Сочинить небольшую легенду про школу. Легенды для детей


Номинация «Проза» - 6-11 лет

Об авторе

Ангелине 9 лет. Она ученица 3 « А» класса МБОУ СОШ №1 города Тулы.

Это жизнерадостная и добрая девочка. Очень любит животных. Кормит бродячих собак и кошек и находит им хозяев. Занимается танцами и баскетболом, катается на велосипеде и роликовых коньках. Любит плавать, рисовать, делать поделки из бисера и глины.

В прошлом году заняла 3 место в литературном конкурсе родного города. Имеет много грамот и дипломов.

Она сочинила легенду о том, что всякая мечта может сбыться. Просто нужно верить в это и не терять надежду.

Легенда о бабочке

Однажды на опушке леса, где было много прекрасных цветов, вырос очень красивый и яркий цветок. Когда он расправил свои лепестки, все насекомые стали любоваться им.

А он смотрел в небо и видел, как высоко над ним проплывают облака, летят птицы, светит солнышко. И как же хотелось ему подняться в небо и летать, как летят они.

Он мечтал об этом так сильно, что однажды утром почувствовал, как его лепестки стали нежными маленькими крылышками. Цветок взмахнул ими, и лёгкий ветер помог ему подняться вверх. Он взлетал всё выше и выше. И вот уже видел под собой другие цветы, которые когда-то росли рядом.

«Теперь я больше не цветок. Я бабочка, - думал он. - Как же это прекрасно».

Цветок был счастлив. Даже такая, казалось бы, несбыточная мечта стала реальной!

Кто знает, как это случилось... Может, маленькие эльфы, живущие в цветах, превратили его в бабочку. А может, мечта была настолько сильной, что просто не могла не сбыться.

В одной деревне на берегу океана жили три брата. Они очень любили свой город и старались делать все, чтобы деревня процветала. Но в те далекие времена на деревню часто обрушивалась огромная волна – цунами. Люди ни как не могли бороться с ее разрушительной силой. Они убегали в горы и ждали, когда цунами уйдет. И, возвращаясь, каждый раз заново отстраивали деревню на берегу.
Так продолжалось долго, пока не решили жители построить заграждение перед берегом. Для этого все: и стар, и мал носили к морским воротам камни. Трудились день и ночь и почти закончили строительство, но вдруг увидели, что цунами снова набирает силу и собирается обрушиться на деревню.
Женщин, детей и стариков отправили в горы, а мужчины продолжали достраивать дамбу. Но выбились из сил и кони, и самые стойкие строители- защитники. А волна уже приближалась. И случилась паника среди людей – они бросились в рассыпную, потому что поняли - не успеют закрыть последнюю брешь, дамба не устоит.
И только трое братьев остались стоять наперекор волне, закрыв собою брешь. Желание братьев – спасти деревню было так велико, что они превратились в камни. И, когда нахлынула волна, дамба устояла. Волна отступила. И с тех пор город не знает этой страшной беды.
А три камня – Три Брата - с тех пор охраняют берег и напоминают всем жителям деревни о тех далеких временах.

Легенда.
Где-то на краю неизвестного государства находится маленькая деревня. В этой деревушке жили разные люди, и богатые и бедные, злые и добрые, жадные и щедрые. Еще в этой деревушке жила девушка по имени Маша. К своим семнадцати годам она успела стать настоящей красавицей. Девушка была очень доброй и всегда помогала окружающим ее людям не прося ничего в замен. С детства Маша дружила с мальчиком по имени Ваня. Они почти никогда не расставались. И вот, когда пришло время, Маша и Ваня полюбили друг друга. Они уже готовились к свадьбе, но неожиданно пришло известие о том, что государство вступило в войну и всех мужчин призывают на службу. Ваня не достиг нужного возраста, но не мог оставаться в стороне. Маша плакала и пыталась отговорить своего любимого, но все было тщетно. Тогда Маша отправилась в кузнецу и попросила кузнеца сделать щит, дабы он защищал ее любимого. Центром этого щита стал кулон Маши, который та никогда не снимала.
Накануне отъезда Маша подарила щит Ване со словами: «пусть он защищает тебя, также, как ты защищаешь наш дом.»
Шло время, проходили одно сражение за другим, но Ваня не получал ранений. Щит защищал его от всех опасностей. Война наконец закончилась и Ваня отправился домой. Все это время Маша ждала его возвращения. Но накануне встречи в город ворвался отряд вражеских войск, которые были не согласны с победой противника. Они напали на горожан и Маша убили. В момент смерти девушки, камень в центре щита рассыпался в прах и Ваня понял, что его любимой больше нет. Тогда он упал на колени и взмолился всем духам, чтобы они отдали его жизнь девушке, а сам он заберет ее смерть. Боги сжалились над ним и поменяли их местами. Очнувшись и узнав, что ее Ваня отдал за нее жизнь, девушка проткнула себе грудь кинжалом, со словами: «Мне не нужна жизнь без Вани. Лучше уж я буду с ним там, чем без него здесь».
Духи поразились самоотверженности девушки и сделали их с Ваней хранителями их деревни, дабы они никогда не расставались. С тех самых пор деревня процветает, а Ваня с Машей охраняют деревню от всех, кто пытается покуситься на мир и покой в ней.

Легенды

Как появился огонек Эта история произошла давным-давно во Всероссийском лагере «Орленок». Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружные, но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчики и девочки в отряде были не такими, как другие. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам, девочки всегда заботились о мальчиках, и никто не оставлял никого в беде.

И, как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорящего, если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, костер часто вспыхивал, бросал в небо искры; если же разговор затихал шш пелась негромкая песня, то костер горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда приходило время возвращаться, ребята брались за руки, и над несом разносились тихие слова: «День отшумел.»

