Биография. Леван Ломидзе: Блюз - это мир без рамок и правил Леван ломидзе и группа blues cousins



Дата рождения: 30.06.1964
Гражданство: Грузия

Расскажи как ты стал гитаристом. С чего все начиналось и что повлияло на твой выбор.

Все началось с того, что я практически случайно попал на концерт B.B.King в Тбилиси в 1975 году. Он выступал в филармонии, напротив моей школы. Я был тогда школьником. О том что, B.B.King приезжал в Тбилиси тогда мало кто знал, об этом даже в Москве не знали. Западные рок/блюз музыканты не давали концертов в СССР. Но в Грузии в те годы было все таки больше свободы. И благодаря этому к нам приезжал не только B.B.King, но и, например, Luther Allison и многие другие интересные блюзмены.

И вот я увидел B.B.King живьем и на концерте поймал его медиатор, который он бросил в зал со сцены. Медиатор был именной (с автографом). А на следующий день я встретил его на улице, он шел по проспекту Руставели (это центральный проспект в Тбилиси) - B.B.King прогуливался в такой грузинской шапке "Аэродром", как Вахтанг Кикабидзе носил в фильме "Мимино".

И вот после визита B.B.King я запал на блюз. Вообще в музыке я к тому времени разбирался достаточно хорошо, для своего возраста конечно. Я учился ранее игре на пианино. Мне было 11 лет.

После визита B.B.King прошло много времени, я все еще играл на пианино, однако в моей голове сидели те блюзовые фразы, что я слышал на концерте. И вот пару лет спустя, мой сосед, бывший барабанщик показал мне "одним пальцем" как играть блюзовую гамму на пианино. Разумеется, я не знал ранее о существовании этой гаммы. Это те магические ноты на которых строятся все блюзовые не только блюзовые гитарные соло.

И тогда я понял, что блюз - это совсем другая музыка и вообще другой мир и тогда я начал пытаться импровизировать на пианино. И потом уже я перенес эти ноты на гитару. Я на гитаре не умел играть. Просто мне показали какие-то основы - вот первая струна и т.д. И тогда я просто находил эти блюзовые ноты на грифе гитары - находил эту гамму и играл ее вверх/вниз на гитаре.

А потом я постепенно стал понимать больше. Например, что какие-то ноты можно извлечь не "нажимая" на какой-то лад, сделав подтяжку. Так вот получились мои первые бенды.

А откуда вообще у тебя появилась гитара? Что это был за инструмент?

С гитарой особых проблем не было. Во-первых были акустические гитары, которые отец периодически мне дарил, а мы их ломали и не знал как играть на этих инструментах. А потмо уже я начал акцентировать свое внимание на электрогитаре.

Кстати, тут уместно будет вспомнить, про еще один просто магический случай в моем детстве. Я гулял по городу. Это было вечером после какого-то кружка или секции, я шел домой. Проходу мимо дома культуры какого-то в Тбилиси. И заходу в него. Как будто кто-то меня зовет. А там темно вообще. Это огромный дом типичный для советских времен. В фойе никого нет. Я поднимаюсь на второй этаж, потом на третий этаж. До сих пор не понимаю почему я туда зашел. Я открываю дверь какую-то и попадаю на балкон. Представьте себе балкон в оперном зале. Большой масштабный зал и нету никого. Абсолютно темно и я стою на балконе. И только сцена полностью освещена и там сидит всего один человек. И он играет на электрогитаре. У него стоит усилитель (большой выше него). И он один на сцене и лица его не видно. Но вот эти ноты, эти звуки которые доходили до меня - это были магические звуки.

Ведь на самом деле если прочесть самые первые древние инструкции к гитарному эффекту Fuzz, то там было написано, что Fuzz действует на нервную систему человека. Не важно положительно или отрицательно, но Fuzz ее возбуждает. Вот видимо что-то такое во мне произошло.

Сначала B.B.King, потом вот этот случай в доме культуры. И я начал думать - откуда появляются такие звуки. И я слушал разные блюзовые произведения. И думал, почему гитара в них звучит не так, как звучит акустическая. Потом мне объяснили, что есть примочка. И объяснили мне неправильно, сказали что она называется "квакушка". И я начал искать "квакушку". И вунивермаге продавались советские "квакушки".

