Молитва князь олег рязанский. Князь олег рязанский Главный подвиг князя олега рязанского


Битва на Куликовом поле занимает в истории России особое место. Именно в сражении с Мамаем впервые за полтора столетия представители различных русских княжеств выступили против врага единым фронтом и сумели сокрушить его, дав мощный толчок процессу дальнейшего объединения русских земель.

Тем не менее единство русских в ту пору было весьма шатким. На стороне Мамая в Куликовской битве также могли и должны были сражаться русские воины, ведомые князем Олегом Рязанским .

Князь Олег Иванович входил в коалицию вместе с Мамаем и литовским князем Ягайлой , планировавшими общими силами разгромить русское войско, ведомое московским князем Дмитрием Ивановичем .

И хотя на Куликово поле князь Олег так и не вышел, не успев соединиться с Мамаем, летописцы на многие столетия закрепили за властителем Рязани клеймо предателя.

Легенда 1380. 10 фактов о Куликовской битве.

Но, в отличие от других знаменитых изменников, ситуация с князем Олегом Ивановичем сложнее, и защитников у него не меньше, чем обвинителей.

Незваный москвич хуже татарина

Родившийся в 1338 году, Олег стал рязанским князем в возрасте 12 лет и в первые годы правления исполнял номинальные функции, поскольку вся реальная власть была сосредоточена в руках бояр.

У Рязанского княжества была весьма сложная судьба. На него пришёлся первый удар нашествия Батыя в XIII веке, причинивший этой земле страшные разрушения. Достаточно сказать, что старинная Рязань не пережила его, придя в запустение. Новой Рязанью стал город, до той поры носивший название Переяславль-Рязанский.

И в последующем Рязани доставалось больше других русских земель. Практически каждое нашествие, каждая карательная экспедиция ордынцев начиналась с разорения пределов Рязанского княжества. Только при правлении Олега Ивановича рязанские земли пережили 12 татарских набегов.

Но едва ли не большей проблемой, чем татары, были внутренние распри между русскими. Рязань наравне с Тверью и с Москвой претендовала на особое положение среди русских земель и готова была за него активно бороться. В 1353 году в возрасте 15 лет молодой рязанский князь отвоевал у Москвы Лопасню, начав личное противостояние с Московским княжеством, которое растянется на три десятка лет.

Рязанский патриот

Междоусобицы русских князей сменялись затишьем, и тогда Олег поворачивал меч против ордынцев. В 1365 году рязанский князь в союзе с Владимиром Пронским и Титом Козельским разбил у Шишевского леса ордынского князя Тагая , одержав одну из первых побед русских над ордынцами более чем за столетие.

Олег Рязанский на малом гербе Рязани (утверждён 29 мая 1779 г.). Commons.wikimedia.org

В 1370 году Олег оказывал помощь московскому князю в тот момент, когда Москва была осаждена литовским войском Ольгерда . Но всё же год спустя между рязанцами вспыхнула новая междоусобица. У Олега Ивановича возник конфликт с зятем, князем Владимиром Пронским. Последний обратился за помощью к московскому князю Дмитрию, приславшему на помощь войско. Итогом сражения стало бегство Олега и потеря им Рязани, которую он, впрочем, сумел вернуть себе уже спустя год.

Политика князя Олега в первую очередь базировалась на защите интересов Рязани. Понятие «русского патриота» в ту пору было весьма размытым. Рязанцы, москвичи, новгородцы, смоляне очень часто встречались друг с другом на полях сражений и не воспринимали себя как единый народ.

Именно поэтому рязанский князь, вступая в союз с Москвой, прежде всего думал о выгоде собственного княжества. А она, эта выгода, выглядела довольно сомнительной.

Поддержка, оказанная Дмитрию, обернулась для Рязани нашествием 1377 года, когда город был разорён ордынским царевичем Арапшей , а в 1379 году новое разорение учинил Мамай, мстивший Олегу за помощь Москве.

Изменник или «двойной агент»?

В итоге в 1380 году, когда Мамай двинулся на Русь с многочисленным войском, намереваясь преподать урок дерзкому московскому князю Дмитрию Ивановичу, Олег занял сторону сильного.

Оценки этого поступка полярные. Те, кто считает Олега предателем, говорят: спасая свои земли и свою власть, он пожертвовал общим русским делом. Защитники возражают — Олег вёл тонкую игру и в итоге помог русским победить.

