Петр 1 толстой анализ произведения. Биография Толстой А


» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Петр Первый» и русская литература. Русская литература часто и по разным поводам обращалась к образу царя-преобразователя, царя-революционера. В XVIII в. господствовала героико-одическая тональность: поэма М. В. Ломоносова «Петр Великий», «Плач о кончине Петра» В. К. Tpe-диаковского, стихи М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, «Дифирамб» А. П. Сумарокова («Основатель нашей славы, о, творец великих дел! Зри в конце своей державы и на счастливый предел»). В XIX столетии, однако, оценки деятельности Петра I разделились. В отличие от Пушкина, воспринимавшего петровские деяния как подвиг, славянофилы указывали на отрицательные последствия преувеличенной и насильственной, по их мнению, европеизации России. Сходным образом отнесся к фигуре Петра и Лев Толстой. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Такая отрицательная оценка была подхвачена затем, уже в новом веке, символистами, что особенно ярко проявилось в романе Д. С. Мережковского «Петр и Алексей» (1905) из его трилогии «Христос и Антихрист».

Петр и Пушкин. Однако через все контрасты и противоречия Петровской эпохи нам указывает вектор движения пушкинская традиция. Пушкин, как сказал А. И. Куприн, «был, есть и будет единственным писателем, который мог своим божественным вдохновением проникнуть в гигантскую душу Петра и понять, почувствовать ее сверхъестественные размеры... Нет, Пушкин не был ослеплен или опьянен прекрасным и ужасным обликом Петра. Словами холодного ума говорит он о деяниях преобразователя России: „Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые — нередко жестокие — своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего; вторые — вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика". Вот как правдив и осторожен Пушкин, как зорки его глаза».

Тема Петра у раннего Толстого. Работая над романом о Петре, Толстой шел от пушкинского истока. Ho к этой теме, можно сказать теме жизни художника, он обратился задолго до написания своего грандиозного труда. «На Петра я нацеливался давно, — писал Толстой. — Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».

Русская история, чувство Отечества, родной земли составляют сердцевину натуры Толстого. Эту глубоко национальную сущность таланта много позднее охарактеризовал Бунин: «Все русское знал и чувствовал (Толстой. — О. М.), как очень немногие». Его жгучий интерес к прошлому России, ее истории диктовался желанием лучше понять настоящее, разобраться в происходящем. «Повесть смутного времени» (1922), стилизованная как «рукописная книга князя Typeнева», посвящена бурным событиям начала XYII в., когда в кровавом клубке дворцовых переворотов, иноземных нашествий, крестьянских бунтов «устроялось» Русское государство и когда в безмерных страданиях лепились самые удивительные биографии, вроде преображения душегуба Наума в святого Нифонта — очередное повторение на Руси истории с Кудеяром, в котором, говоря словами Некрасова, «совесть Господь пробудил». Это давало художнику исторический разбег, хотя непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), а затем историческая пьеса «На дыбе» (1928).

Собственно, самой фигуры Петра в «Наваждении» еще нет: в нем рисуется трагическая гибель невинно оговоренного Кочубея и несчастная любовь его дочери Матрены к изменнику — гетману Мазепе. Зато в следующем рассказе личность царя-преобразователя оказывается в самом центре повествования. Ho каким рисуется Петр на фоне строящегося «парадиза» — Петербурга? Это разрушитель национальных устоев, веками сложившегося уклада русской жизни. «С перекошенным от гнева и нетерпения лицом прискакал хозяин из Голландии в Москву, налетел с досадой... Сейчас же, в этот же день, все перевернуть, перекроить, обстричь бороды, надеть всем голландский кафтан, поумнеть, думать начать по-иному. И при малом сопротивлении — лишь заикнулись только, что, мол, не голландские мы, а русские... не можем голландцами быть, смилуйся, — куда тут! Разъярилась царская душа на такую непробудность, и полетели стрелецкие головы».

Показательно, что для рассказа «День Петра» Толстой, помимо других источников, обратился к дневнику иностранца, камер-юнкера при дворе герцога Голштинского Ф. Берхгольца, очень враждебно относившегося к Петру и его деятельности. И в целом писатель дает негативную оценку петровским преобразованиям, сближаясь со славянофилами и Д. С. Мережковским. Как полагает Толстой, вся Русская земля, все сословия, весь народ были против крутых реформ Петра, который, «сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». В этом слышатся злободневные отголоски на потрясения, какие переживала Россия в грозном 1917 г.

