Из истории развития культуры. Черняховская археологическая культура на донбассе


Реферат
О донецке
Написал_____________________________

История города

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного "уголья" занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка.

Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса - уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), - железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) - камень известняк и совсем рядом - речная вода.

Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым транспортом.

Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера, возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.

Настольная и дорожная книга "Россия. Полное географическое описание Отечества" (14-й том "Новороссия и Крым", изданный в 1910 году, стр. 376) свидетелъcтвует: "В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный английским техником Д. Д. Юзом.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка- Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную - заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную - с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло почти довоенной цифры - 63708 человек. Началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков. Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.

В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году - центром Сталинской области.

За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К 1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.

В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей.

В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.

В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.

Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.

КУЛЬТУРА

В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры - всего их насчитывается 8330.

На территории города расположены три постоянно действующих театра, областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около 450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.

Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова и его филиалы - парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.

В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а также Всеукраинского музыкального союза.

6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины.

Донецкий Государственный академический

Русский театр оперы и балета

Одно из крупнейших культурных учреждений города и области

Имеет интересную историю своего создания.

В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины, переданная в ведение Донецкого театрального треста - это и был коллектив будущего театра.

1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой А.Бородина "Князь Игорь". А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки "Иван Сусанин" прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.

В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева

Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.

Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой революционной драмы И.Микитенко "Бастилия божьей матери".

Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в помещении Дворца-клуба "Металлист" (Дворец культуры Донецкого металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время находится кинотеатр "Кристалл". И только в начале 60-х годов Донецкий музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение в центральной части города.

Донецкая областная филармония.

Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль "Экспромт", 6 групп артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты и эстрадные коллективы.

В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов, которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли украинских и зарубежных артистов.

Донецкий областной краеведческий музей.

Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов, некоторые из них уникальны.

Донецкий областной художественный музей.

Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000 экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров кисти и резца и другие творческие выставки.

Планетарий.

Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты первого искусственного спутника Земли, космического аппарата "Луна - 3", глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат "Планетарий", с помощью которого можно наблюдать звездное небо.

Цирк "Космос".

Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой художественной самодеятельности области - каждые 2 года летом здесь проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк посещают до 1 миллиона человек.

Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской .

Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937 года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий. Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация автоматизации библиотеки.

В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15 компьютеров и введены подсистемы "Комплектование фондов", "Электронный каталог", "Регистрация читателей" и др. В библиотеке работает электронная тематическая картотека "Законы Украины", информационно-поисковая система "Законодательные акты Украины".

Разработан проект создания информационного центра "Открытая библиотека между Востоком и Западом", реализация которого позволила установить контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети Интернет.

Общие сведения

НАСЕЛЕНИЕ

1.132.700 человек

Общая площадь - 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг - 28 км, с востока на запад - 55 км, площадь скверов - 216,2 гектаров.

Средних школ средней ступени - 2; средних школ 1-2 ступеней - 38; средних школ 1-3 ступеней - 116; детско-юношеских спортивных - 7; станций юных техников - 2; центров творчества детей и юношества - 8; детско-юношеских клуба - 54.

Государственных - 7; филиал - 1; частных - 9 (из них лицензировано 6).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ

В Верховном Совете Украины - 10 народных депутатов, в областном Совете - 15, в городском - 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском поселковым Совете - 281 депутат.

СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА

Донецк является административным центром Донецкой области. В состав Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино, поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских населенных пунктов.

КОММУНИКАЦИИ

Общая протяженность водопроводных линий - 2.398 километров, канализационных - 1.176 километров.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ

Площадей - 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность улиц -2.500 километров.

РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА

Рек - 5, самые длинные из них Черепашкина - 23 километра и Асмоловка - 13 километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус. Водохранилищ - 2: Донецкое море (206 гектаров) и

Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).

