Известный русский лингвист генриетта григорьевна граник. Секреты орфографии


К ЮБИЛЕЮ Г. Г. ГРАНИК

9 ноября 1998 г. доктору психологических наук, профессору, академику РАО Генриэтте Григорьевне Граник исполнилось 70 лет. Из них 35 лет она работает в Психологическом институте РАО, где прошла путь от младшего научного сотрудника до главного научного сотрудника и руководителя группы "Построение школьных учебников ". Теоретические работы Г. Г. Граник легли в основу единого курса по русскому языку и литературе: "Русская филология ". В общей сложности ею опубликовано 168 работ, основные из них посвящены проблеме формирования психологических механизмов грамотной речи и проблеме понимания текста школьниками. Коллектив, руководимый Г. Г. Граник, стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в 1997 г.

Коллеги и редколлегия журнала желают Генриэтте Григорьевне оставаться счастливой обладательницей радости творчества, которая считается особой мудростью, а также верных друзей и единомышленников.

Мы попросили Г. Г. Граник ответить на интересующие нас вопросы. Ниже публикуется текст этой беседы.

Рита Григорьевна, мы хотим задать Вам традиционный вопрос: как Вы пришли в психологическую науку? Ведь по базовому образованию вы преподаватель русского языка и литературы?

Этот вопрос я нередко задавала самой себе. Я мечтала, что стану... Кем только я не мечтала быть! Но... только не учителем. Что есть психология, я в ту пору просто не знала.

Удивительная цепь событий в начале привела меня в школу.

Вскоре после окончания Отечественной войны я попала под грузовую машину. И в тот момент, когда заднее колесо пятитонки начало наезжать на меня, передо мной пронеслась мгновенно, как в ускоренных кадрах фильма, вся моя к тому времени коротенькая семнадцатилетняя жизнь. У врачей не было никакой надежды, что я выживу. А меня в короткие передышки, когда после очередного укола боль чуточку отступала, мучил вопрос: как с такой скоростью могло пронестись столько событий? И почему они пронеслись?

Эти "психологические " вопросы мучили меня многие годы, и я приставала с ними ко всем. Интересно, что, когда, попав в Психологический институт, я задала их профессору Петру Алексеевичу Шевареву, он сказал: "Да, так бывает ". Вот и все, что я узнала об этом феномене. Надеюсь, что когданибудь на эти вопросы ответит в первую очередь психология.

После аварии мне не разрешили учиться, и вскоре райком комсомола послал меня на работу в качестве старшей пионервожатой.

Почти все родители учеников (практически только мамы: отцы или погибли на фронте, или бросили семьи) были связаны с работой на "Трехгорке ". И жизнь полуголодных учеников (шел 1947 г.) проходила в основном в школе.

Я проработала здесь три года. Эти годы были лучшими в моей жизни, и они навсегда связали меня со школой. Высшей наградой, которая греет меня до сих пор, были слова одной школьницы: "Рита, ты подарила нам детство ". Она сказала их, выступая на школьном вечере встречи.

Вспоминаются смешные эпизоды, которые характеризуют немало людей моего поколения. Однажды позвонили из райкома комсомола в школу и попросили меня получить награду за хорошую работу, и мне выдали премию 30 рублей. Это была моя месячная зарплата. Надо бы радоваться: это не лишнее для семьи, где четверо детей, и я самая старшая, семьи, которая даже по тем "карточным " временам выделялась своей бедностью. Но я огорчилась и сказала: "Я думала, мне грамоту дадут, а вы деньги ". Изумление на лицах работников райкома описать не берусь.

Окончив педагогический институт, я стала учителем русского языка и литературы, а затем и районным методистом.

Не менее удивительные события привели меня в Институт общей и педагогической психологии АПН СССР.

Я уже писала в журнале о своей смешной встрече с профессором Дмитрием Николаевичем Богоявленским (см.: Вопр. психол. 1994. № 2. С. 51).

Дмитрий Николаевич и привел меня в институт, в котором я проработала уже более 35 лет.

Видите, каким "причудливым " был мой путь в психологию.

