Эволюция и развитие мифов. Мифы и суеверия


Кровосток
Желоб на лезвии клинка, который ошибочно называют кровостоком, на самом деле - дол. Его делают для того, чтобы достаточно толстое и прочное оружие имело меньший вес. Стоку крови он не способствует.

Акулы-убийцы
В период между 1916 и 1969 годами всего в мире было зарегистрировано 32 нападения белой акулы, самого крупного и опасного вида, на человека. 13 из них со смертельным исходом, т.е. менее одного случая в год. Если добавить других акул, например тигровую и голубую, то число жертв возрастет, но все-таки не настолько, чтобы сравниться с числом людей, ежегодно умирающих от нападения собак.

Дождливый Лондон
В Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, в Риме 760, во Флоренции 870, в Милане 1000, а в Генуе даже 1100. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.


Арабские цифры придумали арабы
Арабские цифры пришли к нам из Индии. Просто арабы принесли оттуда эту форму записи чисел, которая потом распространилась через Северную Африку и Испанию в Европу. Истинное преимущество арабских цифр по сравнению с римскими не в их написании, а в позиционной системе счисления, при которой "вес" цифры определяется ее положением. Так, 5 в числе 15 означает всего лишь пятерку, а в числе 2523 — пять сотен (ведь 2523 — это 2 раза по тысяче, 5 раз по сто, 2 раза по десять и 3).

"И все-таки она вертится!.."
Галилей никогда не произносил таких слов. Их нет ни в протоколах инквизиции, ни в письмах Галилея, ни в каких-либо иных современных ему письменных источниках. Первое упоминание об этих словах - в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" ("Querelles Litteraires") аббата Ирелли, который, похоже, просто их придумал.

У индейцев красный цвет кожи, у китайцев - желтый
Миф о "краснокожести" индейцев изобрел шведский ученый Карл Линней, который в XVIII веке разделил людей на "homo europaens albescens, homo americus rubescens, homo asiaticus fuscus, homo africanus niger" (европейский белый человек, американский красный человек, азиатский желтый человек, африканский черный человек), но не учел, что красный цвет лица американских индейцев часто связан с цветом их боевой окраски. Естественный цвет лица индейцев — бледно-коричневый. Чтоб два раза не вставать: типичный китаец нисколько не желтее типичного европейца. Впервые упоминание о желтом цвете кожи появляется в XVIII веке, когда начали делить человечество на расы. При этом "потребовалась" промежуточная раса между белыми на севере и черными на юге. Тут-то и изобрели желтую расу, к которой вначале причислили индийцев, а потом, так сказать, официальным декретом приписали и китайцев. Как правило, изобретатели этой классификации в глаза не видели никого, кроме европейцев.

Поход Наполеона против России обернулся катастрофой из-за суровых морозов
Известна фраза Наполеона: "Нас победила зима, мы стали жертвой русского климата", однако это — не что иное, как нежелание признать собственные ошибки. На самом деле погода в течение почти всей русской кампании была средней — пожалуй, даже более теплой, чем обычно. Сохранились свидетельства очевидцев, которые утверждают: средние показатели температуры в октябре, когда французы уже начали отступать к Киеву и Варшаве, составляли 10, в Ревеле и Риге — 7 градусов выше нуля. Даже к концу ноября при знаменитом переходе через Березину река еще не была скована льдом. Ужасные потери французской армии, оставлявшей Россию, были вызваны никуда не годным планированием, и погода здесь была ни при чем. Покидая Москву, армия имела запасы фуража для лошадей всего на одну неделю, поэтому лошади и дохли как мухи. Даже в ноябре температура в Киеве все еще была выше нуля, о чем имеются неопровержимые свидетельства, да и самая холодная ночь под Смоленском, когда температура упала до минус 8 градусов. Сильные холода действительно наступили в России, но только в декабре, через несколько недель после того, как армия Наполеона бежала из страны.

Пауки — насекомые
Относить пауков к насекомым совершенно неправильно. Они относятся к классу арахнидов, которые во многом отличаются от насекомых: у них нет усиков-"антенн", у них четыре пары ног, а не три, как у насекомых.

"Религия - опиум народа"
Это чеканное определение принадлежит не Марксу и не Ленину, как думают все, а немецкому писателю Новалису. "Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу", — написал Новалис в 1798 году. Кстати, большинство других "марксистских" изречений также принадлежит не марксистам: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей" (Жан-Поль Марат), "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (Карл Шаппер), "Диктатура пролетариата" (Бланки), "От каждого по способностям, каждому — по потребностям" (Луи Блан), и так далее.