Истоки культурного развития в нашем регионе находятся в далеком прошлом - со времен заселения края. В самом далеком начале здесь был развит фольклор, обрядовые традиции.

С открытием угольных копей начинается этап более бурного развития культуры, искусства, ремесел. Наиболее распространены были в Донбассе легенды, в частности, о хозяине богатых подземных кладов Шубине. У горловских шахтеров была своя, отличная от донецких и макеевских, трактовка образа Шубина. С одной стороны, он и злой леший, с другой, добрый покровитель горняков. Историки утверждают, что в районе нынешней Бессарабки есть болото под названием Шубинское, с которым связано немало сказов и поверий.

Первое культурное заведение, клуб-театр, было открыто в 1890 году руководством Корсунских копей. Оно предназначалось в первую очередь для служащих. В нем проводились собрания, вечера отдыха, выступления заезжих артистов. Примерно тогда же в поселке ртутнян переоборудовали под клуб одну из больших казарм, устроили сцену и зрительный зал со скамьями. Вопрос о составе отдыхающих был решен более демократично. В клубе был буфет с чаем, печеньем, булочками, сладостями, поэтому за ним закрепилось название «Чайная».

Изобретение фотографии позволило документально запечатлеть первоначальный облик Корсунской копи, угольных забоев, Ртутного рудника, машиностроительного завода, поселка Горловки с линиями домов и землянок, портреты П.Н. Горлова, А.В. Миненкова, А.А. Ауэрбаха и других организаторов предприятий.

В первые годы XX столетия в Горловке открывается сеть развлекательных заведений. Приходит к шахтерам и синематограф. Распространяется на территории шахт и других предприятий и печатная продукция - газеты, журналы.

Служащие рудников и заводов в выходные и праздничные дни начали устраивать загородные увеселительные прогулки подобно тому пикнику, который описан в повести А. Куприна «Молох».

Под влиянием окружающей среды формировалась поэзия учащегося штейгерского училища а затем и горного специалиста Первого рудник Аркадия Яковлевича Коца, первого переводчика на русский язык всемирно известного «Интернационала».

Революционные события, Первая мировая война, события, связанные с иностранной интервенцией, прервали развитие культуры в крае, поэтому ее рост припадает на период двадцатых годов. На всех крупных предприятиях города устраиваются помещения для клубов. Например, зрительный зал на шахте №5 вмещал около 500 зрителей. В клубах чаще всего ставились спектакли, зрителями которых в большей части были служащие шахт и заводов.

Активизировались кружки художественной самодеятельности, переняв и приумножив традиции клуба Первого рудника. В 1927 году был дан старт многим полезным делам. Дворец Труда стал организационным и методическим центром развития культуры не только в городе, а и во всем Донецком крае. Он являлся приветливым домом для взрослых и детей, для ветеранов труда, женщин, для пытливых и любознательных. Впоследствии Дворцу культуры присвоили имя В.И. Ленина, и он на долгие годы стал в Горловке центром культурной жизни. В связи с закрытием шахты «Кочегарка» в 1999 г. он был передан на баланс города. Кстати, к этому времени на авансцену культурной жизни города вышел культурно-спортивный центр концерна «Стирол».

20-30-е годы характерны высоким всплеском в развитии культуры, литературы, художественной самодеятельности. Шахтерскую Горловку посещали известные в СССР писатели, художники, кинематографисты. Здесь творил известный на весь Донбасс шахтерский поэт Павел Григорьевич Беспощадный. Известный в то время кинорежиссер-документалист Марк Аевков, автор фильмов о Днепрострое, создает киноленту из нескольких частей о труде прославленного горняка Никиты Изотова. Этот кинорассказ о труде знатного углеруба, открывшем школу наставничества, надолго вошла в киноанналы отечественной документалистики.

Изотовское движение сыграло выдающуюся роль в подъеме угледобычи в Донбассе, а образ самого Никиты Изотова навсегда остался в памяти людей. Это был настоящий человек. Маленький фильм сыграл выдающуюся роль в пропаганде образа интересного человека и его дела.