Какими научными проблемами занимались Вы все эти годы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я должна сказать, что по стечению ряда обстоятельств, я вошла в лабораторию программированного обучения, которую тогда еще только создавал Л. Н. Ланда. И в течение ряда лет в этой лаборатории я занималась психологическими проблемами создания особых школьных проблемнопрограммированных учебников по русскому языку. Надо сказать, что к приходу в институт я уже закончила работу над кандидатской диссертацией по методике преподавания орфографии. Однако меня вызвал к себе А. А. Смирнов и сказал, что в Институте психологии надо быть психологом. Меня прикрепили к П. А. Шевареву, и я должна была как бы "сдавать " каждую из значительных монографий психологов, "сдача " протекала в форме беседы. Часто Петр Алексеевич выбирал для беседы какуюнибудь психологическую проблему. Это были очень интересные встречи, которые многому меня научили. Но тому, кто знал Петра Алексеевича Шеварева, не надо объяснять, какой трудной была эта школа. Только после такого "курса психологии " мне разрешили

сдавать экзамен. А затем я подготовила и защитила уже новую диссертацию по педагогической психологии: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков " (1963) (тогда еще я не могла знать, что мне предстоит защищать докторскую диссертацию дважды).

В эти же годы возникли мои дружеские отношения с Николаем Ивановичем Жинкиным, которому и принадлежала идея использовать учебники различных типов в качестве инструмента психологических исследований.

Необходимость создания нового типа учебника диктовалась потребностью строить обучение на основе новейших лингвистических и психологодидактических знаний и современными условиями массового обучения: усложнение его целей и предметного содержания, разный уровень подготовки учителей, существование разных типов школ, возрастающее количество учащихся, вынужденных по состоянию здоровья пропускать школьные занятия или обучаться дома.

Известно, что на протяжении всего времени существования учебников они практически выполняли две функции: 1) функцию закрепления полученных в классе теоретических знаний и 2) функцию "тренажера ". Это и определяло структуру действующих до настоящего времени учебников: конспективное изложение материала, объясненного учителем на уроке, таблицы, схемы, тренировочные задания, облегчающие закрепление знаний и выработку определенных умений.

Именно это представление о функциональной нагрузке учебника легло в основу нашего учебника, где впервые делается попытка средствами самого учебника помочь учителю формировать и развивать такие психические процессы и свойства человека, как мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, письменную и устную речь, самоконтроль и т. д.

В учебнике также будет решаться задача возбуждения и поддержания познавательного интереса у школьников. Особое внимание будет уделено проблеме работы с книгой: формирование этого умения будет осуществляться с помощью самого учебника.

Новые функции учебника потребовали создания для него особой структуры. Подача в нем материала непосредственно обращена к ученику и представляет сложную комбинацию проблемного и объяснительного иллюстративного методов обучения. В учебник вводятся ответы для самоконтроля за ходом выполнения заданий.

Довольно рано я осознала, что одному человеку и с задачей создания разных типов учебников, и с проведением по ним разноплановых экспериментов невозможно справиться. И тогда я решаюсь на чтение лекций и проведение семинаров в Городском и Областном институтах усовершенствования учителей. В результате этой работы мне удалось создать семинар для учителей при нашем Психологическом институте и Всесоюзном педагогическом обществе. Целью семинара было подготовить учителей, которые бы владели достижениями науки XX в. как в области педагогической психологии, так и в лингвистике. Только такие специалисты могли стать авторами учебников нового типа. И только так подготовленные учителя могли проводить систематическую многоаспектную экспериментальную работу в естественных условиях классного обучения.

Лекции по лингвистике читали такие специалисты, как Ю. Д. Апресян и В. П. Ширяев. Лекции по психологии читала я. Семинар просуществовал более десяти лет. Из него "вышли " мои соавторы и друзья, это прежде всего: С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. С. Левитина, Е. Л. Соломонова, Е. Д. Кин.

Большой радостью для всех нас было награждение премией им. К. Д. Ушинского за создание экспериментальных учебников по синтаксису и пунктуации русского языка. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получали учителя (из 10 авторов 6 были учителями).

Многие годы мои научные интересы связаны с проблемами формирования психологических механизмов речи. Я защитила докторскую диссертацию: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений " (1985). Эти исследования привели меня и моих коллег к проблеме понимания художественного текста.

Хорошо понимая, что внедрение результатов исследования в практику школы связано с разработкой аппарата их реализации, мы вынуждены были много работать над этими комплексными проблемами. Они оказались неимоверно сложными.

Как видите, какими бы психологическими проблемами мне и моим коллегам

друзьям ни приходилось заниматься, они все продиктованы заказами школы.

Моя жизнь, как я говорила, и в науке неразрывна со школой.

Рита Григорьевна, чем Вы занимаетесь сейчас?

Наш коллектив сейчас занят проблемой синтеза русского языка и литературы.

