Упражнения для развития ритма в танце. Чувство ритма: что это такое и как его проверить? Зарядка или массаж с потешкой


Считается, что у человека есть лишь пять способов воспринимать окружающий мир. Они знакомы каждому: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. На самом деле их гораздо больше, хотя все остальные бывает сложнее изучить, чтобы понять, как они работают. Это и ощущение себя в пространстве, и способность сохранять равновесие, а также чувство ритма. У кого-то они развиты лучше, у кого-то - хуже. Но с ними можно работать, и делать это можно даже с детьми самого раннего возраста.

В разных сферах под этим термином понимают разные, хоть и имеющие много общего, явления. - последовательность звуков и пауз, сменяющих друг друга с определенной частотой. Это явление сопровождает каждого человека от рождения и до самой смерти. Дыхание, сердцебиение, смена времен года и дня и ночи - всему этому присуща ритмичность, которая была закономерно перенесена и в другие сферы жизни, а наиболее ярко проявила себя именно в музыке. И случилось это очень давно.

Существует даже специальная группа инструментов - ударные, которые ответственны в первую очередь за задавание ритма всем остальным, когда речь идет об ансамбле. На протяжении истории композиторами и математиками проводилось множество экспериментов, было выстроено и разрушено много теорий музыкального ритма, и споры не утихают до сих пор. Но на чем основана способность человека воспроизвести не всегда простую последовательность звуков?

Чувство ритма

Еще не родившись на свет, малыш слышит мамино сердцебиение, разговоры. В этот момент закладывается и начинает развиваться его чувство ритма. В дальнейшем это во многом определит его жизнь, то, чем он будет заниматься, а что будет получаться не так хорошо. На это еще можно будет повлиять, но основы будут заложены именно в это время. Поэтому в этот период так важно слушать хорошую музыку, читать вслух стихи - плод все это прекрасно воспринимает.

Чувство ритма во многом определило развитие музыки на ее начальном этапе. Первыми инструментами, известными еще на заре человечества, стали ударные. Под их звуки люди танцевали, призывая дождь, умоляя богов сохранить урожай, принося дары, проводя различные ритуалы. И с развитием цивилизации это важное чувство не было утрачено. Позднее ритм в музыке развивался, приобретая более сложные формы, на него накладывались различные мелодии. Одним словом, он и сегодня не утратил своего значения.

Для чего необходимо

Танцы, музицирование, пение, чтение стихов, даже в обычной повседневной речи присутствует определенная ритмичность! Она совершенно незаменима, даже если речь идет об элементарной деятельности. Конечно, без чувства ритма можно прожить, хотя это серьезно ограничивает человека в некоторых сферах.

Например, даже имея человек просто не может воспроизводить музыку без чувства ритма. Гораздо сложнее даются языки, как родной, так и иностранные. Это может выражаться в невозможности изящно выразить свои мысли, речь будет звучать неестественно, "рвано". Также может быть ухудшена память, заметна некая неуклюжесть - одним словом, человек упускает для себя массу интересного. Поэтому пренебрегать таким важным чувством нельзя.

Как развить?

Как уже было упомянуто, чувство ритма закладывается еще внутриутробно. Поэтому первые занятия можно начинать уже на этом этапе. Будущая мама может делать специальные упражнения, играя на музыкальных инструментах, или читать вслух стихи.

Уже вскоре после рождения можно расширить набор занятий. Дети до года уже любят играть в "ладушки", хлопать, повторять за взрослыми. Есть огромное количество потешек, с помощью которых нянчили детей еще наши прабабушки, но которые остаются актуальными и сегодня. Постоянное общение родителей с ребенком, особое построение фраз в стихах, рифмы - все это способствует развитию малыша. Итак, какие существуют способы стимулировать развитие чувства ритма у ребенка? Какие их них могут применяться в разном возрасте?

Методики

Существует огромное количество самых разных способов, направленных на то, чтобы развить музыкальные способности. Некоторые из них предназначены для малышей, другие - для профессиональных артистов. Они различаются по уровням сложности и самим принципам обучения. Если постоянно выполнять эти упражнения, чувство ритма разовьется. Да, как ни странно, даже при самых скромных изначальных способностях можно достичь весьма высоких результатов, если заниматься регулярно и усердно.

Кстати, в детских садах и начальных школах даже существует специальная дисциплина - ритмика. Она помогает даже самым маленьким ощутить возможности своего тела, двигаться в такт музыке и дать выход энергии. Сочетание сразу нескольких методик дает поразительные результаты. В ходе занятий дети слушают музыку, танцуют, выполняют упражнения типа "Хлопаем в ладоши" и учатся через игру. Итак, что подойдет для самостоятельного освоения в домашних условиях?

Стихи и музыка

Для малышей отлично подходят классические треки. Слушать их можно, даже когда ребенок еще не родился. То же самое и со стихами - произведения Агнии Барто, Маршака и Чуковского легко запоминаются и знакомы хотя бы немного любой современной маме, что уж говорить о бабушках. Вплоть до 3-5 лет детям интересно как слушать, так и повторять за родителями зарифмованные строчки. При этом тренируется не только чувство ритма, но и слуховая, и ассоциативная память. Это очень полезно.

Музыка для малышей тоже может быть разной. Это могут быть песенки из знакомых мультфильмов, а порой интересно просто повторять те же самые стихи нараспев. Существуют даже специальные сборники, которые будет приятно слушать и взрослым. Дети быстро их запоминают и начинают петь сами, что также способствует интуитивному пониманию того, что такое ритм в музыке.