Скальпирование пришло от индейцев
Обычай снимать кожу с головы в качестве трофея и символа триумфа был известен уже в древности. Скифы срезали кожу с головы своих врагов — об этом свидетельствует Геродот. Подобная практика была распространена среди народов Западной Сибири и у древних персов. Напротив, американские индейцы не отличались такой жестокостью. Некоторые историки вообще сомневаются, что индейцы прибегали к скальпированию до прихода белых людей. Именно белые, а отнюдь не краснокожие, начали снимать кожу с головы поверженных врагов (ведь для получения назначенной премии надо было предъявить скальп). Поначалу снимание скальпа было известно только на востоке теперешних Соединенных Штатов, в нижней части реки Святого Лаврентия и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.

Столбняком можно заболеть, наступив пяткой на ржавый гвоздь
Столбняк, или тетанус, передается бактерией Clostridih3m Tetani, которая размножается в кишечной флоре травоядных животных. С их испражнениями бактерия попадает в почву. Если, конечно, гвоздь лежал в навозе, а потом его острие попало в пятку, можно заразиться столбняком, но ржавчина здесь ни при чем.

Чтение в сумерках вредно для глаз
Ничего подобного. Это так же вредно для глаз, как, скажем, фотографирование при плохом освещении — для фотокамеры, то есть никак. Конечно же, чтобы рассмотреть буквы при плохом освещении, нам надо сильнее напрягать глаза и результатом может быть головная боль, но глазам это не вредит.

Сбритые волосы отрастают быстрее, и становятся жестче и темнее
Результаты клинического исследования образца 1928 года показывают, что волосяной покров на выбритых участках тела ничем не отличается от других, не затронутых бритьем мест. Причина заблуждения в оптическом обмане. Срезанные верхушки отрастающих после бриться волос в первое время кажутся более заметными, но со временем эта разница полностью исчезает.
Древние скандинавы, считали, что ногти мертвецов продолжают расти после смерти, и служат строительным материалом для Нагльфара. Видимо, этот мрачный мифологический образ глубоко врезался в подсознание современных европейцев: многие до сих пор считают, что волосы и ногти покойников растут, как у живых людей. И тем не менее, это не так: рост ногтей и волос требует постоянного поступления питательных веществ и сложных механизмов гормональной регуляции - и то и другое возможно только в живом организме.

Викинги носили рогатые шлемы
Заблуждение возникло тогда, когда был найден ритуальный шлем шамана, украшенный рогами. Но скандинавские воины не носили рогов - такая форма шлема была неустойчива и опасна. Шлемы викингов были похожи на шлемы русских витязей: куполообразные или круглые.

32 зуба - это норма
Норма сия была актуальна в неандертальские времена, когда челюсти предков людей были крупнее. Сейчас норма для человека - 28 зубов. Остальные 4 - это "зубы мудрости", которые прорезываются обычно лет в 15-20. Зачастую они "появляются на свет" уже гнилыми или начинают быстро портиться. Их нередко приходится удалять.

Шумел камыш
То, что подразумевают обычно под камышом - прибрежное растение с коричневыми "плюшевыми" свечками - не камыш вовсе. Это рогоз. А камыш - светлое растение с метелочками на концах стеблей.
Внутри рогоза - мочалистого вида "начинка", из которой делали грубую ткань - рогожу. Камышины же по-тростниковому полые и хрупкие.

Ёжик ест грибы и яблоки, перенося их на своей спине
Ежи - хищники, их излюбленная пища - лягушки, черви, насекомые и мелкие животные - полевки, например. Яблок еж не ест. И тем более - не переносит на своих колючках. Это заблуждение.

Красное вино делают из красного винограда, белое - из белого
Сок большинства сортов винограда - светлый, и если после дробления ягод его отделяют от кожицы и более плотных частей ягоды, то вино, полученное из этого сока, всегда будет белым. Таким образом, белое вино можно получить изо всех белых и розовых сортов винограда, а также из большинства красных (за исключением двух-трех с окрашенной мякотью).

23 мая 2015

В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.

Что такое миф?

Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой общественного сознания, а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.

Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.

В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.

Видео по теме

Антропогонические мифы

Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.

Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.