Великая Отечественная война прервала уверенную поступь культурной жизни города, хотя музы во время грохота орудий не молчали.

После освобождения Донбасса первостепенное внимание было уделено восстановлению шахт, заводов, потому восстановление культурных учреждений, школ, больниц и т.д. было завершено к 50-му году. В клубах и дворцах заработали различные кружки, ансамбли, оркестры. Открылись кинотеатры в Никитовке, «Шахтер» - в центре города (1950 г.). В 1946 г. в новом здании разместилась городская библиотека, а через год от нее отпочковался детский филиал. Безусловно, вся культурная жизнь концентрировалась вокруг угледобывающих предприятий.

После некоторого затишья в 60-е годы наблюдалось оживление художественного творчества. Проводились смотры самодеятельных коллективов, театральных студий. Ансамбль народного танца ДК шахты «Кочегарка» заслужил всеобщее признание. В 1967 г. его руководитель А.П. Калабердин удостоен звания Заслуженный работник культуры Украины. В те же годы на базе ансамбля был снят художественный фильм «Годы молодые», в котором впервые с экрана прозвучала популярная и ныне песня А. Малышко и П. Майбороды о рушнике. Одним из достижений ансамбля явилось создание своеобразной сценической картины, отображающей историю и будни своей шахты. Зрители в танцевальных картинках увидели добычу угля в шахте.

Несмотря на отсутствие в городе профессионального театра, горловчане имели возможность имели возможность смотреть гастроли не только приезжих актеров, а и своей театральной студии «Юность», впоследствии получившего звание народного театра.

К концу шестидесятых годов в Горловке насчитывалось 15 многотиражных газет, десять из которых выходили на шахтах объединения «Артемуголь». В 1962 году начались регулярные передачи городского проводного радио. Радиостудии, сообщавшие информации о ходе добычи угля, о трудовых вахтах горняков, стали появляться и на шахтах.

В крупных жилмассивах города в середине 70-х функционировало 24 Дворца культуры и клуба, музыкальные школы, музей истории города, художественный музей, 70 библиотек.

Состояние культурной жизни в Горловке, как и в других регионах, во многом зависело от экономики и отражало ее зигзаги. Учреждения культуры оказались в весьма затруднительном положении и постепенно сворачивали свою активность и самодеятельность. Не выдержали испытания кризисом некоторые кинотеатры и кинозалы. Лишились финансовой поддержки Дворцы культуры шахт «Кочегарка» и им. Н. Изотова.

С большими перебоями работало проводное радио, на некоторых шахтах «сворачивается», особенно в зимнее время, работа клубов, библиотек. Закрылись музеи истории на Ртутном комбинате, шахтах «Кочегарка», «Комсомолец», в школе №30. Но тем не менее пополнялись экспонатами музеи истории города и художественный.

И все же культурная жизнь, литература и искусство не угасли. В конце 90-х с помощью предприятий города, в том числе и «Артемугля» был восстановлен кинотеатр «Шахтер». В Горловке появляется библиотека миниатюрной книги, переданная горловчанам энтузиастом-собирателем В.А. Разумовым, которая названа в его честь. За короткий промежуток времени на шахте «Комсомолец» был построен спортивный комплекс «Олимп». А шахтный Дворец культуры остается и поныне притягательным центром в шахтерском жилмассиве.

В середине III в. н.э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, в том числе город Танаис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен.


В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе Европейский хронист Иордан пишет «О происхождении и деяниях готов »: «... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), то имели, как известно, королем Филимера ».

«Славный подчинением столь многих (племен), он (Германарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское племя Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племенами, покорились королю готов Германариху ».

Племена союза оставили древности так называемой Черняховской археологической культуры . Основное оседлое население Черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие степи.

Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погребенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Рядом с ним были положены большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фигурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный горшок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.