Во-первых, рязанцы так и не появились на Куликовом поле. Во-вторых, по мнению ряда историков, именно сознательная медлительность Олега не позволила объединиться Мамаю и Ягайле, что поставило бы русских в крайне невыгодное положение. В-третьих, летописцы указывают, что в сражении на Куликовом поле на стороне князя Дмитрия принимали участие десятки рязанских бояр со своими отрядами. Олег, по всей видимости, попросту закрыл глаза на эту «инициативу снизу».

Косвенным подтверждением того, что московский князь не рассматривал Олега Рязанского как предателя, является следующее обстоятельство — после победы на Куликовом поле Дмитрий не осуществлял никаких акций возмездия в рязанских землях. Более того, уже в 1381 году Москва и Рязань заключили союзнический договор, в котором Олег признавал верховенство Дмитрия Ивановича.

«Вечный мир» с Москвой помог заключить Сергий Радонежский

Добрососедские отношения, однако, долго не продлились — воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша в 1382 году, Олег Рязанский попытался оспорить верховенство Москвы, отняв у неё часть территорий. В 1385 году рязанский князь овладел Коломной.

Междоусобный конфликт окончательно прекратился лишь после дипломатической миссии Сергия Радонежского , убедившего князя Олега прекратить противоборство и заключить «вечный мир» с Москвой. На сей раз Олег сдержал своё слово — до конца жизни с Москвой он больше не воевал. Мирный договор был подкреплён женитьбой сына Олега Фёдора на дочери московского князя Дмитрия Софье.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть.

Летописи свидетельствуют, что до самых последних дней Олег Рязанский оставался одним из самых влиятельных русских князей, что не вяжется с амплуа одного из худших предателей.

Умер князь Олег в 1402 году, приняв иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. В рязанской земле Олег Иванович остался одним из самых почитаемых князей в истории. Что же касается эпитета «предатель», то, несмотря на всю неоднозначность действий князя в 1380 году, Олег Рязанский заслужил его значительно меньше других деятелей разных эпох, за которыми закрепился этот позорный ярлык.

18 июня -день памяти князя Олега Рязанского. В 2017 году эта дата совпала с празднованием Недели всех святых, в земле Российской просиявших. В Солотчинском Рождества Богородицы монастыре праздничную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и духовенства митрополии.

Почему князь Олег остается одним из самых известных правителей Рязанского княжества? Что это был за человек и почему его почитают поколения рязанцев? Об этом рассказал после богослужения в Солотчинском монастыре владыка Дионисий.

Дорогие братья и сестры! Я думаю, вы знаете, кому мы сегодня молимся и кого прославляем. Однако, полагаю, что далеко не все знают, почему имя князя Олега осталось на столетия в памяти жителей рязанской земли.

Это действительно уникальный случай, когда имя князя, правившего этой землей в 14 веке, сохранялось даже в советские времена. Мало кто из рязанцев не слышал имени Олега Рязанского. Что же стало причиной такой памяти о нем в народе, в Церкви? Почему даже неверующие и безбожники, хотя и осуждали в свое время его в предательстве общерусских интересов, все равно были вынуждены о нем помнить?

Господь хранит память святых. И, конечно, причина этой памяти не в том, что князь Олег был блестящим правителем своей земли… Таких было много в то время. Князья заботились о народе, после очередных татарских набегов старались восстановить народную жизнь. В этом плане Олег Рязанский был одним из многих. Так что не за государственную деятельность помнят его рязанцы.

Он с детства был вынужден взять в руки меч. Ведь Рязань была открыта набегам татар, рядом было дикое поле, из которого неожиданно появлялась орда и нещадно превращала в пепел все плоды трудов, которые несли жившие на рязанской земле люди. Именно поэтому на Рязанщине практически нет храмов каменных старше 17-го или конца 16-го века. Здесь было просто невозможно строить ничего из камня, потому что буквально каждые пять лет все разрушалось от рук иноземцев.

Князь Олег с самой юности своей был свидетелем этих постоянных трагедий. Конечно, после очередного опустошительного набега все вновь приводили в порядок. Но эта постоянная зависимость от орды, постоянный страх, который испытывали русские люди, не мог не наложить отпечатка на характер будущего правителя Рязанского княжества.