В общем вот так все началось. Потом отец наконец-то купил мне электрическую гитару. Полуакустическую. Не понмю названия, но она была советская. Два датчика у нее было. А потом начались, как обычно это бывает, разные самодельные гитары.

Но вот очень много времени у меня заняло, чтобы понять, откуда берутся эти магические звуки гитары.

Как ты учился играть на гитаре? Как ты занимался? Как осваивал этот инструмент? Ходил к преподавателю или делал все сам, снимая и анализируя записи?

Да я сам, самостоятельно анализируя записи. Я только один раз пошел к учителю. Это был какой-то лауреат ленинской премии и т.д. Учит на гитаре. На первый урок я пришел. Смотрю он учит каким-то трем аккордам, но это не блюзовые аккорды а так называемые "блатные" и про арпеджио объясняет. И я ничего общего не нашел со своими увлечениями.

Но там была девушка и она играла на гитаре что-то такое (напевает). Я к ней подошел и спрашиваю - а что это такое. А она говорит - а ты не знаешь что ли, это же rock"n roll.

Надо понимать, что это были тяжелые времена в плане музыкальной информации. Оказывается у этой девушки был брат-моряк, который плавал на корабле за границу и он научил ее играть этот рифф.

Вот так, по крупицам я собирал какие-то частички своих знаний и умений. Что-то где-то видел, где-то слышал, кого-то спросил и т.д. Но конечно по большей части - я анализировал записи.

А какую музыку ты слушал тогда?

Ну в принципе, я слушал блюз. Johnny Winter, Alvin Lee. Но и до сих пор моя любимая группа - это Living Blues.

Расскажи пожалуйста, как ты стал профессиональным музыкантом, то есть начал где-то выступать?

У меня был такой стереотип, что я должен сочинять, то есть у меня должно быть свое лицо. Ныне я понимаю, что блюз - это абсолютная самобытная культура. Блюз дает возможность каждому гитаристу - максимально раскрываться. А раньше я думал, что блюз это какое-то направление, но все таки нужно делать что-то свое, используя только какие-то элементы этого направления.

И с этими идеями я создал группу. Со мной целых восемь лет играл на барабанах сын Вахтанга Кикабидзе. Это мой ближайший друг, мы жили по соседству. Нас было тогда трое друзей и мы вместе сделали группу. Мы сделали группу и репетировали прямо в кабинете Кикабидзе. Он подарил нам первые барабаны. И потом он нас взял в филармонию и мы два года ездили с концертами. Как-бы на разогреве в первом отделении перед выступлением Вахтанга Кикабидзе. И мы играл и блюз с элементами фолка.

На каком языке это было?

На грузинском языке. Кикабидзе вообще фанат блюза. И он гораздо лучше знает блюз, чем многие-многие блюзовые музыканты. Сам он кстати бывший барабанщик и очень хороший барабанщик. И помню он поставил нам чистый классический шаффл-блюз в исполнении E.Clapton. И сказал - вот это Вы сможете сыграть? Тогда я возьму вас в филармонию.

И мы репетировали. И сыграли и Кикабидзе понравилось и после этого мы стали выступать.

В общем Кикабидзе был очень эрудирован в плане блюза. Кстати всю информацию о бллюзе. Записи, пластинки мы брали у него. Он привозил. Ну и плюс мы брали у него микрофоны, всякую технику и т.д.

То есть он как бы опекал Вас?

Да опекал. И не немножко а довольно сильно. И у нас была своя настоящая группа. Мы занимались раскруткой, снимали клипы и т.д. Мы называли себя рок-группой. Посокльку блюз-группа - таких названий не существовало. И мы были первой группой в Тбилиси. Которая выпустила пластинку. Это было грандиозное событие по тем временам. Такие вещи надо было согласовывать с Москвой. Я приезжал в Москву и музыку слушали всякие комиссии. Тексты перевели на русский и смотрели нет ли в них чего-нибудь крамольного.

То есть это была первая группа в Грузии, которая выпустила пластинку. И причем на грузинском языке но с современной музыкой.

