Смысл названия поэмы мертвые души гоголя сочинение. Смысл названия поэмы Н.В


(Вариант 1)

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – «Ад».

С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает умерших крестьян, которые в ревизских сказках значатся как «души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. «Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую», – говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”». Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен – он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Манилова, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

(Вариант 2)

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал умерших крестьян («души»).

Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах – духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых душ» Н. В.

Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг – черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир «Мертвых душ» разделяется на две части: мир реальный, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой – сам Н. В. Гоголь.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор – вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа – это обычное явление. Для этих людей душа – это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Название поэмы является символом жизни уездного города N., а этот город, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении.

Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире «Мертвых душ» есть только два героя, у которых души ещё не умерли окончательно, это – Чичиков и Плюшкин. Только эти два персонажа имеют биографию, мы видим их в развитии, т. е. перед нами не просто люди с застывшими душами, а мы видим, как они дошли до такого состояния.

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

(Вариант 3)

Н. В. Гоголя всегда волновали проблемы духовности – и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя, смеясь над человеческими пороками, Гоголь стремился избежать мертвенности души.

Смысл названия поэмы «Мертвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Что же губит этих чиновников и помещиков? По мнению Гоголя, «приобретение – вина всего», поэтому именно тема копейки появляется всюду в произведении, где речь идет о мертвых душах.

Отец завещал Чичикову: «...больше всего береги и копи копейку...» Впоследствии, следуя этому совету, Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не осталось почти ничего святого. Видимо, поэтому Д. С. Мережковский назвал Чичикова «странствующим рыцарем денег».

Аналогично тому, как школьник Павлуша зашивал в мешочки по пяти рублей, Коробочка набирала «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Гоголь устами Чичикова называет Коробочку «дубинноголовой», имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем. У Коробочки, как и у Чичикова, осталась только страсть к накоплению. Эта же черта, только в гипертрофированном виде, есть и у Плюшкина. Он каждый день ходил по своей деревне, подбирал все, что попадалось ему на пути, и складывал в кучу в углу комнаты. Именно об этом герое Гоголь написал: «И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!» Если сравнивать кучу Плюшкина и дорожную шкатулку Чичикова, то можно прийти к выводу, что это аналогичные вещи, с той лишь разницей, что Чичиков располагает все предметы: мыльницу, бритвы, песочницы, чернильницы, перья, сургучи, билеты визитные, театральные и другие, бумаги, деньги – согласно плану. Нравственной жизни ни у кого из помещиков и чиновников нет, они мертвы духовно.

Некоторые исследователи считают, что та последовательность, согласно которой Чичиков попадал к помещикам, сходна с девятью кругами ада Данте, где тяжесть грехов увеличивается от первого круга к девятому, собственно от Манилова к Плюшкину. С этим утверждением можно не согласиться, однако вполне возможно предположить, что каждый помещик – это своего рода грех, о тяжести которого может судить только Господь.

В целом «Мертвые души» – произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы – оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в ХI главе «Мертвых душ». Писатель утверждал, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждое звание, каждая должность требует богатырства. Почему? Да потому, что они, места эти, опозорены взяточниками и бюрократами. У русского народа, «полного творящих способностей души», богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществим, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако Гоголь верит в то, что если открыть глаза народу на его упущение, на мертвые души, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию.

В поэме есть и живые духовно, данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне: Федотов, Петр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка – «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита и Андрей Волокита, Попов, Абакум Фыров и другие. А главное – это живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города.

«Мертвые души» можно считать исповедальным произведением, так как Н. В. Гоголь замечал недостатки не только в окружающих, но и в себе. Писатель говорил о том, что героев поэмы он наделил «сверх их собственной гадости моей собственной дрянью». Гоголь верил, что его произведение заставит читателей задуматься о своей душе: жива она или нет.

В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его». Действительно, «Мертвые души» - выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.

"Мертвые души" - сатира на крепостничество

«Мертвые души» - произведение В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).

Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени - рубеж 20-30 годов XIX века - тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи и пословиц.

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название - оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа - это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности - буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» - это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

Глубинный смысл названия

Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.

Жанровое своеобразие

При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: "Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?" Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.

О втором томе "Мертвых душ"

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.

/ / / В чем смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души»?

Поэма « » создавалась Н.В. Гоголем на протяжении длительного времени. Он потратил около семи лет на написание данного текста. Сначала, в задумках автора была идея создать что-то похожее на «Божественную комедию». Гоголь хотел изобразить три мира – ад, чистилище и рай, которые в то время торжествовали в России. Но, со временем написания, сюжет постоянно менялся, и перед нами появилась прекрасная поэма, которая прошла сквозь годы и века.

Словосочетание «мертвые души» постоянно присутствовало в мыслях автора, поэтому, и стало названием всей творческой работы. Почему же назвал свою поэму именно так? У меня появляется сразу несколько ответов на этот вопрос.

Во-первых, вчитываясь в смысл поэмы, мы узнаем, что главный герой – Чичиков Павел Иванович придумал необычайно хитрый план, в ходе которого он скупал мертвые крестьянские души у помещиков и затем получал за них денежное вознаграждение. Именно по этому, автор и мог назвать свою поэму «Мертвые души».