7. Кочевники на территории Донбасса


Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно оно существовало в VIII-X вв. Его площадь составляла свыше 120 га. Во время раскопок археологи нашли сокровища древнего хазара - набор клещей, щипцы, стремена, пряжки.

В первой половине IX в. в донецкие степи приходят тюрки. Одновременно с ними в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Киевские князья неоднократно ходили на них походами. По версии историков, знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве », произошла на землях Донетчины.

Тюркоязычные племена половцев оставили в наших степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой края. Это половецкие скульптуры. В 18 веке их называют "человек камен" или "девка камена", но более известное название "каменная баба". "Баба" в переводе с тюркского - отец, сильный, уважаемый, воин - богатырь.

Половцы ставят их на курганах в честь своих предков. Изображаются как мужчины, так и женщины, которые занимали высокое положение в половецком обществе - ханы, главы родов, знатные воины и их жёны. Для половецких каменных изваяний характерна статичность позы со сложенными под животом руками, которые даржат сосуд (чашу) ритуального назначения. Вероятно, он служил для жертвоприношения, то есть “угощения идола”.

В экспозиции музея истории города Харцызска можно увидеть изваяние знатного половецкого воина, которое обнаружено в 70-х годах 20 века во дворе шахты № 21 (Макеевский район) в курганной насыпи. На территории поселка Троицко-Харцызск до недавнего времени находилось шесть каменных половецких изваяний. По сведениям местных жителей, много половецких скульптур было на территории посёлка Зуевка.

Фрагменты верхней части ещё двух скульптур половецких воинов находятся в музее истории Харцызска. Они обнаружены в поселке Зуевка. В первой половине XI в. вслед за печенегами в донецкие степи пришли торки. Память о них сохранилась в названии рек - Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец; а также населенных пунктов - г. Тор (Славянск), г. Краматорск, с. Торское.

8. Заповедник «Каменные могилы »

Заповедник «Каменные могилы », исследовавшийся экспедициями во главе с М.Я. Рудинским, Н.И. Веселовским и О.Н. Бадером,расположен вне пределов нашего края, но поскольку Донбасс включает в себя и часть Приазовья, невозможно не упомянуть этот удивительный комплекс.Это уникальное творение природы. Кристаллические породы, которые находятся на территории заповедника, по некоторым аспектам не имеют аналогов в мире. Здесь также можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете.

Посреди степи - камни в виде кургана. Они являют собой скальные выходы высотой 50–70 м, образовавшиеся, как считают археологи, минимум 2 миллиарда лет тому назад вследствие извержения вулкана. Одни называют заповедник «горной страной в миниатюре ». Другие считают, что под курганом покоится прах предков. А третьи полагают, что это сооружение служило для культовых целей.

По периметру заповедника расположены два кольца курганов. Цепь гор состоит из западной и восточной гряды. В западной находятся вершины «Лягушка » и «Острая », «Медведица с маленьким Медвежонком », «Динозавр ». В восточной - вершины «Малая Панорамная » (или «Мышь »). Также есть вершины «Южная », «Скорбящая Вдова », «Витязь », «Панорама ».

Высота вершин 200 м. Но под самими скалами, как объяснили сотрудники заповедника, никаких погребений нет. А название связано с тем, что у славян было принято любое возвышение или насыпь называть «могилой ». У центральной усадьбы заповедника выставлены древние каменные бабы, свезённые с разных мест в степи. По периметру заповедника расположены скифские погребальные курганы. Первое кольцо курганов диаметром 5 км, второе - 17 км. В 1992 году на вершине могилы «Острая » найден камень с наскальной тайнописью. По одной из версий это запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.

Общий пейзаж Беш Таш (в переводе “пять гор”) создает иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира по воле кудесницы-природы ущельями, обрывами, крутыми склонами… чтобы сохранить первозданность загадочных гротов, пещер, оврагов и сухого русла реки Каратюк, что вьется между грядами.