И домой они возвращались, держась за руки. Вожатым было над чем задуматься. И с того самого дня все больше костров вспыхивало вокруг лагеря, и маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Легенда об «Орлятском» круге В былые времена, в старинные годы. давным-давно. жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга. Но ничто не длится долго. Пришла война. Настала необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, ма-1сри, сестры, дочери. Не забрать их с собою. И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца, И ушли.Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция - вставать в круг, который и назвали впоследствии «Орлятским». Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В «Орлятском» кругу есть свои традиции и свои законы:Слева друг и справа друг, Чуть качнулся орлятский круг. Тут лишь о главном услышишь слова. Руки в размахе крыльев орла: Справа на плечи, а слева на пояс. Тихо звучит о серьезном твой голос. Круг неразрывный нельзя разорвать.

В центр, лишь прощаясь, можно ступать. Эти правила объясняются очень просто: правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга; левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре - кто же ходит по сердцам. А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.

О веточке В самом центре маленького городка, рядом с широкой дорогой, по которой ездят огромные гудящие машины, жил старый тополь. Проходил год за годом, месяц за месяцем, все менялось, все вокруг радовалось жизни, и только старый тополь стоял себе на краю дороги и со спокойным равнодушием смотрел на мир.

Начнется весна, и на всех деревьях распустятся листочки, а потом тополь думает: «Ничего, подождем. Весна кончится, наступит осень». Осенью расцветают в садах прекрасные цветы. «Ничего, зима уже близко», - думал тополь. Тополь был очень старый и хорошо знал жизнь, не один десяток раз он видел, как после летнего веселья и буйства красок вновь наступает осень и слякоть, а потом мертвый холод убивает радостную, по слабую жизнь.

И думал старый тополь, что уже никогда не сможет он. такой мудрый и древний, удивляться чему-то. Но однажды, когда весна вновь вступила в своиправа, на самой верхушке тополя родилась маленькая веточка. Она была такая тоненькая, гибкая, свежая. Каждый день ее ласкали теплые, солнечные лучики, иногда теплый ветерок, пролетая мимо, приносил ей свежие новости. И радостно было веточке жить, и мечтала она, что будет ее жизнь прекрасной, что много нового и замечательного сделает она в жизни, что изменит она и старый тополь, и все, что окружает ее. Стремительно и радостно росла она, впитывая в себя силы весны и веры, что с каждым днем, с каждой минутой жизни будет все прекраснее.

Сначала старый тополь не замечал веточку, и она не беспокоила его засыхающий ствол у корки. Но уже через несколько дней веточка начала шевелить тополь, заставила его жить, пить из теплой весенней земли живую теплую воду.

И тогда тополь забеспокоился. Он понял, что с рождением веточки не будет ему покоя, и если так будет продолжаться и дальше, то скоро за этой веточкой последуют другие. И придется ему вместо того, что бы спокойно засыхать, продолжать жить. Испугался сначала тополь, но потом стало ему жалко маленькую веточку, и он решил поговорить с ней. Убеждал тополь, что не доведет до добра ее рост, что все равно погибнет она, что лучше остановиться и сделаться такой же, как и все старые ветки тополя, но она не хотела и не могла. Она тянулась к солнцу, к свету, голубому небу. Она мечтала, верила, жила. И вот однажды, в самом конце весны, случилось то, что предсказывал старый тополь. Люди, которые занимались спиливанием высохших веток с деревьев, большими железными ножницами отреза™ и хрупкую веточку. Она упала на грязный тротуар, все еще не веря, что случилось что-то страшное. А небо было таким же высоким, как и в минуту ее рождения. А старый тополь удовлетворенно вздохнул и, успокоившись, снова заснул. «Нет радости в стремлении к суете, - думал тополь, - невозможно достать до неба, всегда найдутся железные ножницы. Уж лучше тихо и незаметно, без шума и гама сидеть на одном месте, не мечтая». А действительно, что же все-таки лучше?

Сказка о снеге Особенно рано ударили морозы. Застудили землю, запечатали льдом озера и реки, а снега все еще не было и не было. А его ждали повсюду с нетерпением. Наконец выпал на землю снег - такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и стало просторно. Заблестели, заискрились ровные луга, в лесу сразу стадо нарядно - каждое дерево, каждый лист украсились кружевными хлопьями. Даже старые пни будто помолодели, надев на головы снежные шапки. Все были рады снегу, все благодарили его, а он молчат. И не потому, что сказать было нечего - совсем по другой причине. Снег родился высоко - высоко над землей в сверкающей пустоте, где свищут одни лишь ветры - невидимые, да плывут растрепанные серые тучи. Он долго летел к земле, и ветры кружили его и несли не известно, куда над полями и лесами. Ветры открывали снегу тайну: на земле он должен лежать как мертвый и молчать. Стоит ему заговорить в первый раз - от него останется лишь половина, во второй - его станет еще в два раза меньше. В третий раз - ничего не останется.

«В словах, - говорили ветры, - заключены страшные болезни. Они могут заразить жалостью и добротой, нежностью и любовью. Но кто много чувствует, тот быстро погибает. А чтобы прожить долго, надо ничего не делать, не чувствовать, не говорить, не слушать, ни о чем не думать». И снег запомнил предостережение ветров. Иногда ему хотелось ответить кому-нибудь, поболтать от скуки, но он вовремя спохватывался и продолжал молчать.

Трудно жилось зимой зверям и птицам, много голодали, мерзли, даже деревья трещали от мороза. И когда снег думал про них, он чувствовал, что становится теплее и легче.