Работа над романом. Историзм и злободневность. Первая книга эпопеи «Петр Первый» создавалась в обстановке, когда в Советской России шла ломка вековых устоев, когда в героико-трудовой и одновременно трагической атмосфере, отмеченной миллионами жертв, железной рукой проводились индустриализация и коллективизация и закладывались основы культа И. В. Сталина. В начале 30-х гг., рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчеркивал злободневность своего исторического повествования:

«Я не мог пройти равнодушно мимо творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша страна, но писать о современности, побывав раз-другой на наших новостройках, я не мог... Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной». Ho в то же время писатель решительно протестовал против попыток критиков-вульгаризаторов представить роман «Петр Первый» как художественную зашифровку своего времени: «Что привело меня к эпопее „Петр Первый“? Неверно, что я избрал ту эпоху для проекции современности, — это было бы с моей стороны ложноисторическим и антихудожественным приемом. Меня увлекло ощущение полноты „непричесанной“ и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».

Влияние исторической школы М. Н. Покровского. В конце 20-х гг., когда Толстой приступил к работе над романом, в исторической науке господствовали взгляды М. Н. Покровского. Он считал, что Россия в XVII в. развивалась под эгидой торгового капитала в шапке Мономаха. Иными словами, Покровский полагал, будто вся внешняя и внутренняя политика Петра служила укреплению «торговой буржуазии», и в итоге сам монарх представал в роли купеческого царя, воюющего против «термидора бояр». Работая над первой книгой романа, Толстой находился под влиянием этой вульгарно-марксистской концепции, которая проявлялась подчас достаточно прямолинейно. Так, мудрый дьяк Виниус поучает царя: «Ты возвеличь торговых людей, вытащи их из грязи, дай им силы, и будет честь купца в одном честном слове, — смело опирайся на них». И далее: «Te же слова говорили и Сидней, и Ван Лейден, и Лефорт. Неизведанное чудилось в них Петру, будто под ногами прощупывалась становая жила...» В согласии с этой доктриной создается образ Ивашки Бровкина, нищего холопа, который благодаря поддержке царя выбивается «в люди», становится одним из богатейших людей страны и выдает свою красавицу дочь за бывшего господина боярина Волкова.

Впрочем, такие примеры в царствование Петра случались. Да и сама Русь, словно спящая царевна, нуждалась в мощной встряске. И здесь Толстой резко расходится с Покровским в оценке итогов петровских реформ, подводя которые ученый-историк заключал: «Смерть преобразователя была достойным финалом этого пира во время чумы». Между тем от первой и до последней страницы эпопею пронизывает глубокая убежденность в том, что все начинания и реформы обретут благополучный конец, ибо они полезны и необходимы России. По сути, Толстой возвращает нас к оптимистической, пушкинской традиции в оценке деятельности Петра Великого.

Композиция романа. Образ Петра Первого. Новаторство Толстого. По сложившейся в литературе традиции, идущей еще от Вальтера Скотта, решающие события, так называемая «большая история», служили лишь фоном для истории другой, «малой», и частных человеческих судеб. Ярчайший тому пример — эпопея Льва Толстого «Война и мир», где происходящее передано через восприятие вымышленных персонажей — Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и т.д., в то время как исторические лица — Кутузов, Наполеон, Багратион, Ростопчин, вплоть до императора Александра I — отодвинуты на второй план. Идя против течения, Алексей Толстой героем своей эпопеи делает именно «большую историю» и самого Петра.

«Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... — отмечал сам автор. — Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, — композиция, архитектоника произведения. Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I». Как и в пушкинской «Полтаве», монументальная, словно отлитая из бронзы, фигура царя-преобразователя становится стержнем произведения. Напротив, широкий исторический фон заполняют как раз персонажи вымышленные — Бровкины, Буйносовы, Василий Волков, Голиков, Жемов, Цыган, Федька Умойся Грязью и др.