В межгрядной части заповедника, где залегание гранитов глубоко, простирается в западном направлении травно-типчаково-ковыльная степь, а на юго-западе скальные породы обнажаются в виде больших плоских плит с редкими отдельными буграми, образующими плоскогорье. В восточной части эта картина повторяется в миниатюре.

Археологи считают, что данная местность была культовой для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. А по версии академика Кудряшова, при битве на Калке именно у «Каменных могил » был расположен укрепленный лагерь киевского князя Мстислава.

Памяти погибшим русичам в 1998 году был установлен поклонный крест и часовня Ильи Муромского - покровителя казаков. Ученые нашли здесь много наскальных рисунков и надписей разных времен. Некоторые из рисунков перекликаются по аналогии с начертаниями древней Месопотамии. А некоторые оставлены шумерами и скифами.Чтобы увидеть начертания, нужно обследовать внутренние проходы и гроты Каменных Могил.

Как знать, быть может, люди, добывавшие кремень в штольнях села Широкое, хоронившие своих близких в Мариуполе, приходили сюда для отправления ритуала. По поводу Каменной могилы тоже ведутся споры. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного…

Выводы

Археологические исследования последних лет доказывают, что Донбасс был заселён в далёкой древности, начиная с эпохи палеолита. В более поздний период здесь жили в основном кочевники, скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие.


Значительный вклад в исследование археологических памятников Донбасса внесли известные археологи Городцов В.А., Цвейбель Д.С., Шаповалов Т.А., Моруженко А.А., Сибилёв Н.В., Локтюшев С.А, Евсеев М.В., Телегин Д.Я., Шапошникова О.Г., Гладилин В.Н., Братченко С.Н., Татаринов С.И., Привалова О.Я., Швецов М.Л.

По своему масштабу и количеству найденных предметов Амвросиевская стоянка , является наиболее крупным из известных памятников позднего палеолита в Европе. Здесь была обнаружена одна из самых уникальных находок эпохи палеолита – каменное рубило, возраст которого определен примерно в 200 тысяч лет.

Богат своими находками и Мариупольский могильник. Здесь учёные обнаружили образцы реалистического искусства и предметы, доказывающие существование у людей, захороненных в могильнике, системы религиозных верований.

На берегах рек Крынка, Бахмутка, Казённый и Сухой Торец располагались так называемые кремнеобрабатывающие мастерские. Археологи доказали, что изделия из этих мастерских поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области. Уникальными являются находки Передериевой Могилы. Самая главная находка - золотое навершие скифского царского парадного головного убора, не имеющего аналогов в археологии.

Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под невысокой курганной насыпью.Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Учеными-краеведами доказано, что события, которые отображаются в "Слове о полку Игореве", происходили на территории Донецкого края.

Заповедник «Каменные могилы » создаёт для нас иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира и таящей в своих гротах множество тайн и загадок, над решением которых учёные спорят до сих пор. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного… Изучая историю родного края, мы узнаём много нового, интересного, открываем для себя неизвестные ранее имена, факты и события. Ведь история - это наше с вами прошлое, настоящее и будущее, которое будет строиться нашими руками.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование истории нашего края делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях.

Список источников и литературы

1. История Донбасса От Древности До Наших Времен.
2. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов / Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал » 1998, - с. 320.
3. Столяр А. Д., Мариупольский могильник как исторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника)/Советская археология, Советская археология 1955 №23, М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 360 с.
4. А было ли Дикое поле диким?Валерий Герланец.//"Газета Вечерний Донецк", Донецк, 2013г.
5. Половецкая ханум. М.Н.Швецов // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 6. 2013-2015. М., 2015. 112 с.
6. Каменные могилы // Заповедная природа Донбасса / составитель А. З. Дидова. - 2-е дополненное. - Донецк: Донбасс, 1987. - С. 25-33. - 168 с.
7. Кудряшов К. В. О местоположении реки Калки // Вопросы истории, 1954, № 9, с. 118-119.
8. Борисковский П. И., Праслов Н. Д. Палеолит бассейна Днепра и Приазовья. Свод археологических источников. А1-5. М.-Л. Наука. 1964 г. – 56с.
9. Панова Л. С. Каменные могилы:Путеводитель. - Донецк: Донбасс, 1981. – 134 с.
10. Цвейбель Д. С. Рассказы о каменном веке Донбасса/Неизвестное об известном- Донецк, 1978. – с.7-37.
11. Плетнева С. А. Кочевники Средневековья - М., 1982. – 190 с.
12. Плетнева С. А. Хазары - М., 1976. – 96 с.
13. Матюшин Г. Н. У колыбели истории - М., 1972. – 256 с.
14. Мозолевський Б. М. Скіфський степ - К., 1989. – 200 с.

