История происхождения фамилии попов. Фамилия Попов: значение и история происхождения


Попов - фамилия очень распространенная. По разным данным, в рейтинге популярности она находится на четвертом-пятом месте (делит место с Соколовым). Ее опережают лишь Смирнов, Иванов и Кузнецов. И только после нее следуют Лебедев, Козлов, Новиков, Морозов и Петров. Интересно узнать, какова Попов. Сейчас мы с этим познакомимся.

Далекое прошлое

Попов - это настоящая древняя славянская фамилия. Она может происходить несколькими способами.

Кроме крестильного имени, которое употреблялось во избежание сглаза нечасто, ребенок получал прозвище, которое еще называлось мирским именем. Оно было общеупотребительным и популярным. Поэтому нет ничего странного, что когда пошло образование фамилий, то они записывались от мирского имени, бывшего у всех на слуху: Офонка Ларионов сын, юрьевский крестьянин по прозвищу Поп; донской станичник, Михайло Поп.

Мирское личное имя Поп было очень распространенным. В старинных записях встречаются Сенка Поп, крестьянин, Поп Михайло, донской казак. Для образования фамилии добавим суффикс "-ов" и получим "Попов" - знакомую фамилию. От него получается женский вариант - Попова. Происхождение фамилии согласуется с правилами русского языка.

Второй способ образования фамилии

Потомки священников также носили фамилию Попов. Или если это была дочь или жена, то получалась Попова. Происхождение фамилии в данном случае шло от рода деятельности родственника.

Между прочим, на русском Севере, особенно в Архангельской губернии, 20% населения имело фамилию Попов. Такую частоту историки связывают с тем, что упомянутая должность была выборной - священников не присылали из семинарий и не назначали, а жители выбирали их из своей среды.

Еще один путь появления фамилии

Люди, работающие у священнослужителей, получали прозвище "попов работник", которое потом сократилось до простой фамилии Попов.

А особа женского пола, имевшая с ним родственные связи, называлась Попова. Происхождение фамилии в данном случае, как видите, особенного затруднения не приносит.

Следующая версия

По еще одной версии, данная фамилия восходит к крестильному латинскому имени Публий или Поплий («народный»), сокращенного до Поп. Естественно, фамилия потом получалась Попов, а в женской версии - Попова. Происхождение фамилии таким образом исследователям кажется менее вероятным, но его полностью не исключают.

Какое значение несет фамилия

В целом мы выяснили, как могла появиться фамилия Попов, происхождение и значение которой мы рассматриваем в нашей статье. При этом нельзя не остановиться на вопросе о понижении социального статуса фамилий. Как это происходит в современном языке?

Не секрет, что часто школьники фамилии превращают в прозвище. Приходя в школу, Соколов становится «Сóколом», Киселёв - «Киселём», ну а Попов - «Попом». Это говорит о переходе от официального имени к более интимному наименованию, и зачастую без обидной окраски.

Данный процесс абсолютно точно противоположен образованию фамилий. Напрашивается простой вывод. Русский язык - самоорганизующаяся система, которая хранит все процессы, которые в нем происходили, и, при желании, может повернуть их вспять.

Люди, прославившие свою фамилию

Давайте вспомним, известных людей, носивших описываемую фамилию:

  • Александр Степанович Попов - изобретатель радио. Его слуховыми приборами в 1901 году оборудовали российские корабли.
  • Олег Попов - «солнечный клоун», которому рукоплескали все цирковые арены мира. Его действия не надо было переводить. Он нес всем людям радость и как великий артист прибавлял к ней долю легкой грусти. Поэтому созданный им образ не забывается. Этот мастер «лечил» людей смехом.
  • Владимир Попов - вице-президент Союза архитекторов РФ. В 60-70-е годы по его проектам проводится массовая застройка жилых массивов.
  • Сергей Попов - ученый, проводящий исследования в области заболеваний нервной системы.
  • Певица Екатерина Попова (сопрано) - дебютировала во Франции, с 2003 года работает в Мариинском театре.

