История чуваш в 16 17 веках. История чувашии


…К XV веку в Поволжье набирало силу Московское княжество - молодое и амбициозное, готовое отстаивать собственные интересы. Нацеленная на восточные земли Русь рассматривала чувашей как союзников против Казанского ханства.

Оснований для этого было несколько. Во-первых, «соседские»: с давних времён жители Руси торговали с . Во-вторых, финансовые: чуваши находились под ханским налоговым гнётом, а с русским царём велись переговоры об ослаблении ясачной повинности. В-третьих, религиозные: до сих пор потомки суваров так и не приняли ислам. В-четвёртых, политические: за время острого военного противостояния сторон чувашские земли как приграничная часть Казанского ханства подверглись серьёзным разрушениям. Люди просто хотели мира. Но, как говорится, хочешь мира - готовься к войне.

Уже в 1546 году в Москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили , «чтобы государь пожалывал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русским войскам.

Весной 1551 года в продолжение противостояния Иван Грозный приказывает заложить укрепление недалеко от Казани. Этот «троянский конь на границе» на лазарет, конечно, никак не тянул. Сооружался форпост для завоевания сильного соседа.

Под Угличем была срублена крепость, её сплавили вниз по Волге до места строительства - Свияжска. Укрепление было построено ударными темпами всего за четыре недели.

Следующее посольство прибыло к Ивану IV в июне 1551 года. Старшими уполномоченными на ведение переговоров были Магомет Бозубов и Ахкупек Тогаев, которые «били челом ото все Горние стороны… от Чувашей и Черемисы».

Как утверждают некоторые исследователи, взаимная приязнь между сторонами вспыхнула не сразу, а после того, как порох казанский понюхали.

Приведение к присяге «князеи и мырз и сотенных князей и десятных и Чювашу и Черемису и Мордву и можяров и тарханов» не увеличило доверия Москвы к населению Горной стороны. Чтобы проверить, действительно ли присягнувшие готовы подчиняться приказам, большой отряд горных людей был отправлен атаковать Казань. Обороняющиеся выкатили из города пушки, и наступавшие бежали, понеся потери. Однако наблюдатели остались удовлетворены проверкой. «Горные люди» были одарены московским царём дорогими подарками и деньгами. В том же году Иван IV выдал им жалованную грамоту с вислой золотой печатью. Чувашия была присоединена к России.

Последующие события (взятие русскими войсками Казани) способствовали окончательному переходу чувашей, в том числе населявших луговую сторону Волги, под власть московского царя.

Всечувашская стройка

Помимо трёхлетнего освобождения от уплаты ясака, чуваши получили возможность для расширения территории проживания как на восток, так и на запад. К концу XVI века, когда вследствие строительства укрепительных линий (засечных черт) Поволжье было защищено от набегов ногайцев и крымских татар, чуваши начинают активно колонизировать Закамье - «дикое поле». Также переселяются в Башкирию, становясь «бобылями», а позднее «ясашными татарами».

Ведётся активное строительство административных и военно-опорных пунктов на территории расселения чувашей. Так появились Чебоксары (1555), Козьмодемьянск (1583), Цивильск (1589) и другие. Современная Чувашия, как пазл, сложена из восьми частей, которые тогда входили в разные уезды. И до их объединения в один прошло долгих три с лишним века.

Наряду с формированием аппарата управления на новые территории стала распространяться власть православной церкви. Монастырям и дворянам жаловались земли ясачных людей.

Обратили внимание чуваши и на Западную Сибирь. Впрочем, миграция в эти края в середине XVIII века во многом объяснялась нежеланием принимать христианство. Чуваши крепко стояли за свою веру.

Крест или полумесяц?

Первоначально насильственная христианизация чувашей имела прямо противоположные последствия. Гонимые за язычество, они принимали ислам как символ социального сопротивления. Этот процесс был распространён в Казанской и Оренбургской губерниях, где чуваши проживали среди численно преобладающих татар. Со временем они ассимилировались с местными и отатаривались.

В этих условиях в XVIII веке власть корректирует свою конфессиональную политику, добавив к гневу милость. Пусть не сразу, но система насилия дополнена различного рода льготами для принявших православие чувашей: освобождение на три года от податей, сборов и рекрутской повинности. Знать к вере принуждали материально: некрещёный феодал не мог владеть крещёными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику.

Важной составляющей политики христианизации была борьба с язычеством. Даже крестившись, чуваши длительное время продолжали исполнять прежние обряды. Отрицательную роль играл языковой барьер. Служба велась на церковнославянском языке, священники не знали чувашского, что затрудняло их общение с паствой и понимание народом смысла молитв. Однако когда христианское учение начали проповедовать на родном чувашам языке, постепенно противоречия устранялись.

Выступления против насильственной смены веры продолжались в острой фазе до 40-х годов XVIII века. А к началу ХХ века к христианству склонилось уже большинство населения. Навязать атеистические убеждения чувашам после не смог даже советский век.

Марши несогласных

Условия принятия русского подданства не предусматривали введения каких-либо особых привилегий для чувашского населения. В то время как, например, башкиры сохранили свои вотчинные земли и имели значительные льготы в уплате ясака.

В социальном плане основная масса чувашей осталась на положении «чёрных людей». Более того, после кратких «налоговых каникул» вернулась уплата ясака и оброков. Народ выполнял многочисленные повинности, а во время войн обязан был поставлять по одному солдату с шести крестьянских дворов. Наряду с насильственной христианизацией это способствовало росту протестных настроений, которые часто выливались в массовые восстания.

Исключительно чувашских бунтов практически не было. Как правило, они принимали участие в общероссийских движениях - таких, как восстание Ивана Болотникова в 1606 году, спровоцированное усилением феодального гнета. Также чуваши «откликнулись» на «прелестные» письма Степана Разина, приняв участие в сражениях под Симбирском. Атаманы Максим Осипов, Прокофий Иванов и Сергей Васильев руководили повстанческими отрядами в различных областях. Подавление бунта спровоцировало бегство чувашских крестьян в Закамье и Башкирию.

Рабочие уральских заводов приняли активное участие в восстании Емельяна Пугачёва. После того, как тот в июле 1774 года переправился на чувашский берег, огонь народных бунтов занялся почти во всех селениях Чебоксарского, Ядринского и Курмышского уездов. Крестьяне выступали прежде всего против церкви и помещиков. И продолжили выражать недовольство даже после ухода войск Пугачёва. Часть повстанцев, записавшись в «казаки», ушли вместе с ним, другие самостоятельно объединялись в отряды и продолжали воевать против регулярных войск. Известным руководителем повстанческого движения чувашского народа стал Михаил Иванов (Негей), который в итоге был схвачен и умер во время пыток.

В XVII веке с целью пресечения изготовления оружия пролетариям Поволжья было приказано разоружаться: до XIX столетия царское правительство запретило здешним народам заниматься кузнечным ремеслом, а заодно и ювелирным делом.

Акрамовская война

Восстание чувашей в XIX веке спровоцировано введением общественной запашки. Это новшество декларировало вполне благую цель - доходы с обработки общественных земель направлять властям на обеспечение продовольствием крестьян в неурожайные годы, на устройство больниц и школ. Однако под запашки отводились лучшие общинные земли, что вызывало недовольство народа. Взрывоопасной смесью на разогретой сковороде общественного мнения стал… картофель. Точнее, насильственное введение в оборот этой новой, незнакомой населению сельскохозяйственной культуры. Началось брожение в умах, кипячение в среде чувашских и марийских крестьян и в итоге, в 1842 году, блюдо под названием «Акрамовская война» было готово. Именно такое название получило восстание в Казанской и части Симбирской губернии.

Спровоцировали его слухи о том, что с введением запашек государственных крестьян станут привлекать к отработкам подобно помещичьим. В ноябре 1842 года протест выразился в сборе ходоков с прошением отменить общественные запашки и принудительную посадку картофеля на них. Посланные для разъяснительной работы среди крестьян чиновники с приданными им казаками лишь усиливали враждебные настроения местного населения.

Развязка наступила 19 мая 1842 года когда у села Акрамово Козьмодемьянского уезда произошло столкновение порядка 5 тысяч крестьян, вооружённых вилами, топорами и косами, с правительственными войсками. Несмотря на то, что позже к восставшим присоединилось ещё 4 тысяч человек, крестьянское выступление было подавлено. Решением военно-судебных комиссий осуждено более тысячи человек, 382 участника приговорены к крепостным работам и отдаче в рекруты, 34 человека сосланы в Сибирь на каторгу. Такой ценой было остановлено внедрение общественных запашек в Чувашском крае.

