Знак православия. Христианские символы и знаки


: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

СМЫСЛ ДРЕВНЕ-ХРИСТИАНСКИХ СИМВОЛОВ,
ИЗОБРАЖЕННЫХ ВОКРУГ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА.

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам первых гонений на Церковь в Римской империи.

Мозаики пола времен Константина и Елены в базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Агнец, Крест, виноградная лоза, корзина с хлебами, чаша, голубь, Добрый Пастырь, лилия, павлин, рыба, феникс, якорь, пеликан, орел, хризма, петух, лев, оливковая ветвь, альфа и омега - вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.

Мозаичный пол с изображением виноградных листьев и гроздий, несущих евхаристический смысл, дополнением к которому служат изображения Евхаристических чаш и рядом с ними плодов гранатовых яблок - одного из вариантов плодов Древа Жизни.

Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых зашифрованных изображений, эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос.

В 2012 году, в ходе работ по благоустройству территории Ильинской горы, с западной и восточной, северной и южной стороны Свято-Ильинского храма с помощью декоративного мощения были изображены древне-христианские символы: лилия, хризма, рыба и якорь. Что же они означают?

Изображенная в декоративном мощении перед входом в храм лилия является символом невинности и чистоты, символом любящей Бога души. В Книге Песни Песней сказано, что ветхозаветный храм Соломона был украшен лилиями. По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу, несмотря на жестокие гонения.

Так и нам должно входить в храм Господень с чистыми и кроткими сердцами, если мы хотим принять участие в Божественной Литургии и достойно приобщиться Святых Христовых Таин.

ХРИЗМА.

Хризма или хрисмон - монограмма слова Христос, что значит Помазанник, Мессия, и которая состоит из двух начальных греческих букв этого слова "ΧΡΙΣΤὈΣ" - "Χ" (хи) и "Ρ" (ро) , наложенных одна на другую. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы "а" и "ω". Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1:8) .

Монета императора Магненция с изображением хризмы.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках, в том числе напольных, и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что ее происхождение связано со словами Апокалипсиса: "печать Бога живаго" (Откр. 7:2) . Греческое название монограммы "crisma" (собств. "помазание", "миропомазание") может переводиться как "печать".

Монограмма Христа на полу древне-христианской базилики Хрисополитисса.

В среде славянских народов древне-христианская хризма приобрела новый смысл, став символом Боговоплощения или Рождества Христова, по первым буквам, - "Р" и "Х" - его славянского написания.

Хризма на южной стороне Свято-Ильинского храма в Выборге

РЫБА.

Рыба - один из самых ранних и наиболее распространенных христианских символов. "Ихтис" (др.-греч. Ἰχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεού Ὺιὸς Σωτήρ(Иисус Христос Сын Божий Спаситель) , то есть выражает в краткой форме исповедание Христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью Учеников Христовых, некоторые из которых были рыбаками.

При этом и сами христиане часто изображались символическим образом - в виде рыбок. Один из ранних отцов Церкви Тертуллиан писал: "Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми".

Символическое изображение рыбы имеет также евхаристическое значение. В древнейшей части катакомб Каллиста исследователи обнаружили четкое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это - евхаристический символ, обозначающий Спасителя, Который дарует людям пищу спасения, новую жизнь.

Древняя мозаика, изображающая ступу с хлебами и рыбами, которыми Господь накормил страждущих, находится в Алтаре рядом со священным камнем. На камне, как предполагают некоторые исследователи Нового Завета, Спаситель стоял, когда благословлял рыбу и хлеб перед насыщением ими народа.

В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы часто встречается в сочетании с другими символами и означает насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9) , а также трапезу, приготовленную Спасителем для Апостолов по Его Воскресении (Ин. 21:9-22) на берегу Тивериадского озера.

Древне-христианский символ рыбы с восточной
стороны Свято-Ильинского храма в Выборге

ЯКОРЬ.