На територии Донбасса 10 лет тому количество свидетелей Иеговы насчитывало близко 1млн., а сейчас их больше 25 тыс. человек. Ныне меня-ется отношение к членам этой религиозной организации. Есть надежда,что в будущем организация свидетелей Иеговы по другому будет восприниматься украинским обществом и украинским конфессионным миром. Изменяется в конструктивном для Украины направлении и деятельность церквей полного Евангелие, которое еще недавна пугала исследователей спецификой хариз-матичного и пассионарного служения.

Динамическое развитие протестантизма в Украине, пополнение его общин новыми членами, возникновение новых для Украины конфессий («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны) не составляет ни какой угрозы православным и католическим церквам Украины. Все хрестиянские конфессии Украины и не християнские также способные развиваться параллельно на основах взаи-мопомощи и взаимодополняемости, сотрудничества в создания актуальных со-циальных проектов.

Региональная специфика регионов имеет важную роль в решении нацио-нального вопроса. На Донетчине к 2000-му году из 900 религиозных огра-низаций действовало ортодоксальных христианских церквей лишь 449, что составляет лишь 48,8% всех зарегистрированных организаций. Поэтому конфессионная карта Донеччини пестрая и сложная. На таблицах №2,3 отра-жена картина религиозной ситуации Донеччини. Большая часть из их проте-стантские союзы и конфессии регионального, общеукраинского и меж-дународного значения, имеющие авторитет и прочные связи с западными центрами. Речь идет не только в тех, которые появились в 1980-90-е годы на Украине и в странах СНГ в виде так называемой экспансии (миссионерские церкви, пришедшие с западной Европы, Канады и Америки). Среди их Церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельськой», «Союз церкви Божьей» и др.(см. таблицу №2.1.,2.2)., но и тех, которые имеют украинские корны, начиная с эпохи реформации и нового времени.

Возростание протестанских направлений обусловлено економическим, со-циальным и духовным кризисом украинского общества, которое охватило все сферы жизни. Социальное размежевание общества, резкое обеднение общей ма-ссы населения, низкий уровень жизненных показателей украинцев, даже по сравнению с соседними странами восточной Европы неминуемое привели к численному увеличению беднейших пластов: городскому плебсу, мелких пре-дпренимателей разоренного крестьянства, с их тягой к «клановости». Как уже отмечалось выше, в роботах швейцарского ученого К.Юнга («Психология и Религия», «Архетипы и символы») разработанна научная концепция «ко-ллективного подсознательного», заложенного в сакральной памяти поколений и проявляющего себя в моменты социальных катаклизмов и исторических сломов. По мысли К.Юнга человеку всегда свойственно архаичность мыш-ления, стремление в коллективном найти подтверждение собственным жиз-ненным позициям. Схема массового мышления простая: все, что не отвечает требованиям толпы, вызовет у нее беспокойство и агрессию. Таким образом протестантизм имеет сложную религиозную и социальную природу, которую нельзя не учитывать в современном процессе организации и управления ду-ховным производством.