Это выступление стало последним в XIX веке крупным социальным движением чувашей, выступавших против христианизации, помещичьей эксплуатации и тяжелых условий жизни. В последующем, даже несмотря на массовые голодовки и неурожаи (1867, 1877, 1881, 1891-1892) выражения недовольства не носили такого массового характера.

На службе Отечества

Проводы мобилизованных на фронт. Чебоксары. Базарная площадь. 30 июля 1914. Из архива Чувашского национального музея.

В сложные времена российской истории чуваши сражались в рядах русских дружин. Ещё до официального принятия подданства они приняли участие в войне Московского царства против Казанского ханства. Позднее, согласно условиям вхождения в состав Руси, направляли в военное время крестьян на службу (одного на шесть дворов). Активно привлекались к строительству оборонительных укреплений, что отчасти способствовало их рекрутированию.

В XVII веке чуваши принимали участие во многих военно-политических событиях. Так, в 1611 году национальный отряд был в составе Первого ополчения Прокопия Ляпунова. Много ясачных и служилых чувашей вступило в состав ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, приняв, таким образом, деятельное участие в освобождении Москвы от интервентов.

Чуваши сражались в русских войсках во время Ливонской войны (1558-1583) и в русско-турецких войнах XVIII века. Во время Отечественной войны 1812 года в Чувашии было проведено три набора рекрутов, что позволило укомплектовать для борьбы два полка.

Жизнь за сохой

В начале XVIII века чуваши являлись одним из крупных народов России - с населением почти 218 тысяч человек. По административно-территориальной реформе территория их компактного проживания - Чувашский край - вошла в состав Казанской и Симбирской губерний. Причём почти 60 процентов населения относилось к Казанской губернии. Жили они преимущественно в сельской местности. Лишь небольшая часть - в Казани, Чебоксарах, Симбирске, Самаре, Уфе, Оренбурге, Нижнем Новгороде и Саратове. Города заселялись в основном пришлым русским населением.

До середины XVIII века абсолютное большинство чувашей были земледельцами, поскольку ещё при " href="http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_I_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9">Петре I служилые и даже знать были приравнены в правах к государственным крестьянам. Кроме того, до XIX века сохранялся запрет заниматься металлообработкой.

Вследствие тех же «заградительных» причин купцов среди чувашей было меньше, чем среди русских и татар. Ситуация начинает меняться в первой половине XIX века. Тогда чуваши активно вовлекаются в социально-экономически процессы, происходившие в Российской империи. Большое значение имела отмена крепостного права в 1861 году, поскольку ранее неземледельческие занятия были развиты относительно слабо.

Дополнительным стимулом для экономического развития стало строительство в 1894 году Казанской железной дороги, которая позволила населению выйти на общероссийский рынок. Но вся эта «чувашская оттепель» к ХХ веку ситуацию кардинально не поменяла. Это был аграрный регион, на который приходилось всего порядка 30 предприятий.

Аз и буки национальных интересов

Сельский характер жизнедеятельности чувашей предопределил их роль в событиях ХХ века. Социалисты-революционеры, ориентировавшихся в том числе на сельских хозяев, пользовались большой поддержкой в регионе. Этим обусловлено активное участие местного населения в . Чуваши выступали не только с экономическими, но с политическими и национальными требованиями.

Ещё во второй половине XIX века среди населения становятся популярными идеи национальной консолидации. Этому способствовали компактное проживание чувашей, распространение грамотности, возникновение национальной интеллигенции. Большую роль в этом сыграла деятельность просветителя Ивана Яковлева, поддержанного инспектором народных училищ Симбирской губернии Ильей Ульяновым - отцом Владимира Ульянова-Ленина. Смыслом работы являлось просвещение и национальный подъём чувашского народа, приобщение его к русской культуре.

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первое такое учебное заведение открылось на личные средства Ивана Яковлева и размещалось на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии в 1871 году школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Введение начальной подготовки национальных учительских кадров, рост чувашских школ логически завершило создание в начале 1870-х годов новой письменности на русской графике и формирование единого литературного языка.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда.

Революционное движение способствовало дальнейшему сплочению чувашей. В декабре 1905 года им удаётся добиться разрешения на выпуск в Казани еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» («Весть»). И хотя из этой искры пламя не разгорелось, газета сыграла значительную роль в распространении идей национального объединения чувашей. Настолько заметную, что в 1907 году издание почти на 10 лет было закрыто. В то же время, в 1905-1907 годах, в Чувашии возникают национально-демократические организации.

В 1907-1914 годах по региону прокатились выступления крестьян. Это была реакция на . Придерживаясь общинной жизни, чуваши не заводили хуторов и не выходили из общины. Часть чувашских крестьян в ходе реформы переселилась в Сибирь, однако были разочарованы, так как обещания правительства по выделению переселенцам лучших земель и долгосрочных ссуд так и не были выполнены. Итогом и стали многочисленные выступления против аграрной политики властей.

Накануне Октября

Февральская революция способствовала росту национального движения многочисленных народов бывшей Российской империи. Первоначально чуваши, в отличие от татар и башкир, не были готовы к борьбе за национальную автономию. Здесь большую роль играло местное духовенство, которое выступало за единое православное государство.

В этих условиях чуваши искали иную форму национальной консолидации, которой стал «Союз мелких народностей Поволжья», созданный 22 марта 1917 года на съезде представителей нерусских народов в Казани. Организация заявляла прежде всего культурно-просветительные задачи: изучение истории и этнографии народов региона, их просвещение, издание литературы на национальных языках. Следующим шагом на пути к национальной консолидации стало создание в июне 1917 года Чувашского национального общества на Первом общенациональном съезде в Симбирске. Заметную роль в нём играли представители интеллигенции, целью была борьба за создание национальной автономии и развитие образования. Наибольшее влияние в обществе имели эсеры, поэтому объединение поддерживало Временное правительство. Значительное влияние объединения на чувашей Казанской и Симбирской губерний позволило провести пять лидеров в Учредительное собрание.

В то же время уже в 1917 году в национальном движении наблюдается раскол на сторонников и противников большевиков. Правые эсеры и Чувашское национальное общество безоговорочно поддерживали Учредительное собрание, парламентскую демократию. Левые эсеры были сторонниками Советов, выступая за построение на их основе пропорционально-национального представительства. Колеблющуюся позицию занимали чувашские военные организации.

Чувашская советская государственность

Октябрьская революция была встречена чувашскими крестьянами с тревогой. Национальная интеллигенция также не поддержала проект Башкиро-Татарской республики, опасаясь оказаться в меньшинстве среди мусульманских народов.

18 мая 1918 года создан Чувашский отдел при Hаркомнаце РСФСР. Его заведующим был назначен левый эсер Даниил Эльмень. Впоследствии он на несколько лет встанет во главе Чувашского областного комитета РКП(б).

24 июня 1920 года на заседании Совнаркома было принято решение об образовании Чувашской автономной области с административным центром в Чебоксарах. С 1995 года эта дата отмечается как «День чувашской государственности».

Впрочем, некоторые источники утверждают, что и здесь не обошлось без Ульянова. Только теперь не отца, а сына. И, конечно, коммунистического духа.

«…Вопрос о Чувашской Трудовой Коммуне внёс Иосиф Ходоровский (глава исполкома Казанского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов). Обсуждали, некоторые высказывались против выделения чуваш в отдельную административную единицу, но Ленин решительно поддержал и в результате решили признать возможным выделению, при этом название «Коммуна» признаётся неприемлемым, так как крестьяне не любят, а предложили «Чувашскую область», - писал Даниилу Эльменю 18 июня 1920 года его заместитель Сергей Коричев.

В апреле 1925 года автономная область была преобразована в Чувашскую республику, которая включила в себя Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской и Козьмодемьянского уезда Казанской губерний, а также Алатырского уезда Ульяновской губернии. И хотя в 1925 году площадь республики достигла 18,3 тыс. кв. км, а доля чувашей в её населении оставалась преобладающей (74,6%), на самом деле на её территории оказалось лишь 60% всех чувашей страны.

В ХХ веке чуваши, как и многие другие народы, испытали на себя все трудности советской модернизации, пришедшей на смену революциям и гражданской войне. В январе 1921 года республику потрясло мощное антисоветское восстание, которое было жестоко подавлено. Почти семь тысяч чувашских крестьян выступили тогда против продразвёрстки.