Однажды вечером пролетел над лесом студеный северный ветер, и ночью подморозило так, что снег покрылся твердой ледяной корочкой. Утром снег услышал чьи-то жалобные стоны и заметил, что через поляну, хромая, бредут козы. Ледяная корочка резала им ноги, и следы позади коз были обрызганы чем-то красным. И когда такая красная капля падала на снег, то прожигала его почти насквозь, и ему тоже делалось больно. Тогда снег захрустел, собираясь крикнуть, но от долгого молчания голос у него пропал, он сумел прошептать хрипло: «Солнышко, помоги». И солнце поднялось выше, разогрело ледяную корку, растопило ее. А снег и опомниться не успел, как наполовину исчез. Только в густом бору, в низинах и оврагах осталась лежать дырявая снежная шуба. Стоило солнцу подняться выше и пригреть землю, как все кругом изменилось. На полях зеленели хлеба, над черными прошлогодними листочками поднялись первые цветы, весь день весело распевали птицы и даже старый ворон, кувыркаясь в небе, каркал во все горло.

Снег осмотрелся кругом и невольно сказал: «Как хорошо, какие вы все красивые». И опять зажурчали ручейки, и снег не заметил, как почти весь растаял.

Уцелел лишь сугробик под низкими лапами ели, которая росла на краю обрыва. Теперь снег решил, что больше не скажет ни слова. Под еловыми лапами было прохладно, сумрачно, ни один солнечный луч не мог пробиться сквозь них. И снег, съежившись сугробиком, тихо лежал. Как-то ночью он услышан возле себя шорох. На земле шелестели сухие еловые хвоинки, будто кто-то осторожно разгребал их. А на другой день снег заметил, что из-под земли проклюнулись какие-то слабые тонкие росточки. Это рядом со снегом росла маленькая земляничка - самая скромная и незаметная ягодка в лесу. У нее было три листочка на стебельке, а сами стебельки - как паутинки, и цветок был крошечный, неприметный, словно одинокая снежинка, упавшая в траву. И снегу очень понравилась эта маленькая травка.

Земля под елью была слишком сухая: сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу но дну оврага И земляничка стала сохнуть от жажды. Снег знал, что никто не придет, чтобы напоить земляничку. Только он мог выручить эту крохотную ягодку - и то, если пожертвует своей жизнью. А ему страшно было умирать, и он попробовал не слышать голоса землянички, не думать о ней. «Надо лежать как мертвый»,- твердил снег слова ветра. Но вдруг ему в голову пришла другая мысль: «Зачем тогда жить на свете, если я буду как мертвый? Пусть лучше моя смерть обернется жизнью. Не плачь, земляничка, - сказал снег звонко. - Я тебя выручу». И на том месте, где лежал снег, разлилась чистая вода, которая напоила сухую землю, и земляничка скоро подняла листья и опять закивала цветком.

Так значит, снег умер? Может быть - да, а может быть - нет. Снег растаял, превратился в воду. Вода, напоив травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам и стекла в море. А потом летучим туманом поднялась она в воздух, он собрался в большие белые облака и серые тучи. И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте, вновь родится из воды снег, чтобы в свое время выпасть на землю и укрыть ее от морозов. И опять случится с ним такая история и повторится с ним бесчисленное множество раз, потому что на земле всегда будут доброта, красота и любовь, а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

Легенда о пластилиновом городе Давным-давно, а может быть, совсем недавно не известно где находился город, в котором все было из пластилина: и дома, и люди, и деревья, и камни, и кошки. Жители этого города никогда не видели ни снега, ни дождя, не знали, что такое ветер и ночь. А согревала город большая восковая свеча, которая заменяла солнце. И была она такая большая и яркая, что никому в голову не приходила мысль, что свеча может когда-нибудь погаснуть.

И жил в этом городе булочник. Всю жизнь он пек и продавал булки и очень мечтал прославиться. А на другом конце жил маленький сапожник, у которого тоже была мечта - он очень хотел иметь друзей. Но сапожника никто не замечал, ведь он был маленький, худой и очень скромный. Никогда он не решался первым с кем-нибудь заговорить.

И вот булочник придумал однажды, как ему прославиться. Он решил погасить свечу. И представьте себе, ему это удалось. Свеча погасла, и сразу наступила ночь. Подул сильный ветер, пошел снег, дождь. Люди прятались в.ломах, но пластилиновые дома плохо защищали от дождя и ветра, А булочник стоял на крыльце своего дома и бесплатно раздавал зонтики, и люди говорили: «Ах, какой хороший булочник, какой добрый и предусмотрительный!»

А маленький сапожник в это время понял, как сделать так, чтобы о нем все узнали. Он взял спички, лестницу и полез зажигать свечу. Но как только свеча загорелась, маленького сапожника не стало - пластилин расплавился. И надо же было так случиться, что перед тем, как свеча вспыхнула, булочник внизу воскликнул: «Я знаю, как зажечь свечу!» И все подумали, что свечу заже! именно он. И никто не заметил исчезновения сапожника. Только свеча это заметила и приняла форму пластилинового сапожника, но этого тоже никто не заметил.

Тишина Когда-то давным-давно в далекой стране жил ужасный царь - Мрак. И была у него красавица дочь. Принцесса была так прекрасна, что когда она появлялась в лесу, замолкали все птицы, переставали дуть ветра и даже деревья замирали - все любовались прекрасной девушкой в полной тишине.

Принцессу так и звали - Тишина. Одним весенним утром она гуляла по лесу, беседовала со знакомыми птицами и деревьями. Вдруг она услышала чудесную музыку. Звуки были такие нежные, что казалось, будто солнышко светит ярче, а ветер шепчет какие-то теплые слова. Раздвинув ветви деревьев, принцесса выглянула на поляну и увидела белокурого пастушка, играющего на дудочке. Тишина стояла в тени деревьев и слушала эту волшебную музыку. Ей казалось, что она может слушать пастушка вечно. Несколько дней подряд девушка ходила к этой поляне, чтобы послушать его. И в один из этих весенних дней глаза девушки и юноши встретились, и они полюбили друг друга. Теперь Тишина убегала из холодного дама отца, чтобы увидеть пастушка.