Да. Считалась - что мы "первая грузинская рок-группа, которая выпустила пластинку". И у нас были свои клипы. Даже целый фильм на 40 минут. Телевидение выделило 20 тысяч рублей. Тогда это было сумашедшая сумма. И мы сняли фильм про нашу группу.


      Дата публикации: 31 января 2018 г.

В преддверии юбилея своей группы «Blues Cousins» известный блюзовый гитарист дал интервью.

16 февраля 2018 года в рамках Музыкального фестиваля «АРТ-атмосфера» на сцене киноконцертного зала ЦДХ состоится шоу известного блюзового гитариста Левана Ломидзе «Юбилей группы Blues Cousins - 25 лет!»

Леван Ломидзе давно заслужил славу крупнейшего российского блюзмена и место в десятке лучших гитаристов. Вместе с группой Blues Cousins с 2002 года провел более 100 блюзовых концертов по США. В 2000-м гитарист был награжден призом зрительских симпатий на фестивале Blues sur Sein 2000 во Франции, а группа Blues Cousins названа лучшей среди 57 групп. На юбилейном концерте Ломидзе исполнит самые яркие песни из репертуара прошлых лет, а также новые работы.

Леван, расскажите немного о предстоящем концерте в ЦДХ. Как вы составляли программу? Она совсем новая?

Для меня, как и для всего коллектива это очень важное событие, и мы с огромным энтузиазмом занимаемся составлением программы. Мы хотим, чтобы этот день превратился в праздник не только для нас, но и в первую очередь для наших слушателей, ведь они преданно поддерживали нас все эти годы.

Вместе с нами на сцену выйдут лучшие представители российского блюза и джаза: Константин Никольский, Сергей Манукян, Вячеслав Горский, Евгений Борец и другие. Это люди, сотрудничество с которыми всегда обогащало творчество нашего коллектива. Все планируется в лучших традициях блюза: будет много импровизации, экспромта и сюрпризов.

Какие композиции планируете исполнить? И что особенного приготовили для публики?

Мы будем представлять наш новый альбом “I Was Born In Georgia”, песни из которого впервые прозвучат в живом исполнении. Помимо произведений из нового альбома, в программе будут лучшие хиты 20 столетия от блюза до рока, от Би Би Кинга до Битлз. И конечно, какой юбилей без подарков?! Первые двести зрителей, которые войдут в зал, получат наш CD на память.

Концерт посвящен юбилею вашей музыкальной группы. Если сравнить, какой она была 25 лет назад и сейчас, что изменилось, а что осталось неизменным?

За 25 лет, безусловно группа радикально изменилась. Она стала зрелой и бесконечно уверенной в себе, но страсть к музыке и приятное волнение перед каждым выступлением остались неизменными.

В каком возрасте вы увлеклись музыкой? Как пришли к вашей нынешней жизни?

Музыкой увлекся в далеком 1975 году, 11-летным школьником, совершенно случайно попав на концерт великого Би Би Кинга. Тогда я для себя открыл целый мир - мир безграничной свободы. Звучит пафосно, но поверьте - это так!

Чем вас привлек блюз? Чем музыка является для вас?

Блюз - это мир без рамок и правил. Заглянуть туда может каждый, даже не имея особых навыков, но чтобы жить в том мире надо приложить очень много усилии и любви.

А помните вашу первую гитару?

Первую гитару подарил мне отец. Это был акустический инструмент советского производства. И он издавал звуки.

Что посоветуете молодым исполнителям, которые пока не знают, какой музыкальный инструмент для себя выбрать? Как понять, что этот инструмент именно твой?

Молодым советую в выборе инструмента больше полагаться на себя, чем на окружающих. Только свое сердце может подсказать какой инструмент именно твой.

В каком направлении вы сейчас движетесь? Над чем работаете?

Планов много, но главным приоритетом является наша концертная деятельность. С выходом каждого нового альбома меняется и программа. Ввести новое, не навредив старому - довольно сложная задача. Ее мы и решаем.