Испытательный период

Голод, разразившийся в стране в 1921-1922 годах, затронул и чувашские земли. К лету 1921 года в области голодали порядка 760 тысяч человек. За 2 года умерло более 13 тысяч жителей.

Отказ от политики «военного коммунизма» способствовал частичному восстановлению экономики Чувашской республики. За стахановские темпы - точнее, «выдающиеся успехи в деле социалистического строительства» - в году Чувашская АССР одной из первых автономных республик награждена орденом Ленина.

Великая Отечественная война стала новым испытанием для Советской России и её народов. Чувашия отправила на фронт 208 тысяч человек, половина из которых не вернулись домой. Мужество и героизм 54 тысяч из них отмечены орденами и медалями, 85 жителей республики получили звание Героя Советского Союза, 13 человек стали полными кавалерами ордена Славы. На чувашской земле родилось более пятидесяти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота.

В годы войны в республику были эвакуированы Харьковский и Московский электроаппаратные заводы. На средства народа были построены бронепоезда «Комсомол Чувашии» и «За Родину».

После Победы всей стране пришлось восстанавливать израненное хозяйство родины. В 1950-1980-е годы среднегодовые темпы прироста общего объёма продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. Были построены Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат , заводы тракторных запасных частей и электроизмерительных материалов. В 1950-1960-е годы Чувашия стала индустриально-аграрной республикой.

Чаваш Республики

Во время «парада суверенитетов» расчёт Чувашской АССР строевым шагом передислоцировался в Чувашскую республику. Случилось это преобразование 13 февраля 1992 года. Пропуском через границу стала Декларация о государственном суверенитете, принятая 24 октября 1990 года.

В регионах в эти переломные для страны годы большую роль играли местные хозяйственники. Чувашия являлась главным образом аграрной. И первым президентом стал не «красный директор завода», а экс-министр юстиции, публично критиковавший действия Бориса Ельцина во время событий октября 1993 года -— 36-летний Николай Фёдоров.

Одновременно с формированием республиканской власти идёт оформление национального движения в форме Чувашского национального конгресса (1992 год) и Чувашского общественно-культурного центра, которые выполняют важные функции консолидации и сохранения национальной идентичности чувашей как внутри республики, так и за ее пределами. В этот же период возникают общественные объединения (центры) других национальностей республики.

Путь от первого государства - Волжской Болгарии - до современной Чувашской республики пролегал по тернистым тропам и территориям чужих национальных краёв. Потребовалось семь веков, чтобы отстроить порушенную государственность. Несмотря на все испытания, чуваши не озлобились. Они и сегодня остаются одним из самых приветливых народов в составе многонациональной России.

Литература

Дмитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, 2001.

Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. М., 2000.

Чуваши: история и культура. Т. 1. Чебоксары, 2009.

Гимади Х. Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Вып. 1. М., 1948.

Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Казань, 2014.

После присоединения к России, в мирных условиях, Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Почти половина ее поверхности к этому времени распахивалась. Высок был удельный вес животноводства. Важное место в хозяйстве чувашей принадлежало охоте и сельским промыслам, связанным с обработкой сельхозпродукции и дерева. Однако о занятиях крестьян- об обыденном, традиционном - предания сохранили мало сведений. В них указывается, что чуваши обрабатывали землю и выращивали хлеба, содержали скот, выжигали и рубили лес, корчевали пни под новые пахотные участки, собирали мед диких пчел, ходили на охоту, ловили рыбу. Особо подчеркивается, что пахали землю деревянными плугами агабусь, имевшими железные лемеха. При вспашке лесной чищобы и целины в агабусь впрягали шесть-восемь лошадей, а при вспашке долго обрабатываемой пашни обходились тремя-четырьмя. Одно предание уверяет, что в старину агабусь называли арпаш (в дер. Большой Сундырь Ядринского района). Употребляли и косулю. «Чуваши,-говорится в предании,- обрабатывали землю агабусем, называвшимся чалаш - косулей. У чалаш был лишь один железный лемех. Косулю тянули четыре-пять лошадей». Постепенно среди чувашей распространяется русская соха. Возделывали рожь, овес, ячмень, полбу, горох, гречиху, репу, в незначительных размерах пшеницу.

Домашних животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней - содержали в значительном количестве, из птиц - главным образом кур, меньше - уток и гусей. Охота играла заметную роль в занятиях чувашей. Опытные кайакда- охотники - были в почете. В XVI-XVII веках широко было распространено бортничество, в XVIII веке оно уступило место домашнему пчеловодству. В условиях господства натурального хозяйства большую часть орудий труда, транспортных средств, одежды чуваши изготовляли дома. Из них были ремесленники по обработке дерева и кожи, по гончарному делу, изготовлению музыкальных инструментов (пузырей, гуслей и пр.). В оврагах близ деревень чуваши заводили смолокурни, из пней добывали деготь. Ввиду введенного царским правительством в начале XVII века запрета чувашам, как и марийцам Н удмуртам, заниматься кузнечным и серебряным делом, чувашские деревни, как указывают предания, обслуживались русскими кузнецами.



В середине XIX века интересные предания о занятиях чувашей 100-150 лет назад записаны первым чувашским историком и этнографом С. М. Михайловым: «...В дачах деревни Юнги-Ядриной, в лесу, показывают чуваши признаки, где обитал знаменитый предок их Янгильда, имевший довольно пчел и скота: а потом тоже признаки дома строгого и благоразумного Яндуша, которого чуваши, по кончине его, летом повезли хоронить на 9 лошадях, запряженных в дровни, дабы на телеге не растрясло прах этого великого их родоначальника. Яндуш помер уже по принятии св. крещения и назывался Иаковым. Об этом родоначальнике чуваши рассказывают, что он в молодости был беден, находился в работниках у татар за Казанью, но напоследок, возвращаясь на свою родину, поймал дорогою рой пчел, от которого их развелось значительно, так что он имел несколько сот ульев и сделался богачом. Он был весьма уважаем, потому, что в рабочее время, разъезжая по полям, наблюдал, кто как работает, и если замечал ленивого, то наказывал плетью сам и таким образом заставлял любить трудолюбие. У него, как говорят, было много дочерей, которые были высокого роста и крепкого телосложения и разъезжали верхами, как воинственные амазонки. Жена его была мастерица ходить за дичью, которую, наловя, приготовляла для мужа своего кушанье и кричала ему на пчельник: Килях, Яндуш! Апат янда «Поди, Яндуш! Пища готова». Яндуш был прадедом самого С. М. Михайлова.

В его же записи - другое предание: «В старину, когда были здесь дремучие леса, хозяйство здешних чуваш находилось в лучшем состоянии: тогда богатое у них было пчеловодство: скотина была вообще крупная и сильной породы, по изобилию корма в дубравах и долинах; реки и ручьи изобиловали рыбою: карасями, линями, пескарями и гольцами, и в каждом почти околодке находились особенные карасиные пруды, в которых содержались крупные караси и лини... В прежние времена, до XVIII столетия, здешние инородцы занимались звероловством и птицеловством, потому что тогдашние дремучие леса изобиловали куницами, и лисицами, и другими пушными зверями... Случалось мне слышать от самих чуваш, что в старину один их соплеменник, Чемеевского прихода, дер. Яргейкино, по имени Сыделя, славился между ними отличным звероловом, так что он содержал даже у себя в доме ручных волков и лисиц, с которыми ездил в Чебоксары и ходил там по базару как с собаками, удивляя этим народ. За справедливость такого предания я ручаюсь, ибо Сыделя был родственником моим предкам. Птиц в оные времена в здешних лесах водилось бесчисленное множество. Грибы и ягоды родились тоже в изобилии, и чуваши собирали их и для себя и на продажу; но ныне воспеваются они только в чувашских песнях... По изобилию в старину лык и мочал, чуваши занимались тканьем цыновок, рогож и высоких своих классических плетушек, вроде кадей, называемых пютре, для хранения и развоза, по тогдашнему обыкновению на вьюках, хлеба».

