Классический психоанализ фрейда. Сам себе психолог: техники самоанализа


Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.


Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде , где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или .

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.


Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.Основные принципы психоанализа. Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма . Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода . Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу , психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом . Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний. Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования. Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса. а.

История психоанализа

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации "Исследования истерии", в которой предположили, что симптомыистерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых "травмирующих" событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями. По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название "эдипов комплекс". Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя "цензура", которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар - знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера. В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - "Оно" (или "Ид"), "Я" (или "Эго"), и "Сверх-Я" (или "Супер-Эго"). "Я" выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. "Оно" включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. "Сверх-Я" отвечает за "удаление" нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. а.

Неофрейдизм

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как "конечную и реальную потребность каждого человеческого существа". Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».


ПсихоанализФрейда

Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой используемых в ходе работы.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение)-часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

Психоанализ - как метод психотерапии;

Психоанализ - как метод изучения психологии личности;

Психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эгопосредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциямис другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, „преисподнюю “ психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом „свободных ассоциаций “. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведениеминстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что „сценарий “ сновидений при его кажущейся нелепостине что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге „Психопатология обыденной жизни“(1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе „Остроумие и его отношение к бессознательному“(1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личностиот младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в „Трех очерках по теории сексуальности“(1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...