При этом множественность сюжетных линий создает как бы несколько плоскостей в произведении, выраставших из черновых, рабочих наметок: «Линия Петра (война, строительство). Линия Моне (любовь). Линия Саньки (Бровкины). Линия Голикова (раскол). Линия Лоскута, Оверьяна (революционный протест])». Однако многоплановость композиции, контрастность главок, непрерывно меняющаяся авторская тональность — все это складывается в мозаичную панораму эпохи. Решающие события в жизни страны становятся сюжетной основой романа-эпопеи: восстание стрельцов в Москве, правление Софьи, неудачные походы Голицына и Азовский поход Петра, стрелецкий бунт, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы. Само движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении огромного отрезка времени, начиная с 1682 по 1704 г., образует как бы внутренний каркас развертывающегося повествования. Действие переносится с кинематографической стремительностью из нищей избы Ивашки Бровкина на шумную площадь старой Москвы; из светлицы властной и хищной царевны Софьи на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы с боярином Матвеевым; из скучных покоев матери царя Натальи Кирилловны в Преображенском дворце в чистенькую, ухоженную немецкую слободу на Кукуе, а оттуда в выжженные степи южной России, по которым бредет войско князя Голицына, и т. д. и т. п.

От книги к книге композиция совершенствуется и выверяется, достигая в последней, третьей, особой стройности и слаженности. «Отдельные главы, подглавки, эпизоды, описания, — отмечает исследователь исторического романа

А. Толстого А. В. Алпатов, — сменяют друг друга не просто в порядке общей хронологической последовательности. В их движении и темпе чувствуется установка на определенную художественную выразительность; ощущается даже какая-то упорядоченность самого ритма повествования». Одновременно нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план закономерно выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека, ярко раскрывающихся в описании штурма Нарвы. Еще более масштабной предстает в третьей книге фигура Петра. «Характер только выигрывает от смело накладываемых теней», — говорил Лев Толстой. Петр раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий; отважный и подверженный приступам страха, идущим из детства; широкий и беспощадный к инакомыслящим; царь-революционер и воистину первый помещик России, он предваряет собой весь русский восемнадцатый век — «столетье безумно и мудро» (А. Н. Радищев).

Образ Петра. Становление личности. Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности, формирование его характера как под влиянием исторических обстоятельств, так и заложенных в него природой начал: воли, энергии, настойчивости в достижении цели. Он не переносит «духу старушечьего» и уже с малых лет чувствует отвращение ко всем старым обычаям, ко всему патриархальному, олицетворением чего являются для него мамки, няньки, приживалки и шутихи. Этой сытой, но пустой жизни без мысли и труда противопоставлена кипучая деятельность Петра, которому всегда было «некогда». «Доброго ты сына родила, — говорит Наталье Кирилловне Борис Алексеевич Голицын, — умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него не спящий». Петр жадно рвется к новой жизни, к новым людям, не похожим на тех, кто окружает его в Преображенском дворце.

С первых страниц романа Толстой подчеркивает внешнее сходство Петра с людьми «подлой» породы: «Петр, весь в пыли, в земле, потный, как мужичок», стоял под липой перед Никитой; «Налево стоял долговязый Петр, — будто на святках одели мужика в царское платье не по росту». Жизнь в селе Преображенском позволила ему близко общаться с народом, здесь завязались приятельские отношения между ним и крестьянскими ребятами-сверстниками. «Ты... побольше с ним божественное читай, — с беспокойством говорит мать Наталья Кирилловна первому учителю Петра Никите Зотову. — А то он и на царя-то не похож... До сих пор не научился стопами шествовать. Все бегает, как простой». У закосневших, кичащихся своей «родовитостью» бояр еще большее опасение за судьбу царя и государства вызывает отсутствие высокомерия в отношениях с простыми людьми, дружба со сверстниками «подлого звания» (Алексашкой Меньшиковым, Алешкой Бровкиным), равнодушие к царскому сану, любовь к труду и стремление все уметь делать самому (от продергивания иголки через щеку до строительства корабля).

Урок литературы в 11 классе.

Слайд 2

Слайд 3

  • Цель урока.
  • Найдите ошибки.
  • Повторение. Определение эпизода.
  • Повторение. Роль эпизода в тексте.
  • Повторение. Эпизод как часть сюжета.
  • Повторение. Сочинение – рассуждение.
  • Повторение. Схема анализа эпизода.
  • У доски.
  • Проверка домашнего задания.
  • Анализ эпизода. Вступление сочинения.
  • Анализ эпизода. Основная часть сочинения.
  • Анализ эпизода. Заключение сочинения.
  • Домашнее задание.
  • Литература.
  • Слайд 4

    Цель урока

    Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода.

    Урок имеет обобщающий характер.

