Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Литература в годы великой отечественной войны


Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

О, книга! Друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Ходили вместе в бой.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:

Впору поднять десяти поколеньям

Тяжесть, которую подняли мы.

(писал в своих стихах А. Сурков)

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия. В произведении мы видим стремле­ние автора не только воплотить личные воспо­минания о войне, но и попытаться психологиче­ски мотивировать поступки человека, исследо­вать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое ис­пытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жес­токостью войны. Это была одна из первых попы­ток психологического осмысления подвига наро­да.

Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не от­ступил от правды, рассказал о том жестоком и тя­желом времени честно и талантливо. Герой повес­ти В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих - и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Саш­ка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие чело­веческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок - об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных мо­ментов повести - отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фаши­сты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патрио­тизм, стремление к подвигу, трудолюбие, вынос­ливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем - способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка пони­мал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на хо­ду, в боях идет по самой Сашкиной жизни. "Пони­мал и ворчал, как и другие, но не обезверил и де­лал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

«История Сашки - это история человека, ока­завшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдат­ской», - писал о герое Кондратьева К. М. Симо­нов.

Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.

Использованная литература:

Ø История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 Ø Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

Ø Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000


Очерки истории советского книгоиздательства. М., 1952, с. 233. 16. Васильев В.И. Издательско-полиграфический комплекс и издательский репертуар Академии наук в годы войны. - Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1996, с. 221-235; его же. К периодизации истории отечественного академического книгоиздания: издательский репертуар периода Великой Отечественной войн

Выехать в Польшу . Основная часть из оставшихся в СССР бывших польских граждан была реэвакуирована в европейскую часть страны. Подводя итоги, отметим, что межнациональные отношения в тыловых районах СССР в годы Великой Отечественной войны нельзя определить как однозначно позитивные: в них имелись сложности и противоречия. Причинами негативных явлений в этой сфере, на мой взгляд, являлись...

Жизненно необходимое продовольствие, материалы, воинские грузы и эвакуируя население и оборудование промышленных предприятий осажденного города. Подвиги балтийских моряков в Великой Отечественной войне неоднократно отмечались боевыми наградами. Морской торговый флот в военных операциях на Чёрном и Азовском морях. С момента вторжения и начала наступления немецко-фашистских войск на юге нашей...

Бурнштейн, профессор А.И. Крупских, кандидат медицинских наук Л.Я. Шостак. М.И. Буковский (1908 – 1972) – заслуженный врач РСФСР. 40 лет работал в Тамбове организатором здравоохранения. В годы Великой Отечественной войны М.И. Буковский – майор медицинской службы – был начальником полевого госпиталя, затем начальником эвакогоспиталя в Тамбове. А.Е. Мещеряков « 1898 – 1975» – один из...

Война Сколько раздумий о ней, сколько желания осмыслить не только события, но и психологию человека в экстремальных обстоятельствах. В 2010 году Россия будет отмечать юбилейную дату - 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 Мая - День Победы - остается неизменным. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. Мы - наследники Великой Победы - преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду литература не могла не откликнуться. Поэты и прозаики чувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны Несомненно, что произведения, созданные в послевоенные годы и спустя 10-20-30 лет после окончания войны, разнятся по своим художественным особенностям, но это в конечном итоге и определило тему и цель нашего исследования.

Поэма посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Главный герой - «в муках тверд и в горе горд»; «то серьёзный, то потешный»; «святой и грешный русский чудо - человек»; похож на былинного богатыря или солдата из сказок; на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством. Он - поистине рядовой боец. Теркин не сомневается в окончательной победе. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях, подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.

«Книга про бойца» - это книга про народ, лучшие черты которого воплотил герой: любовь к Родине, самоотверженность, душевную открытость и щедрость, сметливость и доброе лукавство.

В суровые годы войны поэты не просто писали, а поставляли «душевные боеприпасы фронту». Поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Проблематика и идейно - художественное своеобразие прозы о Великой Отечественной войне.

