Реплики катерины. Образ Катерины в пьесе «Гроза»: трагизм «женской доли» в интерпретации А


Пьеса А.Островского «Гроза» была представлена за год до отмены крепостного права в 1859 г. Особенно выделяется в этом рассказе жизнь Катерины в родительском доме. Образ главной героини меняется с каждой главой, она ранимая и нежная.

О чем пьеса?

Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

Жизнь Катерины в доме свекрови

Появление в доме Кабановых нового члена семьи, Катерины, переключает внимание купчихи на новую жертву. Катерина Кабанова, невестка властной Марфы Игнатьевны, появилась в доме не по велению сердца, а по вине обстоятельств. Ее насильно выдали замуж за сына купчихи Тихона, воля которого порабощена матерью. Жизнь Катерины в родительском доме тоже не отличалась радостью и счастьем.

Появление Катерины вносит в атмосферу пьесы особый смысл, противопоставляя светлый образ душевной и набожной девушки «серому» существованию купечества середины XIX века. Образ девушки поражает читателя своей простотой, искренностью, она готова подарить миру свою доброту и может это сделать. Ее образ - единственный, который назван «лучом света в темном царстве».

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Искать спасение в любви

Глотком свежего воздуха для Катерины становится любовь к Борису, племяннику такого же алчного, как Кабаниха и напыщенного купца Дикого. Оттого что вынуждена она коротать свои дни взаперти в царстве свекрови, Катерина ищет выхода своим чувствам в привязанности к Борису. Пока муж Катерины в отъезде, тайные свидания влюбленных помогают ей осознать, что любовь ее к племяннику Дикого на самом деле не является той любовью, от которой можно взлететь к звездам. Жизнь Катерины в чужом доме превращается в муку.

Она понимает, что безысходность ее положения подтолкнула ее к воображаемому любимому, который вовсе не так безупречен в своих помыслах, как ей бы хотелось. Оказалось, она придумала его сама. Ей нужен был хоть кто-то, кто смог бы разделить с ней ее светлые мысли, с кем она могла бы воплотить свои мечты о счастливой и свободной жизни. Жизнь Катерины в родительском доме заставляет главную героиню поверить в призрачную любовь.

Бессмертная душа, не склонившая голову

Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

Протест, который заканчивается трагедией

Ее мечта взлететь как птица не кажется абсурдной и смешной. В ней воплотилось все отчаяние молодой девушки, вся боль и невообразимая душевная трагедия. Понимание самой сути жизни во лжи, нежелание и неумение притворяться и приспосабливаться приводят Катерину на край обрыва. Глубоко верующая, она не побоялась пойти на самоубийство, тем самым навечно лишив покоя свою неприкаянную душу, не побоялась гнева Божия и кары небесной. Протест Катерины в пьесе Островского «Гроза» заканчивается трагедией.

На тот момент Катерина была загнана в угол обстоятельствами. Ее признание в измене мужу и свекрови говорит о том, насколько чиста и высоко духовна была ее натура. Быть честной перед другими, но прежде перед собой, - вот изнанка ее души, самое дно.

«Гроза» А.Островского поразила его современников смелостью рассуждений Катерины и восхитила силой характера такой хрупкой и нежной души. Молчаливое противостояние и неподчинение воле существующего режима создает ощущение непрекращающейся борьбы и уверенности в победе, пусть не сейчас, но непременно.

Образ Катерины побудил многие молодые умы воспрянуть к борьбе с самодержавием, укрепить волю и дух испытаниями и найти свой путь к свету во имя свободы и справедливости. Задание по «Грозе» - «Жизнь Катерины в родительском доме» дается в средних школах. Образ девушки-мученицы популярен и по сей день.

Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт. Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города. Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.

Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».


Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали.

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»


Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило:

« точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

Слишком сильно оказалось чувство.

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.
Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.


Островский воплотил в образе Катерины типичную представительницу того времени, точнее 19 века. Время, когда у женщины еще не было прав, когда не было такого понятия, как развод. Браки заключали не по согласию самих бракосочетающихся, (как это происходит в современном мире) а по сватовству, то есть по желанию родителей. Браки были редко удачными, женщины не имели почти никаких прав и чаще всего были «жертвами» брака.

В похожей ситуации оказалась и главная героиня произведения Островского «Гроза».

