Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы. Корневая морфема (корень)


  • 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

    Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

    Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

    Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

    Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

    Корни могут быть уникальными , например: тюбик, вдруг, если, я, мы и др. Уникальными могут быть только свободные корни.

    7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.

    Сам по себе корень в словообразовании участвовать не может, только в составе основы. Основа – это та часть слова, которая обязательно содержит в своём составе корень. Основа может быть одноморфемной и включать только корень и полиморфемной , содержащей помимо корня аффиксы. Обычно слово имеет только один корень, однако есть в русском языке слова со сложной основой, т.е. включающие несколько корней (чаще два). Такая ситуация ослабляет статус корня и сближает его с аффиксами. Такие корни принято называть аффиксоидами . Аффиксоиды – это такие корни или сочетаний корня с аффиксами, которые регулярно используются для образования сложных и сложно-суффиксальных слов. Любая сложная основа состоит из аффиксоидов.

    В зависимости от того, какое место аффиксоид занимает в слове, выделяют:

    1. Префиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции приставки (префикса). Типичными префиксоидами являются полу-, пол - (полу защитник, полу лежа, полу денный ); еже - (еже недельник, еже часный ).

    2. Суффиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции суффикса: -вар (мыловар, пивовар), - вед (кра-евед, языковед), - вод (пчеловод, экскурсовод), - воз (лесовоз, углевоз), - дел (винодел, маслодел), - кол (дровокол, ледокол), - коп (землекоп, углекоп), - лов (зверолов, птицелов), - мер (водомер, землемер), - мёт (миноёт, огне-мёт), - лов (птицелов), - провод (газопровод, путепровод), - рез (труборез, хлеборез), - ход (теплоход, эле-ктроход), - носец (орденоносец, рогоносец), - образный (винтообразный, шарообразный), - творный (жизнетворный, снотворный).

    3. Конфиксоиды – корневые морфемы, выступающие в роли конфикса: крест -о- вид - н -ый, железн -о-дорож- н -ый, остр -о-лист- # -ый.

    Ряд аффиксоидов выделяется по семантическому признаку. Например: пушкино вед – пушкин ист .

    Обратимся теперь к наиболее насыщенной содержанием морфеме. Корневая морфема представляет собой лексическое ядро слова. Например, в слове teacher (учитель, преподаватель) в качестве лексического ядра выступает морфема teach-, имеющая общее и абстрактное значение обучения.

    Корневую морфему следует четко отличать не только от аффиксальной морфемы, но и от основы слова по следующим причинам: Прежде всего, между корневой морфемой и основой часто существует количественное различие. Так, например, и в слове horse (лошадь), и в слове horse-man (наездник), и в слове horse-man-ship (искусство верховой) езды корень слова один и тот же, а именно - horse, между тем как в качестве основы указанных слов будут выступать в каждом случае различные языковые образования: в первом случае - одноморфемное horse-, во втором - двухморфемное horse-man- и в третьем - трехморфемное horse-man-ship-.

    Однако главное различие между корнем и основой состоит в том, что сами принципы выделения того и другого существенно различны. Корень выделяется на основе того, что он представляет собой семантическое ядро слова, но совершенно безотносительно к вопросам грамматического оформления слова, из которого он извлечен. При выделении основы, напротив, наиболее существенным оказывается то, что она является именно той частью слова, которая поступает в распоряжение грамматики, будучи непосредственно связана с системой формообразующих суффиксов, оформляющих слово. Корень и основа слова могут представлять собой реально одну и ту же морфему, но при этом та же самая морфема рассматривается с различных сторон.

    Вернемся к корневой морфеме в слове horse. Она заключает в себе индивидуальное лексическое значение лошадь. Та же самая морфема, взятая как основа, рассматривается уже с точки зрения взаимоотношения между грамматическим оформлением слова и остальной частью слова. То, что морфема horse имеет в исходе звук [s], не играет никакой роли для характеристики этой морфемы как корня слова horse и, наоборот, играет очень важную роль при характеристике той же морфемы как основы: словоизменительный суффикс присоединяется к основе с помощью соединительного гласного [i] (horse"s, horses, horses"). Таким образом, в данном случае структурные особенности парадигмы слова находятся в прямой зависимости от основы слова.

    Так же, следует отметить, что корневые морфемы в английском языке принято разделять на свободные и связанные. Свободные корневые морфемы способны образовывать одноморфемные слова типа cat, table, go, to, under, the, well, good. Все эти словесные знаки являются неделимыми на значимые сегменты, т.е. структура их значения целостна не только на уровне содержания как комплекс интегральной, родовой и дифференциальных категорий во всех контекстах данных знаков, но и на уровне формы. В английских одноморфемных словах невозможно выделить формальные сегменты, представляющие отдельные компоненты их целостного категориального значения, как мы это наблюдали в словах типа beautiful.