В раннехристианском искусстве якорь являлся символом надежды. Источником для возникновения этого образа послужило Послание к евреям св. Апостола Павла, где мы можем найти следующие слова: "Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (6:17-20) . Таким образом, якорь является для нас атрибутом персонифицированной надежды на спасение во Христе Иисусе от вечной смерти.

Напольная мозаика Морского собора.

Якорь, как древне-христианский символ надежды с северной стороны Свято-Ильинского храма в Выборге.

Со временем, Единая неразделенная Церковь Христова своим соборным разумом 82-м правилом Шестого Вселенского собора отвергла образ Агнца, как символ Крестной Жертвы Христовой: "На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительной смерти, и сим образом совершившегося искупления мира".

Также, 73-м правилом того же Собора Церковь запретила изображать Животворящий Крест Христов на земле: "Поелико Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих…".

Но, сегодня, когда современные средства информации, казалось бы, дают неисчерпаемые возможности для познания собственной Веры, неведомо откуда, появились несчастные«ревнители» собственного невежества, которые от воспаления еще неизжитых страстей прежней жизни стали хулить изображенные по четырем сторонам Свято-Ильинского храма древне-христианские символы, ложно утверждая, что их изображения на земле запрещены 73-м правилом Шестого Вселенского собора. Однако, как мы можем видеть из текста этого правила, Церковь запрещает изображать только Животворящий Крест Христов на земле, даже намеком не упоминая другие древне-христианские символы. Более того, это правило говорит именно о "Животворящем Кресте", а не о всяком ином, простом или декоративном, перекрестии линий. Потому что из трех, найденных равноапостольной царицей Еленой крестов, только один, - Крест Христов, - был Животворящим и достойным поклонения. Два других креста, среди которых был и крест благоразумного разбойника, который, по слову Господнему, первым вошел в райские обители, не были Животворящими и не являлись предметом поклонения для Церкви.

Опять же, если мы будем видеть Животворящий Крест Господень в любом перекрестии линий, то вынуждены будем отказаться от пользования транспортом и дорогами, которые постоянно перекрещиваются, как, впрочем, и тротуарами, которые неизбежно заканчиваются пешеходными переходами на перекрестках. Одновременно, к великой радости противников нашей веры, мы будем вынуждены прыгать как блохи, случайно оказавшись в перекрестии швов плиточных полов в общественных местах.

Поэтому Церковь издревле, изображая Животворящий Крест Господень, двумя дополнительными перекладинами и надписанием на них указывает на то, что сей крест есть не просто декоративное перекрестие линий или орнаментов, а есть образ Животворящего Креста Христова, которым мы спасены "от работы вражия".

Что же касается других древне-христианских символов, то, повторим, Церковь никогда не запрещала их изображение как на стенах, так и на полах христианских храмов, кроме как во времена позорного торжества иконоборчества. Те же, кто будучи заражен гордостным самомнением, вопреки всей традиции Единой неразделенной Церкви, ревнует о своих невежественных мнениях о недопустимости изображения христианских символов в православном храмостроительстве не только на стенах, но и на земле, уподобляется древним фарисеям, которые, вместо наблюдения за исполнением заповедей Божиих, самовольно приняли держаться ложного благочестия: "наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей" (Марк. 7:4) .

И таковые показывают себя подобными не только древним фарисеям, но и обнаруживают себя новыми иконоборцами, которые, будучи заражены тайным манихейством, забыли о том, что все сотворено "добра зело" (Быт. 1:31) ; и что мы сотворены из праха земного, который доныне "попираем" нашими ногами; и что Господь, в Своем Святом Воплощении, воспринял эту нашу телесность из праха земного, приобщив ее к Своему нетленному Божеству; и что Господь омыл в Своих Таинствах не только наши головы, но и ноги, что ясно показал на примере Петра (Иоан. 13:6-10) ; и что Бог есть не только Бог Неба, но и земли (Откр. 11:4) ; и что в день Святого Богоявления мы освящаем святой агиасмой не только стены наших жилищ, но и "во всяких местах, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть"; и что в будущий век, предсиянием которого наполнены наши храмы, "Бог будет все во всем" (1Кор. 15:28) - таковые желают отнять у нас не просто благолепие, но богатство благодатных и спасительных символов, наполняющих наши храмы, уподобив их печальному запустению протестантских кирх.

