Настоящая история Чио-Чио-Сан (фото). Настоящая история Чио-Чио-Сан (фото) Что такое мадам баттерфляй


ЧИО-ЧИО-САН (МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ)

Опера в двух актах (трех картинах)

Либретто Л. Иллика и Д. Джакоза

Действующие лица:

Чио-Чио-сан (мадам Баттерфляй)

Сузуки, служанка Чио-Чио-сан

Пинкертон, лейтенант американского флота

Кэт, его жена

Шарплес, американский консул

Горо, сват

Принц Ямадори

Бонза

Комиссар

Чиновник регистратуры

Сын Чио-Чио-сан

сопрано

меццо‑сопрано

тенор

сопрано

баритон

тенор

тенор

бас

бас

без речей

без речей

Родные, друзья, подруги и слуги Чио-Чио-сан.

Действие происходит в Нагасаки (Япония) в конце XIX века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе оперы «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика (1859-1919) и Д. Джакоза (1847-1906) написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер.

Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы. В ее воплощении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературного первоисточника.

МУЗЫКА

Опера «Чио-Чио-сан» - лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини , особенно характерно для «Чио-Чио-сан». В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.

Первый акт открывается энергичным вступлением. Ария Пинкертона «Скиталец янки» отмечена мужественными, волевыми чертами. Лирическая мелодия ариозо Пинкертона «Каприз иль страсть» звучит пылко и увлеченно. Упоением любви пронизано ариозо Чио-Чио-сан «Меня сюда недаром призывает». Большой ансамбль с хором передает контрастные чувства участников: опасения Шарплеса и признания влюбленного Пинкертона, восхищение или разочарование остальных. Смирение и покорность звучат в ариозо Чио-Чио-сан. «Да, пред своей судьбою». С появлением Бонзы музыка приобретает оттенок зловещей угрозы. Томной негой дышит дуэт Пинкертона и Чио-Чио-сан.

Начало первой картины второго акта насыщено тревогой и беспокойством. Горестно взволнованная скорбная музыка сопровождает диалог Баттерфляй и Сузуки. Страстной мечтой о счастье исполнена ария Баттерфляй «В ясный день желанный». Печальное обращение к сыну «Что придется мне взять тебя на ручки» сменяется задушевным ариозо «Пусть цветы своими лепестками». Заключительный хор, поющий без слов, передает безмолвие ночи.

Оркестровое вступление ко второй картине (второй акт) 1 своим драматизмом предвосхищает роковую развязку. Следующий за ним светлый и спокойный оркестровый эпизод изображает восход солнца. В музыке терцета запечатлены настойчивость Шарплеса, испуг и отчаяние Сузуки, раскаяние Пинкертона. Грустью исполнено ариозо Пинкертона «Прощай, мирный мой приют». Чувством настороженности и тревожного ожидания насыщена следующая за ним сцена. Последнее ариозо Баттерфляй «А я, я иду далеко» проникнуто спокойной решимостью. Скорбно-величественно звучат заключительные аккорды оперы.

1 Эта картина обычно дается как самостоятельный третий акт.

об опере "Мадам Баттерфляй"

Действие I

Лейтенант американского флота Пинкертон увлекся молодой гейшей Чио-Чио-сан, прозванной "Баттерфляй", и решил жениться на ней по японскому ритуалу. Такой брак оставляет ему возможность со временем жениться на американке. Горо - профессиональный японский сват - показывает ему домик с садом, снятый для будущих супругов. Консул Шарплес напрасно предостерегает своего друга от опрометчивого шага. Лейтенант не слушает уговоров: "Срывать цветы, где только можно" - такова его жизненная философия. А Чио-Чио-сан горячо любит будущего мужа. Ради него она готова принять христианство и пойти на разрыв со своей семьей. В присутствии императорского комиссара начинается церемония бракосочетания. Ее прерывает гневный голос Бонзы, дяди Чио-Чио-сан, который проклинает племянницу. Оставленная близкими, девушка в смятении. Пинкертон утешает ее.