Беседу вела Светлана Астрецова

Леван Ломидзе фотография

Все началось с того, что я практически случайно попал на концерт B.B.King в Тбилиси в 1975 году. Он выступал в филармонии, напротив моей школы. Я был тогда школьником. О том что, B.B.King приезжал в Тбилиси тогда мало кто знал, об этом даже в Москве не знали. Западные рок/блюз музыканты не давали концертов в СССР. Но в Грузии в те годы было все таки больше свободы. И благодаря этому к нам приезжал не только B.B.King, но и, например, Luther Allison и многие другие интересные блюзмены.

И вот я увидел B.B.King живьем и на концерте поймал его медиатор, который он бросил в зал со сцены. Медиатор был именной (с автографом). А на следующий день я встретил его на улице, он шел по проспекту Руставели (это центральный проспект в Тбилиси) - B.B.King прогуливался в такой грузинской шапке "Аэродром", как Вахтанг Кикабидзе носил в фильме "Мимино".

И вот после визита B.B.King я запал на блюз. Вообще в музыке я к тому времени разбирался достаточно хорошо, для своего возраста конечно. Я учился ранее игре на пианино. Мне было 11 лет.

После визита B.B.King прошло много времени, я все еще играл на пианино, однако в моей голове сидели те блюзовые фразы, что я слышал на концерте. И вот пару лет спустя, мой сосед, бывший барабанщик показал мне "одним пальцем" как играть блюзовую гамму на пианино. Разумеется, я не знал ранее о существовании этой гаммы. Это те магические ноты на которых строятся все блюзовые не только блюзовые гитарные соло.

И тогда я понял, что блюз - это совсем другая музыка и вообще другой мир и тогда я начал пытаться импровизировать на пианино. И потом уже я перенес эти ноты на гитару. Я на гитаре не умел играть. Просто мне показали какие-то основы - вот первая струна и т.д. И тогда я просто находил эти блюзовые ноты на грифе гитары - находил эту гамму и играл ее вверх/вниз на гитаре.

А потом я постепенно стал понимать больше. Например, что какие-то ноты можно извлечь не "нажимая" на какой-то лад, сделав подтяжку. Так вот получились мои первые бенды.

А откуда вообще у тебя появилась гитара? Что это был за инструмент?

Лучшие дня

С гитарой особых проблем не было. Во-первых были акустические гитары, которые отец периодически мне дарил, а мы их ломали и не знал как играть на этих инструментах. А потмо уже я начал акцентировать свое внимание на электрогитаре.

Кстати, тут уместно будет вспомнить, про еще один просто магический случай в моем детстве. Я гулял по городу. Это было вечером после какого-то кружка или секции, я шел домой. Проходу мимо дома культуры какого-то в Тбилиси. И заходу в него. Как будто кто-то меня зовет. А там темно вообще. Это огромный дом типичный для советских времен. В фойе никого нет. Я поднимаюсь на второй этаж, потом на третий этаж. До сих пор не понимаю почему я туда зашел. Я открываю дверь какую-то и попадаю на балкон. Представьте себе балкон в оперном зале. Большой масштабный зал и нету никого. Абсолютно темно и я стою на балконе. И только сцена полностью освещена и там сидит всего один человек. И он играет на электрогитаре. У него стоит усилитель (большой выше него). И он один на сцене и лица его не видно. Но вот эти ноты, эти звуки которые доходили до меня - это были магические звуки.

Ведь на самом деле если прочесть самые первые древние инструкции к гитарному эффекту Fuzz, то там было написано, что Fuzz действует на нервную систему человека. Не важно положительно или отрицательно, но Fuzz ее возбуждает. Вот видимо что-то такое во мне произошло.

Сначала B.B.King, потом вот этот случай в доме культуры. И я начал думать - откуда появляются такие звуки. И я слушал разные блюзовые произведения. И думал, почему гитара в них звучит не так, как звучит акустическая. Потом мне объяснили, что есть примочка. И объяснили мне неправильно, сказали что она называется "квакушка". И я начал искать "квакушку". И вунивермаге продавались советские "квакушки".

В общем вот так все началось. Потом отец наконец-то купил мне электрическую гитару. Полуакустическую. Не понмю названия, но она была советская. Два датчика у нее было. А потом начались, как обычно это бывает, разные самодельные гитары.