Синтез русского языка и литературы - давняя мечта ученых и передовых учителей. Безнадежно разлученные, эти два школьных предмета не только не питают друг друга, но и не могут решить в полном объеме задачи, стоящие перед каждым из них. Между тем у этих областей знания общий предмет изучения. Это слово. Процессы, лежащие в основе живого функционирования языка (как в устной, так и в письменной речи) и в основе восприятия художественного текста, - едины. Это вся совокупность прогностических процессов: "вероятностное прогнозирование ", "вариативное прогнозирование ", "упреждение ", "установка " и т. д.

Проведенные нами исследования позволили разработать целостную непротиворечивую основу для создания учебников по русской филологии.

Созданные нами на этой основе первые две книги "Русская филология " и книги для учителя "Как учить работать с книгой " и "Дорога к книге " удостоены премии Правительства РФ за 1997 г.

источник неизвестен

Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.

М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь;
гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.

Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

Формат: djvu

Размер: 9, 5Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Про эту книгу
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена
ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?
ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило
ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило
ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
ГЛАВА VI. Память и грамотность
ЧАСТЬ II
ГЛАВА VII. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе
ГЛАВА IX. Смотри в корень!
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Маленький «загадочный» театр
Послесловие

Граник Генриетта Григорьевна (родилась 9 ноября 1928 г.) - известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Доктор психологических наук (1981), профессор (1996), действительный член (академик) Российской академии образования (1995), главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999).

Закончив факультет русского языка и литературы Московского государственного заочного пединститута (1959), Г.Г. Граник преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в Психологическом институте РАО, пройдя путь от младшего до главного научного сотрудника. С 1980 г. возглавляет в ПИ РАО группу психологических основ построения школьных учебников.

В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 г. - докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений".

Основные направления многолетних теоретико-экспериментальных исследований Г.Г. Граник связаны с изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русской филологии, проблемой психологических приемов понимания учебных и художественных текстов.

Труды Г.Г. Граник совместно с сотрудниками позволили создать принципиально новое направление в педагогической психологии - «Школьный учебник». При этом были разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в коллективных монографиях «Психологические проблемы построения школьных учебников» (1979) и «Психолога-дидактические основы создания учебников по русской филологии» (2007)), но и учебно-методический комплект учебников для первой и второй ступеней образования. Под научным руководством Г.Г. Граник был создан УМК «Русский язык. 1-9 классы». В него вошли 24 учебника по русскому языку, две программы, девять методических пособий. Также были изданы четыре «Спутника учебника», шесть учебных книг по литературе.

Кроме того, авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальный учебник «Синтаксис и пунктуация русского языка» (1970) и учебные книги «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995). Также Г.Г. Граник является автором и научным редактором серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолога-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970, 1971, 1972), «Учитель, учебник и школьники» / в соавт. (1977); «Как учить школьника работать с учебником»/ в соавт., (1987); «Когда книга учит»/ в соавт. (1988, 1991, 1995); «Как учить работать с книгой» / в соавт. (1995, три издания); «Дорога к книге» / в соавт. (1996); «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы»/ в соавт. (1999, 2001)). Всего под руководством Г.Г. Граник написано свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе.

Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолога-педагогического направления в учебниковедении - «Школьное литературоведение на психологической основе» (учебные книги «И снова о Пушкине» / в соавт. (1999), «Драматурги, драматургия, театр» / в соавт. (2001), «Русская литература: От былин до Крылова» / в соавт. (2007),

В процессе создания учебников и учебных книг под руководством Г.Г. Граник проводятся комплексные исследования по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; создание условий для возбуждения и поддержания познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе; поиск средств снижения ситуативной тревожности; и др.

Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники и по другим дисциплинам (английскому языку, математике и др.).

Российский психолог, педагог, доктор психологических наук (1981), профессор, действительный член РАО (1995).

Г.Г. Граник родилась в Улан-Удэ в семье служащих (отец, Григорий Григорьевич, был инженером; мать, Этолия Александровна - домохозяйкой). После окончания Великой Отечественной войны Генриетта Григорьевна попала в тяжелую автомобильную катастрофу и долгое время не могла ни учиться, ни работать. После выздоровления в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района Москвы. Эти годы она и до сих пор считает лучшими в своей жизни, а слова ее бывших пионеров: «Рита, ты подарила нам детство», - высшей наградой, которая греет ее всю жизнь.

Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), Г.Г. Граник стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. С тех пор свою жизнь она навсегда посвятила проблемам школы и прежде всего проблемам создания учебников. В начале 1960-х гг. Г.Г. Граник была принята на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лабораторию программированного обучения.