    Так же, в числе свободных морфем выделяются такие, которые способны выражать грамматические категории языка. Это вспомогательные элементы аналитических форм: глагольные элементы do, be, have, will, shall, would, should, may, might; адвербиальные элементы: more,most; инфинитивная частица to; артикли.

    Связанные корневые морфемы не встречаются в виде самостоятельно функционирующих слов, они выделяются только лишь как составная часть некоторого слова и обозначают интегральные категории. Так, сегмент chem(i/o) безусловно обладает значимостью в структуре английского языка, реализуя интегральную категорию, которую можно определить как отношение к сфере использования человеком свойств природных веществ. Данный корень, однако, не способен сам по себе выступать как словесный знак. Для превращения данной интегральной категории в целостное словесное значение, эта корневая морфема должна обязательно сочетаться с различными морфемами, прежде всего с аффиксами типа ist или ism. Данные сегменты включают определенные родовые характеристики объекта в структуру словесного знака и позволяют сегменту chem реализовать интегральную категорию в различных типах целостных значений: chemist; chemism. Здесь следует отметить, что, судя по всему, нам следует и в случае с одноморфемными словами различать слово и омонимичную ему корневую морфему.

    Существует также несколько грамматических суффиксов среди связанных морфем. Они представлены следующими наборами сегментов: 1) утроенным набором сегментов [-z, -s, -iz] (множественное число существительного, родительный падеж существительного, третье лицо настоящего времени глагола); 2) удвоенным набором сегментов [-d, -t, -id] (прошедшее время и причастие прошедшего времени глагола); 3) удвоенным сегментом -ing (герундий и причастие настоящего времени); 4) сегментами -er, -est (сравнительная и превосходная степень прилагательного и наречия).

    Наличие в языке связанных корневых морфем свидетельствует о том, что корень как носитель интегральной категории является необходимым, но не достаточным условием для образования слова. Включение в структуру одноморфемных слов всех родовых и дифференциальных категорий является не качественной характеристикой данных корней, а принадлежит природе слов - единиц принципиально другого уровня, чем морфема. В этом смысле полезно различать слова типа cat, table, go, under и омонимичные им корневые морфемы как носители исключительно интегральных категорий, лежащих в основе значения данных одноморфемных слов.

    Корневая морфема (корень)

    Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

    Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

    Шанский: вы-ну-ть

    По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

    В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

    Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.

    Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

    Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

    Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

    чист до 60 SS

    вод (Z движения, водить) более 100 слов

    да (пере-да-ть) более 100 слов

    Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

    лес ® лесок ® лесочек

    Корни имеют несколько групп ZZ :

    · корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

    · с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

    · с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

    · с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

    · с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

    Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

    дом ® домашний (все равно предметное Z)

    соль ® солить (все равно предметное Z)

    ходить ® хождение

    ходьба (Z процесса, движения)

    Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

    ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

    Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

    Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

    книг-а/книж-ный г//ж

    бросить / бросать / брошу / перебрасывать

    с’ // с // ш о//а

    жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

    жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

    песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

    Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

    корм ить/кормл ю

    люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

    Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

    столØ песокØ

    деньØ ночьØ

    пятьØ вод-а

    где такси

    пони там

    Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

    пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

    Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

    добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

    прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

    Почему происходит такое явление?

    1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

    2. связано с заимствованием

    оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

    затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

    космос (сначала)

    затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

    Суфффикс

    это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

    S/О суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

    чист ый® чистот а

    чисти ть

    чисто

    чистюл я

    Последний суффикс обычно является показателем ЧР:

    чистот а - сущ.

    чистюл я - сущ.

    чисто - нареч.

    f/О суф . служат для образования Gff S, при этом сохраняется тождество LZ.

    Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

    дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

    подарок / подароч ный

    старец / старч еский

    Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

    НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

    Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

    несØ /несл а

    безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

    Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

    разрывØ разрывать

    переходØ переходить

    Ø в сущ., образованных от прил.:

    сушьØ сухой

    По происхождению суф. м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

    Заимствованные:

    ад блокада, клоунада

    аж массаж, типаж, инструктаж

    ант оккупант, диверсант, докторант

    изм историзм, марксизм

    Постфикс

    это аффиксальная морфема, которая служит для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

    До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом.

    Постфикс присоединяется к глагольной основе:

    учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

    ff - уч-ишь-ся, учащийся (f причастия)

    Постфикс входит в основу .