д.р.: 1930-07-31

советский артист цирка, клоун, актер, Народный артист СССР

Версия 1. Что означает фамилия Попов

Основой фамилии Попов послужило мирское имя Поп. Фамилия Попов восходит к личному имени Поп, которое было весьма распространено среди мирских людей. Религиозные родители охотно нарекали своих детей такими именами. Первоначально фамилия Попов означала: 1) отчество – «сын священника»; 2) отчество – «сын Попа», от прозвища Поп; из документов XV-XVII вв.: крестьянин Сенка Поп, донской казак Михайло Поп и т.п.; 3) работник у попа - Попов работник. Несмотря на разнообразие версий происхождения этой фамилии, первая гипотеза представляется наиболее правдоподобной. Поп, со временем получил фамилию Попов. Popov

д.р.: 0000-00-00

советский экономист и российский политик, первый мэр Москвы (1991–1992)

Версия 2. Что означает фамилия Попов

Основой фамилии Попов послужило мирское имя Поп.

д.р.: 1859-03-16

советский и российский пловец, четырехкратный олимпийский чемпион

Версия 3

Происходит от слова поп

Версия 4

Одна из самых распространенных наших фамилий, входящая в первую десятку. О попах сложено множество сказок, пословиц и прибауток: «Поп да петух и не евши поют», «Будешь на том свете попа в решете возить», «Смелого ищи в тюрьме, глупого в попах», «Поповы детки, что голубые кони: редко удаются».
Родственные фамилии: Попадьин и Попадейкин, Попков, Поповский, Распопов (лишенный духовного звания).
Попов Александр Степанович (1859-1905/06) - русский физик и электротехник, изобретатель электрической связи без проводов (радиосвязи).

Анна Попова, актриса

Фамилия Попов и производные Попко, Попович, Поповский, Попков, Распопов появились, как и многие славянские фамилии в 15 столетии. Рассмотрим версии, предоставляющие информацию о ее происхождении, а также попытаемся выяснить, как данная фамилия влияет на своих обладателей.

Происхождение фамилии Попов связывают с мирским прозвищем Поп, которым нарекали младенцев (не только в семьях священников) на Руси. Времена повсеместного распространения христианства породили народный способ отдать уважение религии: крестьяне стали называть своих детей Поп (Попко), считая, что таким образом приближают малышей к Богу и обеспечивают им защиту от горестей и несчастий.

Впоследствии, дети людей с такими прозвищами, нарекались Поповыми (как отчество), и все последующие поколения носили эту популярную (входящую в десятку самых распространенных) фамилию. Также Поповым мог стать любой работник или батрак, находящийся в неволе у церковнослужителя.

Впервые сведения об имени были зафиксированы в 1400 г. при покупке пая зажиточным землевладельцем, нареченным Попко. Встречаются в истории и более поздние данные: о Попе Федоре (двойное имя - мирское и церковное) Сверчкове – начало XVI века, или об Офонке Ларионове сыне прозвище Поп, донском станичнике в 1684г.

Уже в 1897г., произведенная в Архангельской губернии перепись населения показала 20 Поповых на тысячу человек, а московский переписной журнал за 1964г. зафиксировал рекордное число - 30 тысяч особ с данной фамилией.

Морфологическое и фоносемантическое значение фамилии Попов

Как и все исконно русские фамильные словоформы, слово «Попов» легко произносится, в женском варианте дополняется окончанием (Попова), и склоняется по падежам, например:

  • Дательный падеж: (кому?) Попову, Поповой.
  • Родительный падеж (кого?) Попова, Поповой.

Изначально ударение в фамилии стояло на первом по-, так как основа слова ПОП. Но поскольку позже прозвище стало приобретать обидный окрас (как производное от пятой точки тела - попы), сами носители инициировали перестановку ударения на вторую «о», и современное произношение этой фамилии звучит именно так.

Психологи-экспериментаторы провели детальный анализ влияния звукосочетания Попов на людей и определили фоносемантические качества, которыми созвучие данного слова обладает: быстрота, простота, краткость, мужественность, спокойствие, уравновешенность, грусть, страх.

Фамилия Попов: совместимость с именем

Стоя перед выбором лучшего имени для малыша, родители пробуют каждое слово сочетать с фамилией (отчеством), играют уменьшительно-ласкательными словоформами, определяют наиболее подходящее сочетание.

Фамилия Попов очень короткая и содержит лишь тройку звуков, два из которых повторяются. Поэтому имя девчушке или мальчугану можно подбирать яркое, красочное, состоящее из трех и более слогов, акцентируя внимание на значении.

Например, девочка: Екатерина Попова, Александра Попова, Вероника Попова, Светлана Попова, Виталина Попова. Мальчик: Валентин Попов, Владимир Попов, Алексей Попов.

