Термин нирвана означает. Как достичь нирваны в повседневной жизни


Нирвана... Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» - одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.

Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.

Упоминания о нирване

Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени - «мудрец, пробужденный рода Шакья») - основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.

Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана - это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».

Что такое нирвана в буддизме?

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.

Покой или небытие?

Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия "нирвана", все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом - она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.

Еще один вид нирваны в буддизме

Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.

Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия - нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.

Бодхисатвы: отображение в культуре

Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих - сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.

Достижение просветленного состояния

Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.

Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.

  1. Это место существования для некоторых представителей человечества после смерти. Такого мнения придерживается малое количество людей, достигших освобождения, то есть состояния, которое не совсем корректно называют просветлением, и решивших самостоятельно покинуть Сансару.
  2. Нирвана - что значит это понятие? Оно является исключительно буддистским термином. За пределами этой культуры нирвана смысла не имеет. Это не транс, не состояние счастья или блаженства. По самой сути, нирвана не может быть доступна живым людям.

Сомнительные мнения о нирване

Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре - без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, - этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване - никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана - это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна - не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана - что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны - человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана - это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?

Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то задать вопрос находящимся в ней - проблематичная задача. Существует закон резонанса - чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.

И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.

Нирвана - цель или неизбежность?

Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна - в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.

Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.

Осознанный отказ от нирваны

Отказываются от нее по своей воле люди - бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.

В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один - если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?

Нирвана в музыке

Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова нирвана

нирвана в словаре кроссвордиста

нирвана

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нирвана

нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. ? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нирвана

Ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

нирвана

    Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).

    Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.

    перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нирвана

НИРВАНА (санскр. - угасание) центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Мифологический словарь

нирвана

(будд.) - «угасание» - наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Нирвана

(санскр., буквально ≈ угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно ≈ как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал ≈ отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям ≈ можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. ≈ это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.

В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.≈L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.

Википедия

Нирвана

Нирва́на , Нибба́на - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий , свойственных бытию в сансаре.

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей;
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы санатаны - потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана - слияние с Брахманом.

Нирвана (фильм, 1997)

«Нирва́на» (1997) - фильм итальянского режиссёра Габриэле Сальватореса считается классическим произведением киберпанка.

Нирвана (фильм, 2008)

«Нирвана» - российский кинофильм, драма, снятый в 2008 году режиссёром Игорем Волошиным. Фильм посвящён проблемам молодёжи.

Примеры употребления слова нирвана в литературе.

Тамба сказал: - Алмазная Колесница - Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны .

Это если Бог есть, а по буддизму Его, похоже, нет, поэтому мы с буддизмом закончим, в надежде на то, что Богу мы нужны в собранном состоянии, а не в виде архивных чертежей того, что когда-то было, да сплыло в нирвану .

Тому, кто не способен достичь нирваны , нет ни покоя, ни блаженства: абсолют как преодоление любого рода ностальгии -- это награда, которая достается лишь тем, кто соглашается сложить оружие.

Именно поэтому учения о Брахмане и Нирване не стали последней истиной, открывшейся дохристианскому миру, и именно поэтому они разделили общую судьбу: брахманизм вылился в индуистское язычество, а философию Гаутамы заслонил популярный буддизм.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Нирвана , тогда неоспоримо, что буддийская философия не проповедует конечного уничтожения, так же как утверждают, что Иисус являлся своим ученикам после смерти, так же до нынешнего дня верят, что Готама снисходил из Нирваны.

Омлет Как Зеркало Английской Кухни, Низвержение в Нирвану , Нумизматический Эпос.

И те, кто достигает этого совершенного покоя, называемого Нирваной , или на языке индусов -- Самадхи, делает это намного легче с помощью музыки.

О Говинда, сдается мне, из всех саман, существующих в мире, быть может, ни один не достигнет Нирваны .

Когда же странники по мирам иным говорят об Эдеме, как учители семитических религий, либо о чертогах Брамы и Вишну, о небесах иранских азуров или индуистских дэвов, о блаженной стране Сукхавати, даже о Нирване - они принимают за последнюю цель лишь отдельные ступени внутри Шаданакара, отдельные вершины метакультур и наивысшие трансмифы религий, либо, наконец, реальность Мировой Сальватэрры.

