Энциклопедия сказочных героев: "Баба-Яга". Старт в науке


Районная научно-практическая конференция

Исследовательская работа

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Выполнила: ученица 3б класса

МБОУ «Железногорская СОШ № 4»:

Лапина Татьяна

Руководитель: Савичева И.А.

г. Железногорск-Илимский 2016г.

Введение……………………………………….…………………………………3

Цели и задачи проекта……...……………………….…………………………..3

Основная часть.

Общая характеристика Бабы Яги…………………………………… 3

Баба Яга - мифологическое существо ……………………………… 4

Основные черты образа Бабы Яги…………………………………… 5

Жилище Бабы - Яги ………………………………………………….. 6

Баба яга в русских народных сказках ……………………………… 7

Общие выводы ……………………………………………………… 7

Анализ результатов исследования……………………………………………. 8

Заключение ……………………………………………………………………… 9

Словарь терминов …………………………………………………………… 10

Литература …………………………………………………………………….. 11

Приложение …………………………………………………………………. 12

Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга - мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.

Тема . «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга - это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Основная часть

Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга - старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании - воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решила провести опрос среди учащихся моего класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Для этого я прочитала 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист - ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - я записала в таблице. (Приложение)

Поведение Яги напоминает обряды наших предков:

Банные процедуры

Угощения

Обряд «перепекания»

Этот обряд совершался над больными или слабыми детьми. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка

Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо дверей - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково - «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 10 Баба Яга - положительный персонаж, в 4 сказках - отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной - упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке - даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга - обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях:

1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;

2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей;

3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

4)Яга-повелительница. Повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

… Баба - Яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько

«Баба Яга»

… Стала Баба - Яга спать ложиться и говорит:

Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.

«Василиса Прекрасная»

5) Яга - советчица.Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»)
6) Яга - покровительница. Берёт героя под свою опеку, следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)

Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит - ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома - ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит,она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение.)

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга - вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

Яга - язвить, причинять боль, мучить.

«Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

Пест - короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.Каменный, медный, деревянный пест.

Помело - палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы - на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга - костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга - золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга - костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист - ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках - вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья - «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Литература .

Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;

«Баба-Яга» Иван Бунин

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружен со всех с четырех сторон
Темной осенью островок Буян.

А еще темней — мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, пи топить ее смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под который смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –

Будь огонь в светце — я б погрелася,
Будь дрова в печи — похлебала б щец,

Да огонь — в морях мореходу весть,
Да на много верст слышен дым от лык…

Анализ стихотворения Бунина «Баба-Яга»

И. А. Бунин вошёл в русскую поэзию как талантливый поэт-пейзажист. Удивительно красочными получались у него стихотворения, в которых запечатлевалась родная и заморская природа, отображались портреты встреченных им людей. Не менее яркими выходили у Ивана Алексеевича и сюжеты на сказочную тематику. Примером тому может служить произведение «Баба-Яга».

«Баба-Яга» была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения 1907 г.». Произведение имеет простую композицию, оно состоит из четырёх строф-четверостиший. Рифма перекрёстная (abab). Стихотворный размер необычен: в строке пять стоп, первые три укладываются в хорей, затем следует пауза, часто оформленная в виде тире. В последних двух стопах ударение падает на второй слог, что соответствует ямбу. Благодаря этому необычному сочетанию размеров стихи становятся похожи на былину.

Речь в стихотворении идёт от первого лица. С читателями говорит сама Баба-Яга, но в её образе мы не узнаём ту зловещую колдунью, которая известна нам по народным сказкам. Перед читателями вырисовывается образ одинокой старухи, оказавшейся отрезанной от остального мира по жестокой прихоти более могущественных сил. По мере знакомства с лирической героиней мы можем даже проникнуться некоторой симпатией и жалостью к ней.