§1. Проблема «подвига и предательства» в художественном осмыслении авторов прозы о Великой Отечественной войне.

Что можно назвать истинным героизмом? Каковы мотивы поведения человека на войне, нравственные истоки подвига и предательства?

В шестом классе мы читали рассказ М. Шолохова. «Судьба человека». В этом рассказе-эпопее перед нами встал обобщенный образ Гражданина Страны, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма. Собственно, благодаря этому произведению мы и выбрали тему работы.

Андрей Соколов не может принять предательства Крыжнева. «Своя рубашка к телу ближе», - говорит тот. И по сути, идеальный Соколов волей-неволей становится убийцейОн своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: «. будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил. ». А как же идеальность, нравственные идеалы? Конечно, идеальность всегда требовательна, но Соколов исполнял свой солдатский долг.

Самое сильное, самое острое испытание пережил Соколов при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это победа над фашизмом, нравственная победа. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», - говорит Соколов.

По рассказу Шолохова в 1959 году режиссером Сергеем Федоровичем Бондарчуком. был снят фильм «Судьба человека». Он же и сыграл главную роль.

«Поступок-форма воплощения человека. Он неприхотлив на вид и исключительно труден в исполнении. Неблагодарен в принципе. Подвиг ищет форму и требует человека, подразумевает награду. Поступок существует без этого. И подвиг я могу понять лишь как частный вид поступка, способный служить всеобщим примером» (А. Битов).

§2. Женщина на войне.

Если гибель солдата - это подвиг во имя жизни, то гибель женщины - это гибель самой жизни. Но вот парадокс: и война, и битва, и смерть- это слова женского рода. Хотя надо признать, что и слава, и честь, и победа-это тоже слова женского рода.

«У войны не женское лицо» - эта мысль пронзительно звучит в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие». Она написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола.

Далекие дни 1942 года. В расположение зенитной батареи под командованием старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. И бой нужно принять девушкам. Война вступает в противоречие с женской красотой, нежностью, добротой. Но чувство долга перед мужем заставляет Риту Осянину взять оружие; у красивой Женьки расстреляли всю семью; у хрупкой Сони Гурвич осталась в оккупированном Минске семья; у Лизы Бричкиной из-за войны не сложилась личная жизнь; у Гали Четвертак не осуществились надежды.

Вспомним слова Васкова: «Ведь женщина - мать, в которой самой природой ненависть к убийству заложена». Рита убивает первого немца. Ее трясет. И такое же состояние испытывает и Женя, когда впервые убивает прикладом немца.

Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уже потом канал»,- говорит умирающая Рита, с гибелью которой, как и с гибелью каждой девушки, обрывается, по словам старшины, «маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».

§3. Дети на войне.

Рассказ В. Богомолова «Иван» затронул сердца читателей. По этому произведению А. Тарковский снял фильм «Иваново детство». Экранизация появилась в 1962 году.

Рассказ написан от лица молодого лейтенанта - героя, занявшего столь существенное место в литературе о войне, - и содержит несколько случайных встреч с Иваном - двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне», с той хорошей документальностью, которая стала отличительной чертой молодой военной прозы.

Движущая Иваном Бусловым жажда мести показана как глубокая недетская страсть, (Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть»). И в известной мере Иван действительно взрослее, чем старший лейтенант Гальцев. То, что для старших уложилось в формулы разума и стало источником сознательного выполнения долга, в душе Ивана отразилось обостренным эмоциональным сдвигом. Вот почему есть грань, неуловимо отделяющая Ивана от взрослых на этой войне,- не только от молоденького лейтенанта Гальцева, но и от лихого разведчика капитана Холина, от его рассудительного друга Катасоныча и по-отцовски привязанного к нему подполковника Грязнова. «Для взрослых война не только долг, но и работа. Каждый из них выполняет ее честно, не жалея себя. Каждый, если нужно, рискнет своей жизнью. Но для Ивана на войне нет отдыха и срока, нет быта и тыла, субординации и наград - нет ничего, кроме самой войны. Потребность быть на войне абсолютна, она выше любых чинов»,она выше любых привязанностей - он любит и Холина, и Катасоныча, и Грязнова, но, не раздумывая, уходит от них по размытым дорогам войны, как только угроза отправки в тыл становится реальной. «У меня никого нет,- говорит он Грязнову,- я один».