    К постфиксам относятся –то, -либо, -нибудь (образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь ), -ка (присоединяются к глагольным основам - почитайØØ-ка - это трудные случаи морфемного разбора)

    Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

    к-ого-то

    к-ому-то

    к-ем-то

    ч-его-то

    Если мы выделим корень, то в Им. п. будут уникальные окончания: к-то-то

    Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:



    Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

    Главная, обязательная часть основы слова. Традиционно корень определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения:

    1) корень – это морфема с основным лексическим значением слова;

    2) корень является носителем идеи, определяющей лексическое значение слова;

    3) корень – общая часть родственных слов;

    4) корневой морф – это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой;

    5) корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение; регулярно повторяется в составе словообразовательного гнезда;

    6) корень – обязательная, далее неделимая часть основы; без корня слово существовать не может.

    Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами:

    1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения;

    2) центральным положением его в составе словообразовательного гнезда.

    Выделяются следующие виды значения корня:

    1) предметное (шкаф, книги);

    2) процессуальное (бежать, беречь);

    3) признаковое, подразделяемое на качественный и количественный признаки.

    При выделении корня используется прием двойного сопоставления анализируемого слова с:

    1) родственными ему словами одного и того же гнезда (план парадигматики);

    2) одноструктурными словами одного и того же словообразовательного типа (план синтагматики).

    • - минимальная значимая часть слова, простейший языковой знак, а именно корень и аффиксы. Термин и понятие ввел в 1881 г. рос. и польский лингвист Бодуэн де Куртенэ...

      Большая психологическая энциклопедия

    • - минимальная значащая часть высказывания и одна из основных единиц языковой системы, обладающая свойствами значимости, повторяемости в других высказываниях с тем же значением и в той же форме, предельности,...

      Большая Советская энциклопедия

    • - минимальная значимая часть слова, совокупность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд др. общих признаков. Морфема может быть представлена одним морфом или несколькими...

      Большой энциклопедический словарь

    • - Заимств. в XX в. из франц. яз., где morphème - суф. производное от греч. morphē «форма». Ср. фонема...

      Этимологический словарь русского языка

    • - МОРФЕМА ы, ж. morphème m.<гр. morphe форма. лингв. Наименьшая значащая часть слова. Сам термин интертекст явился далеко не первым среди сотен французских неологизмов с начальной морфемой inter-...

      Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • - наименьшая, предельная, неделимая без потери данного качества и регулярно воспроизводимая согласно моделям данного языка единица системы выражения, непосредственно соотносимая с соответствующим ей элементом...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - Значимая часть слова, далее неделимая. Морфемы корневые: 1) непроизводная основа 2) аффиксоид. Морфемы служебные: 1) приставка 2) суффикс, 3) окончание 4) соединительная гласная...

      Словарь лингвистических терминов

    • - См. morfema...

      Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    • - Значимая часть слова: корень и аффиксы. Каждая выражает грамматическое и лексическое значение...
    • Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    • - ; мн. морфе/мы, Р....

      Орфографический словарь русского языка

    • - МОРФЕ́МА, -ы, жен. В языкознании: минимальная значимая часть слова...

      Толковый словарь Ожегова

    • - МОРФЕ́МА, морфемы, жен. . Значащая часть слова: корень, приставка или суффикс...

      Толковый словарь Ушакова

    • - морфе́ма ж. Минимальная значимая единица языка, выделяемая в составе слова...

      Толковый словарь Ефремовой

    • - морф"...

      Русский орфографический словарь

    • - Главная, обязательная часть основы слова. Традиционно корень определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: 1) корень – это морфема с основным лексическим значением слова...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    "корневая морфема" в книгах

    Корневая система

    Из книги Территория моей любви автора Михалков Никита Сергеевич

    Корневая система Во мне никогда не исчезало чувство происхождения. Даже тогда, когда я не понимал, что оно существует. Я ощущал его как шум жизненных соков в дереве. Будто наведенные токи какие-то, источник которых – в далекой дали.Мама, отец, дед, вся жизнь рода

    Корневая папка

    Из книги Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач автора Хёрст Марк

    Корневая папка Сначала определите (или создайте) корневую папку, которая будет служить верхним уровнем иерархии хранения. (Здесь будут содержаться все ваши файлы, которые не управляются другими программами вроде iPhoto, iTunes или почтового клиента.) В зависимости от

    Корневая чакра

    Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

    Корневая чакра Первая чакра – Основная или Корневая (илл. I). Она расположена в области копчика. В ней Первичная сила излучается в виде четырех спиц, поэтому колебания упорядочиваются таким образом, что возникает эффект разделения силы на квадранты, окрашенные

    Корневая тля

    Из книги Огород без вредителей автора Фатьянов Владислав Иванович

    Корневая тля Это мелкое насекомое желтовато-белого цвета. Насекомые повреждают больше мелкие корешки растений, отходящие от центрального корне–плода. Тля препятствует поступлению питательных веществ, растворенных в воде, сначала угнетая рост и развитие растений, а