Какая была семья, воспитание и образование у персонажа? Одна из причин проблем Катерины – это то, что семья, в которую она попала(стала женой Тихона) была противоположной ее родному семейству. Так, например, у них были разные нравы, принципы, традиции. Семья Катрины отличалась кроткостью нравов и добродушностью, в семье Кабановых все абсолютно наоборот. Образование Катерина получила домашнее, как и все женщины в то время, не имеющие право обучаться наравне с мужчинами. Следовательно воспитание у нее было хорошее(скромное, отличалась религиозностью)

Портрет героя(внешние черты, психологический, внутренний портрет) В произведении нет описания внешности Катерины, таким образом Островский предлагает читателю самостоятельно придумать облик героини.

Так, например, я вижу ее голубоглазой, темноволосой и стройной девушкой с добрыми глазами. Именно так, по моему мнению, внешность мгла бы отражать внутренний мир героини. В пьесе сказано, что она очень красивая, это сделано потому, чтобы она понравилась каждому (в голове человек сам додумает, а вкусы у всех разные, таким образом автор хотел, чтобы Катерины была красива для каждого) Многие персонажи восхищаются ее ликом. Девушка по-детски ранима, наивна, открытая, милая, добродушная, очень чувствительная.

Черты характера (как проявляются черты характера) Она добра, проявляется в том, что после жизни в доме Кабанихи она не озлобилась, не стала черствой. Она пыталась наладить коммуникативные связи с мамой Тихона, но та не хотела с ней сотрудничать. Нежная, ранимая – пытается разбудить в муже чувство собственного достоинства и заступиться за нее. К сожалению, все попытки героини тщетны. Проблема в самой системе, а не только в людях.

Особенности речи Речь Катерины мелодичная, музыкальная, напоминающая народную песню, сказку. Обращается ко всем героям с почтением и уважением, учтиво. Так автор показывает, что она близка к народу.

Роль в произведении Катерины (какие темы и проблемы представлены через Катерину?) Островский рассматривает в своем произведении такие темы, как тема любви(отношения Катерины и Бориса), конфликт отцов и детей, проблема судьбы русской женщины – основная проблема. Автор хотел донести мысль, о важности равенства мужчин и женщин, о том, что пора уходить от патриархата и матриархата, а прийти к партнерскому типу семей.

Обновлено: 2017-12-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере изображённого Островским в «Грозе » города Калинова . Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью. Для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Грозы ». Воспитанная в отцовском доме, по условиям того времени взаперти в комнатах родного дома, девочка росла, окруженная любовью в собственном своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход для смутных влечений детской души в религиозных созерцаниях и грезах; она любила церковные богослужения, жития святых, рассказы богомолок о святых местах.

Любовь к природе слилась у неё с религиозными представлениями и мечтаниями; в душе у неё горит какой-то религиозный восторг, как у Жанны д"Арк в детстве : по ночам она встает и жарко молится, на рассвете она любит в саду молиться и, плакать в смутном, бессознательном порыве. Душевные силы скопляются в ней и побуждают, зовут ее к каким-то жертвам и подвигам. Ей снятся сны о чудесной красоты странах, и невидимые голоса поют ей из вышины. В то же время она обнаруживает силу, прямоту и самостоятельность характера.

И эта-то девушка, полная светлых душевных сил, попадает в грубую атмосферу дома купчихи Кабановой , женой её слабохарактерного, забитого и приниженного сына, Тихона. Сперва она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и вечное его желание уйти из родительского дома и забыться во хмелю – оттолкнули от него Катерину. В доме самодурки Кабановой стали все реже посещать Катерину религиозные её видения; она стала томиться и скучать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила её судьбу: она полюбила Бориса так, как было свойственно её натуре – сильно и глубоко.

Катерина долго борется с этой «греховной страстью», вопреки уговорам дочери Кабановой, Варвары. Но в конце концов, гнетущее чувство одиночества, тоска и пустота существования в доме. Кабановой и страстная жажда жизни в молодой душе Катерины разрешают её колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но тот уезжает из опостылевшего материнского дома, где ему и жена не мила. Сознание того, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не оставляет Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрить и скрываться. Катерину грызет сознание виновности, жизнь её вся замутнена; чистая по натуре, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных радостях.

Полная мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-то нечистое, омыть какое-то пятно, однажды в грозу, под раскаты грома всенародно кается в грехах, давая выход своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше не откуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва - Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?

Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» - таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт - непринятие действительности Калинова - и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...