В дер. Старые Урмары Урмарского района записано предание, касающееся бортничества. В старину Буртас (Партас-упашка) из дер. Буртасы, существовавшей на месте села Буртасы Урмарского района, отправился в одно несчастное для него время в лес обозревать свое бортевое хозяйство (дуплистые деревья с гнездами для диких пчел). Закинув дивёт-род волосяной веревочной лестницы - поднялся на высокий дуб к пчелиному гнезду в дупле. Случилось несчастье: дивёт упал на землю, никак не слезть - убьешься, высоко очень... Буртасу долго пришлось кричать, звать на помощь. Проходили лесом Энтри и Атай, ближайшие соседи, с которыми Буртас был в давнишней ссоре. Увидев несчастье своего обидчика, Энтри и Атай стали дорого запрашивать за подачу дивёт. Наконец, пришли к соглашению: Буртас отдает им свои самые лучшие бортевые ухожаи - участки. Энтри получил площадь земли, которой теперь пользуется дер. Хоруй, а Атай - участок поменьше, на котором теперь деревня Ичеснер-

Атаево. Бортничество в XVIH веке постепенно уступало свое место пасечному пчеловодству.

В XVII-XVIII веках, как указывалось в главах IV и V, в связи с ростом населения, расширением распашки и возникновением новых селений площади лесов сокращались. К концу XVIII века леса занимали 49 процентов всей площади Чувашии. Основную часть этих лесов составляли Присурский и Заволжский массивы. В заселенных районах лесов сохранилось мало. В XVIII веке площадь лесов сокращалась и из-за разработок корабельных лесов, хотя они были объявлены заповедными. Во второй четверти XVIII века была проведена подчистка дубовых лесов. К середине XVIII столетия на территории Чувашии насчитывалось около 2 миллионов подчищенных дубов. Первый в России опыт разведения дубовых рощ был сделан в Чувашском крае. В 1731 году около дер. Собачкино (ныне дер. Астакасы Мариинско-Посадского района) было посажено до 250 дубков, в 1751 году в районе дер. Тогаево (ныне село Мариинско-Посадского района)-свыше 7 тысяч дубков.

Хотя посадка дубов началась до воцарения Екатерины II, в Мариинско-Посадском районе бытуют предания о дубовых рощах екатерининской посадки. В Сотниковском лесничестве висит вывеска: Квартал 10, площадь 3,8 га. Посадка дуба 1768 г.

Записано немало преданий о расположении и планировке чувашских селений, о дворах, домах и постройках в XVI-XVIII веках. Деревни в большинстве своем были небольшими. В них улиц как таковых не было. Группы домов были расположены беспорядочно (сапаланса). Дома родственников располагались внутри одного большого двора (пускил) с одними воротами. Вокруг двора родоначальника ставились дома потомков. Они составляли патронимию - небольшую общину родственников. Большой двор часто располагался у источника воды. В 1927 году В. Яковлевой из дер. Чинеры Мариинско-Посадского района было записано: «На памяти моего отца в нашей деревне подобия улиц не было. Один двор был обращен в одну сторону, другой - в другую сторону, а третий - сзади них. Когда отцу было 8-9 лет, все дворы перенесли в два ровных ряда, образуя прямую улицу». Перепланировка селений и образование улиц были проведены по государственному распоряжению в 70-х годах XIX века. «В старину,-говорится в предании, записанном в дер. Арабоси Урмарского района,-на одной усадьбе жило по три, даже по пяти семей. К некоторым хозяйствам пробраться без расспросов было трудно...

Изба, клети, надворные строения были внутри двора. Двор был огорожен стеной». Подобное расположение двора зависело от сохранявшихся родовых пережитков. Однако предания уверяют, что кучное расположение нескольких (иногда до десяти) домов было вызвано необходимостью обороны от разбойников.

В предании о старинных Шоршелах (ныне Мариинско-Посадского района), записанном И. Я. Коньковым в 1970 году, говорится, что восемь семей - Байбаха, Атласа и их родственников из дер. Большое Камаево (в том же районе) переселились в местность Шордал (Белый ключ)-на берег реки Цивиля. От местности деревня получила название Шоршелы, а официально называлась Байбахтино - от имени родоначальника Байбаха. Вначале переселенцы устроили срубные полуземлянки дёр пурт на склоне речного берега. За несколько лет крестьяне обзавелись домами, постройками. Пил в те времена не было. Все строили только топором. У всех был один огороженный двор с одними воротами. Во дворе на четырех сторонах были размещены по две избы дверьми друг к другу, а между избами устроен преддверник алкум (алак уме), то есть сени. Посредине преддверника имелась перегородка с маленьким окошком. Курные избы хура пурт строили из неотесанных бревен. Вырубали одно или два маленьких окошка: через него не мог пролезть человек. Печь складывали из камней и глины, она не имела дымохода. Для выхода дыма из избы устраивали два отверстия тёнё в стене: одно близ печи, другое рядом с дверью.

Тёнё закрывали крышкой. Во время топки печи дым стоял в верхней части избы, спускаясь до половины двери. Он не успевал выходить через тёнё, и приходилось выпускать дым через дверь, которая открывалась вовнутрь. Дверь изнутри закрывали засовом, а ночью и подпоркой тёкё длиной от передней стены до задней. Это делалось для защиты от разбойников. Во дворе же, отдельно от изб, стояли помещения для скота, клети. Огороды располагались в стороне от деревни, гумна устраивались в поле. Во многих преданиях указывается, что двери изб были обращены на восток. Чуваши каждое утро, открывая дверь, обращались лицом к Солнцу и молились языческим богам и божествам.

Несколько по-другому повествует о расположении избы и построек во дворе предание, записанное В. Александровым в селе Большое Чурашево (ныне Ядринского района) в 1925 году. В нем говорится, что рядом с избой ставили клеть, конюшню, хлев. У всех построек двери открывались вовнутрь. В постройки можно было попасть из избы через боковые маленькие тайные двери. На ночь лошадей, коров, овец загоняли в их помещения и, проникнув в них через боковые двери, большие двери запирали перекладинами, чтобы их не могли открыть воры.

В постройки чувашей можно было попасть из избы через боковые маленькие тайные двери. На ночь лошадей, коров, овец загоняли в их помещения и, проникнув в них через боковые двери, большие двери запирали перекладинами, чтобы их не могли открыть воры.

В юго-восточной, вновь заселенной части Чувашии, указывается в предании, опасаясь разбойников, «чуваши строили свои дома наподобие крепости: двор у них окружался высокими, часто двухэтажными надворными строениями, высокими пластинными дубовыми заборами, заключенными в толстые дубовые столбы, а изба строилась посредине двора. Окна в избе были маленькие, в одно или в два небольших звена, и таковых окон в избе было два или три, они прорубались очень высоко от земли. Избы изнутри запирались крепкими деревянными задвижками и прочными подпорками салап. Все амбары, конюшни, ворота имели по три крепких запора: внутри были подпорка салап, которая отпиралась посредством потайной веревочки, и деревянная задвижка, отпиравшаяся посредством деревянного шалнерного крючка, а снаружи особый громадный четырехугольный деревянный замок, твердо прикрепленный к полотну двери. Дома строили задами друг к другу (кута кутан) и прорубали маленькие двери для свободного перехода из одного дома в другой».

И в других преданиях упорно подчеркивается, что жилище строилось с расчетом защиты от нападений разбойников и лесных зверей. У курной избы вырубались очень маленькие окна, почему даже при солнечном свете в ней было темно. Она имела основную дверь и вторую - потайной выход, передние и задние фронтоны избы забирались бревнами, к печке устанавливали лесенку, по которой хозяин поднимался наверх и бросал на проникавших в избу воров камни.

Предание сообщает и о таком типе строений: в дер. Иваново (ныне Янтиковского района) юмзя Иван, основатель поселения, свой двор со всех сторон окружил двойной изгородью из хвороста и обмазал ее, для крепости, слоем глины с обеих сторон, утрамбовал глиной всю межстенную пустоту. Внутри укрепления, около своего жилища, воздвиг святилище. Сюда приходили окрестные чуваши для совершения чюка - моления с жертвоприношением. Живший в соседстве с Иваном его родственник Пусай помогал юмзе, закалывая приводимых жертвенных животных.

Старинная одежда чувашей, говорится в предании, отличалась от поздней. Шубы шили из необработанной кожи. Из домашнего сукна шили сукманы. Сборки устраивались не по талии, а от ворота шли до подола. Шили и чапаны. Ни шуба, ни сукман не имели воротника. Но к сукману приделывали подобие стоячего воротника, который украшался ожерельями. Женские платья, мужские рубахи и штаны как у верховых, так и у низовых чувашей шились из белого холста. Платья и рубахи вышивались. Наиболее распространенным видом обуви являлись лапти.