Вот что рассказывает Баба-Яга о своей доле: её скромное мрачное жилище расположено на угрюмом острове Буяне. Читатель помнит это место по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Здесь пустынно и страшно, сюда редко попадают даже самые отчаянные путешественники. Чтобы усилить безотрадность пейзажа, поэт использует следующие эпитеты: «гулкий шум», «сырой туман», «тёмной осенью», «холодный сруб».

Мы понимаем, что героине совсем несладко жить в таком месте. Баба-Яга жалуется на свою судьбу, объясняя, что держит её здесь:
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!

Итак, Баба-Яга – это хранительница ларца со смертью Кощея. Но она сама не рада такому назначению. Очень реалистично героиня корит себя то ли за жадность, которая подтолкнула её взяться за эту работу, то ли за доверчивость, благодаря которой ведьма оказалась заточена на острове:
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Поэт применяет анафоры («Будь огонь… Будь дрова…», «Да огонь…Да на много…»), придавая речи Бабы-Яги сходство с заклинанием. То, что героиня – именно русская колдунья, читатель понимает благодаря таким просторечным выражениям, как «погрелася», «похлебала б щец».

Интересно, что это стихотворение создавалось в течение 2 лет – с 1906 по 1908 гг. Нет точных данных, которые бы пояснили, как поэт писал «Бабу-Ягу». Может быть, сначала Иван Алексеевич сформулировал сюжетную канву, а затем добавлял детали. Или строки родились сразу, но время от времени автор корректировал их. В любом случае, учитывая, каким законченным и правдоподобным получился образ бедной Бабы-Яги, мы можем сказать, что произведение стоило стольких лет работы.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"

городского округа город Салават

Исследовательская работа

Баба - яга: добро или зло?

(образ Бабы-яги в русских народных сказках)

учащаяся 5а класса

Научный руководитель:

Давлетбаева Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Салават 2014

Оглавление:

п\п

Содержание

Стр.

1

Введение

3

2

Основная часть Раздел 1. Общее представление о Бабе Яге

4

3

5

4

7

5

Раздел 4. «Портрет» Бабы-Яги

9

6

10

7

Баба-яга – Богиня?

10

8

Баба-яга – проводник в загробное царство?

16

9

18

10

Заключение

19

11

Список использованной литературы

21

12

Приложение

22

Введение

Баба-яга – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи”. В. Даль.

Баба-яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”. В. А. Иванов

Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-яги. Кто-то считает ее отрицательным героем, а кто-то, наоборот, добрым помощником. Какой она является на самом деле, нам и предстоит узнать.

Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.

Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба-яга.

Поэтому я выбрала тему исследования : «Образ Бабы-яги в русских народных сказках»

Цель исследования: проанализировать образ Бабы-яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи исследования :

    Узнать из

дополнительной литературы о Бабе-яге.

    Провести опрос по теме работы среди учащихся.

    Проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования – образ Бабы-яги.

Предмет исследования – русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок, олицетворяющий зло в сказках.

Методы исследования : Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.

Основная часть

Раздел 1. Общее представление о Бабе Яге.

Отправной точкой нашего исследования стал письменный опрос в 1,5,7 классах нашей школы (всего - 141 учащийся). Мы задали ребят вопрос, касающийся роли Яги в народных сказках: «Для чего нужна Баба-яга в русской народной сказке?». Были получены следующие ответы:

Пугать непослушных детей - 13%;

Для волшебства - 15%;

Было, с кем бороться - 8%;

Помогать герою - 16%;

Помогает попасть в сказочный мир - 4%;

с ней интересно, весело - 44%.

Как видим, ответы опрошенных показали, во-первых, многообразие функций Яги в сказочном мире и, во-вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному персонажу.

Раздел 2. Откуда взялась Баба-яга?

Почему Бабу-ягу назвали Ягой?

Попробуем сначала ответить на вопрос: кто такая сказочная Баба-яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы нашли в разных источниках самые популярные версии.

По одной из них, Баба-яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

* Николай Рерих„Изба смерти“ (1905)

Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на

*Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы .

на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-яга пришла в русские сказки из Индии ("Баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Раздел 3. Места обитания Бабы-яги

Исследователи фольклора разошлись во мнениях по поводу трактовки места жительства Бабы-Яги. Так В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» отмечает, что «сказочный лес с одной стороны, отражает воспоминания о лесе, как о месте, где проводился обряд, с другой – как о входе в царство мертвых». Во многих русских сказках местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины, через которую перекинут Калинов мост. Река Смородина в славянской мифологии является границей между миром живых и мертвых.

Жилище Бабы-Яги – избушка на курьих ножках. Она смоделирована по образу погребального домика славян, которые устанавливали на больших пнях с корнями, напоминающих куриные лапы. Таким образом, избушка на курьих ножках является местом перехода из мира живых в мир мертвых. О чем свидетельствует и то, что избушка движется. А следовательно, Баба-Яга поставлена, чтобы стеречь границу между мирами.


Избушка Бабы-яги стоит в чаще леса или на опушке. Она повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых. Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Ножки именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью.

Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освещают всю поляну.

Согласно волшебным сказкам, Баба-яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается («Гуси – Лебеди»).

П
очему избушка Бабы-яги «на курьих ножках»?

Рассмотрим несколько версий появления избушки:

1. Баба-яга – древний образ смерти (покойника). В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы-яги также стоит высоко над землёй – «на курьих ножках». В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».

2. Таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенных для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или тропы.

3. « На печке лежит Баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос и лежит Баба-яга, в одном углу нога, в другом другая». Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа? Может быть это гроб? По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Кукла занимала собой почти весь домик; может быть, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы-яги?

Раздел 4. «Портрет» Бабы-Яги

Для того чтобы узнать, какой же Бабу-ягу представляют наши ровесники, я провела анкетирование. Мной было опрошено 47 человек (100%). По результатам опроса я выяснила, что 81% считают, что Баба-яга – злая, а 19% – добрая. Все ребята (100%) представляют Бабу-ягу старухой, при этом 85% описывают ее как старуху в лохмотьях, 8% грязной и немытой, 4% она представляется с горбом, 3% представляют Бабу-ягу воительницей. Я задала вопрос и о транспортном средстве данной героини и выяснила, что 97% ребят считают, что Баба-яга летает на метле, при этом 53% утверждают, что она использует еще и ступу. Были и оригинальные ответы: 3% считают, что Баба-яга летает в ведре, 2% – в корзине.

Для более детального изучения образа Бабы-яги я обратилась к сборнику «Народные русские сказки» под редакцией А.Н. Афанасьева.

Я изучила 80 сказок, и только в 10 сказках нашла присутствие Бабы-яги.

Баба-яга предстает перед нами в образе беззубой старухи («Заколдованная королева»). Она настолько страшная, что Афанасьев называет ее лицо – «морда жильная» («Гуси-лебеди»). Говоря о фигуре, следует отметить отсутствие горба. Однако у нее есть определенные проблемы с ногами: в сказке «Гуси-Лебеди» упоминается «нога глиняная», в сказке «Баба-яга» – костяная, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» – золотая. В связи с тем, что у бабушки проблемы с ногами, во всех вышеупомянутых сказках она пользуется такими транспортными средствами, как ступа, которую «толкачом погоняет, помелом след заметает», в сказке «Марья Моревна» Баба-яга «скачет на железной ступе».

Я пришла к выводу, что внешность (портрет) Бабы-яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".

Раздел 5. Основные образы Бабы-Яги

Я исследовала несколько сказок, в которых присутствует Баба-яга, и выявила следующее:

1) Баба-яга – Богиня?