Действие II

С тех пор прошло три года. Пинкертон уехал вскоре после свадьбы, Чио-Чио-сан страстно ждет его возвращения. Брошенная мужем, покинутая родными, она живет со служанкой и маленьким сыном. Чио-Чио-сан терпит нужду, но надежда не оставляет ее. Приходит Шарплес, который получил от Пинкертона письмо с просьбой подготовить Чио-Чио-сан к тяжкому известию: он женился на американке. Появляется принц Ямадори, за которого Горо усиленно сватает Чио-Чио-сан. Получив вежливый отказ, он вынужден удалиться. Шарплес советует Чио-Чио-сан принять предложение Ямадори; он намекает на то, что Пинкертон может и не вернуться, но вера молодой женщины непоколебима. Узнав из письма, что муж здоров и скоро должен прибыть в Нагасаки, Чио-Чио-сан прерывает его радостным возгласом. Слышится пушечный выстрел - это в порт входит американский корабль, на котором должен прибыть Пинкертон. В радостном волнении Чио-Чио-сан украшает домик цветами и, ожидая мужа, всматривается в огни остановившегося судна.

Прошла ночь, но напрасно Чио-Чио-сан ждала. Усталая, она отрывается от окна и уносит уснувшего ребенка. Раздается стук в дверь. Обрадованная служанка видит Пинкертона в сопровождении Шарплеса, но вместе с ними незнакомая дама. Шарплес открывает Сузуки правду: это жена Пинкертона, Кэт. Узнав, что у него есть сын, Пинкертон приехал, чтобы его забрать. Услышав голоса, Чио-Чио-сан выбегает из своей комнаты. Наконец она поняла случившееся. Потрясенная до глубины души, Чио-Чио-сан выслушивает волю отца ребенка. Она согласна отдать мальчика, но не может пережить крушение всех своих надежд. Нежно простившись с сыном, Чио-Чио-сан убивает себя ударом кинжала.

ЧИО-ЧИО-САН (МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ)

Опера в двух актах (трех картинах)

Либретто Л. Иллика и Д. Джакоза

Действующие лица:

Родные, друзья, подруги и слуги Чио-Чио-сан.

Действие происходит в Нагасаки (Япония) в конце XIX века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе оперы “Чио-Чио-сан” (“Мадам Баттерфляй”) лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика (1859-1919) и Д. Джакоза

(1847-1906) написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер.

Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы. В ее воплощении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературного первоисточника.

Опера “Чио-Чио-сан” – лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини, особенно характерно для “Чио-Чио-сан”. В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.

Первый акт открывается энергичным вступлением. Ария Пинкертона “Скиталец янки” отмечена мужественными, волевыми чертами. Лирическая мелодия ариозо Пинкертона “Каприз иль страсть” звучит пылко и увлеченно. Упоением любви пронизано ариозо Чио-Чио-сан “Меня сюда недаром призывает”. Большой ансамбль с хором передает контрастные чувства участников: опасения Шарплеса и признания влюбленного Пинкертона, восхищение или разочарование остальных. Смирение и покорность звучат в ариозо Чио-Чио-сан. “Да, пред своей судьбою”. С появлением Бонзы музыка приобретает оттенок зловещей угрозы. Томной негой дышит дуэт Пинкертона и Чио-Чио-сан.

Начало первой картины второго акта насыщено тревогой и беспокойством. Горестно взволнованная скорбная музыка сопровождает диалог Баттерфляй и Сузуки. Страстной мечтой о счастье исполнена ария Баттерфляй “В ясный день желанный”. Печальное обращение к сыну “Что придется мне взять тебя на ручки” сменяется задушевным ариозо “Пусть цветы своими лепестками”. Заключительный хор, поющий без слов, передает безмолвие ночи.