Китайский взгляд на сотворение мира

Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Китайская мифология

Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще не существовало. Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.

Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в мифах Китая обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.

Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Особенности мифологии

Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?

Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем этапе развития человечества. Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления - образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот вид мышления отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.

Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.

Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос - откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Разнообразие и польза для ребенка

Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.

Одно из требований к игрушкам - они должны развивать ребенка.

Что такое развивающая игрушка? Что она развивает? В чем ее отличие от обычной?

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Елены Смирновой «Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии», написанной на основе психолого-педагогических исследований Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые, по сути, имеют весьма отдаленное отношение к реальности.

Миф первый: «Развивающие игрушки учат»

Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Такое представление укоренилось не только в сознании, но и в практической жизни многих людей. Более того: развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать - причем очень быстро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр.

Прилавки книжных и детских магазинов ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, призывающих родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, пособие для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, что с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число «необходимых для жизни» пособий возрастает.

С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители, вместо того, чтоб предложить ребенку для игры пирамидки и кубики, покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает картинки в книжке и сообщает:

«Это красный квадрат. А это синий треугольник. Покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?».

Ребенок - не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться.

Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие - это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы.

Все эти знания для ребенка - формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребенка. Сейчас все чаще встречаются случаи «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает - не может даже приблизительно объяснить, что же он за минуту до этого так бойко прочитал. Чтение для такого ребенка - механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребенок, скорее всего, будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова.

О каком же развитии можно тут говорить?

Миф второй: «Развивающие игрушки тренируют ум»

Многие родители понимают развитие ребенка как развитие интеллектуальное. С этой точки зрения наиболее полезными оказываются головоломки, или логические задачи.

В крайнем случае - пазлы. И если ребенок долго может сидеть над такой «игрушкой», в особенности, если у него что-то получается, родители полагают, что он развивается. Но это глубокое заблуждение. Ребенок может часами собирать пазлы наугад, механически подбирая детали по форме, - и при этом даже не замечает, какую картинку он собирает. Может крутить в руках головоломку, перебирать ее отдельные части, - и при этом не очень понимает, почему у него получается (или не получается) та или иная конструкция.

Для взрослого, даже для младшего школьника задачки такого типа действительно могут быть увлекательными и полезными.

Но для дошкольника - для ребенка, не достигшего возраста 6-7 лет, - тренировка интеллекта и решение умственных задач вряд ли будет иметь развивающее значение. У большинства детей (за исключением некоторых вундеркиндов) нет реальной мотивации к этой деятельности.

Дошкольник познает мир и участвует в нем своей общей практической активностью - за счет физических (а не умственных) действий, за счет высказываний, переживаний и замыслов.

Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит - с интересом и удовольствием. Для малыша полноценное развитие тесно связано с эмоциональным благополучием, с развитием социального чувства. Ведь в дошкольном возрасте, прежде всего, формируется душевный мир ребенка, его мировоззрение, его самосознание и отношение к другим людям.

Невозможно назвать развитым ребенка, который с большим или меньшим успехом собирает пазлы, но не умеет общаться и не понимает смысла сказок. Развитие ума и интеллектуальных сил - это задача следующего периода - школьного возраста. И происходит оно не в игре с игрушками, а совсем в другой деятельности.

Миф третий: «Развивающие игрушки современны и высокотехнологичны»

Порой родителям кажется, что их детям не нужны куклы, звери и машинки. Эти игрушки, бывшие верными друзьями малышей полвека назад, сегодня безвозвратно устарели и не могут способствовать главной задаче - развитию. Сейчас детям нужны совершенно другие вещи, которых не было в годы детства их родителей. Они оснащены электронным, высокотехнологическим оборудованием, превращающим их в небольших интерактивных роботов, очень похожих на настоящих зверей и детей.

Современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.

Куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями. Например, кукольный младенец при нажимании определенного рычага на спине начинает через каждые 40–50 секунд произносить команды: «Мамочка, спой мне песенку!»; «Мне скучно, давай поиграем!»; «Мамочка, покорми меня!».

Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку. Например, медвежонок, щенок или котенок «обожают» обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос хозяина.

Уже не нужно ничего изобретать и придумывать: все имеется в готовом виде. Пожалуй, вершиной игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть назад.

Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими. С игрушками, оснащенными такими техническими возможностями, ребенку не нужно играть: роботы-младенцы и роботы-щенки не требуют ничего придумывать, не побуждают воображение работать. Действия с такими игрушками стереотипны и однообразны: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Облегчая ребенку игровую задачу, мы, тем самым, вынуждаем его сводить игру к однообразным и стереотипным движениям, ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит - тормозим его развитие.

Это только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой. На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения. А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Ему остается быть пассивным наблюдателем. А это очень быстро надоедает. И совершенная в техническом отношении игрушка оказывается заброшенной в дальний угол. Ей на смену требуются все новые и новые роботы - с новыми «наворотами», что полностью соответствует законам общества потребления, но плохо соотносится с законами детской психологии.

«Хорошая» кукла должна оставлять ребенку простор для собственной фантазии, для возникновения собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.

Главные качества детской игры - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Им нет места рядом с технологическими зомби.

Миф четвертый: «Развивающие игрушки - это работающие копии взрослых предметов»

Все больше распространяется мнение, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, а именно прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество приборов для детей, которые почти точно воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере: маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, - настоящие детские компьютеры.

Сюда же можно отнести так называемые «наборы визажиста» или «наборы парикмахера», ставшие необычайно популярными в последнее время. В набор, как правило, входит женская голова (в натуральную величину или ее уменьшенная копия), предназначенная быть своего рода тренажером для создания причесок или макияжа. К ней прилагаются необходимые принадлежности - расчески, заколки, косметика и другие подобные вещицы. Иногда они хранятся внутри головы, которая, как коробка, открывается и закрывается.

Считается, что, играя с такой «головой», малыш между делом может освоить некоторые практические навыки - например, научится делать прически или пользоваться современной техникой. Однако игра с такими предметами - далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно (и это часто делается) использовать игру исключительно в обучающих целях, но тогда ее главные, специфические функции отходят на второй план или полностью вытесняются. Например, можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами. Тогда имеет смысл использовать настоящие или электронные весы, на которых дети будут взвешивать разные предметы, определять стоимость «товара».

В подобных играх дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находиться действия с весами и другими предметами, а главное содержание игры - отношения между продавцом и покупателем, стремление вжиться в выбранную взрослую роль и ей соответствовать - будет отодвинуто на второй план. Настоящая игра - это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки».

Когда он крутит баранку руля или делает кукле уколы, он не обучается действительно водить машину или лечить больных. Но то, что он получает за счет этой игры, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым.

Специфические предметы нужны ему всего лишь как атрибуты, знаки, помогающие войти в роль, и они не должны перетягивать на себя внимание ребенка, не должны вытеснять из поля его внимания человека.

Чем более детализированным и развернутым является практическое действие, тем более свернутым и неосознанным становится внутренний план игры - ролевые отношения, переживание себя в новом качестве, продумывание сюжета. Свернутость или развернутость игрового практического действия во многом зависит от игрушки - от степени ее сложности и реалистичности. Поэтому предметы для игры не должны быть действующими копиями реальных предметов. Они не должны перетягивать на себя все внимание ребенка. Их задача - оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию. Обобщенность и условность игровых действий является признаком того, что главными для ребенка стали отношения между участниками игры и что эти отношения эмоционально переживаются.

Миф пятый: «Развивающие игрушки - это вовсе не игрушки, а электронные и компьютерные игры»

Современные дети, полагают взрослые, быстрее умнеют и раньше взрослеют. Им предстоит жить в совершенно ином обществе - технологичном и компьютеризированном. Детям потребуется освоить огромный объем информации и овладеть главным средством современной жизни - компьютером. Поэтому традиционная детская игра - это пустая трата времени, праздная забава, которая ничего не дает для будущего. Значительно важнее, не теряя времени, приобщить малыша к компьютеру - чем раньше, лет так с трех-четырех. Тем более, что для этого есть всем известное действенное средство - компьютерные игры. И родители усаживают дошкольников за компьютеры и снабжают их электронными играми. А точнее сказать, «подсаживают» малышей на эти игры.

Маленькие дети с удовольствием включаются в это занятие. Они могут часами сидеть за игрой, удивляя взрослых своими успехами. Они быстро овладевают работой с клавиатурой, мышкой, с разными программами. Но со временем родители замечают, что ребенка все труднее оторвать от компьютера: он уже не хочет общаться со сверстниками, слушать сказки или бегать во дворе. Компьютер поглощает все его силы, время и интересы. При этом для ребенка компьютер становится не средством для работы или получения информации, а полновластным хозяином его воли, ума и души. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.