Баба-яга - это отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины, а называлось это Матриархатом. Она - повелительница явлений природы, а также птиц и зверей. Возможно, в ней отразился образ Великой Богини, Богини-Матери, создательнице нашего мира. Но, так как с уходом матриархальных отношений, мужчины все взяли в свои руки, они практически все женские образы низвели и сделали их второстепенными, а иногда и просто забыли о них. Вот и от прекрасной Женщины-Прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка. Но дух в ней еще жив, и знания свои магические она не растеряла. А то, что Бабу-ягу представляют по-разному, может тоже связано с древним образом Богини. Она как бы триедина, то есть одна в трех лицах. Она и Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она и Творец, и Разрушитель. А каждой "роли" Бабы-яги соответствует определенный возраст и функция.

Первая "роль" Бабы-яги - Воительница , это молодая девушка, кровь которой играет, она думает о борьбе и победе, область ее мироздания - Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как девица-богатырка (Синеглазка), или дочка, племянница старой Бабы-яги (то есть, молодая Баба-яга).

В большинстве сказок в изложении А.Н. Афанасьева Баба-яга – воинственно настроенный персонаж. Так в сказках «Баба-яга», «Марья Моревна» она преследует героев. В сказках «Баба-яга и Заморышек» (эта сказка есть в изданиях 1958, 1979 гг.), «Терешечка» (в сказке «Терешечка» Яга предстает в образе ведьмы Чувилихи) она пытается убить главного героя. Но наиболее ярко ее воинствующий характер раскрывается в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин». Именно в этой сказке прослеживаются черты богатырки Святогорки (Бури-яги) – героини славянских мифов. В сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» Белый Полянин «тридцать лет воюет с Бабою-ягою золотой ногою» за дочь-красавицу. В этой сказке против Белого Полянина Баба-яга «выставляет рать-силу несметную» в защиту своего имущества и дочери-красавицы.

Вторая "роль" Бабы-яги" - Дарительница и Избавительница от беды . «Баба-яга – дарительница» звучит очень тепло и по-доброму. Однако в сказках из сборника А.Н. Афанасьева дары она приносит главным героям совсем не от чистого сердца. В сказке «Василиса Прекрасная» она «преподносит» в дар Василисе череп с горящими глазами только потому, что узнает об обереге, имеющимся у девочки, и поэтому из-за этого оберега пытается побыстрее избавиться от неё. В других сказках Баба-яга вообще не собирается никому ничего дарить, ее попросту обманывают или обворовывают спящую («Марья Моревна», «Баба-яга»).

В сборнике А.Н. Афанасьева нашлись и такие сказки, где Баба-яга является положительным героем и выступает в роли наставника. Так в сказках «Поди туда – не знаю куда…», «Царевна-лягушка», «Заколдованная королева» она помогает главному герою, указывает ему дорогу, но ничего не дарит. Также есть сказки, где Баба-яга не одинока: у нее есть дочери («Поди туда- не знаю куда…», «Иван – царевич и Белый Полянин») о которых она заботится, сестры («Царевна-лягушка», «Заколдованная королева»).

В
этих сказках Баба-яга - уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Ее сфера обитания - Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот образ можно подразделить еще на несколько:

Я
га-советчица
(Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Про такую Бабу-ягу мы уже прочитали в сказке о Синеглазке - Богатырке. Точнее, эта сказка называется "О молодильных яблоках и живой воде".

Яга-охранительница , покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).

В сказке "Василиса Прекрасная" девушка осталась без матери. Злая мачеха решила ее уморить. Послала тогда мачеха Василису к бабе-яге за огнем для лучины. Баба-Яга испытывает героиню, заставляет ее на себя работать, задает вопросы, но и избавляет героиню от злых родственников. То есть, выступает опять как дарительница.

В сказке "Царь-девица" Иван полюбил девушку, но злая мачеха и дядька не давали ему с ней общаться. Тогда написала Девица Ивану письмо, в котором разоблачала все злые деяния его родственников, и просила Ивана искать ее за тридевять земель. И вот Иван пошел ее искать… В этой сказке Баба-Яга не только Дарительница, но и Пожирательница, любительница сырого мяса.

А вот в сказке "Заколдованная королевна" Баба-Яга не одна, а их целых три (троекратное повторение одного и того же действия усиливает его значение). Она здесь выступает как повелительница природных сил.