В 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков». Затем занималась и занимается вопросами создания учебников по русскому языку (вначале - проблемно-программированных, а потом - учебников нового типа). В это время проблема школьного учебника как специальная теоретико-экспериментальная проблема в психологической науке хотя и ставилась, но по существу не разрабатывалась.

Вместе с тем, как известно, еще в начале ХХ в. состоялась дискуссия на эту тему: одни из ее участников считали, что учебник должен нести функцию закрепления знаний, полученных учеником в классе, должен стать учебником-справочником, учебником-тренажером; другие полагали необходимым так построить учебник, чтобы он сопровождал весь учебный процесс, выполнял не только обучающую, но и развивающую и воспитывающую функции. Из инструмента передачи информации учебник должен был превратиться в средство организации совместной деятельности учителя и учащихся, а также самих учащихся. Они считали, что такой учебник поможет и учителю, и ученикам. Тогда победили сторонники учебников-справочников, учебников-тренажеров. Такие учебники, не изменяясь по существу, преимущественно используются и сегодня. Даже бесспорные, крупные достижения лингвистов и психодидактов ХХ в. лишь изредка, с большим трудом, пробиваются в так называемые новые поколения учебников.

Почему же в те годы победили сторонники таких учебников? Основных причин две: во-первых, массовой школе срочно требовались учебники, а создание учебников, которые бы обслуживали весь учебный процесс, требовало много времени и специально подготовленных кадров. Во-вторых, наука вплоть до 1960-х гг. делала лишь первые шаги по изучению психологии усвоения такого предмета, как русский язык (см. работы Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, А.М. Орловой и других).

Таким образом, не было научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения.

Для создания учебников нового типа в 1965 г. Г.Г. Граник удалось при НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и Российском педагогическом обществе организовать первый семинар для учителей. Всего в семинаре участвовало свыше 30 человек. Он просуществовал около 11 лет. Создание учебников нового типа опиралось на многочисленные исследования в разных областях науки: общей и педагогической психологии, психодидактики, возрастной физиологии, методики и др. Результаты исследований этих лет отражены в пяти монографических сборниках и в книгах серии «Проблемы школьного учебника».

В 1971 г. авторским коллективом был создан первый экспериментальный учебник нового типа по синтаксису и пунктуации русского языка, награжденный премией им. К.Д. Ушинского. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получили не только научные сотрудники института, но и учителя-экспериментаторы (из 10 авторов - шестеро были учителями: С.М. Бондаренко, О.З. Кантаровская, Е.Д. Кин, Л.А. Концевая, С.С. Левитина, Е.Л. Соломонова).

В настоящее время как в общей, так и в педагогической психологии накоплен большой материал о процессе усвоения знаний, о причинах возникновения тех или иных нарушений, сбоев в этом процессе, о содержании новообразований, которые происходят в развитии ребенка под влиянием обучения. К числу фундаментальных исследований относится докторская диссертация Г.Г. Граник «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений» (1985).

Дело в том, что учебник требует целостного подхода к проблеме своего создания. Такое единство основывается на синтезе ряда наук - это общая психология, психодидактика, современная лингвистика, литературоведение, возрастная физиология, логика и методика, обслуживающая разработанную целостную концепцию.

Проблема построения учебников нового типа не могла быть решена без создания целостного курса русской филологии. Объединение русского языка и литературы в единую образовательную область «Русская филология» предполагало изучение соотношения школьных предметов «русский язык» и «литература». А это, в свою очередь, потребовало создания другого семинара, участники которого совместно с сотрудниками группы провели необходимые психологические исследования. В 1999 г. при Московском комитете образования и ПИ РАО была открыта экспериментальная площадка «Разработка курса “Русская филология” - его содержания, средств и методов обучения», руководителем которого является Г.Г. Граник. В течение ряда лет были созданы первые, а затем после массовой экспериментальной проверки вторые варианты учебников нового типа по русскому языку и литературному чтению со всеми методическими пособиями: программой, методическими рекомендациями (сценариями уроков), спутниками учебников (всего 27 книг). Учебно-методический комплект представлен к премии Правительства РФ в области образования (2008).

Г.Г. Граник опубликовано свыше двухсот работ. Основные научные результаты лежат в области исследования психологических механизмов грамотной речи, понимания текста, разработки концептуальных подходов к построению учебников нового типа. Ею создано новое направление в психолого-педагогической науке - «Школьный учебник».

За создание научно-учебно-методического комплекта «Русская филология» Г.Г. Граник удостоена премии Президента РФ в области образования (1997); она награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007), почетным знаком «ПСИ серебряная» Федерации психологов образования РФ, МГППУ, ПИ РАО (2007).

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...