    Слайд 5

    Найдите ошибки

    1. 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…

      Женить тебя хочу…

      Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…

      Большие ступни повернулись носками внутрь.

    2. Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
  • Слайд 6

    Повторение

    Определение эпизода.

    В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте

    • Что объединяет эти определения?
    • В чём различие?
    • Запишите любое определение.
    • Назовите синонимы к слову эпизод. Запишите.
  • Слайд 7

    Определение эпизода

    Эпизод (греч. привходящий, посторонний) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

    Эпизод - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

    Слайд 8

    Синонимы

    Отрывок, фрагмент, часть

    Слайд 9

    Повторение

    Роль эпизода в тексте

    Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

    Какие функции эпизода могут быть в тексте?

    Определите роль таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

    Приведите свои примеры.

    Слайд 10

    Роль эпизода в тексте

    1. Характерологическая.
      Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
    2. Психологическая.
      Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
    3. Поворотная.
      Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
    4. Оценочная.
      Автор даёт характеристику персонажа или события.
  • Слайд 11

    Повторение

    Эпизод как часть сюжета

    • Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.
    • Назовите набор сюжетных элементов.
    • В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
    • Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
    • Приведите примеры таких фрагментов.
  • Слайд 12

    Сюжетные элементы

    1. Экспозиция
    2. Завязка
    3. Развитие действия
    4. Кульминация
    5. Падение действия
    6. Развязка
    7. Эпилог
  • Слайд 13

    Внесюжетные элементы

    1. Описание:
      • портрет
      • интерьер
      • пейзаж
    2. Авторские отступления
    3. Вставные эпизоды
  • Слайд 14

    Повторение

    • Сочинение – рассуждение
    • Анализ эпизода строится как рассуждение.
    • Вспомним схему рассуждения.
  • Слайд 15

    Строение сочинения – рассуждения

    I. Тезис (основная мысль сочинения)

    Потому что, так как.

    II. Обоснование: аргументы и примеры

    Что из этого следует?

    Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

    Перекликается с тезисом.

    Слайд 16

    Повторение

    Схема анализа эпизода

    Вспомним схему анализа эпизода.

    Что непонятно?

    А теперь переходим к конкретному эпизоду.

    Книга 3, глава 2 (5)

    Слайд 17

    Вступление

    1.Что такое эпизод? Дать определение.

    2.Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

    Слайд 18

    План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».

    Основная часть (аргументы и примеры)

    1. Сжатый пересказ данного фрагмента.
    2. Место эпизода в композиции текста.

    Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?

    3.Место эпизода в сюжете произведения.

    Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

    4.Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

    Слайд 19

    Схема анализа эпизода прозаического текста.

    План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».

    5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

    6. Каков предметный мир произведения?

    Пейзаж, интерьер, портрет.

    Почему именно это в данном эпизоде?

    7. Мотивы эпизода.

    Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

    Ассоциации.

    Библейские, фольклорные, античные.

    Слайд 20

    Схема анализа эпизода прозаического текста

    8.От чьего имени ведется повествование?

    9.Организация речи.

    Повествование, описание, монолог, диалог.

    10.Языковые средства.

    Тропы и фигуры.

    Слайд 21

    Заключение (вывод)

    1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением).

    2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

    3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

    Слайд 22

    У доски

    Составить план эпизода (простой или цитатный).

    Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).

    Слайд 23

    Проверка домашнего задания

    Несколько человек читают сжатый пересказ эпизода.

    Что удачно? Что можно изменить?

    Слайд 24

    Анализ эпизода

    Вступление сочинения

    • Каким может быть вступление?
    • Предложите тезис рассуждения.
    • Может быть и другой тезис.
    • Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
    • Какую роль играет этот эпизод?
  • Слайд 25

    Тезис - 1

    Новая Россия строится, но какая страшная цена.

    Сложные отношения царя и народа.

    Слайд 26

    М. СвердловВопрос о смысле жизни

    Что же занимает место нравственных исканий в

    «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

    Да, в профессиональной области.

    Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный),

    кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

    Слайд 27

    В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.

    Слайд 28

    А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

    Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а

    «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

    Слайд 29

    Тезис - 2

    Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.

    Слайд 30

    Анализ эпизода

    Основная часть сочинения

    • Основная часть начинается со сжатого пересказа. Мы его уже услышали.
    • Какое место занимает эпизод в композиции текста?
    • Что происходит в 4 главке?
    • Что происходит в 6 главке?
    • Как связаны все эти эпизоды?
  • Слайд 31

    Событие в 4 главке

    Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.