Старайтесь не злоупотреблять повторениями букв, содержащихся в фамилии: Полина Попова, Ипполит Попов, Павел Попов, Прасковья Попова. Можно взять на заметку старинные церковные имена: Мария, Анна, Пелагея, Софья; Иван, Серафим, Олег, Святослав. Короткие имена подойдут, если отчество Вашей лапушки длинное: Ольга Владимировна Попова; Юрий Александрович Попов. Красивых имен так много, что Вы обязательно подберете подходящее своему чуду.

Фамилия Попов принадлежит к древнему типу исконно славянских фамилий, образованных от мирского имени родоначальника.

В старину на Руси каждый человек имел два имени. К имени, полученному ребенком при крещении, добавлялось второе, называемое мирским или нецерковным. Мирские имена были очень популярны на всей территории древнерусского государства. Неудивительно, что и фамильное прозвание потомков очень часто записывалось не от церковного, а от более привычного мирского имени родоначальника.

Фамилия Попов могла произойти от мирского имени Поп. Как личное имя, Поп было весьма распространено среди мирских людей. В документах XV-XVII вв. упоминаются крестьянин Сенька Поп (1495), донской казак Михайло Поп. Поповыми могли называть и потомков священников. Это одна из самых частых фамилий в России, особенно на севере страны. Подсчет фамилий в Архангельской губернии (1897) показал небывало высокую частотность - 20 Поповых на тысячу человек. Можно предположить, что распространение этой фамилии на севере России связано с выборностью духовенства в этих областях: вплоть до XVIII в. там священников не назначали, а избирали сами жители из своей среды.

О широком распространении фамилии Попов говорят и исторические источники. Так, например, в списке опричников Ивана Грозного 1573 года упоминаются Васка и Олеша Спиридонов Поповы. В документах города Курска упоминаются Иван Попов сын Борисов (1619), Василий Попов (1641), полковой казак Максим Попов сын Иванов (1670). В Рязанском Ономастиконе XIV-XVII вв. упоминается помещик Попов Григорий Андреев (1611). Известен иконописец из Новгорода Попов Калина (XVII век). В XVII веке прославился землепроходец Федот Алексеевич Попов, открывший вместе с Дежневым пролив между Азией и Америкой. Поповы - древний дворянский род. Интересен фамильный герб Поповых: 4 ключа – олицетворяют безопасность и покорность, мальтийский крест – символ победы христианства над язычеством, подкова – символ рыцарства (дворяне считали для себя унизительным сражаться пешим), герб венчает рыцарский шлем с короной, над ним возвышается собака – символ верности. Одним из представителей этого рода является Василий Степанович Попов (1743-1821). Он служил у князя Долгорукого-Крымского, затем руководил канцелярией Потемкина, а после смерти Потемкина вел канцелярию у императрицы Екатерины. Известны купцы XVIII века Иосаф, Феопемт, Козьма, Алексей и Марк Поповы. Марк - изобретатель по отливке орудий и деланию ружей. Среди Поповых очень много представителей духовенства. Так, например, известны архиепископы Иринарх, Парфений Поповы, два епископа Павла Поповых и архимандрит Порфирий Попов (XIX в.). Известны также профессор Военно-медицинской академии Лев Васильевич Попов, заслуженный профессор Московского Университета, историк, славист, архивист Нил Александрович Попов, историк, из дворян Рязанской губернии Александр Николаевич Попов, химик-органик Александр Никифорович Попов (XIX в.). Особенно знаменит Попов Александр Степанович (1859-1905/06) - физик и электротехник, изобретатель электрической связи без проводов.

Представители фамилии Попов особенно отличились на ратном поприще. Так, например, в годы Первой мировой войны стали полными Георгиевскими кавалерами: Егор Михайлович, Павел Ильич и Петр Иванович Поповы. А среди Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны - тридцать девять представителей фамилии Попов.

За долгие века нашей яркой и богатой событиями истории многое успело забыться, отошли в прошлое старинные традиции и обычаи, изменился язык. Тем важнее и интереснее для потомков сохранить память о происхождении их фамилии, являющейся замечательным памятником древнейших общеславянских обычаев и традиций.

Библиографические источники:
Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995.

Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.

Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. С.-Пб., 1903.