И третья "роль" Бабы-яги - Похитительница . Считается, что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Однако мы смогли найти в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева только две такие сказки. Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали».

Э
то уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.

В сказке "Гуси - лебеди" Баба-яга предстает похитительницей и Пожирательницей детей, которой служат птицы (гуси-лебеди). Дети спасаются из ее дома, благодаря волшебным помощникам.

Есть еще одна сказка, в которой Баба-яга предстает в таком же виде. Это сказка "Баба-яга и Жихарь". Жихарь – это дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Здесь он представлен в виде "младшего брата", который иногда не слушается старших и попадает в неприятности.

2) Баба-яга – проводник в загробное царство?

Б
аба-яга живет в Избушке на курьих ножках, которая чем-то напоминает гроб. А сама она является проводником в мир мертвых. Ее небезызвестная Костяная нога тоже может быть признаком того, что она наполовину сама труп (так как нога окостеневшая только одна). А некоторые сказки, вообще, называют Бабу-ягу одноногой - "Ах, ты, Бабушка-яга, одна ты нога!", - обращается к Яге герой сказки "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка". В сказке "Ванюша-дурачок" Баба-яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и "прыгает вокруг них на одной ноге". Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костяногая Баба-яга. Именно эта, не совсем живая, старуха может дать герою разрешение, а также волшебный предмет, который проведет его в загробный мир (Тридесятое Царство). Избушка ее имеет курьи ножки, а Курица в Славянской мифологии была символом женского плодородия. И еще избушка как будто может слышать. Ведь на заклинание Ивана она и правда поворачивается к нему передом, то есть, дверью. Эти качества могут сказать о том, что и сама избушка и ее хозяйка имеют отношение к Животному магическому миру, и являются проводниками в иной мир. Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который у Героя начинают ярче проявляться качества, которых он стеснялся в обычной жизни (вежливость, терпимость, милосердие к окружающим и т.д.) Баба-Яга дает ему своеобразную установку на победу, на будущее счастье. И хоть она выглядит неприглядно, даже страшно, ее действия почти всегда идут вразрез с внешним впечатлением. Может быть права поговорка «С лица воду не пить». Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость, а страшная старуха, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы только Иван нашел свое Счастье и Любовь.

Вместе с этим, образ полумертвой Старухи связан и с обрядом Посвящения, Инициации, который в те давние времена проходили все мужчины, а возможно и женщины. Этот обряд означал, что человек становится взрослым, воином, охотником, а также может создавать свою семью и продолжать род. Это был тайный обряд. До сих пор мы толком не знаем, что там происходило, мы можем только догадываться (во многом, благодаря волшебным сказкам)

Проходил обряд инициации в несколько этапов. В основном их было три: временная смерть, причастие (приобщение к тотему) и возрождение или преображение. Как я понимаю, смысл этого обряда во многом схож с христианским крещением, или любым другим посвящением в секту или общину. Погружение в воду символизирует смерть, а выныривание - возрождение, чистую жизнь без грехов. Так и те, кто проходили обряд посвящения, должны были пройти через воображаемую, символичную смерть, а потом, через приобщение к определенному родовому тотемному животному, приобщиться к животной магии, научиться понимать язык зверей и птиц, приобрести власть над животными, а также уметь влиять на погоду. Я полагаю, все посвященные становились Магами и Волшебниками.

