Подводный козырь. Как Германия почти победила в Первой мировой войне


Первая мировая война стала первым глобальным конфликтом, когда свою реальную силу показали подводные лодки, потопившие за её годы в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли.

Новое оружие

В канун Первой мировой войны мнения о возможной роли использовании подводных лодок были весьма противоречивы, а созданию подводного флота уделялось далеко не первое место. Так, в Германии накануне войны было построено всего 28 субмарин при наличии 41 линейного корабля.

Адмирал Тирпиц указывал, что Германия, благодаря конфигурации побережья и расположению портов не нуждается в подводных лодках. Предполагалось, что подводные лодки будут использоваться, прежде всего, для несения дозорной службы и разведки.

Пренебрежительное отношение к подводным лодкам продолжалось вплоть до 22 сентября 1914 года, когда произошло событие в корне изменившее представление о подводной угрозе. Германская субмарина U-9 потопила три британских броненосных крейсера - «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего в результате атаки U-9 англичане потеряли 1459 чел. погибшими, что эквивалентно потерям в крупном морском бою того времени.

Недооценка подводной угрозы дорого обошлась и Балтийскому флоту России, когда 11 октября 1914 года со всем экипажем немецкой субмариной U-26 был потоплен броненосный крейсер «Паллада». С этого момента начинается ускоренное строительство субмарин.

Только в Германии за годы Первой мировой войны были построены 344 подводные лодки, а Российский флот увеличился с 28 до 52 субмарин. При этом подводные лодки времен Первой мировой первоначально имели весьма скромные характеристики: скорость редко превышала 10 узлов, а дальность подводного плавания - 100-125 миль. Правда, к концу войны в Германии стали строить подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн и автономностью до 130 суток.

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря, на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

В составе Российского флота

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 германских и турецких судов, а собственные потери составили 12 субмарин.

Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие.

Подводная лодка «Тюлень» стала одной из самых результативных русских субмарин периода Первой мировой войны по числу одержанных побед. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.

После Первой мировой судьба лодки, как и многих кораблей русского флота сложилась непросто. В 1920-м, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

В составе Черноморского флота в годы Первой мировой появился и первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат).

«Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

Недооцененная угроза

За годы войны 1914-1918 годов подводные лодки добились значительного успеха, прежде всего, в борьбе с транспортами и торговым судоходством. Если надводными кораблями были потоплены 217 транспортов, то подводные лодки потопили за Первую мировую войну более 6 тыс. судов.

На борьбу с германскими подводными лодками были брошены около 5 тыс. кораблей и переоборудованных для специальных целей судов, только в акватории Северного моря выставлено около 140 тыс. мин. Как ни странно, значительная сила, которую показали подводные лодки в борьбе на коммуникациях в годы Первой мировой войны, оказалась недооцененной в бывших странах Антанты.

Был сделан вывод, о том что наличие конвоев делает операции подводных лодок малоэффективными и подводная угроза уж не столь велика. Поэтому развитию подводных сил и средств борьбы с ними в межвоенный период не уделялось должного внимания, за что и пришлось очень дорого заплатить в годы Второй мировой войны.

В 2015 году мы отметили 100-летие начала 1 Мировой войны. К сожалению, эта война забыта.
Подводные лодки к 1914 году представляли собой новое средство ведения войны на море. Практики их использования практически не было. Значение их, все воюющие страны, в начале войны не смогли оценить адекватно.
В Российском Флоте первая боевая подводная лодка «Дельфин» появилась в 1903 году. Из-за неправильной оценки значения Подводных лодок, выделение денег на их строительство представляло большую проблему. Многие видные военно-морские специалисты, такие как Колчак и адмирал Н.О.Эссен были ярыми противниками нового дела. Свои взгляды они пересмотрели в период 1 Мировой войны! Служба на подводных лодках считалась не престижной, поэтому мало кто из офицеров мечтал о службе на них.
К началу 1 Мировой войны, Россия располагала 8 боевыми и 3 учебными подводными лодками, сведенными в бригаду на Балтийском Флоте, 4 подводными лодками, сведенными в отдельный дивизион на Черноморском Флоте и отдельным отрядом из 12 подводных лодок на Тихом океане.
Балтийский Флот.
Перед Балтийским Флотом стояла задача отразить прорыв Немецкого Флота к Петрограду, не допустить высадки десанта, защитить столицу империи. Для выполнения поставленной задачи, создавалась минно-артиллерийская позиция межу островом Нарген и полуостровом Поркалла-Удд. Имеющиеся подводные лодки, должны были быть развернуты перед минно-артиллерийской позицией, с целью нанесения, совместно с крейсерами, ослабляющих ударов по кораблям немецкого флота.
Главные силы Балтийского флота, прикрываясь минно-артиллерийской позицией, должны были не допустить проникновение его в восточную часть Финского залива.
Создание минно — артиллерийской позиции и развертывание сил Флота, на свой страх и риск (видимо учитывая печальный опыт Русско-Японской войны), адмирал Эссен начал еще до начала мобилизации и объявление войны.
С началом боевых действий, подводные лодки несли службу на определенных позициях, в готовности выйти навстречу противнику.
В августе 1914 года, состав подводных лодок БФ пополнился тремя ПЛ: N1, N2, а в сентябре N3, изготовленными Невским заводом. Эти вновь построенные лодки, образовали Дивизион особого назначения.
После месячного ожидания появления немецкого флота, русское командование осознало, что для немцев Балтийское море и Финский залив, является второстепенным направлением. Основные силы немецкого флота задействованы против Англичан. На Балтике немецкий флот демонстративные действия, используя быстроходные крейсера « Аугсбург» и «Магдебург», немцы ставили минные заграждения, производили обстрелы портов, маяков и пограничных постов и обеспечивали безопасность морских перевозок железной руды из Швеции в Германию.
После того, как немецкий крейсер «Магдебург»,13 августа, сел на мель у острова Оденсхольм, захваченные русскими моряками документы, позволили дешифровывать немецкие радиограммы. Тем самым, командование, получило возможность точно определять обстановку на Балтийском море.
Вследствие этих обстоятельств, позиции подводных лодок были передвинуты западнее.
8 сентября 1914 года, состоялась первая торпедная атака Российской подводной лодки вражеского корабля. Подводная лодка «Акула», под командованием лейтенанта Гудимы, атаковала одной торпедой (хотя перед войной русские подводники уже отрабатывали стрельбы тремя торпедами, прообраз веерной стрельбы), миноносец охранения немецкого крейсера «Amazone». К сожалению, след от торпеды был обнаружен и миноносец сумел уклониться.