© НИИ “Центр Изучения Фамилий”

Поп — «священник, иерей, пресвитер; человек поставленный, посвященный, помазанный, рукоположенный в духовный чин или сан пастыря душ» (Даль).

По данным В.А.Никонова, Попов — «одна из самых частых фамилий в России, особенно на севере страны. Подсчет фамилий в Архангельской губернии (1897) показал небывало высокую частотность — 20 Поповых на тысячу человек. В Москве (1964) 30 тыс. Поповых»; автор указывает на три возможных значения основы фамилии: «сын священника», «сын Попа» (от прозвища Поп) и «работник у попа — попов работник» (Никонов. С.95; см. также: Чайкина. С.80). Ю.А.Федосюк разделяет это мнение: «Далеко не все Поповы и Попковы — потомки священников. Как личное имя, Поп (Попко) было весьма распространено среди мирских людей. Религиозные родители охотно нарекали своих детей именами Поп или Попко. <...> Иногда фамилию Попов получал попов работник, батрак» (Федосюк. С.179-180). По мнению Е.Н.Поляковой, в основе фамилии — неканоническое имя и прозвище, «которое могли получить потомки священника» (Полякова. С.180). О Поповых — представителях духовного сословия в Пермской губ. в первой половине XIX см.: Мангилева. С.54,83,115-116,123,138,172-173, 201.

Интересные наблюдения о распространении фамилии сделаны В.А.Никоновым: «На Севере безраздельно преобладала фамилия Попов. В 6 центральных уездах Архангельской губ. ее носили 2% сельского населения — показатель очень высокий, учитывая чрезвычайный «разброс» фамилий <...>. А в небольшой Сюземской вол. Поповы составили даже 20%. В телефонном справочнике Архангельска ни одна другая фамилия даже отдаленно не конкурирует с этой. Основой отчества, позже закрепленного в фамилию, могло быть не нарицательное поп, а имя собственное Поп, т.е. прозвище, а не должность. Только как предположение можно допустить причиной выборность духовенства на Севере: там вплоть до XVIII в. священников не назначали свыше, а избирали сами жители из своей среды» (Никонов. География... С.34). О бытовании фамилии на Севере (Каргополь), в Приуралье и Зауралье см.: Житников. С.38-41.

Прозвище (а также имя, чаще выступавшее в форме Попко, Попок, Попка) фиксируется с XV в.; некоторые исторические примеры: «Курилко Попов, послух, XIV-XV вв.; Офонасей Поп, крестьянин, 1495; Сенка Поп, крестьянин, 1495; Максимко Попов, крестьянин, 1498; Еско Попов сын Федотов, своеземец, 1500; Ивашко Попов, посадский, 1500; Фома Григорьев сын Попов, белозерский посадский, 1613; Семейка Попов, недельщик в Нижнем Новгороде, 1614; «Офонка Ларионов сын прозвище Поп», юрьевский крестьянин, 1633; Данило Михайлов сын Попов, белозерский площадной подьячий, 1678; Тимошка Попов, кунгурский земский староста, 1680; Михайло Поп, станичник на Дону, 1684» (Тупиков); «Поп Федор Иванович Сверчков Сабуров, первая половина XVI в.» (Веселовский I); «Чердынец Сенька Дмитриев сын Попов, 1623» (Полякова); Поповы — шестеро дьяков и подьячих в XVI-XVII вв. (Веселовский II). В Вологде Поповы известны с 1629 г. (Чайкина).

Среди Поповых — вкладчиков Далматовского монастыря в конце XVII — начале XVIII в. были жители Красномысской, Шадринской, Царево-Курганской (церковный пономарь), Камышловской и Калиновской сл., крестьянин самого монастыря, а также гулящие — важенин и мезенец (см.: Манькова. С.222-223).

В Верхотурском у. фамилия (возможно, еще как именование по отцу) известна с первой четверти XVII в.: среди крестьян, которые с р.Нейвы «розбрелись безвестно, и сыскати их немочно», упоминаются «Оска Попов» и «Кондрашко Попов» (перепись 1624 г.).