Когда отец Мрак узнал об этом, он страшно рассердился и заточил свою дочь в такую высокую башню, что шпиль ее скрывался за облаками. Но любовь юноши оказалась такой сильной, что он сумел обойти все замки и стражу и выкрасть принцессу-красавицу. Тишина и пастушок убежали из мрачного замка, но в одну из ночей всемогущий царь Мрак догнал беглецов и в ярости хотел превратить свою дочь во что-нибудь страшное и мрачное. Но даже его чары не могли справиться с ее красотой.

Тишина превратилась в легкое белое облачко. Оно поднялось в голубое небо и улетело, унесенное ветром. С тех пор облачко летает по свету. А люди часто замечают, что, подчиняясь каким-то тайным силам, иногда среди шума. веселья, споров и смеха вдруг наступает тишина. "Это красавица Тишина опустилась рядом. Давайте помолчим и, может быть, услышим ее.

Две половинки души Когда-то Боги создали землю и человека. И было у него две головы, четыре руки, четыре ноги, но одна душа. Шло время, и люди начали забывать о том, кто их создал. Они решили, что раз они такие совершенные, то Боги им не нужны, и Боги решили их наказать.

Однажды в полдень огромная черная туча закрыла солнце. Раздался страшный грохот, ослепительно блеснула молния. Боги разделили людей на две половинки. Теперь у человека стало две руки, две ноги, одна голова, а одну большую душу разорвало на две половинки. Сначала люди не заметили этого и спокойно разошлись в разные стороны, перемешались. Прошло время, и многие стали чувствовать, что им чего-то не хватает. Они переживали и мучались. И с тех пор по земле бродят половинки душ, мечтая опять встретиться. Но узнать свою половинку р,е так-то просто. Поэтому и есть аа земле встречи и разлуки, радость и разочарование. Пусть же каждый как можно скорее найдет свою половинку души, и тогда на земле станет одной большой душой больше.

Легенда о Луне Давным-давно у тирана Гиперона и его жены родились дети: сына они назвали Гелиосом, а двух дочерей Селеной и Эос. Позавидовали семейному счастью коварные братья Гиперона и решили погубить его детей. Но добрые боги спасли их и превратили Гелиоса в Солнце, Селену в Луну, а Эос в розовую Зарю. С тех пор на смену Гелиосу - Солнцу, когда угасает Заря - Эос, выходит на ночное небо Селена - Луна. Однажды увидела Селена на земле красавца юношу и полюбила его. Но как встретиться Луне с человеком? Пришлось Селене обращаться к главному богу - Зевсу. Тот приказал позвать этого юношу. «Тебе выпала великая честь, - сказал Зевс, - я выполню любое твое желание. Проси, что хочешь». Зевс думал, что юноша захочет повидать Луну в образе красивой девушки, но тот запросил вечной молодости. «Хорошо, - сказал Зевс, -я выполню свое обещание, и ты сохранишь навеки свою молодость». С тех пор юноша уже много лет спит в неприступном для людей замке, высоко в горах. И каждый день грустная Луна - Селена спускается с неба, чтобы полюбоваться на юношу. Она проводит день в замке, грустит там и плачет. И в это время никто не видит Луну на небосклоне. Затем печальная Селена узким серпиком появляется вслед за уходящим Солнцем. Серп с каждым днем растет, увеличивается в размерах и через 7 дней над нами появляется половинка Луны.Потом Луна опять худеет, будто кто-то отрывает от нее по кусочку. Так происходит и по сей день.

Созвездие Орла Было это давным-давно. Тогда люди и звери жили дружно, и никто никого не обижал. Но постепенно дружба начала угасать. И вот между людьми началась война, жестокая и длительная. А далеко в лесу жил один человек. Он не был похож на других - он был удивительно добр ко всем: и к людям, и к животным. Однажды он нашел в лесу маленького беспомощного орленка. Человек вылечил его, и они подружились. Постоянно они были вместе. Казалось, что война их не касается, но она докатилась и до них. Звери решили уничтожить всех людей на земле. Толпа зверей все сметала на своем пути. И вот она докаталась до того места, где жили человек и орел. Звери решили, что и этот человек должен умереть. Орел попытался заступиться, но его никто не слушал. Тогда орел схватил человека и понес его высоко в небо. Звери бросились в погоню, но так и не смогли их догнать. А орел летел все выше и выше, до самых тезд, пока сам не превратился в звезду. С тех пор на небе есть созвездие Орла созвездие, напоминающее людям о крепкой настоящей дружбе.

Уважаемый читатель! Здесь собраны короткие притчи, басни и легенды для детей младших классов. Они переделаны, написаны короткими предложениями. Легко читаются детьми. Подойдут для детей любого класса . Притчи добавляются. Если у вас есть своя хорошая притча, басня или легенда – присылайте, пожалуйста. Или публикуйте ее в комментариях. Спасибо! 🙂

Притча. Чего бояться?

Однажды началась сильная гроза. Все дети прибежали домой. А самой маленькой девочки не было.

Мама пошла искать ее. Во дворе шел дождь. Ярко сверкали молнии. Громко гремел гром.

Маме было страшно. Она закрывала глаза от каждой молнии. А от каждого грома – закрывала голову руками.

Мама нашла свою дочь на улице. Девочка была вся мокрая. Она прыгала и танцевала под дождём. А когда сверкала молния, девочка поднимала вверх свое лицо. И улыбалась небу.