Говорят, что он был человеком суровым, очень молчаливым, иногда жестоким, и даже гордым и заносчивым. Конечно, вел он себя как самостоятельный владыка, тем более, что род рязанских князей шел от очень дальней ветви Рюриковичей (хотя все князья в то время были, в общем-то, родственниками). Рязанских князей остальные князья русские воспринимали почти как чужаков. Князь Олег Иванович почти ни с кем не общался, заключая только военные союзы или перемирия. И, конечно, его главным противником была Москва, которая в то время стремительно развивалась и становилась центром собирания русских земель.

Хотя надо сказать, что этот процесс во всей своей глубине видели только глаза святых: святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского. В глазах остальных стремление московских князей объединить вокруг себя земли было всего лишь свидетельством их жадности. Московских князей считали выскочками и задавались вопросом: а почему не Тверь, не Новгород, не Рязань должны стать в центре Русской земли?

Так думал и князь Олег. И вот, когда пришло страшное время, когда после долгого перерыва татарский темник Мамай, став ханом, решил покарать свободолюбивые русские княжества и отправился в набег, целью которого была Москва, князь Олег не пришел на Куликово поле, а наоборот, как говорят, якобы заключил с Мамаем и с литовским князем Ягайло союз. Это потом будет поставлено ему в вину советскими историками.

Но что же произошло на самом деле? А на самом деле мы видим из самого поведения князя Димитрия, что не было этого союза. Князь Олег, хотя и воспринимал князя Димитрия как врага, но знал, что ордынцы и литовцы - враги еще более страшные. И когда князь Димитрий вместе со своим войском проходил на Куликово поле рязанскими землями, он отдал приказ – ни одной рязанской деревни не трогать, ни одному рязанцу не повредить. Московский князь не оставил у себя в тылу особой дружины. Потому что он знал: князь Олег в спину ему не ударит.

Мамай не встретился с князем Ягайло, потому что так устроил князь Олег Иванович, и татары остались одни перед объединенным русским войском. Куликово поле стало свидетелем великой нравственной победы нашего народа над захватчиками! Но после этого вражда Москвы и Рязани не прекратилась. Князь Димитрий сильно переживал из-за этого. И в первую очередь, он переживал за вот этого гордого, замкнутого, нелюдимого человека, которого он, видно, понимал своим сердцем. Но он понимал при этом, что никакие слова из его уст или уст самых искусных московских дипломатов тут не помогут. Поэтому он обратился к преподобному Сергию. Тот пешком из своей лавры пришел в Рязань. Он остановился на границе Переяславля, где потом будет основан монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. А на следующее утро преподобный пошел в Кремль, где беседовал с князем Олегом.

Летопись передает лишь основные моменты этой беседы. Но на самом деле никто, кроме Бога и их двоих, не знает, о чем говорили уже состоявшийся святой и святой будущий. Мы знаем только, что после этой беседы князь Олег не просто изменил свою политику по отношению к Москве, но изменился сам. Он заключил вечный мир с Москвой. Тогда вечный мир обычно длился год или полтора. Этот же вечный мир оказался по-настоящему вечным. Никогда больше рязанские князья не поднимали меч против Москвы. Князь Олег благословил брак своего сына Федора с дочерью князя Димитрия. И это тоже было непростое дело, потому что, как мы с вами уже говорили, род рязанских князей был очень далек Рюриковичам. Теперь же он вошел в семью князей русских по-настоящему.

Но самое главное изменение произошло с его сердцем. Люди стали обращать внимание, что князь, прежде гордый, жестокий, умевший говорить очень нелицеприятные и грубые вещи в лицо, стал мягче, больше молчал, учился прощать. И наказывал только тогда, когда не было уже другого выхода.

А потом, как-то охотясь, он проезжал этими (где располагается Солотчинский монастырь) местами и встретил двух подвижников, Василия и Ефимия, с которыми решил основать здесь святую обитель, посвятив ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Нам сейчас непонятно, почему князь Олег выбрал именно этот праздник. А тогда, через десять лет после Куликовской битвы, люди понимали это очень ясно. Дело в том, что победа на Куликовом поле была одержана в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И таким образом князь Олег и для себя, и для людей увековечил этот день. О чем он думал, о чем молился, в чем каялся, знает только Бог. Но он часто стал бывать в основанной им обители, подолгу в ней оставался. Окружающие люди видели, что князь практически не снимает с себя своей кольчуги, иногда даже спит в ней. Бразды правления княжеством при этом он постепенно передавал своему сыну Федору, делая это по-отечески, без обиды или зависти по отношению к молодому княжичу.