До XIX века, пока не получил распространение картофель, в пище, наряду с мясом, молоком, хлебом, мучными и крупяными блюдами, капустой, широко употребляли репу, из которой готовили борщ и другие кушанья. Репу возделывали на полях, в особенности на лесных полянах, что нашло отражение в преданиях и топонимах: упоминания о щарак ани - «поле под репой» и дарак выранё- «место под репой» встречаются нередко.

По письменным источникам известно, что в XVI-XVIII веках в Чувашии повсеместно господствовала паровая система полеводства. При расширении пашни вначале пользовались подсечно-огневым способом и методом корчевки высушенных деревьев. В этот период чуваши постепенно заменяли, хотя и хороший для обработки почвы, но тяжелый деревянный плуг агабусь и косулю русской сохой, переняли у русских крестьян цеп для молотьбы и овин, дававший возможность молотить и зимой. В XVI-XVII веках у чувашей на речках были только маленькие меленки-колотовки (мутовки). Примерно на пять дворов одна меленка. В течение XVIII века с помощью русских людей меленки в чувашских селениях были заменены водяными мельницами русского типа с наливным колесом и «подошевным» колесом. Произошел серьезный технический перелом в мукомольном производстве. Чуваши научились у русских новым ремеслам и промыслам, в XVIII веке-пасечному пчеловодству, заимствовали у них кое-что из предметов домашнего обихода, некоторые удобные формы мужской одежды.

Чувашские крестьяне, согласно преданиям, в XVI- XVIII веках часто страдали от неурожаев и голодных годов, пожаров, эпидемий, эпизоотии. Нередко пожары возникали от поджогов разбойниками. От чумы, или моровой язвы (хура чир, хупланасси), холеры, тифов и других эпидемий погибало много людей, иногда целыми деревнями. Появлялись мур дависем - «моровые кладбища». Проживание в курных избах вызывало глазные болезни, ослепление некоторой части населения.

Основной социальной и хозяйственной ячейкой являлась семья. Предания подчеркивают прочность семьи в старину. Отношениям между супругами были присущи преданность, верность, порядочность. В предании, записанном в дер. Большое Шигаево Мариинско-Посадского района, указывается, что распущенности (аскан) мужчин или женщин не допускалось. Если мужчина уличался в распущенности, его привлекал к ответственности суд общины и выселял из деревни. Если жена рекрута, служившего в армии 25 лет, родит сына без мужа, то такого сына не наделяли землей и по достижении двадцати лет отправляли в солдаты же. Супруги своим примером, в труде воспитывали своих детей. Разводов почти не было. «В старину,-говорится в предании, записанном в дер. Акташево Аксубаевского района Татарстана,-жена одного чуваша ушла к матери, оставив семью. Муж приехал к теще, запряг жену рядом с лошадью и погнал в свою деревню, один раз ударяет плетью по лошади, другой раз - по жене». Велик был авторитет старших. «Невестка не могла появляться перед свекром или свекровью с непокрытой головой или босиком. В течение трех лет она должна была обедать стоя. Очень сильно почитали старших, боялись их»,-сообщает предание. При малейшем нарушении традиций почитания старших вмешивалась община. Семья была моногамной. Полигамия (многоженство) допускалась до крещения (до середины XVIII века) как редкое исключение лишь в среде богатой прослойки чувашского населения. Во многих преданиях сообщается, что богатеи имели по три или даже семь жен. Из архивных документов также известно, что в XVII-XVIII веках примерно из ста чувашей двое имели две-три жены, нередко родных сестер. Изредка встречались большие семьи. В предании рассказывается, что в старину в дер. Нижарово (ныне Янтиковского района) жил Катев. Он имел избу длиной в пять сажен. В ней, кроме самого хозяина, проживало 12 пар (килёнтёш) - 12 сыновей и 12 невесток. Потом некоторые из сыновей выделились. Жених должен был платить за невесту ее родителям калым (хулам укди) деньгами, по сумме возмещавший стоимость приданого. Жена умершего старшего брата переходила младшему. Брать в жены из своей деревни или из ее выселков запрещалось под предлогом их происхождения от одного родоначальника. Брачный союз скрепляли проведением свадьбы с традиционным сложным ритуалом. Допускалось умыкание девушек. Так, основатель выселка Сятракасы (ныне Моргаушского района) Сирки участвовал во многих войнах, имел ранения. У него был отрублен палец. Надоело ему воевать, вернулся домой. Но в деревне все его родственники скончались. И он в лесу выбрал место, расчистил участок, построил дом. Надо жениться. Однако нет знакомой девушки. И он с Цивильского базара украл красивую девушку, говорят. Они очень сильно полюбили друг друга. Сирки каждое утро тремя ведрами приносил воду. Только сам ухаживал за скотом, не говоря уж о пахоте и посеве хлебов. Очень уж он любил жену. Говорят, до самой смерти они друг другу ни одного грубого слова не сказали («виличчен те пёр-пёрне хыт самах каламан»). Предания, как и письменные источники, отмечают распространенность среди чувашей в XVII-XVIII веках такого явления, как неравный возраст супругов. Стремление многих чувашей женить своих сыновей в очень раннем возрасте и выдавать дочерей замуж в годах в значительной мере было обусловлено необходимостью иметь рабочую силу в крестьянском хозяйстве. Предание, записанное в 1912 году, сообщает: «Старики говорят, что в старину женили очень молодых. Перед женитьбой испытывали [мальчика] таким образом: бросали в него большой шапкой, которая весила, пожалуй, больше десяти фунтов. Если от этого не падал, то его женили. Должно быть, жених был не старше 14-15 лет. Девиц выдавали очень поздно: до 30 и 35 лет жили они девицами. Поэтому, пожалуй, существует смешной рассказ про древних молодых: бывало, вечером молодушки своих молодых уносили на руках в амбар». Подобных преданий записано немало.

В XVI-XVIII веках личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность были тесно связаны с их языческими верованиями, о которых сделано огромное количество записей преданий и наблюдений. Языческие верования чувашей - особый вопрос, не относящийся к тематике настоящей книги. Мы ограничимся указанием, что чувашские языческие верования представляли собой, как и любая другая религия, фантастические отражения в сознании людей окружающей действительности - природы и общества. Язычество чувашей рассматриваемого периода - перевернутая копия сил природы и общественного устройства того времени. Подобно многим другим религиям, для языческих верований чувашей был характерен дуализм: добрые боги и божества во главе с Сюльди торой - всевышним богом - и злые божества во главе с Шуйтаном. Чувашское язычество еще в древности, когда предки чувашей продолжительное время общались с ираноязычными племенами и народами, испытало большое влияние зороастризма и маздеизма. Все живое в природе, все то, с чем чувашские крестьяне сталкивались в жизни, труде, окружающей природе, имело своих божеств, которые якобы приносили людям не только добро, но и зло, и только жертвоприношения, молитвы и наговоры, по суевериям чувашей, позволяли выпрашивать у этих божеств доброе и предотвращать вредные действия. В чувашской языческой мифологии общественное устройство получило отражение в пантеоне богов и божеств: верховный бог Сюльди тора отстранился от земных дел и перепоручил свои обязанности своим помощникам Кебе, ведавшему судьбами человеческого рода, Пюлехсе, назначавшему людям счастливые и несчастные жребии, Пигамбару, раздававшему людям душевные качества и сообщавшему юмзям пророческие видения. Эти помощники, согласно чувашским мифам, часто обманывали Сюльди тору, действовали по своему усмотрению, не отчитываясь перед верховным богом, и больше творили зла, чем добра людям, хотя чуваши приносили им большие жертвоприношения животными, птицей и т. п. Между прочим, в чувашских мифах о богах прослеживается даже социальный протест обездоленных и угнетенных против эксплуататоров. Землемером К. С. Мильковичем в конце XVIII века записана следующая чувашская поучительная легенда: «В одно время Кебе, или Судьба, желая узнать, в каком положении земнородныя жизнь свою препровождают, послал с небес на землю Пигамбара, который, пришел к богатому чувашенину и в виде прохожаго, просит убежища в его доме; оный, отказав ему сурово, велел идти и ночевать при конце деревни в непокрытой хижине у беднаго. Пигамбар, возвратись на небо, известил об этом Кебе, но тот, не убедясь, послал Пилюгся с тем же известием. Напоследок Кебе, не уверясь им обоим, снизшел на землю сам и собственно собою испытал то же самое, в чем он Пигамбара и Пилюгся доверенностию не удостаивал. Во время его ночлега в непокрытой хижине родились у беднаго чувашенина сын, а у богатаго дочь. Пюлегсе на земле тогда пребывающему Кебе о предписании сим двум младенцам участей приказал предписать новорожденному беднаго сыну счастие богатаго, а дочери онаго вдовствование и бытие за девятью мужьями. Богатый чувашенпн, узнав чрез предвещение юмсей, что счастие его переселится должно к рожденному беднаго, сколько его истребить не старался, но покровительством Кебе, или Судьбы, наследован сын беднаго имением богатаго, и напоследок на овдовевшей от десятаго мужа его дочери женился».