Мама была очень удивлена. Она спросила:

– Дочка! Ты не боишься? Тебе не страшно?

Но удивленно дочка ответила:

– Нет, мама! Мне не страшно! Я не знаю, чего здесь бояться?

А потом сказала:

– Мама! Смотри! Я танцую, а небо меня фотографирует!

Эта же притча в исполнении Александры

Не судите строго, выступление без репетиции:

Два яблока

Притча о том, что не стоит делать поспешных выводов .

Маленькая девочка принесла с улицы два яблока. Наверное, кто-то подарил.

– Мама, смотри, какие красивые яблоки!
– Да, красивые! Угостишь? – спросила мама.

Малышка посмотрела на яблоки. А потом откусила от одного яблока. На секунду задумалась и… – надкусила второе.

Мама удивилась. И подумала:

– Какая жадная девочка у меня растет. Оба яблока начала кушать, а мне так и не предложила ни одного.

Но к ее удивлению, девочка протянула маме одно яблоко со словами:

– Мамочка! Бери это яблоко! Оно – слаще! 🙂

Уважаемый читатель!

Басня для детей

Басня Лев и Мышь

Лев спал под деревом. А под этим деревом была норка Мышки. Мышка стала вылазить из норки и разбудила Льва. Лев проснулся и поймал мышку. Мышь стала просить:

– Отпусти! Я обещаю помочь тебе, когда ты меня попросишь.

Лев отпустил Мышь и засмеялся. Он сказал:

– Чем ты мне можешь помочь? Ты ведь такая маленькая.

Прошло время. Охотники ранили льва. Они связали его веревкой и решили продать в зоопарк.

Лев сильно рычал, но никто из зверей не пришел на помощь. Все звери тоже боялись охотников.

Но прибежала Мышь. Она ночью перегрызла веревку. И Лев освободился.

Тогда Мышь сказала Льву:

– Помнишь, ты смеялся с меня, что я такая маленькая. Ты не верил, что я могу помочь тебе.

Лев сказал:

– Прости, Мышь, что я смеялся. Не знал я, что бывает польза и от маленьких зверей.

Басня для детей

Басня Собака и отражение

Собака шла по дощечке через речку. В зубах она несла кость.

Вдруг Собака увидала она свое отражение в воде. Она подумала, что там другая собака добычу несёт. И показалось собаке, что у той собаки кость намного больше, чем у нее.

Собака бросила он свою добычу и кинулась отнимать кость у отражения.

В результате, Собака осталась ни с чем. И свое потеряла, и чужое отобрать не смогла.

Эта басня о трусливом сердце.
Сколько ни помогай трусливому – он все равно будет бояться.

Сердце мышонка

Юный оратор

Жил-был маленький Мышонок, который был несчастным, потому что всего боялся. Но больше всего он боялся попасть в лапы кошке.

Мышонок пришел к Волшебнику и стал его просить сделать его кошкой.

Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку.

Но тогда эта кошка стала бояться собак.

Волшебник превратил бывшего мышонка в собаку. Но тогда он стал бояться волков.

Волшебник превратил его в волка. Но тогда он стал очень бояться охотников.

И тут Волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка и сказал:

– Ничто тебе не поможет. Потому что у тебя сердце трусливого мышонка.

Легенда о кольце царя Соломона.

Есть легенда про царя Соломона.
Эта легенда о царе Соломоне и о магическом кольце. Думаю, дети так же поймут ее, как и взрослые.

Мудрец подарил царю Соломону магическое кольцо. Он надел это кольцо царю на палец и сказал:

“Никогда кольцо не снимать!”

На этом кольце была надпись:

“Всё пройдёт!”

Когда царю было грустно, Соломон смотрел на кольцо и читал надпись:

“Всё пройдёт!”

И магия кольца действовала на царя. Соломон переставал печалиться.

Кольцо всегда помогало царю. Даже когда Соломон сердился, он тоже смотрел на кольцо, и читал:

“Всё пройдёт!”

Он улыбался и успокаивался.

Но однажды случилось сильное горе. Соломон посмотрел на кольцо и прочитал надпись. Но не успокоился, а даже разозлился. Тогда он впервые снял кольцо с пальца и хотел его выбросить. Но он увидел, что внутри кольца тоже есть надпись. Он прочитал:

“И это тоже пройдёт!”

Соломон успокоился и улыбнулся.

Больше он никогда не снимал с руки свое магическое кольцо. А мудрецу сделал дорогой подарок.

Притча для детей

Откуда у зебры полоски? Африканская легенда.

Когда-то зебра была одноцветная. Она была коричневая, как антилопа. И это Зебре не нравилось. Но она не знала, какого цвета ей быть. Ей нравился черный цвет и белый.

Зебра взяла две кисточки и две банки краски: белую и черную.

Каждый раз она себя красила, то черной краской, то белой. Так и появились полоски. Так и не решила, какой ей быть, белой или черной.

Потом Зебра решила искупаться, чтобы смыть с себя краску. Но краска уже так въелась, что избавиться от нее было невозможно. С тех пор Зебры стали в черную и белую полоску.

Легенда о Нарциссе.

Это было давно. Еще тогда, когда у людей не было зеркал.

Один юноша был очень красивым. И чтобы увидеть свою красоту, он ходил к ручью, чтобы посмотреть на свое отражение.

Он долго смотрел на свое отражение, и восхищался собой. Тогда из леса появилась Фея и сделала из юноши красивый цветок. Этот красивый цветок остался на берегу ручья, любуясь своим отражением.

А люди начали говорить тем, кто часто смотрит в свое отражение:

– Не любуйся долго собою, чтобы не превратиться в цветок, как Нарцисс

Притчи для детей

Легенда о том, как у кенгуру появилось такое название.

Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук приплыл в Австралию. Он там увидел удивительных животных, которые прыгали огромными прыжками на двух ногах.

Удивленный капитан спросил у местного жителя:

– Как называется этот зверь?

Туземец пожал плечами, потому что не понял ничего.

Кук еще раз спросил:

– Это кто? – и показал на прыгающее животное.

Туземец ответил:

– Кан гару.

На местном языке это обозначало: “Я не понял тебя” .

Кук спросил:

– Кенгуру?

Туземец кивнул головой:

– Кан гару

Кук написал у себя в журнале, что видел удивительных животных, которые бегают с помощью прыжков на двух ногах. И называются эти животные: кенгуру .

Притчи для детей

Спор Солнца и Ветра. Кто сильнее?

Ветер хвастался, какой он сильный. Солнце решило проучить Ветра. Оно сказало:

– Видишь, там старик в плаще. Сможешь снять с него плащ?
– Конечно же могу, – ответил Ветер.

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть. Все сильнее и сильнее, пока, наконец, не превратился в ураган. Но, чем сильнее дул Ветер, тем сильнее путник закутывался в свой плащ.

Солнце сказало:

– Хватит! Теперь моя очередь!

Ветер стих и прекратился.

А Солнце улыбнулось путнику и согрело своими лучами. Старик повеселел, ему стало тепло – и он снял плащ.

А Солнце сказало Ветру:

– Видишь! Бывает и другая сила.

С тех пор Ветер перестал хвастать своей силой перед Солнцем.

Притчи для детей

Притча. Как разделить поровну?

Жили в одном селе два брата. Отец подарим им поле. И решили братья поделить поле пополам.

Начали делить. То одному казалось, что у другому большая часть достается… то наоборот… Ни как границу не могли провести. Думали-гадали… чуть до драки не дошли…

И решили обратиться к Мудрецу.

– Подскажи, Мудрец… Как нам поровну и мирно поле разделить между собою?

А мудрец и говорит:

– Сделайте так. Один брат пусть поделит поле пополам так, как сам решит это сделать. А второй – пусть выберет из двух половинок: какая часть будет его, а какая достанется брату.

Так и сделали. Один брат поделил поле пополам. Он очень старался, чтобы половинки были одинаковые. Второй брат выбрал одну половинку поля. И тоже был доволен. После этого случая братья всё стали делить таким способом.

Притчи для детей

Как относиться к своей работе.

Трое рабочих носили кирпичи. К ним подошел мальчик и спросил:

– Что вы делаете?

Рабочий вытер пот со лба и ответил:

– Ты что не видишь, что мы кирпичи носим?
– Но зачем?
– Малыш, у нас работа такая.

Мальчик ничего не понял, для чего люди кирпичи носят. Подошел к другому рабочему и спросил:

– Что вы делаете?

Он закатал рукава и деловито сказал:

– Ты что не видишь? – Мы деньги зарабатываем.
– А зачем?
– Как зачем? Мне нужны деньги, иначе я не ходил на эту работу.

Тогда мальчик подошел к третьему рабочему.

– Что вы делаете?

Человек улыбнулся и сказал:

– Как что? Мы делаем хорошее дело. Мы строим дом для хороших людей. Люди будут в нем жить счастливо. Я рад, что уже построил много красивых домов.

Мальчик задумался. Одну и ту же работу люди делают по разным причинам. И с разным настроением.

Детские притчи

Драка со Львом

Лев отдыхал в тени большого дерева после сытного обеда. Стоял полдень. Жара.

Ко Льву приблизился Шакал. Посмотрел на отдыхающего Льва и несмело сказал:

– Лев! А давай подеремся!

Но в ответ была только тишина.

Шакал стал говорить громче:

– Лев! Давай драться! Устроим на этой поляне сражение. Ты против меня!

Лев на него и внимания не обратил.

Тогда Шакал пригрозил:

– Давай драться! А не то я пойду и всем расскажу, что ты, Лев, меня ужасно испугался.

Лев зевнул, лениво потянулся и промолвил:

– И кто тебе поверит? Подумаешь! Даже если меня кто-то и осудит за трусость – это все же куда приятнее, чем то, что меня будут презирать. Презирать за драку с каким-то там Шакалом…

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.
Притчи для детей

Муха и пчела

Комар спросил у Мухи:

– А есть ли где-то поблизости красивые цветы?

Но Муха ответила Комару:

– Нет здесь цветов. Зато есть много хороших мусорных куч. Тебе обязательно нужно полететь к ним. Там столько интересного.

Полетел Комар. И встретил Пчелу. Он спросил:

– Пчела! А где здесь мусорники? Я никак не могу их найти.

А Пчела и отвечает:

– Не знаю. Я видела поблизости только красивые цветы. Давай полетим вместе, и я тебе покажу их.

Притчи для детей

Дерево-привидение.

Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.

Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.

Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги приведение и громко расплакался.

Но дерево всегда оставалось только деревом!

Мир вокруг нас – это отражение нас самих.

Уважаемый читатель!
Кликайте, пожалуйста, рекламу, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Спасибо!

Притчи для детей

Кем ещё я мог стать?

Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими хорошими делами. Другой брат был преступником.

Однажды полиция поймала преступника, и дело передали в суд. Перед судом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

- Как получилось, что вы стали преступником?
- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня с братом. Кем же ещё я мог стать?

Спустя время несколько журналистов подошли к первому брату, и один спросил:

- Вы известны своими достижениями и хорошими делами. Как получилось, что вы добились всего этого?

Человек задумался, а потом ответил:

- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать, моего брата и меня. Кем же ещё я мог стать?

Притчи для детей

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ
Притча

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:

- Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? - Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая - я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?»

Пристально глядя в глаза, мудрец сказал:

«Все в твоих руках».