Сказка "Василиса Прекрасная", которую мы уже упоминали сегодня, описывает обряд инициации. Девочку посылают к Бабе-яге за огнем, надеясь, что та ее съест, то есть ее отправляют на смерть, на гибель. Это первая ступень обряда. Второй ступенью является попадание девочки в дом Бабы-яги и ее испытания, что можно сравнить с причащением. И третья ступень - освобождение девочки и получение ей волшебных способностей (убивающий огнем череп)

Раздел 6. Обобщённый образ Бабы-яги

В результате исследования у меня сложился свой образ Бабы-Яги. Баба-яга –это одинокая старуха, живущая вдали от людей. Она беззубая, с «жильным лицом» и неприглядной внешностью. Вместо одной ноги – протез (костяной, глиняный, золотой). Передвигается она в ступе при помощи толкача и помела. У бабушки скверный характер, она грубая, ленивая, неряшливая, жадная, подозрительная, агрессивно настроенная людоедка, в любое время готовая взяться за оружие. Скорее всего, она стала такой не по доброй воле, а от тяжелой жизни в одиночестве, без семьи. Но добро все еще дремлет глубоко в ее душе и иногда просыпается. В эти минуты Баба-яга с радостью помогает главному герою выбраться из запутанной ситуации, указывает дорогу, подсказывает, как победить противника.

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа.

В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

Заключение

Д
анное исследование показало, что Баба-яга – это вымышленный персонаж, имеющий несколько прообразов. Поэтому сущность Бабы-Яги неоднозначна.

На примере сказок из сборника А.Н. Афанасьева мы создали обобщенный образ Бабы -яги, чтобы привлечь внимание учащихся к фольклору и показать необходимость более внимательного прочтения русских народных сказок.

Д
ля этого пятиклассникам нашей школы предложено ответить на ряд вопросов. Участники анкетирования единодушно ответили, что Баба-яга – старуха. При этом 93 % считают ее отрицательным персонажем и только 7% – положительным.

Я изучила исторические истоки образа Бабы - яги и проанализировала особенности образа данного персонажа в сказках из сборника А.Н. Афанасьева.

В результате мне удалось объединить черты Бабы-яги из разных русских народных сказок, создать обобщённый образ и найти особенности этого персонажа (см. таблицу в приложении). Получилось, что Баба-яга во многих сказках - положительный персонаж.

Н
есмотря на все отрицательные качества, Баба-яга по-прежнему остается одним из самых любимых и популярных героев русских народных сказок, так как любой человек пытается найти крупицу прекрасного даже в самом безобразном существе.

Б
аба - яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков - из славянских мифов. А мифы - это не что иное, как представление древних людей о происхождении мира, его устройстве и о месте человека в системе мироздания. Образ Бабы - яги очень интересный. С одной стороны её боятся все дети, а с другой - в сказках именно она в трудную минуту помогает главному герою. Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров, а сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает равновесие между добром и злом. Тем не менее, в любой сказке Баба- яга выполняет важную роль. Исключите её из повествования, и главный герой никогда не сможет победить: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, сапоги-скороходы, ковёр - самолёт, гусли - самогуды, либо не получит напутствие, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта старушка изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда и, наверное, не такая уж она и страшная… Очень широко образ Бабы -яги представлен не только в книгах, но и в кино, мультипликации и музыке. Даже не будем пытаться перечислять все упоминания о ней. Ведь такая задача пока не под силу и учёным, которые исследуют эту старушку уже много десятилетий. Отметим лишь, что в кино наиболее эффектно исполнили роль Бабы - яги Георгий Милляр в фильмах «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога» и Татьяна Пельтцер в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Мы можем убедиться, какие разные образы бывают у этого героя сказок…

Перспективный план: В дальнейшем хочу более подробно изучить мифический образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне также будет интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.

Список использованной литературы:

    Асов А.И. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей / А.И. Асов. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 288 с.

    Забылин М. ./М. Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. – 607 с.

    Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Художественная литература,1979. – 348 с.

    / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.

    Большая книга русских народных сказок . М.: Планета детства, 2003.

Интернет источники:

1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71

2. http://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://images.yandex.ru/images.html

4. http ://www .babybiog .ru /community /post /

5. http ://www .fanbio .ru /mif /83-2010-05-16-00-57-36.html

ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица. Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный , так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный , так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный , так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Баба-Яга читать

Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой

Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.

  1. В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
  2. Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
  3. Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».

Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.

Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Баба-Яга

В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...