Вначале люди жили долго, и их размножилось сверхмерно. И, чтобы не допускать такого положения, Сюльди тора создал нового помощника - бога смерти Эсреля, который на первых порах долго путал: то убивал всех младенцев или всех взрослых, и лишь затем стал убивать по разбору.

В молитвах при жертвоприношениях чуваши просили богов и божеств уродить хлеба изобильно, хватило бы его на год круглый, уберечь от палящего солнца, грома, молнии, пожара, ниспослать дождей, дать к лошади жеребенка, к корове теленка, к овце ягненка, резаку и лемеху легкость, семье - здоровье, к двери - зятя, впереди - невесту, избавить от войны, бедствий, несчастий, навета и клеветы человеческой, от врага-ненавистника, от вора-лиходея, помогать исправно нести подати, позволить «как добрые листочки меж собой щебечут, так и нам добрыми устами беседовать, в радости пить-есть». Просьбы чувашских крестьян к богам были связаны с их жизнью.

Сюльди торе противостоял бог зла и мрака Шуйтан, пребывавший в бездне. Согласно чувашской мифологии, Сюльди тора не раз уступал Шуйтану. Ему стали служить злые божества киремети. По широко распространенной легенде чувашей, Киреметь был сыном Сюльди торы. «Люди, подстрекаемые Шуйтаном, убили его в то время, когда он в пышной колеснице, запряженной белыми конями, разъезжал по земле, всюду принося с собою плодородие, обилие благ земных, довольство, счастье. Чтобы скрыть от верховного бога свое ужасное преступление, люди сожгли тело убитого сына его и прах его развеяли по ветру». И там, где пал на землю этот прах, появились злые божества киремети, враждебные человеку.

Киремети «обитали» при каждом чувашском селении. К. С Милькович перечисляет общих для всех чувашей киреметей, подразделяемых на старших, средних и младших. Кроме них, указывает он, каждая чувашская деревня имеет до 5-6 особенных своих киреметей. «...Всякий чувашенин верует в 12 киреметей своей и соседних деревень». По верованиям язычников чувашей, киремети приносили людям бесчисленное множество несчастий различного рода (болезни, бездетность, грабежи и т. п.). И киреметей умилостивляли жертвоприношениями по указаниям юмзей - жрецов чувашской языческой религии. Киремети представляли собой культ предков, распространявшийся с возникновением классового общества. По народным легендам, в киреметей превращались души угнетателей, которые при жизни их на земле причинили много горя трудовому народу. Часто образ киреметя соответствует облику феодала - чувашского или пришлого. Жертвоприношения киреметям совершали в специальных культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и назывались киреметями же. Это - огороженные места квадратной или прямугольной формы в длину с запада на восток 40-60 сажен, в ширину с севера на юг- 30-50 сажен. Сооружение имело трое ворот: с востока (для ввода жертвенного животного), запада (для входа людей) и севера (носить воду). У западных ворот помещалось деревянное крытое здание с тремя (северной, западной и южной) стенами, с лавкой внутри. В помещении варили приносимых в жертву животных. Впереди помещения стоял жертвенник, на который ставили мясо жертвенного животного. Это мясо съедалось участниками моления. Шкуры приносимых в жертву животных вешали на деревьях или столбах. Каждое селение имело свой киреметь. Устраивался также общий киреметь на несколько селений, который русские в шутку называли соборным. За культовым сооружением ухаживал качавар (мачаур) или кёлё пудлахё (глава святилища).

Жрецы чувашской языческой религии - юмзи и мачауры - имели в сельском обществе очень большую силу и значение. Они оказывали на язычников немалое воздействие. Звание юмзи было наследственным. При любых несчастных случаях и болезнях чуваши обращались к нему, принося солидное вознаграждение. В мачауры выдвигались авторитетные мужчины, хорошо знавшие языческие ритуалы. Мачаур собирал средства на общественные жертвоприношения (приобретение жертвенного животного и прочее), совершал обряды молений и жертвоприношений. Часть собранных средств он присваивал. Юмзи и мачауры стремились как можно чаще проводить жертвоприношения, но они были тягостны для крестьян. Последние, как писал К. С. Милькович, «не получа свободы от болезни или несчастья, ропщут на свою веру, на изобретателей своих преданий и на киреметей». В предании о юмзе Топае, жившем еще при Иване IV, говорится: «У Топая в саду было жертвенное святое место, куда желающие принести богу жертву могли приводить по четвергам и пятницам однолетних баранов. Так как молитву при приношении жертвы должен произнести юмзя Топай, за это он получал непременно половину приносимого в жертву барана, иначе жертва не могла быть принятой богом. Если кто не желал эту половину отдать ему, Топай не допускал того до жертвоприношения».

Языческая религия регламентировала жизнь и быт чувашей, в какой-то мере даже их хозяйственную деятельность. Она играла важную роль в сохранении и сплочении чувашского этноса, препятствовала его ассимиляции другими народами, являлась составной частью национальной культуры. Велико было ее значение в поддержании добрых нравственных устоев, милосердия и порядочности в чувашском обществе. В ней чуваши находили утешение, веру в спасение в трудные времена.

В XVI-XVIII веках духовная культура чувашей, как и любого другого народа, была разнообразна и богата. В фольклоре отразились народные знания по сельскому хозяйству и агрономии, строительному делу, домоводству, метеорологии, особенно по предсказанию погоды по приметам, календарю, метрологии, лечению болезней, домашнему и общинному воспитанию и обучению детей. Народное искусство было представлено высокохудожественной резьбой по дереву и чудесной, богатейшей вышивкой. Широкое разнообразие жанров и форм, богатое содержание было характерно для чувашского устного народного творчества. Песни подразделялись на трудовые, хороводные, игровые, посиделочные, пирушечные (гостевые), культово-обрядовые, свадебные, рекрутские, исторические и др. В чувашских песнях, одноголосных в основном, редко двухголосных, преобладала пентатоника. Напевность, большая мелодичность сочетались в них с яркой выразительностью. Для многих чувашских песен был характерен образный параллелизм - сопоставление мыслей и переживаний поющего с картинами природы. В устной словесности чувашей широко были представлены сказки (волшебные, о животных, бытовые, нравоучительные и др.), мифы, легенды и предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры и заклинания. Жизнь крестьян проходила не только в напряженном труде и социальной борьбе. Народ умел и веселиться, радоваться. В течение года в дни или недели, более или менее свободные от сельскохозяйственного труда, проводились народные праздники и обряды, связанные в какой-то степени и с языческими верованиями, и увеселения: сурхури - зимний праздник в честь приплода скота и урожая хлеба, сыварни - проводов зимы и встречи весны, калым и сэрен (вирем) - весенние праздники с обрядом изгнания зимы и злых духов, семик - праздник весеннего цветения, общественные поминки покойников на кладбищах, агатуй - массовые увеселения по завершении весеннего сева, спортивные состязания, уйчук- жертвоприношение и моление об урожае, уяв (синче)-пора отдыха людей, рабочего скота перед страдой, молодежных игр и хороводов, сюмыр-чюк - обряд выпрашивания дождя, авын-пити - праздник в честь урожая, чюклеме - моленье Сюльди торе и божествам, управлявшим земным миром, юба - осенние общественные поминки. Большинство праздников и обрядов сопровождались песнями и плясками. Зимою один раз чувашский крестьянин проводил пирушку, пригласив родственников и близких знакомых.