Более того, если нам следовать логике этих новых иконоборцев, то следует запретить архиерейские службы. Потому что епископы Церкви на богослужениях стоят не иначе как на орлецах, на которых изображен древне-христианский символ орла в сиянии благодати и город со святыми храмами, и которые, если верить басням новоявленных иконоборцев, предстоятели поместных Церквей в "постыдном неведении" об истинном благочестии "попирают" ногами. Но мы знаем, что где епископ, там и Церковь, и где нет епископа, там нет и Церкви. Что же нам теперь в угоду новым иконоборцам оставить Церковь? Да не будет этого!

Самое же печальное, что таковые лжеучителя, «не входя дверью во двор овчий» (Иоан. 10:1) , обольщают сердца простодушных и сеют разделение в единое Тело Церковное. Для них полезно будет хорошо помнить и не забывать совсем другое правило этого же Шестого Вселенского собора, - 64-е, - которое гласит: "Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго".

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма города Выборга
протоиерей Игорь Викторович Аксёнов.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. «ихфис»). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир — Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах — в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь — это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также — символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не «крест, побеждающий мусульманский полумесяц».

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова «Христос» — «Помазанник». Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса — «Лабарумом». По краям монограммы иногда помещают греческие буквы «а» и «ω».

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах — уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой — виноградарь…».

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Вконтакте

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это "то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: "Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном"…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «"Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего"). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 - 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест "криновидный" (Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные ").

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» - Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех." (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Для наших читателей: символы православия и их значение с подробным описанием из различных источников.

25 главных православных символов

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста – путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест


Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.
Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди – символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.


Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.
Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также – символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω . Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец


Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.
IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник


Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.
Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.
Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.
Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто – символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око


Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим


Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда


Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда


Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.


Лес – символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.
Телец (бык или вол) – символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.

Христианские символы в православии

История возникновения символов

После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.

Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.

Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.

Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.

Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия - Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)

Крест

Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.

Крест: главный символ христианства

Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней - Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя - ад.

Рыба - ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.

Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Рыба - христианский символ

Хлеб и виноградная лоза

Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

Важно! Виноградная лоза - прообраз Иисуса. Все христиане - его ветви, а сок - прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.

В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.

Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете

Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

Рыба и хлеб

Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

Иисус Христос - в символах и кодах

Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он - Агнец, закланный за наши грехи, Он - спасительный крест и якорь.

Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный - прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Символ Агнца со Знаменем

Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.

В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.

В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора - это вселенская Церковь, четыре потока, - Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.

Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан - овцами или паствой.

Монограммы имени Христа

В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.

Монограммы имени Иисуса Христа

Малоизвестные закодированные изображения

Корабль и якорь

Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь - символ надежды.

Голубь

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь - птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Символ Святого Духа - голубь

Око и треугольник

Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

Богородичная звезда

При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.

В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

Богородичная восьмиконечная звезда

Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.

Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.

Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.

Звезда даров Святого Духа

Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)

Девятиконечная звезда как символ Святого Духа

Девять даров оставил Дух Святой людям:

  • Слово мудрости;
  • Слово знания;
  • Вера;
  • Дар исцеления;
  • Чудотворение;
  • Пророчество;
  • Различение духов;
  • Говорение на иных языках;
  • Истолкование языков.

Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

Видео о православной молитве

Все мы знаем, что если главным символом мусульманства выступает полумесяц, то знак христианства - крест. Но в то же время, любая религия исполнена десятков знаков. Одни хорошо известны нашему поколению, другие настолько старые, что только фрески или мозаики на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными. В этой статье мы попытаемся собрать их воедино, а заодно рассказать о значении каждого.

Раннехристианские символы веры

Ранних христиан часто нещадно казнили, поэтому они скрывали свою веру. Впрочем, многие хотели как-то опознавать своих братьев, поэтому создавались символы, на первый взгляд не напоминающие о Сыне Божьем, но на самом деле как-то относящиеся к Его житию. Эти раннехристианские символы до сих пор находят в пещерах-убежищах, служивших этим людям в качестве первых храмов. Впрочем, и на старинных иконах, и в стареньких церквях их тоже иногда можно найти.