Но вот очень много времени у меня заняло, чтобы понять, откуда берутся эти магические звуки гитары.

Как ты учился играть на гитаре? Как ты занимался? Как осваивал этот инструмент? Ходил к преподавателю или делал все сам, снимая и анализируя записи?

Да я сам, самостоятельно анализируя записи. Я только один раз пошел к учителю. Это был какой-то лауреат ленинской премии и т.д. Учит на гитаре. На первый урок я пришел. Смотрю он учит каким-то трем аккордам, но это не блюзовые аккорды а так называемые "блатные" и про арпеджио объясняет. И я ничего общего не нашел со своими увлечениями.

Но там была девушка и она играла на гитаре что-то такое (напевает). Я к ней подошел и спрашиваю - а что это такое. А она говорит - а ты не знаешь что ли, это же rock"n roll.

Надо понимать, что это были тяжелые времена в плане музыкальной информации. Оказывается у этой девушки был брат-моряк, который плавал на корабле за границу и он научил ее играть этот рифф.

Вот так, по крупицам я собирал какие-то частички своих знаний и умений. Что-то где-то видел, где-то слышал, кого-то спросил и т.д. Но конечно по большей части - я анализировал записи.

А какую музыку ты слушал тогда?

Ну в принципе, я слушал блюз. Johnny Winter, Alvin Lee. Но и до сих пор моя любимая группа - это Living Blues.

Расскажи пожалуйста, как ты стал профессиональным музыкантом, то есть начал где-то выступать?

У меня был такой стереотип, что я должен сочинять, то есть у меня должно быть свое лицо. Ныне я понимаю, что блюз - это абсолютная самобытная культура. Блюз дает возможность каждому гитаристу - максимально раскрываться. А раньше я думал, что блюз это какое-то направление, но все таки нужно делать что-то свое, используя только какие-то элементы этого направления.

И с этими идеями я создал группу. Со мной целых восемь лет играл на барабанах сын Вахтанга Кикабидзе. Это мой ближайший друг, мы жили по соседству. Нас было тогда трое друзей и мы вместе сделали группу. Мы сделали группу и репетировали прямо в кабинете Кикабидзе. Он подарил нам первые барабаны. И потом он нас взял в филармонию и мы два года ездили с концертами. Как-бы на разогреве в первом отделении перед выступлением Вахтанга Кикабидзе. И мы играл и блюз с элементами фолка.

На каком языке это было?

На грузинском языке. Кикабидзе вообще фанат блюза. И он гораздо лучше знает блюз, чем многие-многие блюзовые музыканты. Сам он кстати бывший барабанщик и очень хороший барабанщик. И помню он поставил нам чистый классический шаффл-блюз в исполнении E.Clapton. И сказал - вот это Вы сможете сыграть? Тогда я возьму вас в филармонию.

И мы репетировали. И сыграли и Кикабидзе понравилось и после этого мы стали выступать.

В общем Кикабидзе был очень эрудирован в плане блюза. Кстати всю информацию о бллюзе. Записи, пластинки мы брали у него. Он привозил. Ну и плюс мы брали у него микрофоны, всякую технику и т.д.

То есть он как бы опекал Вас?

Да опекал. И не немножко а довольно сильно. И у нас была своя настоящая группа. Мы занимались раскруткой, снимали клипы и т.д. Мы называли себя рок-группой. Посокльку блюз-группа - таких названий не существовало. И мы были первой группой в Тбилиси. Которая выпустила пластинку. Это было грандиозное событие по тем временам. Такие вещи надо было согласовывать с Москвой. Я приезжал в Москву и музыку слушали всякие комиссии. Тексты перевели на русский и смотрели нет ли в них чего-нибудь крамольного.

То есть это была первая группа в Грузии, которая выпустила пластинку. И причем на грузинском языке но с современной музыкой.

Да. Считалась - что мы "первая грузинская рок-группа, которая выпустила пластинку". И у нас были свои клипы. Даже целый фильм на 40 минут. Телевидение выделило 20 тысяч рублей. Тогда это было сумашедшая сумма. И мы сняли фильм про нашу группу.