В социальном плане чувашское общество XVI-XVIII веков не было однородным. С вхождением Чувашии в состав Российского государства чувашские феодалы, поддерживавшие новую власть или лояльные к ней, сохранили свои права и земли. Они были причислены к сословию средних и мелких служилых людей. Из чувашей были единичные окружные князья пу. Таким в начале XVII века являлся Темей Теняков, живший в дер. Князь-Теняково (Пукасси, ныне дер. Большое Князь-Теняково Чебоксарского района). В предании, записанном в 1969 году в дер. Начар-Чемурша (ныне слита с дер. Синьялы Чебоксарского района), сообщается, что в старину в этой деревне жили чуваши и татары. В то время здесь хозяйничал князь Тенякин (так в предании). Очень злым и жадным был он, отнимал у крестьян земли. Татары все покинули деревню. Многие чуваши сбежали в дер. Шакулово (ныне село в Канашском районе). В Начар-Чемурше осталось лишь семь бедняков. Тогда и прозвали деревню Начар (Плохая). В XVI-XVII веках в Чувашии насчитывалось около двухсот сотенных и десятных {дёрпу и вунпу) князьков, которые впоследствии назывались сотниками, и тарханов. Они, владея небольшими поместьями, участвовали в управлении чувашскими крестьянами, будучи назначаемы волостными сотниками, и несли военную службу на коне и с оружием. В XVI-первой четверти XVIII века довольно многочисленную группу мелких служилых людей составляли служилые чуваши, основной обязанностью которых являлась военная служба. Они были во многих чувашских селениях. После сооружения Симбирской укрепленной линии большинство служилых чувашей было переведено на эту линию, где им были пожалованы поместья по 50-75 и более десятин каждому. Часть служилых чувашей была переселена и на Сызранско-Пензенскую линию. Общая численность служилых чувашей достигала трех тысяч человек. Часть сотников, тарханов и служилых чувашей, принявших крещение, была переведена в местные города, где они составляли группу служилых новокрещенов.

К концу XVII века сотники и тарханы слились со служилыми чувашами. Сословие служилых татар, чувашей и мордвы было ликвидировано в 1718-1724 годах: они были причислены в разряд государственных крестьян и приписаны к разработке корабельных лесов. В чувашской ясачной, с 1724 года - государственной деревне постоянно вырастала и существовала официально не признанная патриархально-феодальная прослойка в лице пуянов (богатеев) и коштанов. Пуяны обогащались на экономической основе. Коштаны же, выступая в качестве ходоков но мирским делам и становясь агентами воевод и приказных служителей, собирали с крестьян солидные суммы для «ведения дела», способствовали вымогательствам представителей власти, обогащались. Пуяны и коштаны эксплуатировали общинников.


1. История чувашей

Чуваши - третий по численности коренной этнос Поволжско-Приуральского региона. Их самоназвание: чаваш.
Первое письменное упоминание чувашского народа относится к 1551 году, когда, по словам русского летописца, царские воеводы «чувашу и черемису и мордву привели к правде». Однако к тому времени чуваши прошли уже долгий исторический путь.
Предками чувашей были племена поволжских финнов, которые в VII-VIII веках смешались с тюркскими племенами булгар и сувар, пришедшими на Волгу из приазовских степей. Эти племена составили основное население Волжской Булгарии, павшей в начале XIII века под ударами монголов.
В Золотой Орде, а позднее в Казанском ханстве чуваши относились к числу ясачных (податных) людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками.
Вот почему в 1551 году чуваши добровольно вошли в состав России и деятельно помогали русским войскам в овладении Казанью. На чувашской земле были построены крепости Чебоксары, Алатырь, Цивильск, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.
Эта сложная этническая история чувашей привела к тому, что каждому десятому современному чувашу присущи монголоидные черты, 21 % чувашей - европеоиды, остальные 68% относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам.
В составе России чуваши впервые обрели свою государственность. В 1925 году была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1990 году в Чувашскую республику.
В годы Великой Отечественной войны чувашский народ достойно выполнил свой долг перед Родиной. 75 воинов-чувашей удостоены звания Героя Советского Союза, около 54 тысяч человек награждены орденами и медалями.
По данным переписи населения 2002 года, в России проживает 1 млн. 637 тысячи чувашей. Из них более 45% живут за пределами своей исторической родины - в Башкирии, Удмуртии, Татарстане и других областях Поволжья.
Уважение к соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве. В современной Чувашии нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей и татар.

2. Религия

Изначальной религией чувашей было языческое многобожие. Потом из множества божков и духов выделился верховный бог - Тура.
Но в XV-XVI веках у него появились могучие конкуренты - Христос и Аллах, которые вступили с ним в спор за души чувашей. Принятие ислама вело к отатариванию, ибо мусульманские миссионеры требовали полного отречения от национальности. В отличие от них, православные священники не принуждали крестившихся чувашей к отказу от родного языка и обычаев. Более того, обращенные в христианство освобождались на несколько лет от уплаты налогов и рекрутских наборов.
Поэтому к середине XVIII века основная масса чувашей выбрала христианство. Часть чувашей, приняв ислам, отатарилась, еще часть осталась язычниками.
Впрочем, крещеные чуваши по существу еще долгое время оставались язычниками. Служба на непонятном церковнославянском языке была им совершенно чужда, назначение икон непонятно: считая их идолами, которые доносили «русскому богу» о поступках чувашей, чуваши выкалывали изображениям глаза, ставили их ликом к стене.
Однако же обращение чувашей в христианство способствовало развитию просвещения. В церковных школах, которые открывались в чувашских селениях, вводился родной язык. Накануне первой мировой войны в крае насчитывалось около тысячи служителей культа, тогда как народных учителей было только 822 человека. Так что большинство чувашей могло получить образование только в церковноприходских школах.
Современные чуваши в массе своей - православные, но отголоски языческих обрядов сохранились до сих пор.
Более южные области сохранили свое язычество. Праздничным днем у чувашей-язычников и в настоящее время является пятница. По-чувашски ее называют эрнЕ кун «недельный день», или уяв кун: «праздничный день». Готовиться к нему начинают в четверг: вечером все домашние моются, стригут ногти. В пятницу надевают белую рубаху, в доме не зажигают огня и не работают, сидят на улице, беседуют, одним словом, отдыхают.
Свое древнее верование чуваши именуют «обычаем старых», а нынешние чуваши-язычники гордо называют себя «истинными чувашами».

3.Культура и традиции чувашей

Чуваши - тюркоязычный народ. В их языке наличествуют два диалекта: виръял - у «верховых» и анатри - у «низовых» чувашей.
Чуваши, как правило, люди дружелюбные и терпимые. Еще в старину в чувашских селах говорили: «Хлеба у Бога каждый просит на своем языке. Почему же вера не может быть разной?» Чуваши-язычники терпимо относились к крещеным. Принимая в свою семью крещеную невесту, они позволяли ей по-прежнему соблюдать православные обычаи.
Чувашская языческая религия разрешает все, кроме греха. Если у христиан грех можно замолить, у чувашей - нет. Значит, и не надо его совершать.
Для чувашей очень многое значат родственные связи.
Родственников зовут на любое торжество. В гостевых песнях пели: «Нет никого лучше наших родственников».
Свадебные церемониалы у чувашей жестко регламентированы. Случайный человек попасть сюда не может - только приглашенные и только родственники.
Важность родовых связей отразилась и в погребальных обычаях. За поминальный стол приглашают не менее 41 человека. Накрывают богатый стол и специально по этому поводу режут барашка или корову.
Наиболее обидным сравнением у чувашей считается слово «мескен». Однозначного перевода на русский язык не существует. Смысловой ряд получается довольно длинным: робкий, жалкий, покорный, горемычный, убогий...
Важным элементом чувашской культуры является национальная одежда. Каждая чувашская женщина непременно мечтает иметь «хушпу» — головной убор замужней женщины с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья» — шлемовидная шапочка с наушниками и подвесками, сплошь покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «асран кайми» начинается со слов: «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях.
Так что другим народам есть чему поучиться у чувашей.


Организация воеводского управления.

После вхождении Чувашей в состав России. Изменения в управлении чувашского края. Была установлена Российская Система управления. На территории возникли ряд крепостей. Возле городов сторожевая служба.

Частые набеги выдвинули перед правительством строительство засечных черт. Направлялись крестьяне зимой. А летом они занимались с/х.

В 1578 году – Тетюши-Алатырь-Темников. Эта линия состояла из Тетюшской, Карлинской и Алатырской засечных черт.

В 1648-54 – построена Симбирская укреплённая линия, которая тянулась от Симбирска (в наше время город Ульяновск) через Саранск до Тамбова, где соединялась с Белгородской линией. Симбирская линия состояла из Симбирской, Карсунской, Саранской засечных черт.