Или же «ихфис» - так это слово звучит в греческом языке. Его чтили неспроста: слово являлось акронимом популярной среди христиан фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (звучала она как «Иисус Христос Феу Иос Сотир»).

Также не стоит забывать о чудесах Спасителя, в которых фигурировала рыба. Например, о Нагорной проповеди, на которую собралось много людей, и когда они захотели есть, Он размножил на всех 5 хлебов и 2 рыбки (поэтому в некоторых местах рыба изображалась вместе с хлебом). Или о встрече Спасителя с апостолом Петром, рыбаком - Иисус тогда сказал: «Как ты сейчас ловишь рыбу, так будешь ловить человеков».

Этот знак люди носили на себе (на шее, как мы сейчас крестик), или изображали на своих домах в виде мозаики.

  • Якорь

Это знак твердости, надежности церкви (ведь якорь мог держать на месте огромный корабль), а также надежды на воскрешение из мертвых.

На куполах некоторых старинных храмов можно увидеть крест, больше похожий на якорь. Есть мнение, что этот знак означает «крест побеждает полумесяц», то есть мусульманство. Хотя другие историки религии уверены: это якорь.

  • Пеликан

Согласно легенде, взрослые птицы не боялись змеиного яда. Но если змея заползала в гнездо и кусала птенцов пеликана, те могли умереть - чтобы этого не случилось, птица раздирала клювом собственную грудь, давая птенцам свою кровь в качестве лекарства.

Именно поэтому пеликан стал символом самопожертвования, кровавого причастия. Этот образ чаще использовали во время богослужений.

  • Орел, парящий над городом

Означает высоту веры.

В наши дни трансформирован в архиерейского орлеца (атрибут торжественного богослужения).

  • Феникс

В старые времена верили, что феникс жил 2-3 века, после чего прилетал в Египет и умирал там, сгорая. Из этого пепла восставала новая, молодая птица.

Благодаря этой легенде существо стало знаком вечной жизни.

  • Петух

Знак воскрешения всех людей. Эта птица звонко поет рано утром, и все люди просыпаются. Так же звонко зазвучат трубы ангелов в последний час земли, и мертвые восстанут для последнего суда.

  • Павлин

Символ райской жизни, которая ждет праведников по ту сторону смерти.

  • Хризма

Это монограмма из двух греческих слов «Помазанник» и «Христос». Часто ее украшают еще двумя буквами - «альфа» и «омега» (то есть, «начало» и «конец», что означает Господа).

Где можно увидеть данный христианский знак? На крестильнях, саркофагах мучеников. А также на воинских щитах и старинных римских монетах (когда гонения на христиан закончились и эта вера стала государственной).

  • Лилия

Многие знают, что это - королевский геральдический знак, но прежде всего это - символ чистоты и непорочности (именно поэтому даже на современных иконах Деву Марию изображают с таким цветком в руках). Кстати, его также можно увидеть на иконах мучениц, мучеников и святых, чтимых за особенно праведную жизнь. Хотя этот знак чтился еще в ветхозаветные времена (например, лилии украшали храм Соломона).

Когда Архангел Гавриил пришел к Деве Марии известить о том, что скоро она родит Сына Божьего, в его руке был именно этот цветок.

Иногда лилию изображали в терниях.

  • Виноградная лоза

Как нам известно, Иисус говорил: «Я - виноградная лоза, а отец мой - виноградарь». Тема вина часто упоминается в христианстве, ведь именно этот напиток используется во время причастия.

Изображением виноградной лозы украшали храмы, а также ритуальную утварь.

Кроме описанных выше знаков, были и другие, которыми пользовались древние христиане:

  • голубь (Святой Дух),
  • чаша вина и корзина хлеба (насыщение, веры и Господних благ хватит на всех),
  • веточка оливкового дерева,
  • колосок, колосья, снопы (апостолы),
  • корабль,
  • солнце,
  • дом (или одна стена, сложенная из кирпича),
  • лев (могущество и сила Бога, церкви),
  • телец, вол, бык (мученичество, служение Спасителю).