И никто не знал, что уже в это время князь Олег под кольчугой носит монашеский параман. Он тайно уже был пострижен в мантию с именем Иона. Это открылось только тогда, когда к нему стала подступать смерть. В Солотчинском монастыре он открыл свой постриг и был пострижен в великую схиму с именем Иоаким. Здесь он был похоронен, и здесь, по милости Божией, его благоухающая честная глава пребывает и сейчас.

Так за что же любят русские люди князя Олега, за что помнят его рязанцы – за государственный подвиг, за политический жест в сторону Москвы? Конечно нет! За его нравственный подвиг, за его духовые усилия, которые он предпринял над собой. Он наступил на свою гордость, он смирился, он глубоко понял, что для того, чтобы прекратить на Руси кровавые междоусобицы, нужно не собрать самое большое богатство и самое большое войско, а нужно проявить смирение и помолиться Богу о единстве страны.

И самым заметным был главный его духовный подвиг – превращение из гордого, заносчивого и властного человека в кроткого, доброго, смиренного, но очень сильного правителя своего удела, своего отечества. Вот за это любит его народ. Потому что каждый из нас хочет, чтобы и с нами случилось такое преображение. Чтобы мы облеклись силой Божьей и смогли наступить на свои страсти, ощутить радость и облегчение, которые чувствует человек, освободившийся от своих страстей. Уже после того, как он был похоронен, люди стали поклоняться его кольчуге, которую он не снимал весь остаток жизни, нося фактически как вериги. Кольчуга возлагалась на больных и эти страждующие, страдающие люди получали исцеление. Так Господь прославил своего угодника.

И мы, жители Рязанской земли, счастливы, что имеем такого заступника перед Богом!

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом кн. Олега был св. блгв. кн. Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителя¬ми. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу — Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупрежда¬ли св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять — князь Пронский — явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигран¬ная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути — на Оке — стояли вои¬ны св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, — как отметил средневековый писатель А. Кранц, — попытался вероломно воспользоваться обстанов¬кой.

Св. кн. Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств.

Летом 1380 г. Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско св. блгв. кн. Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результа-тов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них блгв. кн. Димитримю. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй — Ягайло — пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая»,

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск св. блгв. князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска кн. Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловаж-ным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход — и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олег)’ и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», — приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) — много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381 г.) Великаго Князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его Князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 г. на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую зем¬лю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382 г.) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 г., и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 г. летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны — рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 г.

Распря между св. Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением св. блгв. кн. Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда св. Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с прп. Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 г. этот мир был скреплен браком сына вел. кн. Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью св.блгв. кн. Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского — Юрия Святославича, пронского — Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов — отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смер¬тью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления кн. Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

Печатается по материалам книги:

Игумен Серафим (Питерский),

монахиня Мелетия (Панкова)

«Великий князь Олег Иванович Рязанский»

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Рязанский

Князь Олег Рязанский

Принято считать Олега Рязанского чуть ли не изменником, который якобы был на стороне Мамая и в день битвы на Куликовом поле только случайно не успел прийти татарам на помощь. Так писал московский летописец после победы. В действительности все обстояло намного сложнее. Рязанское княжество – «крайняя», ближайшая к степи земля, и обычно первые удары кочевников приходились именно на рязанцев. Сколько раз они отважно отбивались от Орды! Не забудем, что князь Олег славен уже тем, что первым из русских князей за почти полтора столетия монголо-татарского ига сумел нанести поражение войску Орды: в 1365 г. он, вместе с князем Иваном Пронским, разбил войско эмира Тагая. В 1378 г. в славной битве на реке Воже москвичи разгромили войско Бегича плечом к плечу с рязанцами. Вскоре, в отместку за это, Мамай внезапно напал на Рязанскую землю и сжег ее столицу, Переяславль-Рязанский. Великий князь Рязанский Олег бежал за реку Оку, ближе к московским пределам.

С Москвой же у него складывались неровные отношения. И хотя Олег никогда не ездил за ярлыком на Владимирское княжение, «не воевал» Москвы, тем не менее он постоянно подвергался набегам москвичей и их союзников. Так, в декабре 1371 г. московские воеводы разбили войско Олега, свергли его с Рязанского стола, а его место занял вассал Дмитрия Ивановича князь Владимир Пронский. Не без труда, путем уступок Москве, Олег вернул себе отчину.