Ребёнок и война. Образы войны и насилия - единственная абсолютная реальность для Ивана. Он освобождается от них только в снах.

В фильме «Иваново детство» авторы вводят нас туда, куда, естественно, не мог ввести автор рассказа - по ту сторону Ивановой ненависти. В конце фильма режиссер вмонтировал кадры немецкой хроники. Обугленный, скрюченный труп Геббельса, пять длинных, бледных трупиков убитых им собственных детей. Документальные кадры превращены в метафору. Она более сложна и ассоциативна, чем любая другая метафора фильма. Здесь и мотив возмездия, подчеркнутый, как рифмой, пустым эсэсовским мундиром на стене (чей-то пустой мундир на НП на минуту олицетворял для Ивана понятие "враг"). Здесь и встречный мотив искалеченного и уничтоженного детства. И просто обозначение: конец фашизма, его самоубийство.

История героя завершается в гестапо, но фильм кончается иначе. Снова улыбающееся материнское лицо, летний белый песок, девочка и мальчик, вбегающие в светлую, подернутую рябью водную гладь, и черное дерево, входящее в кадр как грозный, предупредительный знак. Финал картины нетрудно истолковать как своеобразное «послесловие» самих авторов, коль скоро его нельзя уже истолковать как сон Ивана. Но внимательный зритель угадает здесь и нечто большее. Это не просто назидательное авторское «послесловие» к искалеченному и убитому Иванову детству, но и волевое усилие к гармонической и целостной идеальной человечности.

Обзор использованной литературы.

Во время работы мы столкнулись с общей для всех авторов докладов проблемой: достаточно большое количество книг о войне давало минимум информации, связанной с темой нашего исследования. И, тем не менее.

Нам попала в руки книга выдающегося писателя и общественного деятеля Шолохова М. А. «Судьба человека». В этом рассказе-эпопее о судьбе Андрея Соколова перед нами встал обобщенный образ Гражданина Страны Советов, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма. Собственно, благодаря этому произведению мы и выбрали тему своей работы, т. к. этот рассказ не мог оставить нас равнодушными.

Книга известного английского журналиста Верта А. «Россия в войне 1941–1945» представляет собой своеобразный но, бесспорно, интересный рассказ о Великой Отечественной войне, свидетелем многих событий которой был сам автор. Это издание помогло нам наметить задачи нашего исследования.

Большую роль в нашей работе сыграла книга для учителей «Память пылающих лет» Журавлева С. , которая помогла нам осмыслить произведение В. Богомолова «Иван». Также, благодаря этой книге, мы нашли некоторые пояснения и комментарии авторов к прочитанным нами произведениям.

Книга «Русская советская литература» Куприяновского П. и Шамеса П. помогла нам сформировать представление о том, каким может быть человек на войне и каким был русский солдат на войне 1941-1945 г. Также материалы этой книги доказывают, что роль писателя, поэта во время войны очень значительна. Именно они должны были доставлять и доставляли «душевные боеприпасы фронту».

В заключение хотим сказать, что, благодаря книгам, с которыми нам посчастливилось работать, мы как будто совершили путешествие в прошлое, стали очевидцами ожесточенных сражений, свидетелями страданий женщин, детей, героизма простых солдат, защищиавших нашу Родину.

Заключение.

Целью нашей работы было изучить особенности художественного осмысления темы Великой Отечественной войны в современной прозе. В результате долгой работы над рефератом нам это удалось, последовательно реализуя поставленные во введении задачи.

Писатели и поэты, откликнувшись на великую народную беду, поддерживали своими произведениями высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны Герои произведений чаще всего не выделяются ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством. Они - поистине «рядовые герои», «маленькими подвигами» которых была оплачена Великая Победа. Описывая будни и сражения, писатели показывали героев в разных ситуациях, не забывая подчеркивать их смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.