Скажу что думаю
27.07.2013 05:25:59

Думаю, что Леван счастливый человек, считает он сам так, или нет.
Фома Аквинский утверждал, что музыканты не подлежат суду инквизиции, потому что через них с нами говорит бог. Я хотя и неверующий, но по этому вопросу с Ф. Аквинским солидарен, а в отношении Ломидзе - на 100.

Леван Ломидзе является первым российским гитаристом, признанным на родине Блюза. 2002 году был подписан долгосрочный контракт с Вашингтонским Блюзовым сообществом, о проведении 5 туров по США, включая выступления на самых престижных блюз фестивалях Америки. В общей сложности было проведено более 100 концертов. На фестивале « Blues Sur Sein 2000» (Франция) Леван был награжден призом симпатии зрителей, а Blues Cousins названа лучшей среди 57 групп.. По результатам опроса слушателей передачи «Доктор Блюз» (Открытое Радио) – Леван Ломидзе был признан лучшим российским блюзовым музыкантом года. 2005 году американская компания Jazz Stream Records выпустила «живой» альбом Левана – Live in USA . Последний факт явился настоящим прорывом московского блюза. По оценке журналов Audio - Video , Music Box , Guitars . ru ,Леван признан одним из 10ти лучших гитаристов России. Леван награжден мэром Москвы за акцию «Рок против наркотиков» .

Леван обратился к своим гостям и слушателям: "Здравствуйте, первые 200 зрителей получат подарок - наш новый CD “I Was Born in Georgia”. Оригинальные композиции из которого, будут исполнены впервые. А также прозвучат произведения из классики блюза джаза и рока."

______________________________________

- Вам еще рано подводить итоги, но 50 лет - это такой большой путь, за время которого можно достичь немалых результатов. Какими своими достижениями за "первые пятьдесят" Вы сегодня действительно гордитесь?

Когда я пересматриваю итоги прожитого, сам поражаюсь. Неужели за одну жизнь можно столько успеть? Потому что, если бы лет 20-25 назад мне сказали, что произойдёт в будущем, я бы не поверил. Был я обычным человеком, советским школьником, пионером. Когда приезжали западные музыканты, для нас это было что-то инопланетное. Мы бегали, искали у перекупщиков первые зарубежные пластинки. И вот прошло некоторое время и у меня появилась возможность играть рядом с ними, записывать музыку, дружить, выступать на одной сцене. Оказывается, все возможно в жизни! Самым большим достижением я считаю, что нам удалось выпустить диск в Америке, и то, что инициативу проявила американская звукозаписывающая компания Jazz Stream Records. У нас был большой гастрольный тур, мы за 3 месяца сыграли 50 концертов. И нам предложили во время этого тура сделать альбом. Потом оказалось, что наша запись - первый диск восточно-европейского блюзового музыканта, выпущенный в Штатах.

- В какой части США Вы гастролировали?

У нас был контракт с блюз-ассоциацией, которая базируется в Сиэтле и охватывает четыре ближайших штата. Это северо-запад США, ближе к Канаде, Ванкуверу… И мы исколесили их все! На лейбле Jazz Stream Records нам предоставили специальный автобус с оборудованием и таким образом было записано три живых концерта. Из этого материала и получилась пластинка "Alive in the USA". Она до сих пор продается на CD.

- Наверное, Вы принимали участие во многих и многих музыкальных фестивалях?

Да, благодаря музыке мы объездили много стран, мы были в Азии, в Америке, и в Африке даже. Но самым первым взлетом был фестиваль во Франции Blues Sur Sein в 2000 году - самый большой блюзовый фестиваль в Европе. До того на Западе я работал, но на таком уровне мы еще никогда не выступали, это был масштабный фестиваль в пятидесяти километрах от Парижа, на него пригласили 57 групп. И именно мы, Blues Cousins, завоевали приз зрительских симпатий! Это было очень неожиданно. И фестиваль стал нашим трамплином - мы начали выступать по всему миру, совершили гастрольный тур по Америке.

- А в какой роли Вы участвовали в Суздальском блюзовом фестивале TOTAL FLAME?

