Воображение: что это и как его развить? — Воображение. Влияние на жизнь


Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Воображение - это великий дар природы, которым может пользоваться каждый человек, начиная с самого юного возраста. Это способность внутреннего виденья, которая связана со многими аспектами нашей жизни. Это качество призвано служить на пользу человека и помогать ему в реальной жизни достигать то, что он смог увидеть внутри себя, в своих мыслях и мечтах.

Почему стоит развивать воображение?

Как правило, взрослые люди редко задумываются о том, чтобы развить свои творческие способности и фантазию. Так сложилось - ас учат быть реалистами, не «витать в облаках», не строить иллюзий и воздушных замков. Но, пренебрегая развитием воображения, мы можем лишить себя многих преимуществ. Давайте рассмотрим некоторые причины, почему стоит развивать воображение.

    Во-первых, развитая фантазия способствует гибкости ума, делает мышление человека более продуктивным. Вот так, казалось бы, просто способность мечтать, а на деле получается, что фантазия тесно связана с уровнем интеллекта. То есть, развивая свое воображение, вы становитесь умнее!

    Во-вторых, воображение не является бесполезной функцией, которая нужна только для дошкольников, чтобы их детство протекало веселее. Нет! Воображение помогает нам извлечь из глубин своего подсознания то, о чем мы не подозревали. Годами наша фантазия аккумулирует энергию, которая дается каждому человеку вместе с его мечтами. В тот момент, когда человек полностью готов к реализации того, что нарисовала его фантазия, скопленная энергия высвобождается и дает мощный толчок, который позволяет приблизиться к цели быстрее. Если вам нужна сила для успешной жизни, вы не имеете права пренебрегать развитием воображения.

    В-третьих, благодаря своей фантазии вы можете достичь огромных высот в профессиональной деятельности или в бизнесе. Современный мир развивается в сумасшедших темпах, и с каждым годом появляется столько всего нового, что креативные идеи, как нельзя приходятся кстати. Поэтому, человек с хорошей фантазией, способный выдавать свежие идеи и решения, всегда будет иметь хорошую должность и доход.

    Ну и конечно же - сила воображения, это ваша внутренняя сила, которая открывает перед вами много возможностей. Ваше воображение - это место, откуда начинаются все ваши успехи. Все, что создано сегодня человеком, когда-то родилось именно там, в маленьком участочке мозга, который сгенерировал и позволил человеку увидеть своим внутренним зрением готовый результат.

Как можно развить воображение?

На эту тему сейчас много говорят детские психологи. Они обеспокоены тем, что современные дети не имеют такого развитого воображения, как малыши из предыдущих поколений. Во всем конечно же винят действие телевиденья и различных гаджетов. По сути, телевизор, смартфон, компьютер, планшет - это полезные устройства. Но, растущему и развивающемуся мозгу, они могут быть вредными.

Почему? Причина в способе подачи информации! Чем проще и понятнее подаваемая информация, тем меньше мозгу нужно напрягаться. Воображение при просмотре мультфильма практически не задействуется. Но, если ребенок читает книгу, или слушает сказку, сразу же задействуются участки мозга, связанные с творчеством и фантазией, ведь малышу нужно активировать внутреннее зрение, чтобы визуализировать получаемую информацию.

Эта же проблема коснулась и взрослых. Не зря часто можно слышать, что от телевизора люди становятся менее изобретательными, активными и испытывают сложности даже в самых простых мыслительных процессах. Проще говоря, их мозг становится менее гибким. Поэтому, прежде всего, лучше отказаться или свести к минимуму получение информации с экранов телевизоров и компьютеров. Да, конечно же, проще просмотреть ролик, а не прочесть книгу, но если вы заботитесь о своем разуме и сознании, и стремитесь достичь высот в жизни, нужно чем-то жертвовать. Это единственное, что может помешать гармоничному развитию и активации фантазии.

Рассмотрим еще список советов, которые наоборот, поспособствуют развитию воображения.

    Существует одно простое и при этом эффективное упражнение для развития отделов мозга, отвечающих за творчество. Простота в том, что его можно практиковать где угодно, и когда угодно. Суть заключается вот в чем. Попробуйте в своем воображении моделировать различные жизненные ситуации. Прокручивайте сюжет, импровизируйте, прорисовывайте в своей голове мельчайшие детали. Например, представьте себе, как вечером вы с другом встретились в кафе за чашкой чая. Попробуйте услышать эту легкую музыку, прочувствовать запах, разглядеть детали интерьера.

    Еще один очень популярный способ развития воображения - чтение книг. Чем чаще вы позволяете себе наслаждаться книгой, тем сильнее нагружен ваш мозг, а конкретно, отдел, отвечающий за силу воображения. Мозг - он как мышцы, чем сильнее и чаще вы его будете напрягать, тем продуктивнее он будет работать.

    Начинайте писать свои мысли, впечатления, эмоции. Заведите дневник, или же просто делайте это периодически, когда у вас есть свободная минутка и вдохновение. Каждый раз, когда вы записываете что-то из пережитого, или просто свои мысли, вы по-новому переживаете это, и снова задействуется ваше воображение.