Художественные произведения о Великой Отечественной войне - это книги о Человеке на войне, о людях на войне, о женщинах и даже детях, одни из которых стремились выжить во что бы то ни стало, а другие-честно служили своей Родине.

Мы думаем, что тема нашего исследования таит в себе неисчерпаемые возможности. Любой разговор о Великой Отечественной войне всегда приводит каждого к философским раздумьям, а проблема «человек и война» сегодня может помочь в решении ряда важнейших вопросов бытия: какова роль духовных качеств человека, участвующего в освободительной борьбе, каково влияние драматических коллизий войны на нравственный мир людей.

Мы уверены, что полученные нами в ходе работы знания и сформированные умения, безусловно, пригодятся нам в дальнейшем.

Литература в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: Впору поднять десяти поколеньям Тяжесть, которую подняли мы. (писал в своих стихах А. Сурков) Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
ПРОЗА. В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг". По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.

Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих - и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок - об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести - отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем - способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. "Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

«История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской», - писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.

Использованная литература:

  • История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970

  • Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

  • Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000

Роль литературы в годы Великой Отечественной войны очень значительна. Она стала действенным оружием в борьбе с врагом. М.Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература периода Великой Отечественной войны.

С первых дней Великой отечественной войны литература вступила в полосу глубоких перемен. Скоротечность и драматичность действий на фронтах определили и новые ритмы писательской работы, требовали немедленного отклика. За короткий срок лучшие литературные силы сосредоточились в армии. Массовое участие писателей всех рангов в боевых действиях, их готовность делить с солдатами все опасности и невзгоды создали неповторимый облик своеобразия публицистики военных лет.

На первом этапе войны основным литературным материалом стал очерк, как более мобильный, экономный и публицистичный среди других жанров. Уже на пятый день войны А.Толстой опубликовал статью "Что мы защищаем"", в которой раскрыл чудовищную программу нацистов: " Фашисты хотят завоевать Европу, Азию, весь мир, - говорит писатель, - провозгласили себя высшей расой. Ради чего льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей?"

А. Толстой говорит о том, что на советский народ легла великая миссия - освободить мир от коричневой чумы. Раскрывая особенности характера русского человека, его потенциальные героические свойства. статья в целом была пронизана любовью к России. " Это моя Родина, моя родная семья, моё Отечество! И в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе", обращался он к своей Отчизне.

Советские писатели с самого начала войны обратились к публицистике, так как этот жанр давал возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался пафос борьбы, вера народа в победу. Она была наполнена раздумьями и историческими параллелями, сопоставлявшими события войны с выдающимися этапами борьбы русского народа с иноземными захватчиками. Публицистика стала основной формой творчества крупных мастеров художественного слова: М. Шолохова, Л. Леонова, А. Фадеева, Н. Тихонова, И. Эринбурга, Б. Горбатова.

Условия литературного движения 1941-1945гг. требовали оперативности. Почётное место среди других жанров занимал рассказ. Особенностью рассказа было то, что он многими чертами напоминал очерк. В рассказах Н. Тихонова встаёт облик измождённого холодом, голодом, непрерывными боями Ленинграда, предстающего сплошным фронтом, ощетинившейся крепостью, незнающей отдыха ни днём, ни ночью.

Важное место среди произведений войны занимает "Наука ненависти" Шолохова, в которой создан образ непосредственного участника военных событий лейтенанта Герасимова. воплотив в себя русские черты русского народа. Большой известностью пользовались также "Рассказы Ивана Суздарева" А. Толстого, а среди них особенно "Русский характер".

