Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров)


Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, – писал Д.И.Писарев, – когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

“Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., – в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха – в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”.”Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя”.)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(“В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? “В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению – он барин; “у него есть Захар и еще триста Захаров”, по выражению автора.”

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной» , ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… ») осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского , «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», - замечает автор «Фрегата “Паллада” » . И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса , не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ , и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», - утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Урок литературы в 10 классе(учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

Тема урока

Анализ эпизода из романа «Обломов»

«Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:

1.Обучающая : на примере эпизода II части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирование языковой, литературной, языковой компетенций.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная : реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества)

4.Воспитательная: через анализ текста главы понять и осознать такие понятия, как «Русская почва», «воспитание», «формирование личности» (через технологии диалогического взаимодействия; через создание положительной мотивации к обучению. Нравственное формирование личности посредством языка художественного произведения. Развитие познавательных способностей учащихся.

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

Методы:

1.Частично – поисковый (анализ художественной детали )

2. Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

Оборудование: 1.текст романа (IIч. 1 глава) ; «Обломов»

2.фрагмент к/ф « Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (режиссер Н. Михалков)

3.Аудиозапись народных песен;

4.Часы (большие стенные)

5.цитаты И. А. Гончарова

Ход урока:

I Приветствие

II Оргмомент

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Когда я стала думать о произведении для открытого урока, о его теме, я почти ни минуты не колебалась в том, что это будет самая русская книга, на мой взгляд, книга которая мне во многом объясняет Россию – прошлую, настоящую и будущую – роман И. А. Гончарова « Обломов »

Почему?

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно, это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства: вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

А задумывались ли вы над тем, как бывает трудно, а подчас мучительно тяжело родителям «отрывать» от себя ребенка, провожая его в это неясное и трудное будущее?

И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим, такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

Давайте же попробуем понять это «нечто большее».

IV Беседа

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А.Штольца - единственного настоящего друга Обломова; человек, с которым Илья Ильич был с самого детства

Чему же посвящена 1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

(приём ретроспекции)

С какой целью? Так ли уж это важно?

1. Ярче показать Обломова;

2.Возможно, реализовать попытку изобразить «человека будущего»

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

- Назовите художественный приём, который использует для этого Гончаров?

(антитеза)

- Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и юноша), дворовые)

- Какой тип речи преобладает в этой главе?

(повествование)

- Почему? Предположите?

(у нас есть возможность рассказать о Штольце, то есть «пересказать» его)

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель?

(Обломова нельзя «пересказать», он «живой» несмотря на лень и апатию; Штольц же при всей энергии и динамичности - статичен ) (парадоксально!)

- Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание, что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

А вот как нам объясняет это сам писатель (цитата на доске: «Меня упрекают, почему я сделал деятелем, работником Штольца – немца. Я шёл именно от своей задачи, очень ясно противопоставляя застой не застою. Застой- примета русской жизни»)

Прочтём абзац: «Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час…» до «Мать поплачет…» Отчего?

Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

Почему?

(Он как бы последовательно подчеркивает «разность» воспитания, полученного Андреем, различия во внутреннем мире ребенка. Словно по часовой стрелке (только вперед!) – идет отец, и, как пишет Гончаров, (стр.5) : «Он только не умел бы начертать другой дороги своему сыну.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь, интуитивно, сердцем – идёт мать. (показываю часы)

В чем же это проявляется? (см. текст)

1. Род занятий, учение: о: география, биология, Гердер, Виланд

М: священная история, басни Крылова

2. Деятельность: о: разбирал счета крестьян, ездит на фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

М: игра на фортепьяно, чтение литературы

3. Идеалы и мечты по отношению к сыну: о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

М: «а в сыне ей мерещился идеал барина»

4. Внешний облик : о: «Перчатки и клеёнчатый плащ.»

М: «она бросалась стричь Андрюшу»

Какой же приём помогает нам лучше увидеть эту «разность» ?

(антитеза)

Внутренние противоречия в образе Штольца.

Какова её цель ?

(попытка найти некую «норму»: Перед нами не «добрый бурш» , но и не «барин» - что и так нелегко давалось Гончарову, а некая особенная личность: в нём есть и «сила души», и «крепость тела».Это кипучая натура.