В настоящее время протестантские центры в Донецком крае создали разветвленную структуру своих миссий, союзов, объединений с целью не толь-ко активной пропаганды, но и созданию своих экономико-корпоративных орга-низаций («Всеукраинские корпоративные союзы бабтистов», «Южноукра-инский союз адвентистов седьмого дня» и др.). Они стремятся создать прочную систему производства, рынка сбыта, собственного потребителя и много дру-гого. В ряде районов (Харцызском, Славянском, Першеправневом и др.) ими уже создана своя система экономической и духовной жизни общины, насчи-тываючих на сегоднешний день более 700 тыс. населения. Внутрення жизнь подобной организации напоминает исторический опыт кальвинистских кантонов, с их четкой системой производственной, экономической, социальной и духовной жизнью общин.

Таким образом, опыт работы протестантских организаций заслуживает пристального внимания не только философов и религиеведов, но, и в не меньшей степени – социологов, политологов и экономистов сегоднешнего дня.

Ниже приведем приведем таблицы религиозных организаций (таблица 1.), духовных центров (таблица 2.) и монастырей (таблица 3.) в Донбассе, дающие возможность проследить динамику развития и возростания роли различных религиозных конфессий в духовной культуре региона.

Таблица 1.

Религиозная ситуация Дон басса 2000 – 2002 г.г.

Украинская греко – котолическая церковь 17

Таблица 1.1.

Церкви евангельских христиан – бабтистов

Союз евангельских христиан – бабтистов

Братство независимых церквей и миссий евангельских христиан- бабтистов

Евангельские христиане – бабтисты вне Союзов

Приверженцы Совета церквей евангельских христиан – бабтистов

Евангельские христиане

Религиозная община назарян

Таблица 1.2.

Таблица 1.3.

Церкви полного Евангелия

Украинская христианская евангельская церковь («Слово жизни»)

Объединение независимых харизматических церквей Украины

Духовный центр «Новое поколение» християнских церквей

Церквей полного Евангели вне Союзов

Церквей адвентистов седьмого дня

Свидетели Єгови

Церковь Христова

Всего пратестантських церквей 622

Таблица2.

Религиозные центры Донеччины

1.3 Епархии (Головская, Донецкая, Донецко – Луганская)

    Донецкое областное объединение ЕХБ

3.Восточно- украинский духовный центр независимых церквей и миссий ЕХБ, церкви Божьей Украины

4.Украинская евангельская церковь, духовный центр «Новое поколение»

5.Восточно – украинское объединение церквей АСД

6.Духовный центр независимых мусульманских объдинений, мусульманский культурный центр, независимая мусульманская партия

7.Буддистский орден «Лунг –Жонг – ПА», «Ведическая школа».

8.Региональное духовное объединение иудейских союзов Донбасса

Таблица 3.

Монастыри Донеччины

1. Святогорский, Святоуспенский мужской монастырь (Горловская епархия УПЦ).

2.Монастырь в честь Кашперовской Божьей Матери (Донецкая епархия УПЦ).

3.Монастырь (Донецк УПЦ).

4.Монастырь УПЦ (с.Званивка, Артемовский район)

5.Женский монастырь (с.Кисилевка, Макеевский район УПЦ).

Таблица 3.1.

Религиозные миссии Донбасса

1.Христианская миссия «Ковчег»при обл. объединении церквей ЕХБ

2.Христианская миссия «Милосердие»,»Жемчужина» при респ. Объединении ЕХБ (г.Донецк)

3.Христианская миссия «Дорогая к жизни» при духовном центре независимых церквей ЕХБ Украины (г.Харцызск)

4.Христианская миссия «Медицинская ассоциация» при обл. объединении церквей ЕХБ

5.Христианская миссия «Ковчег» при обл. объединении ХВЕ (г.Словянск)

6.Христианская миссия «Воможность» при объдинении ХВЕ Донецкой области (г.Мариуполь)

7.Христианская миссия «Благая Весть» при союзе свободных церквей ХВЕ (г.Горловка)

8.Христианская миссия «Авана» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Горловка)

9.Христианская миссия «Мир Донбасса» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Донецк)