Повести о Великой отечественной войне начали выходить через 2-3 месяца после её начала. К концу 1942 года они исчислялись десятками. а всего за время сражений было опубликовано около полутораста крупных прозаических произведений, в которых многогранно отразились трагизм и величие народного испытания. К героической повести принадлежат "Записки военного корреспондента"С. Исаченко, "По тылам войны" Ю. Слезкина, Значительными произведениями этого времени явились повесть А. Бека "Волоколамское шоссе" о подвиге 28 героев панфиловцев; Ванды Василевской "Радуга", повествующая о жителях небольшого украинского села, захваченного фашистами. В годы войны были созданы главы романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", а также пьесы К. Симонова "Русские люди", Л.Леонова "Нашествие", Корнейчука "Фронт".

Наиболее сильно и ярко проявила себя в годы войны поэзия. Литературоведы отмечают, что ни один другой период в истории советского искусства не дал столь бурного, стремительного расцвета разновидности поэмы. В первый же день войны, 22 июня 1941 года была создана "Песня Смелых " Суркова, получившая широкую известность уже на следующий день после публикации. Поэт открыто призывал к стойкости и мужеству:

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Поэзия, как и вся литература того времени, выполняла воспитательные и воодушевляющие функции, она учила не только стойкости и героизму, но и верности Родине, преданности родной земле, дружбе и товариществу, ненависти к врагу.

А. Сурков считал, что писать надо сурово, прямо, беспощадно, правдиво и о главном - ненависти к врагу и любви к Родине, которую нельзя никому отдать. Стихи в прямой агитационной форме призывающие к уничтожению фашистских убийц, появились с первых дней войны:

"Бей врага"В. Инбер, "Встань, ненависть, тебя поём" А. Прокофьева, " Убей его" К Симонова. Характерным в этом ряду произведением являлось стихотворение А. Суркова " Человек склонился над водой":

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьём он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

Поэт утверждает, что в сердце воина не должно остаться места благодушию по отношению к врагу.

Но они же воспевали проявление истинного братства и товарищества, даже в самые драматичные и безнадёжные моменты:

Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,

Мороз подступает железный.

На голом снегу лежать на боку

Совсем тебе не полезно.

Ты что? Оставить тебя в лесу?

Да ты, дорогой в уме ли?

Не хочешь идти - на себе донесу,

А нет - дотащу на шинели.(А. Твардовский)

Война оторвала солдата от матери, жены, любимой девушки. Но не думать, не вспоминать и не мечтать о встречи с ними он не мог. И эта тема нашла самое широкое воплощение в лирике тех лет. Наверное ни одно произведение советской эпохи не было переписано от руки столько раз, как стихотворение К. Симонова "Жди меня", которое в тысячах и тысячах рукописных экземплярах шло с линии фронта в тыл и обратно. оно посвящено верности девушки, ожиданию ею любимого человека с войны всем смертям на зло. Автор уверен, что сила любви и верности может спасти человека даже среди огня войны:

Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Стихотворение Симонова выразило самые сокровенные чувства и самые тонкие лирические переживания миллионов советских людей. их веру в спасительную силу любви. Эта же тема развивается и в стихотворении В. Агатова "Тёмная ночь":

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня

Тёмной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою.

Знаю, встретишь с любовью меня,

Чтоб со мной не случилось.

Как и "Тёмная ночь" В. Агатова, в годы войны популярными песнями стали "В землянке" А. Суркова. "Огонёк", "В лесу прифронтовом", "Ой туманы, вы мои, туманы" М. Исаковского.

Таким образом, литература периода Великой Отечественной войны стала яркой страницей истории русской литературы XX века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Издание второе. Советский писатель.- М., 1975

2. Литература в годы Великой Отечественной войны. Проза военных лет . Поэзия военных лет .

3. Материал взят[в сокращении] из Википедии, статья «Священная война» (песня) и газеты «Антенна»

4. Материал взят со страницы http://www. a-pesni.golosa.info/popular20/a-3veka.htm

5. «Образование Подмосковья. Открытый урок». Ежеквартальный журнал. №2 (8) апрель, 2009. Материалы из журнала.

6. Пьяных М.Ф. «Ради жизни на земле»: Русская поэзия в Великой Отечественной войне. М., 1985.

7. Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2. – 7-е изд., испр.и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.


Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...