыты или закрыты?

Кончик языка находится вверху или внизу?

А спинка язычка?

Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?

А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?

Ребята, воздушная струя встречает преграду?

Звук [Ц] звонкий или глухой?

Звук [Ц] мягкий или твердый?

Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.

Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.

Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.

Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Птицы по лесу летали

И немножечко устали.

Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.

Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?

СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.

ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.

ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.

СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.

Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?

Где же теперь птицы будут жить?

Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.

Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.

С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.

О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?

Чем же отличается звук и буква?

Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.

Буква Ц - внизу крючок,

Будто с краником бачок.

Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.

Из скольки палочек состоит буква Ц?

Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).

Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.

Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия - голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.
Появляется кукла цыпленка
Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.
(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц)
Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?
Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц)
Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.
Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу.
Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три - отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.
(Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8:

  • закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
  • учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
  • познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
  • познакомить с буквой Ц;
  • учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
  • закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком Ц;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.

Ход урока

Организационный момент:

Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.

Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".

Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.

Игра "Назови картинку".

Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;

Игра "Жадина".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра "Чего нет".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.

Игра "Поймай звук".

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.

Физкультурная минутка:

Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.

Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);

Игра с мячом "Один - много".

Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!

Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;

Понятие "согласный твердый" звук.

Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);

  • звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
  • звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);

Работа в тетрадях.

Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.

Чтение слоговых таблиц.

АЦ ЦА АЦА

ОЦ ЦО ОЦО

УЦ ЦУ УЦУ

ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ

Звуко - буквенный анализ.

Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.

Игры с мячом "А ну-ка, повтори".

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:

ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!

Игра "Эхо".

Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.

ца -ца -цо

цо -цо -цу

цу -цу -цэ

цэ -цэ -ца и т. д.

Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);

Заглянет солнце и к нам в оконце;

Кто за все берется, тому ничего не удается;

Конец - делу венец;

Молодец против овец, а против молодца сам овца;

Игра "Детеныши заблудились".

Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.

Итог занятия.

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.

Конспект ООД с детьми с ОНР III в старшей группе на тему:

«Капли для цапли»

  • закрепить правильное произношение звука Ц, знакомство с буквой Ц.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить навыки словообразования,
  • чтения слогов,
  • проведения звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать,
  • работать в коллективе.

Оборудование:

  • игрушка-заяц, предметные картинки со звуком Ц, наборы для звуковых схем, карточки с поломанной буквой Ц, лабиринты.

Ход ООД

1. Игра «4-й лишний»:

Чашка, миска, кастрюля, ножницы.

Огурец, лимон, банан, апельсин.

Ель, сосна, цветок, береза.

Собака, кошка, корова, заяц.

Выделяем в словах-отгадках звук Ц.

2. Характеристика звука Ц

Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.

Выделение звука Ц:

Из ряда звуков: А, Г, С, Ц, Щ,Ц и т.д.

Из ряда слогов: АЦ, ТА, СЫ, ЦЕ и т.д.

Из ряда слов: кольцо, сапоги, кошка, царапина, мачта…

3. Определить количество слогов и место звука в слове:

ЦЫГАН – 2 слога, в начале слова.

УЛИЦА – 3 слога, в середине слова.

ПАЛЕЦ – 2 слога, в конце слова.

На доске среди картинок выбрать картинку, похожую по количеству слогов и месту звука в слове на последнее слово (2 слога и в конце Ц). Это-ЗАЯЦ.

4. Пальчиковая гимнастика «Зайка».

5. Письмо от зайца.

Ребята, заяц принес нам письмо, послушайте его.

«Дорогие ребята! Мне надо скоро отправляться в дальний путь, а я заболела. Мне срочно нужны капли. Помогите мне, пожалуйста.»

Ну, что, ребята, поможем? Только давайте сначала узнаем, кому нужны капли. Отгадайте загадку:

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля…..
Кто же это? (цапля).

А в какой дальний путь отправляется цапля? Какая это птица? (перелетная).

6. Знакомство с буквой Ц.

И мы тоже отправляемся в дорогу за каплями для цапли. В дороге нам будет помогать наша буква Ц:

Вот какая буква Ц -
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Обведите эту букву в воздухе, на парте, на левой ладошке, на спине соседа.

7. Дописывание недостающих элементов буквы Ц.