На рубеже ХIХ и ХХ веков флоты ведущих мировых держав стали создавать свои одводные силы. Так как американские инженеры Лэк и Холланд (Голланд) смогли к тому моменту достичь удовлетворительных результатов в строительстве подводных лодок, то нет ничего удивительного, что многие флоты заказывали свои первые корабли именно у американцев. Это значительно сокращало время для обучения своих инженеров и судостроителей для подготовки к строительству подводных лодок на национальных верфях. Не стала исключением и Великобритания.

В период с 1902 по 1905 годы на верфи "Виккерс" было построено 13 лодок по улучшенному проекту Холланда. Они получили обозначения,А-1 - А-13. Полное водоизмещение составило 205 тонн, а длина 32 метра. 1 бензиновый двигатель мощностью 450 (на первых) или 600 л.с. (на последующих) и 1 150 -сильный электромотор позволяли развивать надводную скорость 9,5 - 11 узлов и подводную около 7. На вооружении нахлдился один, а на более поздних два носовых торпедных аппарата калибром 457 мм. Перезарядка аппаратов не предусматривалась. Экипаж 11 человек.

К началу Первой Мировой войны они уже морально и технически устарели и использовались для обучения и тренировки экипажей. В 1920 году этилодки были отправлены на слом.

Следующие две серии лодок строившихся в период с 1904 по 1909 года типа В и С были весьма близки по своим характеристикам. Серия В насчитывала 11 корпусов, а С - 38. Полное водоизмещение составляло около 320 тонн при длине 43,3 метра. Двигатели на них были бензиновые по 600 л.с. и более мощные по сравнению с типом А электромотарами по 300 л.с. Надводная скорость составляла 12-13 узлов и подводная около 7 - 7,5. Вооружение было такое же как и на поздних лодлках серии А, а именно 2 носовых 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 15-16 человек.


Две подводные лодки (В-2 и С-11) погибли в результате столкновений еще до начала войны. Остальные принимали участие в боевых действиях на Средиземном, Северном и Балтийском морях. В-11 1 декабря 1914 года в Средиземном море потопила турецкий броненосец "Мессудие". Из состава флота все они были выведены в период с 1919 по 1921 год. Интересно, что лодки типа В успели послужить после снятия электродвигателей и аккумуляторных батарей в качестве патрульных судов.

8 подводных лодок типа D подводным водоизмещением 600-620 тонн строились в период с 1908 по 1911 год и были значительным шагом вперед. Кроме увеличенного водоизмещения и соответственно размеров (длина ок.50 метров), они были впервые оснащены двумя дизельными двигателями и двумя электромоторами. Увеличение оборудования потребовало соответственно и увеличение численности экипажа до 25 человек. Кроме того на этих лодках появился третий (кормовой) торпедный аппарат, а затем и одна-две 76-мм артиллерийские установки.


С течением времени британские верфи получили необходимый опыт строительства подводных лодок, а начавшаяся Первая Мировая потребовала массового строительства этого нового, но уже хорошо зарекомендовавшего себя оружия. На основе лодок типа D в период с 1912 по 1917 годы, была построена самая массовая серия Е, насчитывавшая 58 корпусов. Строились они на разных верфях двумя сериями (10 и 48 единиц). В первой серии две лодки, получившие индексы АЕ-1 и АЕ-2 строились для австралийского флота.

Подводное водоизмещение около 800 тонн и увеличенная длина до 55 метров позволили увеличить количество вооружения. На первой серии были установлены 4-5 457-мм торпедных аппаратов (1 в корме, 2 побортно в средней части корпуса и 1-2 в носу.) и 1 76-мм орудие. Шесть лодок 2 серии были достроены в качестве подводных минных заградителей, несущих вместо бортовых торпедных аппаратов по 10 мин в вертикальных шахтах по каждому борту. Усиленные дизели по 800 л.с. и электромоторы по 420 л.с. смогли обеспечить максимальную надводную скорость в 15 и подводную в 9 узлов. Дальность плавания в надводном положении десятиузловым ходом составила 3000 миль. Экипаж 30 человек.


8 августа 1815 года в Мраморном море подводная лодка Е-11 обнаружила, груженый большим количеством снарядов турецкий броненосец "Хайреддин Барбаросса" (тип "Бранденбург" германской постройки) и потопила его одноторпедным залпом.


Тридцать подводных лодок этого типа были утеряны в результате боевых действий, столкновений или неустановленных причин. Остальные были сданы на слом в начале 20-х годов. Только Е-51 оставалась в составе британского флота до 1931 года.

Продолжение следует.

Буду благодарен читателям за содержательную критику

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...