Символы, известные современным верянам

  • Терновый венец. Им Иисуса шуточно «короновали» римские солдаты, ведя его на казнь. Это знак страданий, добровольно принесенных за кого-то (в данном случае - за все человечество).
  • Агнец. Знак жертвы Спасителя за грехи человечества. Как молодых ягнят или голубей закладывали на алтаре в жертву Богу в то время, так и Сын Божий стал жертвой ради всех людей.
  • Пастырь. Так обозначают Христа, который волнуется за души верных ему людей, как хороший пастух за своих овец. Этот образ тоже очень древний. Первые христиане рисовали изображение Доброго Пастыря в своих святилищах, так как в нем не было никакой «крамолы» - было трудно сразу догадаться, что это - образ Сына Божьего. Кстати, впервые образ Пастыря упоминается еще в Псалтире, в 22 псалме царя Давида.
  • Голубь. Святой Дух, третья ипостась Троицы (Господь, Его Сын и Дух Святой). Этот старинный знак (как и пасхальные изображения Агнеца) люди чтят до сих пор.
  • Нимб. Означает святость и приближение к Господу.

Православные знаки

  • Восьмиконечный крест. Также известен как «православный», «византийский» или «крест святого Лазаря». Средняя перекладина - на ней распяли Сына Божьего, верхняя - это та самая табличка, на которой цинично написали «Иисус Назарянин, Иудейский Царь». Нижняя перекладина, если верить историкам церкви, была также прибита на том самом кресте, на котором Иисус вознес свою жертву.
  • Треугольник. Кто-то ошибочно считает его знаком масонов. На самом деле это - символ триединства Троицы. Важно: все стороны такого треугольника должны быть равными!
  • Стрелы. На иконах их часто вкладывают в руки Богородице (вспомните хотя бы икону «Семистрельную»). Этот знак означает пророчество Симеона Богоприимца, объявившего, что Иисус - это Сын Божий почти сразу после Его рождения. В пророчестве он говорил Богородице: «Тебе оружие пройдет в душу, и откроются тебе помыслы многих людей».
  • Череп. Адамова голова. Одновременно знак смерти и воскрешения. Одна легенда гласит: на Голгофе, где распяли Иисуса, находился прах первого человека Адама (поэтому на иконах этот череп помещают у основания креста). Когда кровь Спасителя пролилась на этот прах, она символично омыла от грехов все человечество.
  • Всевидящее око. Это око Господа - знак Его мудрости и всезнания. Чаще всего этот символ включают в треугольник.
  • Восьмиконечная (вифлеемская) звезда. Символ рождения Иисуса. Ее также зовут Богородичной. Кстати, в старинные века число ее лучей было иным (постоянно менялось). Скажем, в 5 веке лучей было девять, они означали Дары Святого Духа.
  • Неопалимая купина. Чаще - горящий терновый куст, через который с Моисеем говорил Господь. Реже - знак Богородицы, в которую вошел Святой Дух.
  • Ангел. Означает земное воплощение Сына Божьего.
  • Серафим. Шестикрылый ангел из самых приближенных к Господу. Носит огненный меч. Может иметь как один лик, так и много (до 16-ти). Это знак Господней любви и очищающего небесного огня.

А кроме этих символов, есть еще крест. Вернее, кресты - их в христианской (а также дохристианской) традиции создано великое множество, и каждый несет в себе какой-то смысл. Это видео поможет разобраться в десяти самых популярных, хотя на самом деле их намного больше:

Ну и конечно, мы не могли не сказать о том, как отличаются православный крестик от католического. И хоть считается, что не важно, какое распятие ты носишь, а важна вера - все же не стоит нательным крестиком нарушать догматов своей религии. Советы по выбору этого не украшения, а сильнейшего оберега и знака осознанного выбора жизненного пути - здесь.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...