Посмотрите на свои карточки. Дождем размыло букву Ц, а без нее в аптеке нам не дадут капли. Необходимо дописать недостающие элементы буквы Ц.

8. Словообразование.

Игра «Скажи ласково»:

Дерево-деревце, колено-коленце, полено-поленце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, корыто-корытце, сало-сальце, тело-тельце, мыло-мыльце, шило-шильце, дело-дельце, масло-маслице, платье-платьице.

9. Физминутка.

10. Игра « Строим мост».

Нам надо перебраться через реку.

Игра « Строим мост».

Необходимо выбрать на доске все картинки со звуком Ц.

11. Чтение слогов.

Чтобы добраться до цапли, нам надо пройти по болоту. Надо отгадать загадку о гласной букве, составить слоги с буквой Ц и прочитать их (прямой и обратный):

В этой букве нет угла-
Оттого она кругла. (ОЦ, ЦО)

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
повесить пальто. (УЦ, ЦУ)

Бродит с палочкой, увы!
Хромоножка буква…(ЫЦ, ЦЫ)

Между двух прямых досок
одна легла наискосок. (ИЦ, ЦИ)

Эта буква с открытым ртом
и большущим языком (ЭЦ, ЦЭ)

Алфавита голова -
это будет буква….(АЦ, ЦА)

Вот мы и добрались до цапли. Давайте отдадим ей капли и пожелаем быстрее выздороветь.

А нам пора домой.

12. Развитие памяти.

Наш мост неожиданно накрыл туман, чтобы он рассеялся, нам нужно вспомнить все картинки, из которых мы его построили.

13. Рисование маршрута путешествия.

Вот мы и дома. Нарисуйте наш маршрут.

Дети в лабиринте рисуют нужный маршрут.

14. Итог занятия.

Учитель-логопед
высшей кв. категории
Волхонская И.Б.,
г. Люберцы

Звук и буква «Ц»

Цель : уточнить произношение звука [ц и буквы Ц, ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф фикса -иц-. Закрепить навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упражнять в образовании существительных с суффиксом -ий-; развивать логическое мышление. Развивать зрительное восприятие.

Оборудование : зеркала, индивидуальные схемы, сигналь ные фонарики, кассы, мяч, рисунок цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски.

Ход занятия:

1. Организационный момент

У каждого ребенка несколько разрезных слогов; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.

Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.

нюхать капюшон мюзикл

тюлень рюкзак изюминка

колючки гадюка сюда

2. Артикуляционная гимнастика

«Забор».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуком «Ц»

  1. Логопед читает стихотворение

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

  1. Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники). Для какой птицы строят скворечник? (для скворца) Какой звук произносит скворец? «Ц»
  2. Характеристика звука «Ц» (согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)

4. Выделения звука «Ц» из состава слова

  1. Логопед читает слова, а дети поднимаю нужный фонарик

солнце птенцы весна

тепло первоцвет листья

цветной зеленые птицы

скворечник скворец почки

  1. Дети рассматривают картинку «Во дворе», на ходят слова со звуком «ц», но сначала слова с одним слогом (цепь, яйца, крыльцо, цветы, скворец, овца, лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец)

5. Физминутка

  1. Ленивые восьмёрки с вписыванием буквы Ц
  2. Птички полетели

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали

6. Игра «Один - много» (с мячом).

блюдце - ... овца - ... скворец - ...

кольцо - ... пуговица - ... отец - ...

яйцо - ... лицо - ... цепь - ...

полотенце - ... колодец - ... цапля - ...

7. Звуко-буквенный анализ

Прибежали к маме в сад

Десять маленьких цыплят

Повела на улицу

Их пёстренькая ……(курица)

У кошки котёнок

А у курицы ………..(цыплёнок)

Дети составляют в кассе букв звуковую схему слова курица

8. Письмо в тетради

Дети придумывают со словами (курица, цыплёнок) предложения и записывают их в тетрадь.

9. Чтение рассказа «Цыплёнок Цып»

10. Решение кроссворда

11. Итог занятия

Выучили мы урок

Цыплёнок дарит нам цветок

1 лепесток «какой звук мы сегодня проходили»

2 лепесток «каким цветом мы раскрасим этот звук»

3 лепесток «дайте характеристику звуку»

4 лепесток «запись кроссворда»

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...