Переписью 1680 г. в д.Борзуновской на р.Ляле учтен двор верхотурского посадского Тита Осиповича Попова, с которым жили сыновья Семен, Игнатий, Иван, Федор, Кондратий, Фотей и Михаил; в единственном дворе д.Верх-Туринской на р.Туре жил крестьянин Ефим Михайлович Попов с сыновьями Иваном, Панфилом и Ипатом, в д.Бреховой на р.Тагиле — крестьянин Алексей Богданович Попов с сыновьями Иваном, Семеном, Ульяном и еще одним Иваном; в Белослудской сл. с 1670/71 г. жил беломестный казак Сергей Иванович Попов, родом из Вологодского у., «попов сын», у него был сын Иван; в Ирбитской сл. — пономарь Семен Ефимович Попов с сыновьями Артемием и Иваном. О Поповых в Покровской вол. Верхотурского у. см.: Брылин, Елькин. С.20.

В Камышевскую сл. пришли крестьяне Иван Никифорович Попов, уроженец Устюжского у. («Бобровского яму ямщичей сын»), и Давыд Еремеевич Попов, родом из Тигиной вол. в Чарондской округе, поселившийся в д.Головыриной (перепись 1695 г.).

На территории будущего Камышловского у. фамилия встречается во многих слободах с конца XVII в. В Беляковской сл. (23:1) жил крестьянин Михаил Андреевич Попов (1690/91 г.), другой крестьянин этой слободы, Федор Иванович Попов, в том же году бежал. Предком Поповых из д.Яровской (23:3) мог быть крестьянин этой деревни Максим Тихонович Попов; в д.Нижней Арамылской (23:10) на подворье поселился в 1710 г. устюжанин Емельян Андреевич Попов, там же жили бобыль Степан Григорьевич Попов («скитаетца меж двор») и крестьянин М.А.Попов (см. выше); в д.Урюмской той же Беляковской сл. жил крестьянин Савва (Сава) Кирьякович Попов с братом Никоном (перепись 1710 г.).

Предками Поповых в приходе Куяровской сл. были жители этой слободы (21:1): крестьянин Парфений Попов (1691/92 г.), пищик Василий Федорович Попов (в его доме жил также отец — 80-летний Федор Иванович Попов), беломестные казаки Иван Потапович и Федор Григорьевич Поповы, крестьяне Андрей и Петр Тимофеевичи Поповы, а также жившие в деревнях крестьянин Емельян Федотович Попов из д.Луговой (22:5), бобыль Епифан Федотович Попов из д.Зотиной (22:4), крестьяне д.Яровской (21:7) — братья Даниил Парфеньевич (в его доме жил отец Парфений Гаврилович — см. выше) и Иван Парфеньевич Поповы, Леонтий Иванович Попов и пришлые — Ферапонт (Фарафонт) Тимофеевич Попов и устюжанин Яков Иванович Попов, крестьяне д.Чупиной (21:5) — Федор Иванович Попов и, по-видимому, два его сына, жившие отдельными дворами, — Федор и Дмитрий Федоровичи Поповы (перепись 1710 г.).

Предками Поповых в приходе Угецкой сл. могли быть ее жители (25:1) — пономарь Никифор Игнатьевич Попов и крестьянин Афанасий Федорович Попов (перепись 1710 г.); в приходе Пышминской сл. — беломестный казак этой слободы (20:1) Иван Федорович Попов, уроженец Ницынской сл. (перепись 1680 г.); в Камышловском приходе — беломестные казаки Камышловской сл. Яков Несторович Попов, уроженец Тагильской сл., отец которого «был там в попех» (перепись 1680 г.), и Иван Федорович Попов, 1681/82 г. (Шишонко III. С.835), сделавший в 1694 г. вклад в Далматовский монастырь «по своей душе» (Манькова. С.102).

Предками Поповых в приходе Калиновской сл. (а также, возможно, в соседних приходах) могли быть жители этой слободы (33:1) — крестьянин Константин Кириллович Попов (перепись 1710 г.) и сделавший в 1702 г. вклад в Далматовский монастырь «Осип Сергиев Попов прозванием Азов» (Манькова. С.157); позднее в слободе жила вдова священника Степана Попова, Ульяна Гурьевна (перепись 1719 г.); живший в д.Колашниковой (возможно, 42:5 и 44:5) в той же слободе крестьянин Максим Попов значится в переписи 1710 г. как беглый, — вероятно, именно он упоминается в документе 1702 г. как крестьянин Калиновской сл. Максим Иванович Попов (Шишонко III. С.855).