10.Религиозная миссия «Благовещенья, Милосердия и Любви» при союзе ХВЕ(г.Донецк)

11.Иудейская духовная семинария ЭШИВА (г.Донецк)

Культура и история

Есть в мире страны и регионы, чей фольклор, историческое наследие стали частью общемировой культуры. Это Ирландия, Скандинавия, Греция, Индия. Скажем, из Ирландии к нам «прикочевали» эльфы, тролли, гномы, напиток эль, а слово «бард» – первоначально сказитель кельтского эпоса. Скандинавии мы обязаны старшей и младшей Эддами, валькириями, образом Валгалы. Греция и Индия – страны мифов и легенд, которые изучают сразу по двум школьным предметам: истории и литературе. И каждый наш школьник за незнание того, кто убил Гектора, или сколько воевали кауравы против пандавов из индийского эпоса Махабхарата, получает «неуд».

В то же время культуру и историю нашего региона не изучают вообще. Имеется в виду не сегодняшняя культура (например, фестивали балета) и джаза, а культура нашего прошлого. Многие ли знают, что в Донбассе существовала развитая городская песенная культура (ро-мансы, бытовые песни), от которой до нынешних дней дожил разве что «Коногон», да и то, скорее, известный в форме песни «На поле танки грохотали» из кинофильма «На войне как на войне».

Да дело не только в песнях и романсах – пропадает буквально на глазах уникальный шахтёрский фольклор. Мало кто знает, что «Добрый Шубин» – это не только марка местного пива, но и целый пласт сказов, связанных с этим мифическим персонажем, который приходит на помощь горнякам в трудную минуту. Но Шубин – не единственный фольклорный персонаж, рядом с ним существуют и Хозяин Горный, и возлюбленная Шубина – Христина.

Кроме шахтерских сказов, в сёлах Донбасса развивался и свой особый фольклор. Ещё в середине XIX века были записаны этнографами рассказы о людях-песеглавцах, о казаке Сауре, о разбойнике Карачуне и ватажке разбойном Савве. А ведь эти рассказы записывали достаточно известные люди – например, историк Михаил Драгоманов.

Бытует в наших краях и свой цикл преданий, связанных с Каменными Могилами, со Святогорским монастырём. Но почему об этом не говорится в наших учебниках по истории и этнографии? Почему в Донбассе не пишутся научные работы по этой тематике, не выходят книги?

А это ведь только вершина нашего эпического «айсберга», то, что лежит буквально на поверхности. История Донбасса насчитывает столетия, на протяжении которых в нашем регионе жили десятки народов.

Взять, например, наше Азовское море. Почему оно Азовское? В честь города Азова? А Азов в честь кого назван? Оказывается, в честь племени азов (асов). Что это за племя? Почему оно так врезалось в память, что сохранило напоминание о себе сквозь века? Норвежский исследователь Тур Хейердал предполагал, что именно у нас, в Приазовье, жили предки викингов (возможно, те же азы) и что значительная часть скандинавского эпоса возникла именно на наших землях. Местным краеведам эта тема показалась почему-то неинтересной.

Такая же история с Русским Каганатом, существовавшим на территории Донбасса в VII – IX вв. нашей эры, – государственным образованием, относительно которого впервые были употреблены названия «русский» и «Русь». Это было государство, в котором уровень урбанизации оказался одним из самых высоких в раннем средневековье. Именно это государство, по мнению многих историков, таких, например, как Георгий Вернадский (сын Владимира Вернадского), стало прародиной Киевской Руси.

Да любого из таких фактов было бы предостаточно, чтобы любой другой регион уже заявил об этом в полный голос! Но почему-то не Донбасс. Представление о том, что здесь до середины XVIII века было «Дикое поле», всё ещё довлеет над нашим региональным гуманитарным истэблишментом – позволяя навязывать нам чуждую нам идентичность, привнесённую с запада Украины, убивая тем самым душу Донбасса, а значит, и сам регион.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...