    Корневая подкормка

    Из книги Эффективная подкормка для чудо-урожая автора

    Корневая подкормка

    Из книги Удобрения и подкормки автора Петросян Оксана Ашотовна

    Корневая подкормка Существует несколько способов корневой подкорм–ки растений:1. Сухие удобрения распространяют по полю без заделки в почву туковыми сеялками, разбрасывателями авиационным путем или вручную.2. Сухие удобрения разбрасывают и заделывают в почву

    Корневая подкормка

    Из книги Удобряем и подкармливаем с умом автора Плотникова Татьяна Федоровна

    Корневая подкормка Корневая подкормка является наиболее распространенной. Ее можно осуществлять только с использованием хорошо растворимых минеральных удобрений, которые содержат питательные вещества, необходимые для роста и развития растений в соответствующий

    Корневая гниль

    Из книги Арбуз, дыня, алыча и другие южные культуры [Выращиваем в средней полосе] автора Колпакова Анастасия Витальевна

    Корневая гниль Возбудители заболевания – почвенные грибы. Развитию корневой гнили способствуют повышенная влажность, резкие перепады температуры, нарушение агротехники, злоупотребление почвенными растворами.Корни больных растение утолщаются и растрескиваются, их

    Петрушка корневая

    Из книги Большая книга огородника и садовода. Все секреты плодородия автора

    Корневая губка

    Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

    Корневая губка Губка коренева Heterobasidion annosus Описание. Плодовые тела от 5 до 15 см и более в диаметре и до 35 см толщиной, тонкие, пробково-кожистые, развивающиеся у корневой шейки деревьев и часто имеющие неправильную форму, от раковинообразных до

    Петрушка корневая

    Из книги Новейшая энциклопедия огородника и садовода автора Кизима Галина Александровна

    Петрушка корневая Петрушка также относится к зонтичным (сельдерейным) культурам. Есть листовая, не дающая корнеплода, а лишь мочку корней, есть корневая, представленная на рынке иностранными сортами: Факир и Игл и отечественными: Пикантная и Альба – ранние, Универсал –

    Морфема

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

    Корневая губка

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

    Нулевая морфема

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (НУ) автора БСЭ

    Морфема «х%й» будет изъята из словообращения

    Из книги Так говорил поэт (в понедельник в газете - в пятницу в интернете…) автора товарищей Группа

    Морфема «х%й» будет изъята из словообращения Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН принял решение исключить использование лексической единицы «х%й» в современном русском языке. Как рассказала ведущий научный сотрудник Института, академик Наталия

    Морфема

    Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

    В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

    Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

    Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

    Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

    Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

    Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

    В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

    В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

    Чередования гласных:

    о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна

    е / #: день — дня,

    е / о: бреду — бродить,

    о / а: смотреть — посматривать,

    е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,

    о / у / ы: сох — сухой — высыхать.

    Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

    Чередования согласных:

    парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,

    г / ж: нога — ножка,

    к / ч: рука — ручка,

    х / ш: муха — мушка,

    д / ж: водить — вожу,

    т / ч: крутить — кручу,

    з / ж: возить — вожу,

    с / ш: носить — ношу,

    б / бл: любить — люблю,

    п / пл: купить — куплю,

    в / вл: ловить — ловлю,

    ф / фл: графить — графлю,

    м / мл: кормить — кормлю.

    Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

    а(я) / им: снять — снимать,

    а(я) / ин: жать — пожинать,

    и / ой: бить — бой,

    е / ой: петь — пой.

    Классификация морфем русского языка

    Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

    Корень

    Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

    Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

    Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

    Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

    Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

    По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

    Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

    Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

    Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

    В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

    Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

    Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

    Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

    В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

    Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

    1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

    2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

    3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

    4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),

    5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).

    Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

    Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

    Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

    Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

    Окончание

    Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

    Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

    У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

    Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

    Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

    Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

    1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

    2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

    3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

    Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

    Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

    гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

    армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

    4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

    5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

    ед. число

    И. п.

    син-ий

    лисий-

    Р. п.

    син-его

    лисьj-его

    Д. п.

    син-ему

    лисьj-ему

    В. п.

    И. п. / в. п.

    Т. п.

    син-им

    лисьj-им

    П. п.

    син-ем

    лисьj-ем.

    Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

    6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

    7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

    8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .

    Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

    Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

    В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

    В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

    Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

    Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

    Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

    Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

    Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

    У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

    основа наст. / буд. времени

    н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

    Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

    писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий

    пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

    В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

    1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

    В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

    2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.

    3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.

    4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).

    Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).

    5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).

    6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

    7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

    8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

    Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

    а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

    б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).

    Основа

    Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

    У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

    Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.


    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...