В XVII в. фамилия зафиксирована и в пределах Киргинской сл.: «В 1673 году беломестный казак Киргинской слободы Василий Попов с товарищами бил челом пред тобольским воеводою Петром Михайловичем Салтыковым (1673-1676 гг.) дозволить ему построить на приисканном им месте, на речке Юрмыч, новую слободу, но данным ему на это повелением, по своей бедности, не воспользовался, и место это осталось не заселенным» (ПЦЕЕ. С.439).

В начале XVIII в. д.Качюсовой возле с.Юрмыцкого (26:1) жили пятеро братьев, записанных под прозванием «Попов Мухин», напоминающим двойную фамилию: Игнатий, Иван («с сыном в бегах не сыскан»), Трифон, Иуда (Юда) и еще один Трифон (именные списки 1708 г.; ср. в конце XVIII-XIX в. в Вологде: Поповы-Введенские, Поповы-Красильниковы, Поповы-Тестовы, Поповы-Чухины — Чайкина. С.80). В Юрмыцкой сл. (27:1) проживал крестьянин Козма Иванович Попов, в д.Квашниной той же слободы (28:9) — крестьянин Архип Емельянович Попов с братом Никитой (перепись 1710 г.); их потомками могли быть Поповы из прихода с.Юрмытского и Куровской сл..

В Белоярской сл. жил «отставной пищик» Афанасий Яковлевич Попов (перепись 1719 г.).

В числе предков Поповых в приходе Колчеданской сл. мог быть крестьянин Колчеданского острога Петр Федорович Попов, у которого были сыновья Архип и Афанасий (перепись 1719 г.). Предками Поповых в д.Боровой (5:2) были, вероятно, живший в этой деревне на подворье крестьянин Яков Васильевич Попов и его сын Петр (перепись 1719 г.).

В первой половине XVIII в. фамилия была широко распространена в округе Каменского завода. Одним из родоначальников Поповых в этих местах был крестьянин «деревни над Шаблишем озером» (10:1) Иван Иванович Поп, у которого были сыновья Семен, Яков и Тарас (перепись 1719 г.); позднее в той же д.Шаблишской жил его сын — крестьянин Семен Иванович Попов с сыном Иваном (II ревизия, 1745 г.). В Каменской сл. жили дьячок Яков Попов (возможно, также сын И.И.Попа), подьячий Иван Попов (умер в 1735 г.), в д.Травянской (3:1) — крестьянин Евдоким Филимонович Попов с сыновьями Дмитрием и Иваном, в д.Черемхиной (13:1) — драгун Ферапонт (Фарафонт) Тимофеевич Попов (умер в 1734 г.), в д.Ключевской (4:7) — крестьянин Елисей Андреевич Попов с сыновьями Аристом (у него были сыновья Петр и два Ивана) и Федором (взят в рекруты в 1741 г.), на Каменских верхних заводах (2:4) — Михаил Иванович Попов (умер в 1730 г.); в 1735 г. в заводскую школу были приняты Афанасий и Иван Андреевичи Поповы, по ее окончании подлежавшие «определению на разные заводы к разным мастерствам и протчим делам» (II ревизия, 1745 г.).

В 1822 г. в Камышлове фамилию носили чиновники — исправник (титулярный советник) и экспедиторский помощник (коллежский регистратор) нижнего земского суда, рядовые (служащие и неслужащие) инвалидной команды, казеннорабочий мастеровой, купцы, мещане и крестьяне, в Каменском заводе — отставной солдат и заводской непременный работник, в Катайском остроге, в Щербаковской, Крестовской, Красноярской, Троицкой, Ильинской сл., в с.Темновском, Четкаринском и Галкинском — священно- и церковнослужители, в Колчеданской сл. — священнослужитель, крестьяне и солдатка, в Тамакульской, Куяровской, Беляковской, Калиновской, Знаменской и Прокопьевской сл. — священно- и церковнослужители и крестьяне, в с.Травянском — крестьяне и солдатка, в Пышминской сл. — священник и солдатка, в Балаирской сл. — церковнослужитель, мещанин и крестьяне, во Вновь-Юрмытской сл. — священнослужитель и отставной солдат, в с.Юрмытском — священнослужитель, солдатка и крестьяне, в Пышминской экономической сл. — церковнослужитель, отставной солдат и крестьяне, в других местах — крестьяне. Особенно много крестьян Поповых проживало в д.Насоновой (1:7; 18 из 49 дворов), Суворской (3:4), Яровской (21:7), Малой Квашниной (28:8), а также в Куяровской сл. (21:1).