И вот пришел 1380 год. Рязанцы славились отвагой, но они хорошо понимали, что страшная сила двинувшейся на Русь Орды сотрет их княжество в порошок и никто им не поможет. Поэтому князь Олег накануне выступления Орды признал власть Мамая и выплатил ему «выход»… Возможно, он действительно выступил со своим войском на помощь Мамаю как послушный вассал, но ведь не дошел… Так же случилось 2 года спустя, когда хан Тохтамыш двинулся на Русь. Московские летописи утверждают, что броды через реку Оку ему показал князь Олег. Трудно представить себе, чтобы Орда без помощи проводников-«вожей» князя Олега не смогла бы форсировать пограничную реку. И хотя Олег с Тохтамышем к Москве не пошел, но всю свою досаду за гибель столицы Дмитрий Донской осенью 1382 г. выместил на рязанцах: «Землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту сотвориша, пуще ему и татарьскые рати», т. е. хуже татар. В отместку за это в 1386 г. князь Олег захватил и ограбил Коломну. Тогда Дмитрий Донской послал против него дружину князя Владимира Андреевича. С большим трудом Сергию Радонежскому удалось примирить московского и рязанского князей… Князь Олег умер в 1402 г., и его изображение в полный рост можно видеть на современном гербе Рязани.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Гориславич Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич, прозванный Гориславичем. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл особую и печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.8. Ангелы-Аггелы и князь Олег Согласно византийским историкам, царь Андроник-Христос был убит по приказу Исаака АНГЕЛА, см. книгу «Царь Славян». По русским летописям, князь Аскольд = Аса-Коляда был убит Олегом: «И убил Оскольда и Дира», см. выше. Заметим, что слово Ангел в

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

2. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 3 КНЯЗЬ ОЛЕГ «Светлый князь» В династической концепции «Повести временных лет» история княжения Аскольда и Дира выполняет роль некоего переходного периода, промежуточной ступени в государственном развитии княжества «полян». Венцом этого процесса рисуется

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ 879-912Олег, молодой, пылкий, деятельный, недолго усидел на месте. Жажда ли деятельности, врожденная норманну, желание ли найти другое жилище, удобнее и веселее низменных северных болот, или распри со строптивыми новгородцами были причиной, но он вскоре

Из книги Кого же предал рязанский князь Олег? автора Шахмагонов Федор Федорович

Кого же предал рязанский князь Олег? Работая над романом-хроникой о становлении Московского государства во времена Димитрия Донского и о победе русского оружия над золотоордынским ханом Мамаем, а задумался над ролью великого рязанского князя Олега Иоанновича в

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ – ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Настало время познакомиться с еще одним героем нашего повествования. Олег Рязанский – князь с трудной судьбой и посмертной недоброй славой, созданной московскими летописцами. «Изменник», ставший все же святым. Князь, которого

автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Князь Олег (Вещий Олег) Строкой энциклопедии… Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, - это легендарный правитель Руси конца IX - начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

152. ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, в св. крещении Иаков (в иночестве Иоаким), князь рязанский сын Ивана Ивановича (по другим родословиям - Михайловича) Коротопола, князя рязанского, от брака с неизвестною, умнейший из владетелей рязанских.Родился в Рязани около 1330 г.; получил от

5 670

В исторической науке еще с прошлого столетия утвердилось мнение, что Олег Рязанский в решительный час борьбы русского народа за освобождение от ига золотоордынских ханов изменил общерусскому делу, вступил в союз с ханом Мамаем против Москвы, сговорился с литовским князем Ягайлой о совместных действиях против князя Димитрия. История обвиняет Олега в том, что он рвался делить Русь, когда весь народ сражался за ее воссоединение.

На чем строятся выводы об измене Олега?

Почти вся русская земля в 1380 году выставила свои полки на Куликово поле. Пришли сражаться с общим врагом даже далекие литовские князья Андрей и Димитрий, пришли брянские, белозерские, угличские отряды, пришли новгородцы, а князь Рязанский не выставил своей дружины на поле, хотя битва произошла на границе его княжества.

Двумя годами позже явился золотоордынский хан Тохтамыш. Олег Рязанский ведет его через броды на Оке к Москве, выступив в роли проводника.

Свои обвинения а адрес Олега историки основывали на свидетельствах современников, на записях в летописях и дошедших до нас документах.

Подлинность источников того времени не вызывает сомнений. И все же я не склонен считать приговор Олегу Рязанскому окончательным, ибо не всегда те или иные поступки правителя могут быть истолкованы по их видимой канве, без учета скрытых от всеобщего обозрения мотивов.