    Слайд 32

    Событие в 6 главке

    Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.

    Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное произведение в раскрытии петровский темы в творчестве писателя. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шедшая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибутами европейской цивилизации. И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки насадить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укоренялись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

    Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от лица автора. В произведении действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диалоги, описание жилища, быта и портреты героев.

    А. Толстой подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушистохвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взором, - не было ей края».

    В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует прежде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической героини: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза,

    Как на иконе». В этом лаконичном описании простой русской женщины, по сути, раскрывается нелегкая судьба человека допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

    От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Василии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков с болью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку-куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, люди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

    Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементарной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого развлечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь представителей царского двора все глубже входят европейские манеры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голицын подумывает об освобождении крестьянства, создании академий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопическую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддерживающее патриархальные традиции.

    Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спасские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущается имущественная пропасть в положении между высшей знатью и пародом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

    С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со своим родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол-Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

    Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и властный русский царь Петр впервые предстал перед своими подданными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

    Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их манеры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе-ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя немецких учителей: учиться математике и фортификации.

    Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся устои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать.

    Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчеркивают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво-личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполагалось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

    Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боятся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во время венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

    Петр покорился воле матери, но это была одна из последних уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева государя, не желающего делать из своей жизни посмешище.

    Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Петра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой -- не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную государственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на казаков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

    Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Толстой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощников - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые читатель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоинство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

    Видя презрение европейских капитанов к своему самодельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра

    Это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

    Автор романа открыто пишет о том, какие сложности подстерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что пока царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

    Российской хозяйственной разрухе в романе противопоставлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Москве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает построить новый город - истинный парадиз.

    Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова понимает его желания. Этот герой обладает в романе незаурядным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Лефорта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Некоторые называли его «проклятым чужеземцем».

    Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрятность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестокостью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красноречиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

    Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки превратилась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немецкое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

    Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могущества и экономического процветания.

    / / Анализ романа Толстого «Петр Первый»

    Из слов великого писателя Льва Николаевича Толстого следует, что понимание тайны русского народа заключается в знании его прошлого, его истории. Возможно поэтому эпоха Петра Первого, отметившаяся огромным количеством разнообразных преобразований, так надолго привлекла внимание Алексея Николаевича Толстого. Известно, что над своим одноименным романом, который состоит из 3 томов, он работал больше двадцати лет.

    В первой книге Петр – преобразователь, выступающий в тесной взаимосвязи со средой и временем. Писатель показывает в его образе одаренного государственного деятеля. Правитель огромной страны смел, стоек и упорен. Он совмещает в себе все лучшие национальные черты. Ив тоже время Алексей Николаевич не забывает отобразить, как издержки реформ сказываются на простых людях.

    Царь выступает на страницах исторического романа не сложившейся цельной личностью, он показан в процессе развития и формирования. Мы видим динамику этого преобразования.

    В первом томе изображено детство Петра. Строгий правитель предстает перед читателями сначала испуганным ребенком. Страх связан с бунтом стрельцов показом его, будущего царя, народу. Потом это юноша 12 лет, берущий уроки у . Учится Петр хитрости – продевать иглу через щеку. А вот уже и проявляется характер царя, это ярко отражено в сцене пререкания с сестрой Софьей за то, кому из них нести икону.

    Человек развивается, и образ на страницах романа претерпевает изменения. Чуть позднее мы видим Петра долговязым юношей, несмело и неловко танцующим заморский танец. А вот это уже молодой царь, который вернулся из Европы и начал жестоко расправляться со стрельцами, не гнушаясь того, чтобы самому участвовать в этих казнях.

    А.Н. Толстой отмечает, что на юность Петра пришлись самые напряженные столкновения за власть. Эти драматические события во многом и определили характер царя. Петр Первый набирается сил и опыта и подходит к осуществлению преобразований. Теперь он к ним точно готов.

    И вот второй том. Сколько разных государственных начинаний видим мы на страницах этой части романа. Всех и не перечесть: новые законы, перевооружение войска, строительство флота. Петр настолько идеен, что сам участвует в ковке якоря для корабля «Крепость».

    Автор не пытается идеализировать царя. Он показывает все ситуации такими, какими они были на самом деле. Встреча Петра с боярином Стрешневым, допустившим халатность в снабжении войск продовольствием, показывает жестокость правителя. Перечитывая эти сцены, мы не допускаем и мысли о том, что А. Толстой пытался на страницах своего грандиозного романа показать идеального Петра Первого.