В 1652-56 годах – была проведена Закамская укреплённая линия, а в 80-ых годах 17 века построена Сызранско-Пензинская укреплённая черта.

С возведением городов крепостей безопасность была обеспечена и это благоприятствовала для населения. Засечные черты защищали, способствовали колонизационным движениям.

Населению создали все условия чтобы мирно жить и вести хозяйство. Кол-во полученного урожая повышается, увеличивается рабочий продуктивный скот. Они начинают заселяться на другие территории. На севере Чувашии с ростом населения земель всё меньше и меньше. (По данным 1670 годов в бассейне реки Камы имелось 45 000 десятин не занятых плодородной земли.) Заселение началось в середине 16 и продолжалось до 18 века.

Причины переселения:

1. Были в безопасности.

2. На севере слишком плотное население.

3. Южные земли плодородные.

4. Правительство и местные органы поощряли крестьян, которые переселяются.

5. Многие из них считали это возвращением на родину.

Тем крестьянам, которые переселялись, им выдавались документы на землю. На севере планировка деревень Кучко образное. А на юге вытягиваются вдоль рек.

Образование общин.

Простая община – одна деревня. Наказание - изгнание из общины. Община имеет определённые земли: леса, реки. Иногда две общины объединяются если находятся рядом и конфликтуют. Дочерние общины образуются из материнских общин. Имеют каждое своё название. Если человек умирает в дочерней то везут тело на материнскую общину. И оформление некоторые документов тоже ехать туда. И когда расстояние между ними большое то это неудобно и они становятся отдельными общинами. В некоторых случаях дочерние общины объединятся. Сложная община – от 2 до 10 поселений.

На севере чувашей очень много деревень с окончанием – кассы. (Лапракассы, Атликассы, Яровойкассы, Бобылькассы, Орапакассы.)

Сложные общины возникали у ясачных (государственных) крестьян. В помещичьих селениях их не было. К образованию сложных общин ввело выделение выселков от материнских селений. Однако в Казанской губернии в числе государственных крестьян были Чуваши, Марийцы, Татары. У татарских государственных крестьян сложных общин было очень мало. Хотя и татарские селения выделяли выселки.

Дочерние селения у татар в большинстве случаев превращались в самостоятельные общины а у Чувашей и Марийцев это случалось изредка.

(Это случалось потому что в условиях государственного закрепления земельных угодий за определёнными общинами и при консервативности порядков управления в русском государстве наличие у Чувашей довольно заметных патриархально-родовых пережитков, родовых связей и общинных традиций препятствовало превращению дочерних селений в самостоятельные общины.)

Кустовое расположение появилось в следствие выселкового характера населённых пунктов в лесистой местности приведшего к образованию сложных общин. Линейное расположение селений юга-востока результат сравнительно позднего освоения степной местности переселенцами.

С 1678-79 годов по решению царского правительства помещичьи, церковно-монастырские и дворцовые крестьяне были переведены на подворное налогообложение (это значит налог брали с одного двора), а основная часть не русского населения (чуваши, марийцы, удмурты) продолжали платить ясак. Кроме ясака платили специальные налоги. Двух видов: 1. Общероссийские (ямские, полоняницкие). 2. Местные налоги (недельные, ездовые, лесовые (бревенные)).

На счёт налогов:

С начала 70-ых годов 17 века в некоторых уездах региона правительство стало заменять лесозаготовку денежными выплатами. В 80-ых годах подобная практика привела к тому, что не русское население в основной массе стало платить лесовые деньги. Лесовые деньги предназначались на содержание в основном для служивых людей в военной крепости царизма в Среднем Поволжье Казани.

Бондырное дело – изготовление бочек, корзин, деревянной посуды, телег, саней, сыромятное дело, обработка костей, рогов и т.д. Также было и Кузнечное дело. Но им запретили чтобы они не производили оружие. Им занимались русские. В городах Чувашей находились большое кол0во ремесленников: портных, сапожников, кузнецов, оружейников. Развивалась мекая промышленность. В Чебоксарах, в Алатыре, Порецком и других метах появились солодовенные, пивоваренные и винокуренные предприятие. В Чебоксарах возникли Кожевенные, солодовенные, колокольные заведения. В Сурских лесах действовали производство поташа (сырьё для производства пороха). Чувашия имела хорошие реки. Давало возможность для развития торговли. В торговле значительную роль играли осламчеи. Но с середины 17 века они уступают русским купцам. Основными центрами торговли становятся посады.

В 1670-71 – чуваши участвовали в восстании Степана Разина. (Максим Осипов один из атаманов. Присоединил к себе 15 000 Чувашей). Центром повстанцев – село Сундырь. (вроде).

Лекция №7

Согласно губернской реформе 1708г. Чувашия полностью вошла в Казанскую губернию, а в 1814г частично отошла в Нижегородскую. Уже с первой половины 90ых годов 17 века было издано несколько указов об увеличении срока пребывания воевод в своей должности, что сделало более стабильным и квалифицированным ее исполнение. В январе 1699 Петр провел реформу городского управления, причиной проведения реформы послужило огромное количество жалоб со стороны крестьян и мещан на произвол воевод. В Чебоксарах была создана земская изба. Вместо воевод управлять стали бургомистры. Только 1721-22 были введены новые изменения, земские избы были заменены городовыми магистратами. Они подчиняли Главному магистрату. Городской магистрат занимался только городским населением. До реформы 1727г. административное устройство страны представляло собой доли, провинции и дискрикты. Несмотря на то что в уездных центрах появились новые должности комендантов и ландратов фактически по своим функциям они напоминали воевод 17 века, наделенных административными, судебными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В 1719-22 годах правительство ввело в губерниях штаты провинциальных воевод, фискалов, земских комиссаров и камериров. В 1719-20 годах система воеводского управления была приспособлена к губернской организации. Территория Чувашии оказалась в Свияжской, Алатырской, Казанской и Симбирской провинциях казанской и нижегородской губернии. Провинциальные воеводы руководствовались едиными наказами. Правительством была восстановлена традиционная должность воеводы. По времени это совпадало с внедрением коллежской системы управления и подушного сбора налогов. Хотя это приводило к увеличению штата служащих и дополнительным расходам, но вместе с тем названные меры были нацелены на эффективность сборов государственных податей и повышение ответственности региональных чиновников. С другой стороны планировался постепенный переход к новой, усовершенствованной системе. Реорганизация коснулась как перераспределения прежних функций воевод так и поиска новых должностей. Сравнительно с прошедшими периодами наметилась тенденция формирования трехуровневой системы местного управления (губерния, провинция, уезд).

В 1727 году городовой магистрат переименовали в ратушу и подчинили уездным или провинциальным воеводам и губернаторам. С 1730 года стали назначать на 2 года, с 1760 года воевод выбирали на 5 лет.

Согласно «Наказу» 1728 года уездные воеводы как и провинциальные были наделены широкими административными, финансовыми, судебными, военными и полицейскими полномочиями. В аппарате воеводских учреждений трудились канцеляристы, подканцеляристы, копиисты. При канцеляриях были рассылщики, сторожи. Во главе губернии – губернатор, провинции – провинциальный воевода, уезда – уездный воевода. Все канцелярские чиновники теперь получали денежное жалование. При Петре статус города зависел от числа населения. Включение священнослужителей в управление многонациональной и поликонфессиональный среды среднего Поволжья облегчило труд воеводских чиновников. Теперь царские указы, выборы волостных сотников проводились при участии духовенства. Такая система дала результаты в период насильственной христианизации. Чувашия была втянута в реформы, которые затронули все государство. Органы управления, прежде всего, выполняли финансовые функции, ведали сбором таможенных и многих оброчных сборов и пошлин. На них была возложена в основном продажа предметов государственной монополии: соли, вина, табака, содержание казенных мельниц. В связи с этим при магистратах состоялись таможни (до 1754г), кружечные дворы, соленые амбары, магазины и склады. Выдавали паспорта посадским и цеховым людям, оформляли проезжие, верующие и свидетельственные письма для ведения торговли и нотариальной записи. Судили посадских людей по гражданским делам, рассматривали споры между посадскими и крестьянами, следили за общественным порядком в городе, задерживали беглых, предпринимали меры к охране города. По губернскому указу каждый житель должен следить за порядком перед своим домом, иначе платил штраф.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...