Итак, все «игрушки», упомянутые выше, отнюдь не являются развивающими. Более того, они вообще не являются игрушками.

Настоящая игрушка - это средство для детской игры.

А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность для ребенка - дошкольника.

Вы покупаете ребенку игрушки? Помните: главная задача игрушки - быть средством для игры, будить воображение ребенка, подсказывать ему сюжетные ходы. Только та игрушка может считаться развивающей, с которой можно интересно, разнообразно и осмысленно играть.

Материал подготовила педагог - психолог Антонова Вера Григорьевна

  1. Смирнова Е., Абдуллаева Е., и др. «Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии», изд-во «ЛомоносовЪ», М., 2009

Мотивация к самопознанию возникает по разным причинам. Обычно, когда все ужасно и человек болен физически или душевно, у него рождается страстное стремление к преодолению препятствий, нищеты, неприятностей и боли. Тогда он ищет возможность изменить или исцелить ситуацию, но зачастую не самого себя. Это происходит через тренинги, чтение духовной литературы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, занятия по самопознанию, преодолению бессознательных ограничений и страхов.
На этом этапе школы, тренинги, религии, святые выступают лишь как опоры в желании утвердиться в правильности своей картины мира. И если они «не оправдали высокого доверия», то должны быть преданы анафеме. Человек будет искать общество тех людей, которые его поймут. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет , что менять следует не окружающий мир, а самого себя.
Однако, как только интенсивность страдания падает, человек прекращает заниматься. В этом случае практика становится способом бегства от душевного неблагополучия. Движение же к самопознанию - это стремление наполнить каждый день вдохновением и творчеством. Лишь тогда нет рутины повседневности, а есть живое присутствие.

Существует ряд мифов, или стереотипных мнений, по поводу занятий . Один из самых распространенных гласит: духовными практиками занимаются ущербные люди, а «успешные» ведут комфортную, полную удовольствий жизнь. Этот миф разбивается вдребезги, как только на человека нападает депрессия или случаются сбои со здоровьем. Если человек не проявляет своих талантов, данных от природы, и не видит перспективы дальнейшего развития, его будет съедать глубокая тоска по внутреннему раю и неудовлетворенность жизнью. И здесь никакое пиво, друзья и боулинг не помогут.
Дух времени обязательно заставит человека развиваться. Если тот откажется менять привычную картину мира и систему привычек, то дальше еще проще - на переплавку. Воплощение будет признано напрасным. Душа отправится на повторную , но уже в более жестком режиме воспитания.
Следующий миф: мы достаточно неудачно собраны, и нам недостает многих качеств, которые мы можем приобрести лишь в конце жизни, после усиленной работы над собой. Многим монахам за преданность и догматизм обещают спасение в загробной жизни или просветление в конце жизни.
Все это так и не так одновременно. В нас уже заложено многое, что только необходимо обнаружить, раскрыть или развить. Собственно, не требуется копировать других в бесконечной погоне за чужой птицей счастья. Важно проявить то свое и добрать то недостающее, подо что мы заточены на эту жизнь. И это не сетевой маркетинг от духовности, не фитнес, не йога-студии и не организованная религия. Если человек прилагает усилия в раскрытии своих природных качеств в том направлении, в котором он пришел себя реализовывать, то успех придет наверняка.
Миф о том, что путь самопознания должен быть тяжелым и тернистым, - очередная иллюзия. Он не должен быть искусственным - кем-то надуманным или навязанным. Не обязан человек быть распущенным или аскетом в угоду сложившимся представлениям о свободе личности или воззрениям духовных лидеров. Задача самопостижения - вспомнить себя, понять, что надо именно мне, и быть собой! Это не ломка, а естественный рост. Это условия, при которых человек наилучшим образом реализует себя.
Наша жизнь естественна и прекрасна и в этом процессе мы живем и развиваемся.

Расширение сознания и осознанность подразумевают прежде всего удовлетворенность жизнью, понимание того, что я живу так, как этого хочу, и что именно я являюсь хозяином своей судьбы.

Возникает понимание причин происходящего, способность планировать будущее, движение по своей линии жизни. Осознанность - это также способность осознавать и актуализировать свои эмоции и чувства, умение слышать свое «я», знать свое предназначение, а также понимать, что и как делать в конкретной ситуации и целом.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...