Топонимические параллели: д.Попова была в Архангельском приходе Новопышминской сл. (34:7, сейчас д.Поповка в Богдановичском р-не); д.Попова есть в Алапаевском р-не, Попово — в Артинском р-не, Попов Лог — в Новолялинском р-не.

Фамилия распространена повсеместно, особенно в Далматовском (Память — 78 чел.), Камышловском (Память — 74 чел.), Каменском (Память — 57 чел.), Талицком (Память — 44 чел.), Пышминском (Память — 34 чел.) р-нах.

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора , с 1668 - Камышевская (после 1686 - Камышловская) слобода, с 1781 - уездный город

1.2. Закамышловская деревня, приход Покровского собора , с 1851 года .

1.7. Насонова деревня, приход Покровского собора

2.1. Каменский завод, приход Свято-Троицкой церкви , основан в 1701; с 1935 - г. Каменск (с 1940 - Каменск-Уральский)

2.3. Красногорская деревня, приход Свято-Троицкой церкви , она же деревня Средняя, Красная гора (1869)

2.4. Новозаводская деревня, приход Свято-Троицкой церкви , первоначальное место строительства Каменского завода (Верхние Каменские заводы - 1745)

2.6. Волкова деревня, приход Свято-Троицкой церкви , с 1848 -

3.1. Травянское село, приход Введенской церкви , до 1750 - деревня Травянская

3.4. Суворская деревня, приход Введенской церкви , деревня Суворкова (1745), деревня Суворы (1904), позднее село (1956)

4.1. Колчеданская слобода, приход Сретенской церкви , с 1673 - Ново-Колчеданский (позднее Колчеданский) острог, с 1795 - Колчеданская слобода, потом село

4.2. Грязнуха деревня, приход Сретенской церкви , деревня Малая Грязнуха (до 1974), Новоисетское село

4.7. Ключевская деревня, приход Сретенской церкви , деревня Ключи (1695), с 1860 -

5.2. Боровая деревня, приход Богоявленской церкви , деревня Мартюшева (1695, 1705), деревня Боровская (Борова), с 1869 -

6.1. Катайский острог, приход Троицкой церкви , деревня Катайка (1695), село Троицкое (1719), Катайско-Троицкое (1869)

8.1. Зырянская слобода, приход Сергиевской церкви , деревня Зырянская (1719), село - не позднее 1733

8.6. Марайская деревня, приход Сергиевской церкви

9.1. Пироговское село, приход Флоро-Лаврской церкви , деревня Пирогова (1719), с 1751 - село

12.1. Щербаковская слобода, приход Николаевской церкви , село Николаевское Щербаково (1719)

14.1. Крестовская слобода, приход Вознесенской церкви , деревня Трестовка (1695), Большая Трестовка (1719), с 1752 - село Крестовское

15.1. Тамакульская слобода, приход Георгиевской церкви

15.6. Падерина деревня, приход Георгиевской церкви

16.1. Темновское село, приход Вознесенской церкви , деревня Темная (1680), село Теменское (Темное, Темновское), 1869, с 1961 - село Раздольное

17.1. Скатинская слобода, приход Николаевской церкви

18.1. Четкаринское село, приход Предтечиевской церкви , деревня Четкарина (1719), с 1766 - село Четкаринское, село Чоткаринское (1923), Четкарино (1928)

19.1. Красноярская слобода, приход Введенской церкви , деревня Красноярка (1956, 1975)

20.1. Пышминская слобода, приход Богоявленской церкви , Ощепкова Пышминская слобода (с 1646), село Пышминское (1869), Пышминское (Ощепково), 1908, 1923

20.2. Кочевка деревня, приход Богоявленской церкви Юрмытское село, деревня Микитушкина (1710), она же Никитина, с 1747 - село Троицкое

33.1. Калиновская слобода, приход Христорождественской церкви

37.1. Знаменская слобода, приход Знаменской церкви , Знаменский погост (1719), Кокуй (до 1791)

37.2. Шатская деревня, приход Знаменской церкви

38.1. Прокопьевская слобода, приход Прокопьевской церкви , деревня Кунярская (1710), Кунарская (1719), с 1735 - село Прокопьевское, оно же Кунара (1869), Кунарское (1902)

43.1. Ильинская слобода, приход Пророко-Ильинской церкви , деревня Латышева (1710), село Ильинское (1719)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...