    Главы сменяют одна другую, образ царя нашей страны дополняется новыми красками. Царь Петр становится зрелым правителем огромного государства и осуществляет свою политику серьезно и рассудительно.

    Третий том представляет нам совершенно иного правителя, он будто становится на голову выше. Уверенный в себе, величавый и гордый Петр приезжает в только что отстроенный Петербург. Теперь это не испуганный мальчик, не скромный юноша, а смелый и уверенный в себе повелитель одного из сильных европейских государств.

    Чтобы показать масштабность фигуры российского царя, Алексей Толстой дает рядом с ним изображение других лиц: сподвижников, политических врагов, правителей-соседей.

    Вообще в романе «Петр Первый» много разных героев, каждого их которых характеризует свой облик и, соответственно, своя судьба. Правда, есть у них и нечто общение: движение вперед, стремление к достижению поставленных целей.

    Автор любуется тем, как Александр Меньшиков, человек незнатного происхождения, становится правой рукой самого государя, а деревенская девчонка, - известной боярыней. Он радуется тому, что простой иконописец Андрюшка Голиков едет обучаться не куда-нибудь, а в саму Италию.

    Роман «Петр Первый» так и остался незавершенным. Работа оборвалась сначала из-за болезни писателя, а затем и из-за последовавшей за ней смерти. Завершением произведения стала 6 глава третьего тома.

    В романе писатель изображает целую панораму исторической жизни страны, целого народа, но не забывает и про судьбы отдельных героев, из которых и складывается такая масштабная картина.

    Третья книга, так и оставшаяся недописанной, создавалось в 1945 году, в год завершения Великой Отечественной войны. Она ярко развернула тему героизма русских солдат и отдала дань отечественному оружию.

    Заветная мечта царя Петра Первого – сделать Россию самой богатой державой в мире, и чтобы в ней жили только счастливые люди. И какими путями он шел, неважно, ведь главное цель, а средства – второстепенное. Это понял и об этом писал Алексей Толстой на страницах своего бессмертного романа «Петр Первый».

    Биография Толстой А. Н. и "Петр Первый"

    Роман «Петр Первый» впервые публиковался в журнале «Новый мир», с перерывами, с 1929 по 1945 год.

    В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова «Емельян » (1938-1945), исторические романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» (1926-1927), «Гулящие люди» (1935-1937) и др. произведения. В этот ряд встал и роман Алексея Толстого о переломном периоде русской истории.

    В 20-30-е годы в исторической беллетристике шла борьба главным образом между «романами-исследованиями», где социальный анализ преобладает над художественностью (мог и не преобладать; все же художественность считалась дополнением - желательным, но не обязательным), и натуралистическими романами либо рассказами, где правдоподобия пытались достичь через подробнейшее описание быта, нагромождение архаической лексики. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Толстой А. Н. и роман "Петр Первый". Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) К подобному приему - использованию «вещизма»- прибег еще в начале века в своем романе «Петр и Алексей» Д. С. Мережковский, но без успеха: время оживить ему не удалось.

    При чтении «Петра Первого» поражает мастерство, с которым автор избежал обеих крайностей. Человек широкий, увлекающийся, он свои красочные, запоминающиеся читателю описания строит на скупых, со вкусом отобранных деталях. Ему достаточно назвать какой-то один признак вещи, один жест героя. Но этот признак - главный, этот жест - характерный.

    Что же касается «романа-исследования», то здесь дело обстоит сложнее. Действительно, теряет ли в исторической достоверности роман Алексея Толстого из-за того, что в нем действуют вымышленные герои, а реально существовавшие личности говорят слова, которых они не произносили? Писатель иногда смещал последовательность событий. Например, впервые Петр посмел надеть немецкое платье для визита на Кукуй лишь после смерти патриарха Иоакима; в романе живописная сцена выписки молодому царю «накладных волос» отнесена к более раннему времени. Сам патриарх, на заседании думы, по воле автора читает текст, в действительности включенный в его завещание. Иногда Алексей Толстой подробно излагает одни события, а о других - исторически, возможно, более важных - сообщает чуть ли не скороговоркой. Неудач ному первому Азовскому походу Петра посвящена вся шестая глава первой книги; второму же, победному, пол-абзаца. По традиции (и по наличию документов) детально описано пребывание царя в Саардаме, длившееся всего восемь дней,- за это время, вопреки легенде, Петр даже плотничать не успел бы научиться; о двух с половиной месяцах, проведенных в Англии, где Петр получил гораздо более нужные ему знания инженера-кораблестроителя, рассказано на одной странице.