Не рассмотрено до сих пор, как это ни странно, отношение к Олегу Рязанскому главного свидетеля и обвинения и защиты - самого Димитрия Ивановича, Великого князя московского…

В 1371 году Великому князю московскому Димитрию было двадцать лет. Но он уже успел побывать в Орде, заручился ярлыками ордынских правителей на великое княжество Московское и Владимирское, успел шестилетним мальчиком совершить с воеводами поход на Владимир против суздальских князей и привести их к покорности Москве, привел к покорности князей нижегородских и начал повсюду теснить Тверь и Рязань. Тверь собиралась с силами для решающего отпора, а рязанское боярство требовало от князя Олега решительных действий против Димитрия. В 1371 году Олег Рязанский собирает большое войско и ведет его на Москву. Сам Димитрий не пошел против Олега, а послал знаменитого полководца того времени Димитрия Михайловича Боброка-Волынского. Летописец с иронией рассказывает, что рязанцы будто бы хвастались, идучи на бой: «Не берите с собою ни доспехов, ни щитов, ни коней, ни сабель, ни стрел, берите только ремни да веревки, чем вязать боязливых и слабых москвичей».

Рязанская рать была жестоко побита, Олег едва спасся с поля боя и чуть ли не потерял Рязань. Разгромом Олега поспешил воспользоваться другой претендент на рязанский престол - князь пронский Владимир. Олегу стоило большого труда вернуть себе Рязань.

Итак, Олег Рязанский в полную меру испытал на себе тяжесть московской руки и опасность получить удар в спину от князя пронского в случае нового столкновения с Москвой. Сил у Рязани бороться за первенство с Москвой не оказалось, полного подчинения Москва от него пока не требовала.

Было у рязанского князя к тому же множество забот более неотложных. Пограничное положение его земель с Ордой приносило тяжкие бедствия. Не проходило лета, чтобы князьки и просто конные банды не налетали на рязанскую землю пограбить ее. Земля пустела, рязанцы с окраин перебирались на север, оседая вокруг Москвы, на земле владимирской, суздальской, в Верхнем Поволжье и выше. Владения Олега скудели, и он вынужден искать дружбы у московского князя.

В 1377 году золотоордынский царевич Арапша произвел набег на Русь, разбил на реке Пьяне боярское ополчение, разграбил Нижний Новгород, заскочил в Рязань, взял ее с боя, тоже разграбил. «Олег, - сообщает летопись, - исстрелянный, едва вырвался из рук татарских».

Могла ли утвердиться в душе Олега преданность ордынским ханам? Нет! Но для открытой борьбы у него не было сил, и рязанское боярство все время остерегало его от борьбы с ханами, опасаясь за свое имущество.

В 1378 году на Русь двинулась более грозная сила, чем ополчение царевича Арапши. Хан Мамай, правитель Золотой Орды, послал своего темника Бегича нанести удар по Москве и принудить Димитрия Московского к былой покорности ханам.

Бегич двигался быстро, князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, он успел обратиться только к князьям рязанскому и пронскому. Оба явились по первому его зову, и Бегич был наголову разбит московско-рязанско-пронским ополчением на реке Воже.

Мамай пришел в ярость и двинул полки на Москву. Войско Димитрия стояло на Оке, с ним и дружины рязанского и пронского князей.

Защищая Москву и переправы через Оку, Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Мамай разорил Дубок, Переяславль-Рязанский, опустошил землю, но на встречу в поле с русскими войсками не решился.

Итак, мы видим, что уже дважды в решающий час Олег Рязанский выходил в поле вместе с московским князем.

Что же могло его подтолкнуть в таком случае на измену? Надежда, что Мамай простит поражение Бегича на Воже и, вторгаясь на Русь, не тронет и не испепелит Рязань? Таких примеров во взаимоотношениях с Ордой история не могла указать князю.

Что было делать Олегу Рязанскому?

Идти на открытый союз с Димитрием, подписать договор и крест целовать на том, чтоб, как только тронется Орда на Москву, вступить со всей дружиной в московское войско?

Если бы Олег подписал такое соглашение, то его скинули бы с княжьего стола собственные бояре, он потерял бы в Рязани всякую опору.

Если бы Олег вступил в открытый союз с ханом, то Димитрий, предвидя скорый поход Орды на Москву, поспешил бы сместить с рязанского стола Олега, ему в этом помог бы князь пронский, а Олега никто не защитил бы!