    Действенный и эффективный способ развития фантазии - общение с людьми, которые уже сумели хорошо развить это качество. Такие люди кипят энергией и идеями, у них много планов и мечтаний, которые они хотели бы реализовать в своей жизни. Как бы странно это ни звучало, но эта энергетика передается. Позвольте себе «заразиться» этим, окунутся в атмосферу созидания и творчества, пропитаться этой энергетикой.

    Ну и конечно же, не забывайте о прочих творческих видах деятельности и хобби. Возможно, у вас есть давняя мечта - научиться рисовать или вязать крючком. Решайтесь и начинайте заниматься какими-либо созидательными видами деятельности, которые активируют ваш мозг, заставляя воображение развиваться.

Помните о том, что достигнув высот в развитии воображения, вы сможете прорваться вперед во многих сферах жизни. Не останавливайтесь и не дайте каким-либо обстоятельствам встать на пути у вас, и тогда вас ожидает огромный успех!

Ты знаешь, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Но когда тебе говорят: «Вообрази это!», у тебя не получается. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. Трудно это представить? А ты попробуй. С нашей помощью.

Обязанности левого полушария

Оно в ответе за логическое мышление, образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции, а также чтение и письмо плюс запоминает факты, имена, даты и их написание(и способно связать их, произведя анализ).

Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации, то оно выполняет эту задачу последовательно, по этапам. Числа и символы также распознаются им, оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

Обязанности правого полушария

Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во‑вторых, за обработку невербальной информации(выражаемой не в словах, а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария(которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассмотреть проблему в целом. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос« а что если?» — задает именно оно.

Отдельно отметим творческие способности(музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, и религиозность, и веру во что-то.

А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

Если сравнить все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Ну что, приступим к упражнениям на развитие воображения? В этом нам поможет авторская методика психолога Андрея Родионова(www.rodionov.by). Не пугайся, все задания просты в исполнении. Кстати, можешь подключить к «тренировкам» подругу или любимого — и повеселитесь, и время проведете с пользой.

Запечатление

Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустила какие-то детали?

Повторяй эти действия несколько раз, пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

Кино без звука

Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно.

Нереальные вещи

Попробуй вообразить вещи, которых нет(и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером с самолет, книгу, в которой 50 тысяч страниц, жителя далекой планеты, говорящего муравья…

Знакомые мелодии

Подбери(вернее, напой!) несколько известных тебе разных мелодий:

Фрукты-овощи

Используя все органы чувств, нарисуй в воображении апельсин, банан, виноград, грушу, дыню, ежевику, капусту, лимон, морковь, перец, помидор, редис, сливу, финик, яблоко. Старайся представить их себе четко и реалистично, чтобы можно было рассмотреть(и разнюхать!) все нюансы.

МАСТЕР ИГРЫ

Эти упражнения потребуют от тебя больше времени и усилий, чем предыдущие. Но результат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти и, конечно же, стимулируют воображение!

Думаю и вижу

Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга, ручка, папка. Закрой глаза и представь белое, пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем, смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет, поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

Упражнение нужно проделать 5 раз, выполняй его спокойно, без усилий.

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат, зафиксируй его в воображении. Теперь представь, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство, созерцай его.

На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

Эх, яблочко!

Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно« вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы, посмотри на него. Осторожно мысленно войди в него, почувствуй себя внутри фрукта(не забудь про его форму и размеры!).

Затем представь, что часть тебя остается в яблоке, подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты, мебель, близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали, что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару, то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям, работам по психоанализу и психологии, тренингам по развитию креативности уже можно говорить, что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы. Зато нередко связан с возможностями правого полушария мозга. Не пора ли перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения и узнать, на что оно способно?!

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ!

Наверняка скоро у кого-то из твоих близких будет праздник. Не ограничивайся на этот раз стандартной поздравительной открыткой, с пропечатанным шаблонным стихотворением внутри, а сама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) и напиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей, укрась) поздравительную открытку. Получатель, поверь, оценит твои старания!

ЧИТАЕМ САМИ

  • Мэрили Зденек« Развитие правого полушария»
  • Андрей Родионов« Развитие интеллекта»
  • Анна Вайз« Вдохновение по заказу»
  • И.А.Бескова« Как возможно творческое мышление?»
  • Клег Брайан« Интенсивный курс по развитию творческого мышления»
  • И.Ю.Матюгин« Методы развития памяти, образного мышления, воображения»
  • Алексей Турчин« Учебник по активному воображению»

Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете.

Анна Серикова
Фото: CORBIS/FOTOSA.RU

Благодарим Андрея Родионова, эксперта по интеллектуальным и коммуникативным технологиям, за помощь в подготовке статьи.

  • Что такое воображение?
  • Как развить воображение
  • Визуализация
  • Считайте в уме
  • Немое кино
  • Читайте книги
  • Выдуманные истории
  • А что, если?..
  • Найдите творческое хобби
  • Сиквел, приквел, фанфик…
  • Новые слова

Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

Но, кажется, я забегаю вперед. Чтобы осознать всю важность фантазии, нужно для начала разобраться в том, что это такое.

Что такое воображение?

Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.


Существует много разновидностей воображения.


Активное воображение
позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

Поэтому его называют также продуктивным воображением , поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний . Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

Как развить воображение

Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Считайте в уме

Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

Немое кино

Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

Читайте книги

Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

Выдуманные истории

Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.

А что, если?..

С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

Найдите творческое хобби

У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

Новые слова

Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...