Притчи для детей

Притча. МАСТЕР ИГРУШЕК

В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.

Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…

Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:

- Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?

И тогда мудрец сказал:

- Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..

Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.

Притчи для детей

Лист бумаги

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

– Что вы здесь видите? – спросил Мудрец.

– Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.

Но сколько ни всматривались ученики, они ничего не видели, кроме черной точки.

И тогда учитель сказал:

– Вы все увидели маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…

– Значит, мне есть еще чему вас учить.

Притчи для детей

О методах торговли

Как-то на базаре появился древний старик в тюбетейке и восточном халате, вышитым необычным орнаментом. Старик продавал арбузы.

Над его товаром была табличка:

“Один арбуз – 3 рубля. Три арбуза – 10 рублей”.

Подходит бородатый мужик и покупает арбуз за три рубля…

Потом ещё один арбуз по три рубля…

А на прощанье радостно говорит продавцу:

- Смотри, я купил три арбуза, а заплатил только 9 рублей, а не 10. Не умеешь торговать!

Старик смотрит ему вслед:

- Да! Покупают у меня по три арбуза вместо одного, а потом учат меня как нужно торговать…

Детские притчи

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- Понимаешь, в каждом человеке идет борьба. Эта борьба очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, жадность, ложь… А другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, заботу, доброту, верность… И другие хорошие качества человека.

Маленький индеец надолго задумался. А потом спросил:

- Дед! А какой волк в конце побеждает? Злой волк или добрый?

Старый индеец, едва заметно улыбнулся, и ответил:

- Запомни: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притчи для детей

Глупый мальчик

Маленький мальчик заходит в парикмахерскую. Парикмахер сразу же его узнает и говорит своим клиентам:

- Смотрите, это самый глупый мальчик среди всех на свете! Сейчас я вам докажу.

Парикмахер берет в одну руку 1 доллар, а в другую берет 25 центов. Зовет мальчика и предлагает ему выбрать:

– Ты выбираешь 1 или 25?
– Двадцать пять!

Все смеются. Мальчик получает 25 центов и уходит.

Вскоре, мальчика догоняет один клиент и спрашивает:

- Мальчик! Скажи мне, а почему все-таки ты выбрал 25 центов, а не 1 доллар? Неужели ты действительно настолько глуп, что не понимаешь, что 1 доллар больше, чем 25 центов?
– Хорошо! А что я за это буду иметь?

– Получишь еще 25 центов.

Мальчик получает монеты и говорит:

- Потому что в тот день, когда я выберу 1 доллар, я думаю, парикмахер перестанет радоваться. Посетителям не с чего будет смеяться. Я стану «умным», не буду больше «глупым». И не смогу каждый раз получать по 25 центов.

Детские притчи

Легенда о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад высоко в горах был Храм с тысячью зеркал. Многие люди ходили к нему.

Однажды, в этот храм зашла собака. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов. Собака зарычала. И эхо ответило рычанием..

Поджав хвост, собака выскочила из храма, уверенная в том, что в этом храме живут злые собаки.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она завиляла хвостом. И увидела тысячу дружелюбных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что этот Храм полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Притчи для детей

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - куча мусора.

Что делать? Свое крыльцо, убирать нужно. А еще – узнать, кто это был. И узнал – завистливый сосед.

Хотел было пойти, да поругаться, но, подумав, решил сделать иначе.

Пошел в сад, насобирал самых спелых яблок и пошел к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то мой сосед рассердился!» Открывает дверь.

К его удивлению, никого не было, лишь яблоки. А на яблоках записка:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Детские притчи

Плохие слова.

Два друга поссорились. И один начал всем знакомым говорить плохие слова о своем друге.

Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.

Тогда второй друг сказал:

– Хорошо! Я тебя прощу. Только при одном условии.
– Каком?
– Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.

Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.

Довольный друг пришел к другому и сказал:

– Выполнил твое задание. Я прощен?
– Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.

Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Уважаемый читатель! Приятно, что заглянули на мой сайт! Большая просьба: оставляйте комментарии! Что еще можно прочитать на эту тему на сайте:

  • Притчи
  • Другие легенды и притчи
Короткие легенды, притчи, басни для детей младшего класса

Уважаемый читатель!
Кликайте, пожалуйста, рекламу, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Спасибо!

/ Легенды и притчи для школьников / Лучшие легенды и притчи / Короткие легенды и притчи для детей младших классов / Притчи и легенды для 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса /

В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера

Пишем легенду

А в далеком далеке

Мячик плавает в реке...

(«Мой 20 век»)


Содержание:

1. Что такое «легенда»


1. Что такое «легенда»?

Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге» , Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды , о , о , , Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба» ... У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.

Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?

Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и... один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова... даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.

Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.

Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о... В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».

Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:

1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?

2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?

3. Каковы основные жанры и темы легенд?

4. Какие виды и типы легенд бывают?

5. Что же такое – современная легенда?

6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?


Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:

Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)


Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:


Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?



2. Отличие легенды от сказки и мифа


У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:


Сказка Легенда
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности.
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности.
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д.
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы.


Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:


Миф Легенда
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным.
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому.
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна.
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа.
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом.



3. Виды (типы) легенд и их основные темы


Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.

Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.


Вид (тип) Основные темы
Мифологические легенды

– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения.

Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку.
Явление болезни и избавление от нее.
Взаимоотношения человека и судьбы.
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. Легенды про оборотней.
Легенды про мудрых животных.
Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону).
Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке).
Тема наказания человека превращением в животное.
Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения.
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. Легенды о вампирах.
Легенды о драконах или многоглавых змеях.
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д.
Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья).
Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние.
Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу.
Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить.
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. Тема о лютой смерти.
Тема о возвращении мертвых к живым.
Темы о русалках (об упырях).
Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов.
Тема о мести духов за какую-то вину живых.
Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д.
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. Тема о помощи духов мертвых.
Темы о домовых, о защите дома.
Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах).
Тема передачи мудрости, знания от духов живым.
Апокрифические легенды

прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа.