Оставалось одно: вступить в тайный союз о взаимной помощи с московским князем, в союз без крестного целования, без свидетелей, полагаясь только на верность княжеского слова, что не очень-то было надежно в те времена. Но надежнее слова была общность цели: отразить намечавшийся поход Мамая.

А как же быть с боярами?

Для бояр с согласия князя Димитрия Олег заключил договор с Мамаем, якобы тайный для московского князя. Таким образом Олег получал возможность узнать военные планы Мамая, сроки его выступления, выяснить, кто будет его союзником. Маневр сложный, но средневековье знает дипломатические интриги и более запутанные. Фактически Олег брал на себя миссию тайного лазутчика Москвы. И справился он с ней успешно. Мамай навел его на вступление в союз с литовским князем Ягайлой. Мамай получил согласие Ягайлы присоединить литовские войска к войскам золотоордынским. Олег немедленно вступает в сношения с Ягайлой, и они договариваются соединить свои войска в тылу у Димитрия, когда он выступит против Мамая.

Летописи сообщают, что Димитрий знал о соглашении Олега Рязанского с Мамаем и о договоре Олега с Ягайлой. Откуда же об этом узнал летописец? Московский летописец узнал от московского князя.

Откуда узнал Димитрий об этом союзе? От Олега!

Летописцу трудно было сделать из этого факта соответствующие выводы, но мы, оглядываясь на столь далекое прошлое, вправе сделать переоценку деятельности Олега.

Димитрию известно, что Золотая Орда на этот раз выступила всеми силами. Ему также известно, что Олег якобы перекинулся к хану. Московское войско оказывается в окружении. Но вместо того чтобы ехать в Орду, везти туда выкуп и мириться с Мамаем, Димитрий спокойно собирает войско со всей русской земли и выступает навстречу Мамаю, даже не оставив серьезной силы для обороны Москвы и Кремля.

Его огромное войско движется по рязанской дороге на Коломну. Мамай еще далеко… Не ударить ли по пути на Рязань, чтобы вывести из игры Олега Рязанского?

От Коломны до Рязани всего лишь один переход. Ни Мамай, ни Ягайло ни при каких обстоятельствах не успели бы на помощь Олегу.

Историки прошлого столетия единодушно говорят, что Димитрий не ударил по Рязани из-за душевного благородства, из высоких нравственных побуждений, не желая осквернять высокую цель похода избиением русских.

Нравственные соображения - вещь, конечно, важная, но какой бы они обернулись безнравственностью, если бы Олег Рязанский во исполнение соглашения с Мамаем ударил по тылам московского войска? Чем бы это кончилось для священного похода Димитрия?

Димитрий не собирался ударять на Рязань, ибо Олег в это время был тайным его союзником в стане врага.

Именно Олег беспрестанно сносится в это время с Димитрием, сообщает ему каждодневно о передвижениях Мамаевого войска, именно Олег передает сообщения и о движении Ягайлы.

Димитрий поворачивает от Коломны не на Рязань, а на Лопасню, в Лопасне ждет опаздывающие полки.

В Лопасню к нему приходит Владимир Серпуховский, правая его рука в борьбе с Ордой. В Лопасню приходят и союзные Димитрию литовские князья Андрей Полоцкий и Димитрий Стародубский. Все трое присоединяются к правому флангу московского войска в самый последний момент приближения Мамая к рязанским границам.

Почему же они медлили? Князья литовские, брянские дружины и Владимир Серпуховский двигались не торопясь, они прикрывали правый фланг Москвы от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению.

А какие войска охраняли фланг Москвы, если бы ему грозила опасность слева?

На левом фланге у Димитрия стоял с дружинами Олег. Но кто он? Друг или враг?

Если бы Олег был врагом, то в час, когда сошлись войска Мамая с Димитрием, или ранее, когда Димитрий, оставив все заботы о Москве, переправился через Оку и двинулся быстрым маршем к Дону, рязанцам было бы самое время ударить по Москве. Ничто не могло в те дни помешать Олегу сойтись на Оке и с войсками Ягайлы. Московское войско ушло в степь, и перед ним уже маячил враг.

Летопись сообщает, что Димитрий особо приказал своим войскам не наносить никакого урона рязанцам. Это почему же? Не была ли это помощь Олегу, учитывающая оппозицию его политике в Рязани? Именно этот приказ Димитрия лишал возможности сторонников нападения на Москву давить на Олега.