    Но Алексей Толстой знал свою задачу. Он писал роман, а не исторический трактат. Литератор имеет право на воображение, на отход от документальности. Для завлекательности иной автор может развернуть несущественный эпизод или даже придумать авантюру, чтобы поразить воображение читателя, прибавить кровожадности герою, забыв совет Пушкина: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно». Казалось бы, Петр - самый подходящий кандидат в «кровавые герои»: подозрительный эпилептик, сыноубийца, возможно, отцеубийца (Петр пытал Стрешнева, чтобы узнать, действительно ли тот отец ему); одних стрелецких казней достаточно для писателя, желающего разлить побольше крови по страницам романа.

    Посмотрим, как обращается с этими исторически верными фактами Алексей Толстой. Прежде всего он должен был показать Петра - строителя государства. Неприятные, даже патологические черты личности Петра его интересуют меньше. Алексей Толстой любил свою родную историю такой, какою она была: за то, что в ней жили, страдали и радовались, убивали и умирали и творили эту историю люди, предки писателя и читателя. Алексей Толстой видел их слабости, видел пороки и созданного ими государства, и задавленного этим государством народа. Поэтому из неидеальных черт Петра он выбирает для наиболее подробного описания пьяный разгул, грубость; постепенно, по мере роста государственной значимости Петра и со все большей оглядкой автора на современную параллель царю, эти черты в характеристике образа стираются. Отмеченные многими современниками припадки царя сводятся в романе к дерганию щекой в минуты наибольшего волнения; истерическому приступу отводятся только один-два эпизода. Для стрелецких же казней писатель мастерски использует слегка обработанные им подборки из документа (свидетельства секретаря австрийского посольства); авторская эмоция в этих сценах отсутствует.

    Свое понимание смысла событий автору легче показать через «неисторические» лица, созданные воображением. Их «иеисторичность» ТОЛЬКО в том и состоит, что о них нет упоминания в документах того времени. Однако если судьбы известных деятелей автор не имеет права изменить, что придуманных им самим героев он может провести сквозь такие ситуации, где заметнее всего выражена - пусть не всегда понятная им, но ясная для нас - суть времени, в котором они живут.

    По историческому роману нельзя изучать историю. Но ощущение истории он может дать порой более яркое, чем иная строго научная работа. Нужно только, чтобы писатель сам пережил это время, как свое, нужно, чтобы - в меру своего таланта - он вовлек в сопереживание с ним и читателя.

    Мера таланта Алексея Толстого была велика. Потому-то, при всей социальной неоднозначности писательской личности, роман его дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерывается. Потому-то этот роман с неослабевающим интересом читают сейчас, будут читать и в том историческом времени, что продолжится после нас.

    Источники:

      Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.

      Аннотация :

      В историческом романе А. Н. Толстого {1883-1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер».

      Первая книга романа посвящена борьбе Петра и его сторонников с традициями старомосковской Руси. Во второй - рассказывается, как в войнах с внешними врагами крепнет новое Российское государство. Третья, неоконченная книга, повествует о победах России в Северной войне. Умело пользуясь языком петровского времени, А. Н. Толстой воссоздает образ главного героя и дух эпохи.

    Если домашнее задание на тему: » Биография Толстой А. Н. и роман “Петр Первый” – художественный анализ. Толстой Алексей Николаевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

     
    • Свежие новости

    • Категории

    • Новости

    • Сочинения по теме

        Последним же созданием А. Н. Толстого явилась третья, незаконченная, книга его вершинного произведения – «Петра Первого» (1943– 1944). В нем ПрочееСочинение по произведению на тему: Композиция и сюжет романа "Петр I" "Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих Повесть смутного времени и роман Петр Первый «Повесть смутного времени» и «День Петра», при всей самостоятельной значимости, важны также для понимания Рассказ День Петра Впервые фигура «царя-революционера» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра» (1918). Рассказ написан в год, когда Игровой урок « Россия в эпоху Петра I» Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу отечественной истории. Развивать навыки сравнительной работы, умения

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

  • Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...