Вам, всегда заводящим ненужных друзей, Вам, теряющим все, кроме долготерпенья, не летящим вперед, пропуская ступени, - по затоптанным ближним и средним, и дальним, Вам, целующим чистую руку идальго, во Христе - без креста, на кресте - без обмана, за осьмушку листа отдающим нирвану , за ничтожное слово готовым к закланью, приспособленным только к бумагомаранью, достигающим в славе посмертной вершины - от ногтей до последней своей требушины предаюсь!

Границы собственной сущности растворились в безраздельном счастье и согласии: у человека это бы называлось Божьим озарением или нирваной .

Во-первых, можно потерять любую определенность и войти в состояние 000 000 или в состояние нирваны , но это тоже форма, причем она таким же образом не соответствует или соответствует другим формам.

И после того, когда они достигли нирваны , Георг отделился от своей половины и ушел в другой мир, мир сна.

Тем не менее, в данном случае в понятии Нирваны его собственная доктрина находит самое близкое и наименее фальсифицируемое религиозное выражение.

Практически каждому доводилось в том или ином контексте слышать звучное слово «нирвана», однако не все знают о том, что это не только название культовой рок-группы, оставившей яркий след в музыкальной культуре прошлого века, но и сакральный термин, являющийся одним из важнейших понятий в восточных духовных практиках.

Уровень культуры человека проявляется в том числе и в его эрудиции, поэтому даже если вы не являетесь поклонником восточной философии, знание о значении слова «нирвана» точно не станет лишним.

Что такое нирвана?

В переводе с санскрита слово «нирвана» означает «прекращение, угасание» . Санскрит - это один из древних индийских языков, на котором излагали свои учения легендарные мудрецы, стоявшие у истоков многочисленных философских учений и духовных практик востока.

В западной культуре слова «прекращение» и «угасание» носят скорее негативный, чем созидательный характер, но восточная культура радикально отличается от всего, к чему привыкли мы. Достижение нирваны является желанной целью для каждого , а также для адептов некоторых других индийских религиозно-философских учений.

Есть много определений понятия «нирвана», но все они сходятся в том, что нирвана является освобождением от страданий, присущих сансаре. То есть в данном случае речь идет о прекращении и угасании страданий и заблуждений, а в этом, согласитесь, нет ровным счетом ничего плохого.

В буддийской традиции нирвана это:

— освобождение из круга перерождений;

— свобода от страданий, желаний и привязанностей;

— состояние, в котором сознание пребывает в покое;

— высшая цель устремлений в ранних школах буддизма (в современных школах нирвана является лишь промежуточной ступенью для достижения более высоких этапов просветления).


Буддисты называют нирваной особое состояние, в котором сознание в привычном понимании этого слова как бы угасает, приобретая принципиально иное качество, позволяющее полностью освободить разум от иллюзий, сделав его пригодным для восприятия абсолютной истины. Поток мыслей останавливается, иллюзорный мир теряет свою власть над человеком, а истинная суть вещей и понятий становится очевидной безо всяких объяснений.

В состоянии нирваны человеческое сознание приходит в полную гармонию с окружающей вселенной, при этом для волнений и тревог в нем просто не остается места, именно поэтому можно сказать, что нирвана является состоянием абсолютного счастья.

Когда в душе не остается страстей, желаний и привязанностей, ничто больше не может причинить ей страдание или беспокойство. Нирвана не является легендой, многие просветленные умеют приходить в это состояние по своему желанию.

Каков путь к достижению нирваны?

Путем к достижению нирваны является очищение собственного сознания от всего лишнего при помощи регулярной медитации. Нирвана - это вполне реальное состояние, не понаслышке знакомое многим адептам восточных религий, но рассказать о ней словами довольно сложно, по той простой причине, что в состоянии нирваны привычные нам понятия и термины теряют всякий смысл, а ощущения, испытываемые в нирване, не имеют никакого смысла и объяснения в контексте привычных нам мыслей и слов.

Существует древняя притча, удачно иллюстрирующая вышесказанное. В одном озере жила-была черепаха. Большую часть времени она проводила в воде, где дружила с населяющими озеро рыбами. Но иногда черепаха выходила по своим делам на берег, и рыбы очень удивлялись, не понимая куда она исчезает.