Вчитываясь внимательно в строки произведения, я знакомлюсь с персонами помещиков, которые населяли один из русских городов. И что я вижу! Эти люди внутренне мертвы, хотя, на самом деле, еще живы. Их души давно уже угасли и потухли. Помещики и помещицы настолько увлеклись процессом собирания и накопления богатства, что совершенно позабыли о всяких человеческих качествах и повадках.

Помещица могла вести разговор только о продаже товара. В своей деревне она выращивала птиц, продавала мед, муку и прочие продукты, поэтому, на ее столе всегда была вкусная и сытная еда. Внутренний мир этой женщины давно уже замер и остановился, как это сделали и старинные часы в ее доме.

Помещик вечно летал в своих мечтах. Он был острым на язык, много фантазировал, но, по сути, ничего и никогда не делал.

Был самым большим чревоугодником среди остальных помещиков. Он любил поесть, и порции еды были достаточно приличными.

Помещик был настолько жадным и скупым, что даже на еду не тратился. Он питался непонятными объедками, хотя хранил приличные богатства.

Совершая свое путешествие по городу NN, Павел Иванович встречался и со многими чиновниками, которые были такими же мертвыми, как и выше представленные помещики. Автор не описывает их персоны, ведь они пусты. Главные принципы работы чиновников – это воровство, взятничество и безделье. Такие люди не имею облика, они попусту проживают свои жизни и не приносят никакой пользы.

Получается, что в поэме «Мертвые души», я столкнулся с несколькими образами, которые подходят под название работы. И мне кажется, что под понятием «мертвые души», автор имел в виду именно живых людей, которые давно уже умерли внутри, потеряли свою душу и всякую человечность. Для Н.В. Гоголя внутренний мир и душа – это самое главное в человеке. Именно это нужно беречь и охранять внутри себя.


В ЧЕМ СМЫСЛ
ПОЭМЫ ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ".


Поэма "Мертвые
души" была написана в то время, когда в
России господствовало крепостное право.
Помещики распоряжались своими крестьянами,
как вещами или скотом, могли покупать и
продавать их. Богатство помещика
определялось количеством крестьян, которые
ему принадлежали. Приблизительно через 10
лет государство производило перепись "душ".
По спискам переписи помещики платили
налоги за крестьян. Если в промежутке между
двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик
все равно платил за него, как за живого, до
новой переписи.


Однажды А. С.
Пушкин рассказал Гоголю, об одном плуте-чиновнике,
который за бесценок скупал у помещиков
мертвые души, числящиеся по спискам живыми.
После этого чиновник сильно разбогател.
Сюжет сильно заинтересовал Гоголя. Он
задумал нарисовать картину крепостной
России, показать происходивший в ней
процесс разложения помещичьего хозяйства.
Свою поэму Гоголь решил написать в трех
томах, в которой нужно было бы показать всю
Русь не "с одного боку", а всесторонне.
Он стремился изобразить не только
отрицательных помещиков-крепостников, но
найти среди них и положительных. Но т.к. в
России в то время не было положительных
помещиков, второй том поэмы не вышел в свет.

Коробочка -
домовитая хозяйка, но с узким умственным
кругозором. Она ничего не видит, кроме
копеек и двугривенников. Разоряющийся
помещик-расточитель Ноздрев, способный "Спустить"
все хозяйство за несколько дней.


Показан и
Собакевич - помещик-кулак, который очень
далек от просвещения, от передовых идей
общества. Ради наживы он способен на
плутовство, подделки, обман. Ему даже
удается продать Чичикову вместо мужчины
женщину.


Пределом же
морального падения является Плюшкин -"прореха
на человечестве". Ему жаль тратить свое
добро не только для других, но и для себя. Он
не обедает, одевается в рваную одежду. К
людям он питает недоверие и враждебность,
проявляет жестокость и несправедливость к
крестьянам. В нем вымерли отцовские чувства,
вещи для него дороже людей. "И до


такой
ничтожности, мелочности, гадости мог
снизойти человек," - с горечью восклицает
Гоголь о Плюшкине.

В "Мертвых
душах" выведена целая галерея чиновников
того времени. Показана пустота их
существования, отсутствие серьезных
интересов, крайнее невежество, в поэме нет
образов народа, но отдельные места,
произведения дышат любовью к нему, верой в
него.

Автор
заставляет восхищаться живым и. бойким
русским умом,
расторопностью,
выносливостью, силой и предприимчивостью

русского
крестьянина. И веря в эти качества народа,
Гоголь прочит
счастье
России в ее далеком будущем, сравнивая Русь
с птицей-тойкой, несущейся вдаль, где ждут
ее перемены к лучшему.

Гоголь внес
огромный вклад в историю русского общества!
Писатель умер, но его произведения не
потеряли своего значения и в настоящее
время. Исчезли люди, подобные тем, которых
изобразил Гоголь, но отдельные черты этих
героев можно встретить и в наше время.
Гоголь помогает нам видеть отрицательное
значение этих черт, учит понимать их вред и
бороться с ними.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...