Оркестровое вступление ко второй картине (второй акт)1 своим драматизмом предвосхищает роковую развязку. Следующий за ним светлый и спокойный оркестровый эпизод изображает восход солнца. В музыке терцета запечатлены настойчивость Шарплеса, испуг и отчаяние Сузуки, раскаяние Пинкертона. Грустью исполнено ариозо Пинкертона “Прощай, мирный мой приют”. Чувством настороженности и тревожного ожидания насыщена следующая за ним сцена. Последнее ариозо Баттерфляй “А я, я иду далеко” проникнуто спокойной решимостью. Скорбно-величественно звучат заключительные аккорды оперы.

1 Эта картина обычно дается как самостоятельный третий акт.



  1. Аккомпанемент (фр. accompagnement – сопровождение) – музыкальный фон к основной Мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение. Аккорд (ит. accordo, фр. accord – согласие) – созвучие,...
  2. ТУРАНДОТ Лирическая драма в трех актах (пяти картинах) Либретто Дж. Адами и Р. Симони Действующие лица: Принцесса Турандот Альтоум, китайский император, ее отец Тимур, свергнутый...
  3. ВОЙНА И МИР Опера в пяти актах (тринадцати картинах) с хоровым прологом Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой Действующие лица: Князь Николай Андреевич...
  4. ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ 1858-1924 Пуччини – крупнейший, после Верди, итальянский композитор, развивавший реалистические принципы национального оперного искусства. По своим идейно-художественным установкам Пуччини примыкал к движению в...
  5. КЕР-ОГЛЫ Опера в пяти актах Либретто М. С. Ордубады и Г. Исмаилова Действующие лица: Алы, старик, коновод у Гасан-хана Ровшен (впоследствии Кер-оглы), его сын Нигяр,...
  6. АЛМАСТ Опера в четырех актах с эпилогом Либретто С. Парнок Действующие лица: Татул, армянский князь Княгиня Алмаст, жена Татула Рубен, боевой товарищ Татула Гаянэ, прислужница...
  7. ЧАРОДЕЙКА Опера в четырех актах Либретто И. В. Шпажинского Действующие лица: Князь Никита Данилыч Курлятев, Великокняжеский наместник в Нижнем Новгороде Княгиня Евпраксия Романовна, жена его...
  8. ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ Опера в трех актах (десяти картинах) Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой Действующие лица: Алексей, летчик Ольга, невеста Алексея...
  9. ДЕВУШКА С ЗАПАДА Опера в трех актах Либретто Г. Чивинини и К. Цангарини Действующие лица: Минни, хозяйка бара на прииске Джек Рэнч, шериф Дик Джонсон...
  10. ДУЭНЬЯ (ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ) Лирика-комическая опера в четырех актах (девяти картинах) Либретто С. Прокофьева Действующие лица: Дон Жером, севильский дворянин Тенор Фердинанд Луиза } Его...
  11. КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА Опера в четырех актах (девяти картинах) Либретто по Н. Лескову А. Прейса и Д. Шостаковича Действующие лица: Борис Тимофеевич Измайлов, купец Зиновий Борисович...
  12. ФАУСТ Опера в пяти актах1 Либретто Ж. Барбье и М. Карре Действующие лица: Доктор Фауст Мефистофель Маргарита Валентин Зибель Вагнер Марта, соседка Маргариты Тенор Бас...
  13. ДЕКАБРИСТЫ Опера в четырех актах (девяти картинах) Либретто Вс. Рождественского Действующие лица: Рылеев Пестель Бестужев (Марлинский) Каховский Князь Трубецкой Якубович Князь Щепин-Ростовский } Декабристы Баритон...
  14. ТАНГЕЙЗЕР И СОСТЯЗАНИЕ ПЕВЦОВ В ВАРТБУРГЕ Романтическая опера в трех актах (четырех картинах) Либретто Р. Вагнера Действующие лица: Герман, ландграф Тюрингии Бас Тенор Баритон Тенор...
  15. ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА Опера в четырех актах (восьми картинах) Либретто Л. И. Дзержинского Действующие лица: Давыдов Нагульнов Макар Лушка, его жена Дед Щукарь Любишкин Островнов Яков...
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...