Ягайло подошел на один переход к московскому и Мамаевым войскам. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега. А Олег не стронул с места свои войска. Он по-прежнему загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Не дождавшись рязанских войск, Ягайло не тронулся с места и не вмешался в ход сражения на Куликовом поле. Битва была очень тяжелой для московских войск, шла она с переменным успехом, удар соединенных сил Олега и Ягайлы в тыл Димитрию решил бы исход сражения в пользу Мамая.

Олег не тронулся с места.

Удар литовских войск и без рязанских дружин поставил бы тоже под вопрос исход сражения на Куликовом поле, но Ягайло не тронулся с места.

Что же его удерживало?

За спиной Димитрия стояла лишь одна сила, которая могла удержать от предательского удара Ягайлу, - рязанское войско, Олег Рязанский.

Так кого же предал Олег Рязанский? Димитрия или своих союзников, в решающий час держа над ними занесенный меч, а до этого сообщая о каждом их шаге Димитрию?

Немного прибавили бы силы московскому войску рязанские дружины на тесном поле на берегу Непрядвы. Исход битвы был решен не числом воинов московского князя, а их выучкой, мужеством и опытом воеводы Димитрия Михайловича Боброка-Волынского. Но рязанские дружины Олега, стоящие за его спиной, остановили Ягайлу и были заслоном Москвы.

Минуло два года. Мамай был разбит Тохтамышем, бежал в Кафу, и там его убили генуэзские солдаты. В Золотой Орде воцарился последний ее могущественный самодержец - Тохтамыш, способный, авантюристического склада полководец, смелый и жестокий.

В 1382 году он внезапно перебил всех русских торговых людей в Орде, всех русских монахов, запер выходы для заморских купцов на Русь и быстрым маршем устремился к Москве, рассчитывая на внезапность нападения. Его войско шло, не останавливаясь на привалы, не разжигая костров, шло по прямой, как пущенная из лука стрела. Димитрий имел с Ордой мирный договор, он не ждал нападения, залечивая раны после Куликова поля. Первым узнал о движении Тохтамыша Олег Рязанский. Он послал гонцов в Москву, а сам кинулся к хану навязываться в проводники. Предательство? А что мог сделать Олег? Выставить против огромного войска рязанскую дружину и положить ее снопами под ордынские копыта?

В чем спасение для Москвы в тот грозный час? Только в одном: князю Димитрию нужно было время, чтобы собрать войско в северных землях княжества, поднять в поход союзных северных князей. Время ему могла дать только осада каменного Кремля Тохтамышем. Чем дольше Тохтамыш задержался бы с осадой каменной крепости, тем больше было возможности у Дрмитрия нанести ему удар спешно собранными дружинами.

Куда же повел Олег Тохтамыша? Он повел его не в Переяславль на Плещееве озеро, где Димитрий собирал войско, а на Москву, к каменным неприступным стенам Кремля, к тому времени защищенного первыми на Руси пороховыми пушками.

Спрашивается, а без Олега Рязанского не нашел бы разве Тохтамыш Москвы, не нашел бы бродов на Оке?

Тохтамыш не смог взять приступом Кремля. Расчет Димитрия был правилен. Тогда Тохтамыш обманом заманил москвичей на переговоры, а когда те вышли из города, ворвался в Москву, разорил ее, сжег и разграбил…

Олега не было в переговорах с москвичами, он не давал им обязательств за Тохтамыша.

Дни, потерянные Тохтамышем под Москвой, решили дело. Димитрий собирал войско в Костроме, а князь Владимир Серпуховский (после Куликовской битвы получивший наименование Храбрый) выступил против Тохтамыша. И, едва столкнувшись с его передовыми отрядами, двигавшимися с северо-запада, Тохтамыш повернул войско и ушел из Москвы.

Так кого же предал Олег Рязанский?

Летописец, а вслед за ним и наши историки не догадались, кого предал Олег, но Тохтамыш догадался и учинил полнейший разгром Рязанскому княжеству.

Для современников этих событий - для князей и бояр, для дружин и рядовых воинов, для летописцев - Олег Рязанский - предатель, его имя предано проклятию.

И только для одного человека он не оказался предателем. Для Димитрия Московского, внука Ивана Калиты, победителя в Куликовской битве. Если бы Димитрий считал, что на Куликовом поле Олег его предал, что под Москву он привел предательски Тохтамыша, ему ничего не стоило бы покарать предателя, власти у него для этого достало бы.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...