Я три года был арт-директором Total Flame. Как мне кажется, очень удачно. Фестиваль действительно крутой. Его организаторы – ребята со вкусом, все звучит очень хорошо. Два года назад, помнится, я был на сцене больше 12 часов подряд. В первый день фестиваля проходил нон-стоп джем с российскими и иностранными музыкантами. А наша команда находилась на сцене постоянно, с 12 дня до 2 ночи, без преувеличения. При этом еще холодно было, дождь шел. Но мы продержались! С удовольствием!

- Скажите, как Вам Ваша историческая родина, Грузия, помогает в творчестве? грузинская культура звука, песнопения...

Я благодарен своим корням в первую очередь за триоль. Потому что блюз – это триольная музыка, и грузинские, да и просто восточные песни очень легко ложатся на блюзовый ритм. Могу сказать, что ритмика блюза для меня по-настоящему родная. И, конечно, в Грузии все поют. Я тоже пел пять лет в хоре института. Нас было 100 человек, мы исполняли народные песни, ездили на гастроли в Румынию, Болгарию. Но все-таки я никогда не считал себя вокалистом. Блюз в этом плане очень демократичный. Нет жестких претензий. Если у исполнителя отличный вокал - хорошо. Но если голос не очень – можно компенсировать гитарной игрой.

- Считается, что блюзовый музыкант должен быть несчастным, желательно - пьющим. Можно еще совершить покушение на жизнь шерифа. И как-то Вы не очень соответствуете блюзовому стандарту.

Это просто раскрученный миф, для Голливуда. У меня были в жизни тяжелые моменты, страшная авария несколько лет назад, но в больнице почему-то не хотелось играть и петь. На самом деле я считаю, что исполнять блюз, особенно такую энергичную музыку как блюз-рок, человеку хочется, когда ему хорошо. Вот у меня хорошее настроение, с удовольствием играю. Вообще у каждого свой блюз! Есть Peter Green - великий английский гитарист, автор, его любят за минорные, печальные композции. И есть Johnny Winter, у которого все наоборот. И есть великий Би Би Кинг.

- Так Вы "черный" блюз поете или "белый"?

Я всё-таки пою "белый". Мой стиль называется блюз-рок. Как развивался блюз? Он зародился в Америке, при этом среди белых у него изначально не было популярности. Блюзовая музыка мигрировала в Лондон, где появились первые по-настоящему популярные блюзовые группы, например, "Blues Incorporated". Потом этот стиль снова пересек океан и начал набирать популярность в США. Сами американцы пишут, что англичане придали этой музыке белый оттенок – более интеллектуальный и позитивный. Тогда широкой публике стало интересно ее слушать. Даже есть одна песня у темнокожего блюзмена - "Они взяли мой блюз и все испортили". Но почему-то истинный "черный блюз" не так уж много слушают, отдают предпочтение стилю Eric Clapton и Gary Moore.

- А существует ли такая градация как коммерческий блюз и некоммерческий блюз?

Конечно, есть. Некоммерческий блюз обычному зрителю тяжело слушать. Для этого должна быть специальная обстановка, подготовленная публика. Обычно в Америке на фестивалях один день обязательно уделяется некоммерческому, "чистому" блюзу, как дань искусству. Но в более массовый день, когда приходит больше зрителей, они оттягиваются, веселятся, получают удовольствие, играется коммерческий блюз.

- А вы включаете в программу старые блюзовые "черные" композиции?

Обработанные - да, конечно. У нас есть несколько таких вещей, обработанных до неузнаваемости. Я играл реально "черную музыку", но при этом очень тяжело смотреть на зрителей… И мне их невозможно винить. Человек пришел после работы, дороги в метро, он хочет расслабиться. А его снова грузят.

- Я наблюдаю, как Вы общаетесь с публикой, Вы их просто гипнотизируете, завораживаете. А Вам насколько важна энергетика зрителей?

Мне очень важна. Когда я играю, всегда чуть-чуть подглядываю на зрителя. Если я чувствую, что зритель не вовлечен, я готов умереть в это время. Может быть, это слишком, но я не могу по-другому. Я хочу, чтобы мой зритель ушел счастливым человеком!

Леван Ломидзе и Blues cousins в клубе Алексея Козлова


Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...