Всю свою жизнь рыбы не видели ничего кроме озера, в котором они обитали, поэтому для них оно было целой вселенной, и они просто не могли представить себе что-то, находящееся вне его пределов.

Иногда они спрашивали черепаху куда она уходит и откуда возвращается, тогда она честно отвечала им, что была на берегу, но рыбам это слово не говорило ни о чем, они не могли представить себе, как в мире может существовать что-либо кроме окружающей их воды и находящихся в ней предметов, слова «ходить по берегу» звучали для них бессмысленным набором звуков.

Рыбы, о которых идет речь в притче, просто не имели возможности покинуть озеро и прогуляться по берегу. Человеческие возможности более широки. Несмотря на то, что нирвану невозможно описать понятными словами, ее можно достичь и ощутить. Необходимым условием для достижения нирваны является остановка так называемого «внутреннего диалога».

В человеческом сознании практически постоянно происходит процесс, который по сути является диалогом с самим собой. Даже когда нам кажется, что мы не думаем ни о чем, наше сознание все равно потихоньку шепчется с самим собой, оно продолжает задавать себе вопросы и отвечать на них. Существуют техники медитации, позволяющие остановить этот диалог, и ощутить внутреннюю тишину. Именно в этой тишине находится вход в нирвану.


Остановив внутренний диалог, человек открывает свое сознание для новых ощущений, на которые в обычном состоянии у него просто не остается ресурсов. Научившись по собственному желанию останавливать внутренний диалог, вы вплотную приблизитесь к нирване, но описать понятными словами последний шаг к ее достижению не представляется возможным, так как весь привычный нам мир является «озером», а нирвана находится за его пределами.

Для того чтобы научиться впадать в нирвану, лучше всего найти опытного проводника, который знает дорогу туда и обратно, самостоятельные попытки могут оказаться опасными, ведь выброшенной на берег рыбе далеко не всегда удается вернуться обратно без посторонней помощи.

Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны - это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.

Определение нирваны

Согласно буддизму, нирвана - это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает "отрицание", вана - "соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую". Таким образом, состояние нирваны - это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.

Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.

Кто может достичь просветления?

Душа, достигающая просветления, - это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны - это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.

Нирвана - это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.

Высшая нирвана

Высшая нирвана - состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.

Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.

Способы достижения нирваны

Три пути следования в состояние нирваны:

  • путь Всемирного Учителя;
  • саморазвитие совершенства;
  • путь безмолвного Будды.

Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.

Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.

Сознание и осознание

К сознанию относится свойство осознавать - понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.

Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.

Эго и путь к нирване

Нирвана - это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка - само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.

Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.

Нирвана - это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.

Как ощущается состояние нирваны?

Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.

Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.

Уровни изменений

Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны. С каждым входом происходит пробуждение, а с изменениями - освобождение, избавление от природы эго.

Уровни и характеристика состояния:

  1. Первый уровень имеет название сотапанна, или состояние вошедшего в поток, обретаемое после того, как возвратившийся из нирваны начинает осознавать своё состояние. Он пребывает в потоке до тех пор, пока его способность постижения не увеличится до следующего уровня. Говорят, что период вошедшего в поток длится от семи жизней, и в течении этого времени душа утрачивает следующие проявления: жажду в чувственности, бесконтрольное негодование, стремление к выгоде, потребность в похвале, жадность к материальному, иллюзорное восприятие и интерес к непостоянным вещам, следование обрядам, сомнение в смысле просветления.
  2. На втором уровне медитирующий очищается от примитивных желаний, интенсивности чувств притяжения или отвращения, ослабевает его сексуальное влечение. Состояние того, кто вернётся ещё раз характеризует полное бесстрастие ко всему и освобождение в текущей или следующей жизни.
  3. Следующий этап является состоянием того, кто не вернётся. Происходит уничтожение оставленного на предыдущем. Медитирующий освобождается от цикла рождений при жизни, у него исчезает отвращение к отрицательным проявлениям мира в виде боли, позора, порицания, понятия враждебности и неприязни. Всякое сладострастие и злонамеренность сменяется абсолютной невозмутимостью.

Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и а счастье и страдание - как две формы одного состояния.

Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что "эго" никогда ему и не принадлежало.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...