Каким же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

Это хорошо?

Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

Что такое «русская почва» в вашем понимании? Не та ли это русская половина?

Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

Как вы расцениваете совет отца?

Ответ Андрея?

«Нельзя ли по всем…»

Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные; отрывистые – словно ни отец, ни Андрей не дают воли своим чувствам)

Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец, и сын явно скупы на эмоции)

Это подтверждает и Гончаров: посмотрите на глаголы движения.

Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз, а теперь они появляются?

(тихо музыка)

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

Вычитайте реплики дворовых. Это самая настоящая народная речь, это плачи, причитания: «батюшка, светик, красавец мой, сиротка, нет у тебя родимой матушки»

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем, чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

(И отсутствие материнской ласки, которая раньше заполняла пустоты ограниченных, сухих отношений с отцом – не отсюда ли излишняя «глагольность» у Гончарова?)

Но гулко хлопает дверь и без того пустого дома в Верхлёве, и надо скакать в Петербург, «ибо время тратить нечего» - часы заведены, и начался стремительный бег времени жизни Андрея Штольца, в котором уже не будет ни одной секунды чтобы повернуть коня, и обнять близких тебе людей, и заплакать…(часы идут) – Пауза.

Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

(Образ Штольца дан и как антитеза «обломовщине», и как воплощение мечты о пробуждении России)

Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии, а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

Только есть ли она у Штольца?

(Нет)

Хоть он и «не ведает разлада между умом и сердцем» , но его образ – явно утопическая картина для эпохи 50 – 60 гг. 19 века.

(к цитате Гончарова на доске)

  1. « Штольца я описал бледно, так как этот тип только зарождается…»

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

  1. «… между действительностью и идеалом лежит бездна, через которую ещё не найден мост, да и едва ли построится когда…»

(из дневника писателя)

(часы идут)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

И я очень надеюсь, что «личное» Андрея Штольца стало теперь и нашим «личным» - ведь все мы родом из детства…

(фонограмма народного плача)

Библиография

  1. И.А.Гончаров «Обломов», «Художественная литература» 1990г.
  2. И.А.Битюгова «Роман И.А.Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского» 1976г.
  3. Д.С.Мережковский. И.А.Гончаров. «Критический этюд» 1890г., т. VIII
  4. А.В.Дружинин «Обломов.» Роман И.А.Гончарова в кн. «Библиотека учителя», «Художественная литература» 1990г.
  5. Журнал «Литература в школе» №2 1998г.

Роман И. А. Гончарова “Обломов” можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера?
В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание. Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, “золотое сердце”. Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, “холодной” жизни. Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом.
Пшеницына была великолепной хозяйкой, “хозяйственная часть” в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе.
Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто “она с некоторых пор стала сама не своя”. Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела – она полностью взяла на себя заботу об Обломове. Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота. А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича.
Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел “новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно”.
Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: “Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам”. Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец. Илья Ильич – барин, “глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”. Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно. Илья Ильич очень добр и мягок, “дотронется до руки – как бархат…” Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.
Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность. “В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств” Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка. Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что “есть в доме вечно ходящее… и промышляющее око и непокладные руки, которые… обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти… закроют… глаза…”
Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми. Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, “у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, – ничего, ничего”.
Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.
В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать. Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое. Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.
Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: “Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо”. И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.
Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, – в общем, любого неспокойствия.
Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.

Сочинение по литературе на тему: Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Другие сочинения:

  1. Роман “Обломов” (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В “Обломове” Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах Read More ......
  2. Роман Гончарова “Обломов” вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” не Read More ......
  3. Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – помещик Илья Ильич Обломов – традиционно продолжает галерею образов “лишних людей”, открытую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Он не служит, избегает светского общества, ведет довольно скучную и бесцельную жизнь, лежа на Read More ......
  4. Первая часть романа “Обломов” посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Read More ......
  5. Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова “Обломов” – неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А. Ф. Кони характеризовал Обломова как человека, который “своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением Read More ......
  6. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и Read More ......
  7. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман “Обломов”, написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит Read More ......
  8. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, – вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”. Главное действующее лицо Read More ......
Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...