Ветхозаветные
Космогонические легенды Происхождение вселенной, мира.
Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил.
Темы борьбы Бога и Сатаны.
Антропогенические легенды Темы о создании мужчины и женщины.
Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека.
Антропологические легенды Жизнь первых людей.
Темы о рае.
Темы и мировом дереве (древе жизни).
Темы о первородном грехе.
Темы об изгнании из рая.
Темы об отношении человека с Богом и Сатаной.
Темы о потопе.
Темы о змееборстве и т.д.
Ономатологические легенды Темы происхождения имен.
Темы происхождения названий.
Этногенические легенды Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.).
Новозаветные
Христианские Темы о предательстве веры.
Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения.
Темы о суде Соломона.
О Моисее и т.д.
Христологичные Все темы о Христе.
О Христе и Богородице.
Агиографические легенды Темы о жизни и делах святых.
О чудесных деяниях святых.
Темы о днях памяти, о ритуалах.
Геортологические легенды Темы о происхождении праздников.
О работе и отдыхе людей.
Эсхатологические легенды Темы о конце мира.
Темы о борьбе добра и зла.
Темы страшного суда и т.д.
Исторически-героические легенды

– это легенды, связанные с реальными событиями истории.

Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего.
Топографические легенды Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д.
Героические Темы о героях и их деяниях.
О богатырях.
О битвах, о доблести в бою.
О пленении и выходе из плена.
О героях со сверхъестественной силой.
Социально-утопические легенды

– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего.

Эсхатологические Темы о будущем, связанные с верой.
О Фаусте.
О переустройстве мира.
Утопические Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо).
О потерянных странах (Атлантида).
Об утопическом богатстве, благополучии.
О герое-освободителе.
О справедливом царе.
Социальные Темы избавления от страданий.
О справедливости.
О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов.
О конце света.
О культурном герое.
Семейные легенды Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее.
О Казанове, Дон Жуане и т.д.
Сатирические легенды Темы о богатых и бедных.
О бытовых проблемах.
О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д.
Современные легенды

– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке.

Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д.
Исторически-социальные легенды О жизни в прошлом, например, в СССР.
Об освоении новых территорий, земель.
О появлении новых городов.
О бедных и богатых.
О заговорах и тайных обществах.
О социальных экспериментах.
О страхах общества.
О власти и простом человеке и т.д.
Современные сказки О чудесных происшествиях с человеком.
О Фениксе, о Синей птице.
Про Золушку и принца на белом коне.
О нахождении неожиданных подарков судьбы.
Темы о современных приметах и суевериях.
О спрятанных и найденных кладах.
О вампирах, домовых, барабашках и прочем...
Бывальщины, былички Рыбацкие или охотничьи легенды.
Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии.
Легенды по типу «это было с кем-то».
Криминальные истории О похищении людей.
О противостоянии групп.
Об успешных и неуспешных преступниках.
О маньяках.
Темы предупреждения об опасности и прочее.
«Индустриальные» легенды Темы о секретных технологиях, технике.
Темы о влиянии техники и технологий на людей.
Темы возвращения к природе.
Темы роботехники и захвата мира роботами.
Экологические темы и т.д.
«Уфологические» и тератоморфные легенды Легенды о пришельцах, о тарелочках.
О Бермудском треугольнике.
О необъяснимой пропаже людей и предметов.
О необъяснимых событиях, явлениях.
О таинственном влиянии какого-то места на человека.
О Несси или Чужом и прочее...
«Разрушающие» легенды К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды
Городская (урбанистическая) легенда Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы:
О подземных городах, лабиринтах и бункерах,
Легенды о происхождении улицы, площади, памятника,
О городских героях (или негероях),
О пропаже или нахождении людей,
О таинственных домах и лифтах,
О каких-то необычных местах в городе,
О таинственных автобусах и автомобилях,
О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»),
О волшебных магазинчиках,
Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее...



4. Особенности построения и языка легенды


Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.

Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.

И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.

Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:

«Жили-были...»,

«В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.

Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:

«Давным-давно это было...» ,

«Дело было в старину...» ,

«Когда-то в одном городе...» ,

«Когда деревья были большими...» и прочее.

«Один старик мне рассказывал...» ,

«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)...» ,

«Умные люди поговаривают, что...» .

Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:

«Я сам это видел...» ,

«Я тому свидетель...» , хотя и такой зачин может быть.

Интересен зачин в форме вопроса:

«Знаешь ли ты о Литейном переулке?» ,

«Вы были на Синем озере?» ,

«Почему есть черные лебеди?» ,

«Вы слышали о...?» и т.д.

Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.

Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.

Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».

Развязка может быть

ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);

«переломной» , меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим...», «С того дня...»;

– вовсе неожиданной : «А все не так вышло...», «Вдруг смотрит...!»

Концовка легенды тоже неустойчива.

Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось...» , «Люди сохранили это в памяти...» , «Жизнь с тех пор изменилась...» , «С тех пор лебеди черные...» и т.д.

Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили...» , «Правильно сделал...» , «Всем урок...» .

Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть...» , «Грех это...» и т.д.

Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.


Для языка легенды характерны:

смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);

олицетворение ;

антитеза (в том числе, социальная);

фантазия и юмор ;

гипербола (воспринимается как реальность)

символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);

антропорфичность (все о человеке)));

анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);

инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);

метаморфоза (превращение, перевоплощение)


На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.

Пишите легенды. Удачи вам.


Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.

Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.

Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.

Пропп В.Я., Фольклор и действительность.

Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...