Игра на различных инструментах, как и пение, также помогает развитию. Детские пианино и ксилофоны можно со временем заменить на настоящие или выбрать что-то другое: флейту, барабаны, гитару и т. д. Даже если не наблюдается особого таланта в этой области, пение и игра на любительском уровне могут радовать ребенка, помогать развить его музыкальные способности - главное, не принуждать его к этому.

Хлопанье в ладоши

Еще одно прекрасное упражнение подходит для детей, достигших возраста, когда им проще сосредоточиться на занятии хотя бы на 5-10 минут. Игра "Хлопаем в ладоши" должна начинаться с простых "ладушек", потом взрослый может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм - сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести. Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать внимание на длительность пауз и интенсивность хлопков. Такое нововведение сделает игру только интереснее.

С очень сложными и длительными вариациями могут работать дети вплоть до 8-10 лет и даже старше, им это также будет полезно. В этом возрасте уже вполне можно пытаться воспроизвести ритмический рисунок любимых песен, особенно если ребенок уже учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Танцы

Еще одна сфера, в которой необходимо чувствовать ритм в музыке и жизни, - это движение. Невозможно красиво и органично танцевать, если не чувствуешь аккомпанемент. Но учиться необходимо. И танцы - это прекрасный способ понять, как двигается тело, как работают его мышцы, осознать принципы, по которым строится музыка. Поэтому ограничивать детей в самовыражении таким способом не нужно. Танцы в любом их проявлении пойдут только на пользу - это развивает тело, воображение и чувство ритма. Наоборот, стоит придумывать игры на этой основе. Например, ребенку 4-6 лет можно предложить изобразить под музыку какое-нибудь животное. При этом можно хлопать и топать в такт мелодии.

Для музыкантов

Серьезно увлекающимся любителям и профессионалам, разумеется, необходимо хорошо развитое чувство ритма. Самым эффективным упражнением для них признана игра под метроном - специальный прибор, задающий темп. Постоянные длительные тренировки оттачивают мастерство, что особенно важно для ударных, бас-гитары, но и остальным исполнителям без него никуда. Особенно сложно бывает, если речь идет о каком-либо ансамбле. Людям бывает сложно подстроиться друг под друга, при этом не допустить ошибок в произведении. Для того чтобы все получилось, и проводятся совместные репетиции, на которых раз за разом музыканты повторяют отрывки, полируя малейшие шероховатости и доводя их до совершенства. А без чувства ритма это просто невозможно.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша , мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:

С бубнами
Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)

Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)

Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».

Слушаем сильную долю (с 4 лет)

Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.

Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.

Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.

Все просто

Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма , запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).

Ритм и здоровье: неожиданный плюс

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм мальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.

Я преподаю вокал по Skype.

Ученикам отправляю аккомпанемент вокальных упражнений в формате mp3 для самостоятельного разучивания.

В этих аудио файлах звучит сначала моё исполнение — образец того, как надо петь, потом идёт пауза, для повтора учеником, опять моё пение, опять пауза. И в эти паузы нужно вписываться, вовремя вступать, петь не только чисто, но и в заданном ритме.

На первых порах, если ученики никогда раньше музыкой не занимались и никогда не пели ничего подобного, у них возникают трудности при первом знакомстве с упражнениями: они не знают, когда им нужно вступать, им сложно вписаться в эти паузы. Тут нужна помощь педагога! Разбираем упражнения на уроке — и всё получается.

Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом и развивать музыкальный слух. Нужно ещё и развивать чувство ритма.

Хорошее чувство ритма необходимо, чтобы

  • петь вокальные упражнения,
  • исполнять песни под фонограммы-минусовки или под караоке,
  • петь в хоре или вокальном ансамбле,
  • играть на музыкальных инструментах

Так что же следует делать, чтобы развить ритмическое чувство?

Нужно больше двигаться под музыку.

Обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

  • танцевать,
  • выполнять любые спортивные упражнения, хоть утренней гимнастики, хоть аэробики и т. п.,
  • маршировать, бегать, прыгать (обязательно в согласии с музыкой),
  • хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами,
  • стучать в барабаны,
  • играть на ложках,
  • бить в бубен,
  • дирижировать под музыку.

Самые ритмичные люди — это танцоры.

Если учитесь петь или играть на музыкальном инструменте, отправляйтесь ещё и в класс хореографии. Это невероятно полезно.

Ну а самое простое и доступное для исполнения ритмическое упражнение — это хлопки в ладоши. С группами маленьких детей я это упражнение практикую регулярно, практически на каждом занятии.

Можно хлопать в ладоши, шлепать по своим коленям, по коленям соседа, по предплечьям, по плечам. Много вариантов.

Например под такую веселую музыку:

В музыке, как и в речи, есть фразы, предложения. Музыка развивается во времени. Это время нужно как-то измерять. В быту время измеряем в долях секунды, в секундах, минутах, часах.

А как измерить время в музыке? Музыка делится на равные промежутки времени, которые называются метрическими долями. Обычно одна фраза или музыкальное предложение равно восьми долям, то есть в музыке удобно считать до восьми. Не всегда, конечно, но в большинстве произведений.

Вот послушайте. Сначала я считаю до восьми, а потом отстукиваю доли на ложках:


Как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке есть сильные и слабые доли.

Вот удары приходятся на сильные доли , на счет «раз», «три», «пять», «семь»:

А вот как звучат удары на слабые доли на счёт «два», «четыре», «шесть», «восемь»:


А вот только на счет «раз», на начало музыкальных предложений:


А вот на счет «раз» и «пять»:

А теперь сами определите на какие доли приходятся удары ложек и поупражняйтесь в этих разных ритмах самостоятельно. Я рассказала об основных понятиях. А Вы экспериментируйте, импровизируйте как угодно:

Желаю успехов и хорошего настроения!

Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...